Урок-презентация для дошкольников «Народное декоративно-прикладное искусство»

23
3
Материал опубликован 9 October 2016

Пояснительная записка к презентации

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ К УРОКУ-ПРЕЗЕНТАЦИИ «НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО»

                                                                                           ВОСПИТАТЕЛЯ

                                                                                           УСТИМЕНКО АННЫ

                                                                                           АЛЕКСАНДРОВНЫ

                                                       ЛУГАНСК

                                                          2016

 

Цель: познакомить детей с интересными профессиями, народными

ремеслами, различными техниками рисования, учиться обрабатывать

различные материалы, приобретать новые навыки, необходимые в

дальнейшей трудовой деятельности, знакомить с символикой русского

декоративного искусства и её значением, самостоятельно создавать

декоративные изделия;

развивать эстетическое восприятие, сенсорику, художественный вкус,

обогатить речь детей новыми словами, развивать мелкую моторику

рук, графические навыки, формировать духовный мир дошкольников,

творческое начало;

воспитывать духовность, прививать интерес к истории народа, его

культуре, истокам.

Задачи: учить различать виды декоративно-прикладного искусства;

развивать творческий потенциал детей;

приобщать к культурному наследию своих предков.

Интеграция образовательных областей:

познавательное развитие;

социально-коммуникативное;

физическое развитие;

художественно-эстетическое;

речевое развитие.

Материалы: презентация «Декоративно-прикладное искусство», наглядный

материал( богородские игрушки, гжельская посуда, филимо-

новские игрушки, городецкие дощечки, матрешки), иллюстра-

ции, дощечки для росписи, краски, кисти, карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель:

Народное декоративно-прикладное искусство было  частью жизни людей.

Человек издавна старался украсить своё жилище и делал это с помощью материала, который находился под руками - это дерево, глина, кость и т.д.

Это то, что люди создавали своими руками, хранили, берегли, учили своих детей делать такие же изделия.  В узоре росписи раскрывается красота, и самобытность русской души.

Народное искусство-это  деревянные матрёшки, глиняные фигурки,  деревянные ложки, посуда…Что человек видел вокруг себя, то старался повторить: красоту окружающего мира,  знакомые детям сказочные образы животных, выполненные из дерева или глины.

Орнаменты, используемые народными мастерами для росписи игрушек и посуды, включает в себя цветы, ягоды, листья, которые человек видит в лесу, в поле..

  Слайд 1

Когда-то давно, гончар Филимон обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново. Мужчины лепили посуду, а  женщины лепили звонкие свистульки, за что жители окрестных деревень прозвали их “свистулечницами”, потому что игрушки делались со свистками.

     Женщинам помогали в работе девочки, которых приучали к ремеслу с 7-8 лет. Работали зимой в свободное от сельских трудов время. Игрушки продавали на ярмарках и базарах. Вот и работали женщины, не покладая рук, днем – хозяйство, а как только наступали сумерки, приступали к любимому делу.

     Весной, до начала полевых работ, как только устанавливалась ясная сухая погода, все готовые изделия обжигали. Была построена из кирпича печь, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Для всех жителей деревни день этот был торжественным событием – итогом всей зимней работы. У печей собирались нарядно одетые жители. Все ожидали чуда – появления преображенных огнем глиняных изделий. Местная глина после обжига приобретала белый цвет, и ее можно расписывать без предварительной побелки. После обжига игрушки группировали по сюжетам для росписи. Сюжеты Филимонова – это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных – коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц – курицы и петухи.

Слайд 2

Городецкая роспись – один из самых знаменитых художественных промыслов России. Среди самых распространённых сюжетов росписи – гулянья, чаепития, знаменитый городецкий конь с всадником, народные праздники, пышные гирлянды цветов и причудливые птицы.

 
 

Промыслом занимались крестьяне всех окрестных деревень вокруг Городца. Кто-то вырезал ложки, кто-то точил посуду (чашки, миски, поставки, солонки), а кто-то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества. Были здесь сани и дровни, кадки и ушаты, деревянные вёдра и лохани, плетёная мебель и корзины, сита и решета, и яркие городецкие донца прялок.

   

Слайд 3

Для росписи дымковских игрушек мастера всегда использовали строгий геометрический орнамент. Дымковская роспись представляет собой сочетание кругов, зигзагов, строгих прямых или волнистых линий, используются круглые пятна, клетки и просто точки. Классическими для дымковской игрушки являются фигурки всадников, петухи и кони. Женские фигурки имеют расширяющиеся колоколообразные юбки и высокие головные уборы – кокошники. Раскраска человеческих фигурок имела определенную последовательность. Вначале черной краской прорисовывались волосы, брови и глаза. Три оранжевых или красных пятнышка, поставленных на лице игрушки при помощи лучинки, означали рот и щеки. Затем расписывалась шляпка и в самую последнюю очередь - яркая юбка. Узоры дымковской росписи необычайно яркие. Синий, красный, оранжевый, желтый, малиновый, изумрудный и зеленый оттенки – вот основные цвета, используемый в рассматриваемой технике.

Слайд 4

Изготовление Полхов-Майданской игрушки.

Сначала игрушки вытачивают  из липы или осины. Затем их покрывают жидким картофельным крахмалом, то есть шлифуют и грунтуют крахмальным клейстером. Затем черной тушью  по сухой поверхности рисуют контур рисунка. Далее контур будущего узора и расписывают  красками: розовой, красной, зеленой, желтой, синей. После этого игрушки покрывают бесцветным лаком. Используют сочетания контрастных цветов (красный — зеленый, желтый — синий ) художники добиваются особой яркости росписи.

Основные сюжеты узоров — изображения птиц и животных, а также цветы: роза, мак, ромашка, тюльпан, шиповник; сельские пейзажи с речкой, домиками, церковью и мельницей на берегу, а также обязательной красной зарей на небе. Ассортимент игрушек разнообразен:детские игрушки: матрешки, птички-свистульки, лошадки, игрушечная посуда, грибы-копилки, балалайки, коробочки-яблоки. Другая группа изделий — традиционная русская посуда: солонки, чаши, сахарницы, сосуды для хранения сыпучих продуктов, самовары, коробочки. В большом количестве вытачивают и расписывают пасхальные яйца.

Слайд 5

Гжель - старинное русское село на берегу реки Гжелки, около Москвы. Название село получило от слова, происходящего из лексикона древних гончаров – «жгель», или «жечь», «обжечь». В округе, возле села, располагаются богатейшие залежи глин, поэтому здесь издавна жили гончары, которые могли определить толщину стенок изделия пальцами на ощупь. Делать посуду было дело не простое, и занимались им мастера, ребятишки помогали обливать готовые изделия глазурью, а девочки раскрашивали, после чего обжигали.  Мастера расписывают каждое изделие только вручную. У Гжели собственный стиль - синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне. Роспись производится кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет.

Слайд 6

В селе Богородское, расположенному ныне в Сергиево-Посадском районе Московской области, появилась  Богородская игрушка. Ее делают из мягких пород дерева – липы, осины, ольхи, так как с мягким деревом легче работать. Заготовленные бревна липы по специальной технологии просушиваются не менее 4 лет, поэтому заготовка липы представляет собой непрерывный процесс. Просушенные бревна пилят и отправляют на зарубку. Полученные заготовки мастер размечает по рисунку и затем вырезает игрушку специальным ножом. Готовые детали игрушки отправляются в цех сборки, а на заключительном этапе их раскрашивают. Игрушки, которые не раскрашивают, покрывают бесцветным лаком. Символом «богородского стиля» является игрушка на движущейся планке. Например, искусно вырезанные деревянные фигурки мужика и медведя по очереди колотят молотами по наковальне, стоит только подвигать планку, на которой закреплены забавные фигурки. 

Слайд 7

Ребята, угадайте, о ком идет речь:

Деревянные подружки

Любят прятаться друг в дружке,

Носят яркие одежки,

Называются….?( матрешки)

Матрёшки изготавливают из древесины лиственных пород деревьев. Самым благодатным материалом является липа. Деревья, предназначенные для выделки матрёшек, спиливают ранней весной, обычно в апреле, когда древесина в соку. Спиленные деревья очищают, оставляя обязательно в нескольких местах кольца коры. Иначе при сушке древесина потрескается. Бревна укладывают штабелями, чтобы между ними остался зазор для воздуха. Заготовленную древесину выдерживают на открытом воздухе не менее двух лет. Бревна, готовые к обработке, распиливают на заготовки для будущей матрёшки. В руках мастера заготовка проходит до 15 операций, прежде чем стать готовой матрёшкой. Обычно первой вытачивают самую маленькую неоткрывающуюся фигурку, потом уже все остальные фигурки. Готовые куклы грунтуют крахмальным клеем, сушат, теперь матрёшка готова к росписи. 

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Воспитатель:

-Ребята, какие игрушки вам запомнились?

-Какие понравились?

/data/files/i1475991138.pptx (Народное декоративно-прикладное искусство)


 

 

Предварительный просмотр презентации

Народное декоративно-прикладное искусство Филимоновская игрушка Городецкая игрушка Дымковская игрушка Полхов-майданская игрушка Гжельская игрушка Богородская игрушка Матрешка

Филимоновская игрушка Филимо́новская игру́шка — древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. Благодаря особой глине, которая залегает в районе Одоева  испокон веков лепили посуду, продавая её на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно. При этом мужчины и женщины делали только посуду, а девочки вместе с бабушками лепили и расписывали игрушки.

Городецкая игрушка Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.

Дымковская игрушка Ды́мковская игру́шка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне на территории города Кирова). Возникновение игрушки связывают с весенним праздником свистуньей, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета. Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Гамма цветов: красный, жёлтый, синий, зелёный, алый, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. У игрушки строго геометрический орнамент : клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.

ПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ ИГРУШКА Полхов-Майда́нская ро́спись, — производство расписных токарных изделий в селе Полховский Майдан, деревне Крутец и посёлке Вознесенское Нижегородской области. Токарные изделия мастеров этого промысла — матрёшки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки украшают: цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи. Цветочная роспись очерчена чётким чёрным контуром, «пестрение» — простейшая кистевая роспись мазками или точками.

Гжельская роспись Гжель — русский народный промысел производства керамики и вид русской народной росписи, также один из традиционных российских центров производства керамики: посуда, игрушки в виде птиц и зверей, декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы

Богородская игрушка Богородская игрушка — русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева(липы, ольхи, осины). Его центром является посёлок  Богородское Сергиево-Посадского района Московской области России. По народному преданию, давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить малых детей. Вырезала она из чурбачка фигурку «ауку». Дети порадовались, поиграли и забросили «ауку» на печь. Раз муж стал собираться на базар и говорит: «Возьму-ка я „ауку“ да и покажу на базаре торгашам». «Ауку» купили и ещё заказали. С тех пор и появилась резьба и стала она называться «богородской». Сюжеты: «Пастушок», львы со львятами, собаки со щенками.

Матрешка : Загорская или сергиево-посадская матрешка Семеновская матрешка Вятские матрешки Тверская матрешка Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и платке. Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. Сделано это было неслучайно. Имена Матрёна, Матрёша считались одними из наиболее распространённых женских имён, в основе которых лежит слово «матерь» Первая русская матрёшка, выточенная лучшим игрушечником из Сергиева Посада , была восьмиместная. За девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, затем опять девочка. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнатого младенца.

 Сергиевская или загорская  В Сергиевом Посаде родилась на свет первая матрешка. Сергиевская кукла это всегда круглолицая девушка в платочке, завязанном узлом, узорчатой кофте, нарядном сарафане и переднике в цветочек. Ее роспись очень яркая, опирающаяся на 3-4 основных цвета – желтый, красный, синий и зеленый. Линии одежды и лица у нее обычно имеют черный контур. Она расписывается гуашью и покрывается лаком. Она очень яркая, ее основные цвета – желтый и красный. Ее одежда – это одежда сельчанки, в отличие от загорской горожанки, с преобладанием цветочных мотивов. А платочки у этих матрешек чаще всего раскрашены в горошек. Семеновская матрешка

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Анна Александровна! С интересом прочитала урок-презентацию для дошкольников: «Народное декоративно-прикладное искусство». Много нового и интересного узнают дети, да и мы, педагоги с удовольствием пополним свои знания. Интересная подборка материала. Цель, поставленная Вами, достигнута. Детям, я думаю, было очень интересно, этот материал им надолго запомнится! Спасибо! Зоя.

20 November 2016

Здорово.Спасибо.

18 December 2016