Конспект занятия №10
Сцена из пьесы: работа над ролью
Пояснительная записка
Цель занятия: Научить участников основам работы над ролью в театральной постановке, развить навыки анализа текста и актерского мастерства.
Задачи:
1. Ознакомить участников с методами работы над ролями в театре.
2. Развивать умение анализировать сцену и персонажа.
3. Способствовать формированию навыков взаимодействия между актерами на сцене.
Ожидаемые результаты:
- Участники смогут проанализировать текст сцены и определить ключевые характеристики своих персонажей.
- Участники научатся работать в паре или группе, создавая совместную интерпретацию сцены.
- Участники смогут представить свою интерпретацию роли перед аудиторией.
Время проведения: 80 минут
Оборудование:
Театральный кабинет МБОУ «Лицей «Созвездие» №131 г.о. Самара
Музыкальный инструмент или аудиозапись спокойной музыки для фонового сопровождения во время упражнений.
Бумага и ручки для записей.
Структура занятия:
1. Организационный момент (5 минут)
- Приветствие участников.
- Знакомство с темой занятия.
- Обсуждение целей и задач.
2. Введение в тему (5 минут)
- Определение понятий «работа над ролью» и «театр»;
- Значение подготовки к роли для успешного исполнения;
- Краткий обзор методов работы актеров (метод Станиславского, методы физического театра).
3. Теоретическая часть (15 минут)
a) Основные этапы работы над ролью:
- Чтение текста — первое знакомство с материалом;
- Анализ персонажа — выявление его мотивации, характера, внутреннего конфликта;
- Создание образа — как внешний вид и манера поведения влияют на восприятие роли;
b) Взаимодействие с партнерами:
- Как построить диалог?
- Важность слушания и реагирования на партнеров;
4. Практическая часть (50 минут)
a) Чтение выбранной сцены из пьесы (например, отрывок из "Ревизора" Гоголя или "Чайка" Чехова). Время на чтение (10 минут).
b) Работа в группах (30 минут):
- Разделить участников на небольшие группы по 4–5 человек;
- Каждая группа получает задание проанализировать свою сцену:
1. Выявить ключевые эмоции героев;
2. Определить динамику отношений между персонажами;
c) Подготовка к исполнению роли:
- Каждая группа репетирует свою сцену, используя полученные знания о характере персонажей;
– Обратить внимание на взаимодействие между участниками;
d) Презентация сцен группами (10 минут):
- Каждая группа представляет свою интерпретацию сцены перед остальными участниками;
– После каждой презентации проводится короткое обсуждение того, что удалось сделать хорошо и что можно улучшить;
5. Заключительная рефлексия (10 минут)
a) Обсуждение впечатлений от занятий:
– Что было самым интересным при работе над ролями?
– Какие трудности возникли во время репетиций?
b) Напоминание о важности глубокой проработки ролей для достижения выразительности на сцене.
Рекомендуемая литература:
1. Станиславский К.С., "Работа актера над собой" — классика актерского мастерства.
2. Бертольд Брехт, "Маленькие брошюры о театре" — полезно для понимания принципов современного театра.