Конспект занятия «Широка страна родная»
для детей старшего дошкольного возраста.
Автор: Ванюкова Светлана Леонидовна,
старший воспитатель
МДОУ «Финно-угорский детский сад
комбинированного вида № 20 «Лумикелло»
Цель: расширение знаний детей о некоторых природных зонах России, о нахождении Республики Карелия на карте России.
Задачи:
Образовательные:
Обогащать знания детей о растительном и животном мире природных зон России, в том числе и той, к которой относится Республика Карелия;
Развивающие:
Развивать любознательность и стремление изучать природу Земли, живых обитателей;
Расширять словарный запас детей, учить отвечать полными ответами на вопросы;
Способствовать развитию координации движений, внимания.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к природе Карелии;
Формировать коммуникативные навыки, умение договариваться со сверстниками.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Возраст детей: 5-7 лет.
Длительность занятия: 25-30 минут.
Количество детей: группа детей
Материалы и оборудование: компьютерный диск, аудиозапись с песней «Край родной», компьютер, глобус, карта России, презентация, пазл «Флаг Карелии», разрезные картинки «Животные Севера», карточки с изображением растений и животных юга, обручи, мяч.
Презентация к занятию
Презентация к конспектуPPTX / 8.5 Мб
Ход занятия:
Этапы мероприятия |
Содержание деятельности |
|
Вступительная часть |
||
Орг. момент Открытый вход, сюрпризный момент |
Педагог предлагает детям оглядеться и найти в группе новый предмет. Дети находят компьютерный диск. Воспитатель: Что же мы можем с этим предметом сделать? Дети объясняют, что это за предмет, предлагают вставить его в компьютер и посмотреть, что записано на диске. Воспитатель открывает запись с диска, включается презентация и звучит фрагмент аудиозаписи «Край родной» (Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца). Слайд 2 |
|
Основная часть |
||
Постановка проблемы
Рассматривание глобуса
Рассматривание карты России
Рассматривание фотографий
Дид. игра «Собери животных»
Подвижная игра «Сова и мышки»
Рассматривание фотографий
Дид. игра «Найди растения юга России»
Поиск фотографий с животными.
Дид. игра «Найди лишнее животное»
Дид. игра «Собери карельский флаг»
Дид. игра «Цвета флага Карелии»
Мультимедийная дид. игра «Перепутанные животные»
Мультимедийная дид. игра «Четвертый лишний» |
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем поется в песне? Что такое родной край? Назовите наш родной край. (Край, в котором мы родились и живем, называется Карелия) Воспитатель: Скажите, а как называется наша Родина, наша страна? (Россия) Воспитатель: А какая она? (Предположения детей: большая, огромная, многонациональная, родная и т.д.) Воспитатель: Правильно, она большая, а как же мы может ее увидеть, как нам ее посмотреть? (Предположения детей: посмотреть фильм, съездить в путешествие, карта, глобус) Воспитатель: У меня есть один предмет, который поможет нам рассмотреть Россию. Воспитатель показывает глобус и открывает 3 слайд. Воспитатель: Что это? (Глобус) Дети рассматривают глобус. Воспитатель: Что вы можете рассказать, глядя на глобус? (Ответы детей) Воспитатель: Правильно, мы можем увидеть север и юг (дети показывают на глобусе полюсы), можем показать материки, страны, города. Я вам предлагаю сегодня совершить небольшое путешествие по нашей стране России. Хотите? Воспитатель: Вот только удобно ли нам брать в путешествие такой большой глобус? Раз мы сегодня планируем совершить путешествие по России, то предлагаю вам взять с собой карту нашей большой страны. (Слайд 4). Воспитатель: Далеко с запада на восток и с севера на юг протянулась наша страна. Это самое большое государство в мире. Воспитатель: Что же на карте зеленого цвета? Синего? Коричневого? (Леса, моря, океаны, реки, горы, скалы). Воспитатель: Ребята, смотрите, на нашей карте фотографии, как вы думаете, что они обозначают, что на них изображено? (Предположения детей). Воспитатель: Хотите проверить свои предположения? Тогда нажимайте на фотографию, которая расположена на Севере России. (Слайд 5). Воспитатель: Это Север России. Какая же природа на севере нашей страны? Можете ли вы по фотографиям рассказать? (Холодно, мороз, большое количество снега, мало растений, или их нет вообще). Воспитатель: Да, на севере России очень холодно, ведь берега нашей страны омывает Северный Ледовитый океан. Как вы думаете, почему он так называется? (Потому что находится на севере и покрыт льдом). Воспитатель: Все верно. Океан покрыт льдами круглый год Летом и зимой Арктика бела от снега и льда. К тому же здесь можно наблюдать такое явление, как полярная ночь - зимой здесь не бывает ни утра, ни дня, ни вечера: круглые сутки - ночь. И тянется она полгода. Зато летом солнце совсем не заходит - сплошной день. Полярный день. Воспитатель: Жить на севере трудно, там очень мало растений. Взгляните на слайд 6. Знаете ли вы эти растения? Давайте подробнее рассмотрим их. Дети рассматривают фото растений Севера: камнеломка, лишайники, карликовая береза, полярная ива, полярный мак. Воспитатель: А какие они, эти растения? (Низкорослые, мелкие, морозоустойчивые). Воспитатель: А живут ли на Севере животные? А каких северных животных вы знаете? (Ответы детей). Воспитатель: Перед вами разрезные картинки, собрав их, вы увидите, какие животные живут на Севере. Дети собирают из разрезных картинок изображения животных. Хотите проверить и посмотреть на этих животных? (Слайд 7). Дети рассматривают фото животных Севера: волк, ласка, заяц, олень, белые медведи, белуха, морж, птица гага, полярная сова. Воспитатель: Ребята, подумайте, пожалуйста, как эти животные приспособились к жизни в морозах? (Ответы детей: слой жира, теплый и толстый слой меха, белая окраска и т.д.) Воспитатель: Ребята, хотели бы вы поиграть в игру «Сова и мышки»? Воспитатель: Для этой игры нам надо выбрать водящего, он будет совой, остальные ребята - мышками-полевками. Днем сова спит, а как только наступает ночь, сова вылетает на охоту, а мышки должны успеть спрятаться в норки - обручи. Воспитатель: Ребята, эта природная зона, про которую мы сейчас говорили, называется тундра. Ну, что, возвращаемся обратно к карте? Воспитатель: Какую фотографию мы еще не смотрели? Нажимайте на нее. Воспитатель: Как вы думаете, куда мы с вами попали? (Слайд 8). Воспитатель: Рассмотрите фотографии. Что вы можете сказать, глядя на них? Воспитатель: Здесь теплее всего. Природные условия позволяют выращивать и собирать богатый урожай. Воспитатель: Перед вами картинки с изображениями растений, выберите, пожалуйста, те, которые, по вашему мнению, могут расти в южной части нашей страны. Воспитатель: Хотите проверить свои ответы, и рассмотреть фотографии растений, произрастающих на юге России? (Дети рассматривают фото растений: пальма, кипарис, мандарины, груши, арбузы) (Слайд 9). Воспитатель: Какие это растения? Что мы про них можем сказать? (Яркие, много зелени, плоды у растений). Воспитатель: А кто же живет в южной части России? Поищите в группе картинки с изображениями животных. Выберите среди них те, где изображены животные, которых мы можем увидеть на юге России. Дети находят в разных местах группы карточки с изображениями животных: зубр, змея, выдра, фазан, жираф, бегемот, крокодил. Воспитатель: Всех ли эти животных можно встретить на юге нашей страны? Найдите лишних животных. Воспитатель: Проверим, посмотрев на слайд. Слайд 10. Дети рассматривают фото животных: зубр, лесной кот, кавказская выдра, змея, фазан. Воспитатель: Ребята, эта природная зона называется лесостепь и ближе к югу переходит в степь, там практически нет деревьев, только низкорослые растения и растения, которые человек искусственно высаживает для украшения и сбора урожая. Возвращаемся на карту России. Нажимайте скорее на фото, где мы с вами еще не были. Слайд 11. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, куда мы с вами попали? (ответы детей). (Если дети не отвечают на вопрос, то предложить им собрать пазл с изображением флага Карелии.) Воспитатель: А почему мы попали именно в Карелию? (Потому что мы живем в Карелии, это наша малая Родина). Воспитатель: Правильно, потому что Карелия наш родной край, наша малая родина. Воспитатель: А какая же у нас природа? Чем богата Карелия? (Ответы детей) Какая у нас зима? Лето? А что же растет в нашем крае? Воспитатель: Следующий слайд нам поможет проверить ваши ответы. Слайд 12. Воспитатель: Что растет в Карелии. Дети рассуждают, что может расти в Карелии, на фото: ягоды, цветы, травы, лиственные деревья, хвойные деревья, грибы. Воспитатель: А кто же живет в карельском лесу? (Ответы детей). Воспитатель: Перед вами карточки с изображениями животных, живущих в Карелии, и не только. Все карточки перевернуты, вам нужно выбрать карточки того цвета, который встречается на флаге Республики Карелия. Дети выбирают карточки красного, зеленого, синего цветов, переворачивают их, находят фотографии животных. Проверяют, используя слайд 13. Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие природные зоны мы сегодня с вами узнали? Воспитатель: Север России - это тундра, юга России - это лесостепь и степь, а Карелия какая природная зона? Воспитатель: Карелия - это тайга, приметами которой являются высокие хвойные деревья, водные просторы, скалистые возвышенности, болотистые местности. Слайд 14. Ребята обращают внимание на конверт, который появился на карте. Воспитатель: Ребята, нам прислали письмо, хотите открыть его? Слайд 15. Игра перепутанные животные. Воспитатель: Ребята, могут ли все эти животные жить в одной природной зоне? Вам нужно подумать, обсудить всем вместе и выбрать животных, которые живут у нас Карелии. Воспитатель: Правильно справились с этим заданием, теперь нажимаем на стрелку и переходим к следующему. Слайд 16, 17, 18. Четвертый лишний. Воспитатель: Нужно убрать лишнюю растительность в ряду. Дети совещаются, выбирая правильный ответ. Воспитатель: Ребята, вы умницы, справились со всеми заданиями. |
|
Заключительная часть |
||
Рефлексия Открытый выход |
Воспитатель: На память о нашем путешествии, я дарю вам карту России, на которой мы можете рассмотреть те природные зоны, которые мы посетили сегодня. предлагаю повесить карту в «Экологический центр» и отметить на ней флажками, где мы побывали. Рассмотрев карту, может быть, у вас появится желание и дальше путешествовать по нашей огромной Родине, ведь много неизведанных мест еще осталось.
|
|
|
|
Использованная литература:
Николаева, С.Н. Парциальная программа система работы «Юный эколог» в подготовительной к школе группе детского сада (6-7 лет). ФГОС / С.Н. Николаева. – М.: Мозаика-синтез, 2016. – 208 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155).
Яриго, Л.А. Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2010. - № 4. - С. 32-37.
Использованные интернет-источники: