12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шматько Наталья Евгеньевна65
1

Конспект занятия по теме « Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством « хохлома».

План – конспект  занятия по окружающему миру по теме « Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством « хохлома».

Цель:  Познакомить детей  с русским народным декоративно-прикладным искусством «хохлома».

Задачи:

  1. Рассказать детям об истории возникновения хохломского промысла.
  2.  Познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством - хохломской росписью.
  3. Учить различать характерные особенности изделий хохломской росписи (изготовление из дерева, подбор цвета, роспись узора.)
  4.  Развивать у детей интерес к изделиям хохломских мастеров.
  5. Воспитывать любовь и уважительное отношение к труду народных умельцев, уважение к народно-прикладному искусству.

Предварительная работа:

- рассматривание фотоальбомов о хохломских изделиях

- чтение художественной литературы

Материал к занятию:

Выставка хохломских изделий: ладья, ложки, поднос, братина. Иллюстрации с изображением хохломских предметов декоративно-прикладного искусства.


Ход НОД:

  1. Орг. Момент:

Солнце яркое встаёт,
Спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке товары:
Бочата, ложки, самовары,
Поставцы, розетки, чаши.
Покупайте Хохлому нашу!
На мой товар полюбуйтесь,
Только не торгуйтесь!

Ложки золочёные, узоры кручёные,
Нет изделий краше
Хохломы нашей.
Как волшебница жар-птица,
Не выходит из ума
Чародейка, мастерица,
Золотая Хохлома!



  1. Беседа:

Воспитатель: - Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно -  прикладным искусством – хохломской росписью. Посмотрите на эти изделия и скажите: Нравятся ли они вам? Почему они вам понравились? Как вы думаете – что необычайного в этой посуде? (Ответы детей)

Воспитатель: - Золотистого цвета деревянные изделия этого промысла с растительным орнаментом, называют Хохлома. Хохлома – это название старинного торгового села, куда привозили на продажу расписную деревянную посуду.

Откуда же пришло к нам это диво? Вы хотите узнать? Тогда послушайте легенду о происхождении хохломской посуды.

Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому, однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками. Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом. 
           Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо - художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища. 
          Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей.

         Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику.

- Еще раз, ребята, присмотритесь к этому чуду. (Выставка репродукций) 
- Какие элементы используются в хохломской росписи? (Ягоды, листочки, травка.)

Воспитатель: - как вы думаете, трудно ли изготовить такую посуду? – конечно, изготовить её непросто. Изделие надо сначала выточить на станке, потом оно шпаклюется, т. е. покрывается алюминиевым порошком, подвергается закалке в печи с высокой температурой. Воспитатель предлагает взять любой понравившийся предмет детям и рассмотреть его.

Воспитатель: - какие цвета использовал художник? - Правильно есть чёрный, красный, встречается зелёный, но больше всего золотого цвета. - Теперь вы понимаете, почему хохлому называют «золотой».

- Золото (жёлтый цвет) олицетворяет счастливую жизнь, довольство, красоту и чистоту. Трава, цветы, ягоды, листья (красный и зелёный) – напоминали людям о молодости, силе. 
Чёрный цвет – цвет пепелища, земли.

– А какие узоры использовал художник? (В узорах есть разные ягоды, листья (чаще всего тройные, декоративные цветы).

– А вот этот элемент, который чаще всего встречается, называется «травка»(воспитатель показывает узор). Из травки художники составляют разные композиции. Из «травинок» составляют изображения птиц и рыбок.

- Посмотрите, как плавно изогнуты ветки с ягодами, листьями и цветами. «Травка»занимает всё пространство между ними. Она лёгкая, изогнутая или похожа на завитки с острыми конечками «как осока на ветру». Узор занимает почти всю поверхность изделия, край украшен прямой каймой.

3. Физминутка:

 Глаза крепко закрываем,

 Широко их открываем.

 Все умеем мы моргать

И глазами “рисовать”.

Ветка влево повернулась (Вытянуть левую руку в сторону на уровне плеч, посмотреть влево при неподвижной голове)

 И в колечко завернулась. (Согнуть левую руку в локтевом суставе)

Изогнулась мило вправо, (Вытянуть правую руку в правую сторону на уровне плеч, посмотреть вправо при неподвижной голове)

Получился лист на славу! (Согнуть правую руку в локтевом суставе)

 Рядом с листиком трѐхпалым (Присесть)

Земляника цветом алым (Обхватить колени руками, посмотреть вниз)

Засияла, поднялась, (Приподняться на носочки и вытянуть руки вверх, посмотреть на ладошки) Сладким соком налилась.

 А трава, как бахрома, (Наклоны туловища в стороны)

Золотая хохлома! (Опустить руки вниз).

Воспитатель: - особенно красивой росписью украшали предметы, предназначенные для торжественных событий: братины, ковши, ендовы. Давайте вспомним, для чего предназначена эта посуда:

Братина – русский шаровидный сосуд из дерева, меди, серебра, золота. Из неё на братничных пирах (на всю братию) разливали напитки по чашам для питья в круговую. Также она использовалась как большая чаша для питья и еды.

Ендова – деревянный или металлический древнерусский сосуд ладьевидной формы с широким горлом, с носком и ли рыльцем, употреблявшийся для разлива напитков на пирах.

Ковш – широкий открытый сосуд с ручкой для зачёрпывания жидкости.

Давайте вместе рассмотрим несколько хохломских изделий (Показ изделий сопровождается чтением стихотворений):

Птицы и петли, круженья, разводы 
Листья и стебли, колосья и злаки, 
Редкие, мудрые формы природы 
Сердце влюбленного тайные знаки. 
Это придумали русские люди 
Те, что молились пенькам и березе.

На деревянном языческом блюде 
Травы, цветы, легендарные розы. 
Как я люблю хохломское искусство! 
Ложки и те у меня хохломские 
К ним у меня постоянное чувство, 
С детства они мне родные, родные.

Я разложу их, и гости довольны 
И никаких замечаний и жалоб. 
Слышно одно в разговоре застольном: 
Щец бы горячих, борща не мешало. 
Кисть хохломская! – Большое спасибо! 
Сказывай сказку для радости жизни. 
Ты, как душа у народа красива, 
Ты, как и люди, служишь Отчизне! 


Воспитатель: сейчас давайте придумаем разнообразные (слова) эпитеты и сравнения к слову «хохлома».

Дети придумывают слова (яркая, красочная, жаркая, солнечная, сочная, как золото блестит, как жар-птица горит.)

- хохломские изделия известны на весь мир, а не только у нас в стране.

Рефлексия:

Ребята, а зачем мы сегодня рассматривали изделия с хохломской росписью? (Ответы детей)

И в конце нашей беседы хочется прочитать вам ещё одно стихотворение. Послушайте:

Как волшебница Жар- птица,

Не выходит из ума

Чародейка – мастерица,

Золотая Хохлома.

И богата, и красива,

Рада гостю от души.

Кубки, чаши и ковши.

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Всё вобрала, словно память:

Зорь червонные лучи

И узорчатый орнамент

Древнесуздальской парчи.


Листья рдеют, не редея,

От дыхания зимы.

Входим в царство Берендея,

В мир волшебной красоты.

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Небывалой красоты.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют Хохломой.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.