12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Денисова Ирина Александровна28

Конспект занятия «Что делают из глины?»

Приоритетная область – «Познание»

Цель: Знакомство с профессией гончара-скульптора.

Образовательные задачи:

1.Продолжать знакомить с такими компонентами неживой природы, как песок и глина, их свойствами.

2. Познакомить детей с различными изделиями керамики, созданными из глины (сувениры, посуда). Поход в музей дет/сада.

3. Дать детям представление о способах изготовления кирпича и его значения в строительстве.

4. Сообщить, что глина бывает разная по цвету (красная, белая, голубая) и качеству. Из хорошей белой глины делают столовую посуду.

Развивающие задачи:

5.Развивать поисковый познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать.

6.Продолжать развивать интерес у детей к народной глиняной игрушке (дымковской, филимоновской, каргопольской).

7. Формировать умение работать с картой Искитимского района (отметить места добычи глины открытым способом).

Воспитательные задачи:

8.Воспитывать эстетические чувства, правила поведения в общественных местах.

Развивающая предметно – пространственная среда темы:

1. Емкость с почвой: земля, камни, песок, глина, сосуд с Н2О.

2. Подносы с глиной на каждого ребенка (сухой и влажной), влажные салфетки, доски для лепки, кирпич, электропатрон, лупы.

3. Фаянсовая посуда – чашка с блюдцем, глиняные горшки, игрушки (дымк., филим., каргоп.), кувшины с двумя стаканами, конфетница, фарфоровые подсвечники и статуэтки (Мишка олимпийский, Аленушка и. т.п.)

4. Модели – этапы изготовления кирпича.

5. Музейные экспозиции.

Предварительная работа:

1.Наблюдение на прогулке за неживой природой (Глиной, песком).

2.Чтение детской энциклопедии «Всё обо всём» сост. О.И.Перфильев.

3.Чтение сказки «Глиняный парень» (Д/в 5/2001, стр.22).

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

В-ЛЬ: Ребята, послушайте мою загадку:

Гончар для меня разведет жаркий пламень. Сухая, я твердой бываю, как камень,

Размочат – как тесто податливой буду, могу превратиться в игрушки, в посуду.

Лечебными свойствами очень богата, меня отыскать вам поможет лопата.

Я белая, красная и голубая, узнали, ребята, кто я такая? (глина).

В-ЛЬ: Ребята, какие виды почв вы знаете? Что вы видите у меня на столе?

ДЕТИ: Песок, земля, камень, глина.

В-ЛЬ: Как называется почва, если в ней много песка?

- камня?

- глины? (ответы).

В-ЛЬ: Покажите, где находится глина?

А сейчас пройдем к лабораторным столам.

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

У вас на столах стоят подносы с глиной. Рассмотрите ее через лупы и расскажите, что вы видите?

Опытная работа детей с лабораторным материалом. Выявление свойств и качеств сухой и влажной глины.

В-ЛЬ: Какого цвета глина? (коричневая). А бывает ли глина другого цвета?

Показ образцов глины с разных мест района.

В-ЛЬ: Да, глина бывает красная, белая, серая и даже голубая. Цвет глины зависит от того, какие минералы входят в ее состав.

Глина – это осадочная горная порода. В нее входят полевой шпат и слюда (показ детям). А так как полевой шпат бывает разного цвета, то и глина также имеет разные цвета.

В-ЛЬ: Возьмите в руки сухую глину, какая она? (твердая). Да, глина твердая, но не такая твердая, как камень, она крошится.

Дети отделяют частички глины от куска.

В-ЛЬ: Частички глины при засухах в природе легко отрываются друг от друга, превращаются в пыль, которую ветер может унести на большие расстояния.

Опыт с феном, вентилятором.

В-ЛЬ: Теперь возьмите в руки мокрую, влажную глину и сожмите ее в кулаке. Что можно сказать про нее? (Глина мягкая, меняет форму). Да, глина пластичная. Что можно делать из мокрой глины? (Лепить).

С чем можно сравнить глину? (С пластилином, из него тоже можно лепить).

Как вы думаете, дружит ли глина с водой? (ответы детей).

Давайте проверим: налейте воды в сосуд с сухой глиной, что вы видите? (глина плохо впитывает воду, медленно намокает). Да, глина – плохой проводник воды

В-ЛЬ: Вспомните, что происходило с песком, когда мы туда наливали воду? Давайте с вами еще раз попробуем. (Дети наливают воду в песок).

В-ЛЬ: Какой вывод можно сделать?

ДЕТИ: Песок быстро намокает и пропускает воду, поэтому из песка и делают фильтры. Глина же должна постоять, чтобы намокнуть, глина плохо пропускает воду.

В-ЛЬ: Скажите, из чего состоит песок? Посмотрите в лупу на сухой песок.

ДЕТИ: Песок состоит из очень мелких зернышек – песчинок, эти частицы очень маленькие и лежат отдельно друг от друга.

В-ЛЬ: Посмотрите через лупу на кусочек глины. Видны ли частицы в ней?

ДЕТИ: В глине частицы все слипшиеся, как будто они тесно взялись за руки и прилипли.

В-ЛЬ: Вот поэтому глинистая почва – тяжелая. Она плохо пропускает воздух, воду.

ОПЫТ: Пройти кукольной обувью по песчаной дорожке и по глинистой. Какую грязь легче отмыть? Почему?

Дети «наступают» кукольной обувью в слой глины и отмывают ее в воде, убеждаясь в сказанном. Затем вытирают руки влажными салфетками.

В-ЛЬ: А давайте попробуем под музыку изобразить песок, камень и глину.

Песок: дети стоят отдельно, не прикасаясь друг к другу, при «ветре» разбегаются по одному.

Камень: дети стоят, не перемещаясь.

Глина: дети стоят группами, взявшись за руки.

При «ветре» – остаются на месте, при «сильном ветре» - медленно передвигаются группами, но рук не расцепляют.

В-ЛЬ: Ребята, а как вы думаете, нужна ли человеку глина? (да, из глины лепят посуду, игрушки, вазы). Правильно, но я хочу добавить: глина обладает определенными свойствами. Она липкая, пластичная, но в то же время плохо пропускает Н2О.

Зная все ее свойства, человек применяет изделия из глины. Более пластичную глину используют мастера глиняной игрушки.

1. Вот у меня игрушка, она глиняная. Раньше, когда не было игрушек, люди лепили из глины разные поделки: фигурки животных, кукол, свистульки.

Сначала глину замешивали с водой, а когда она становилась мягкой и податливой, начинали мастерить игрушки, которые затем обжигали в печи.

Первоначально это была обыкновенная русская печь (показ), впоследствии ее заменили на специальные печи для обжига. Там игрушки не горели, не рассыпались, а наоборот, становились крепче. Глина любит одинаково и огонь и воду. Затем игрушки расписывали и они становились вот такими яркими, красивыми, нарядными.

В-ЛЬ: Какие глиняные игрушки вам известны? (дымковская, филимоновская, каргопольская).

2. Из глины так же делали кухонную посуду – кувшины, кринки, тарелки.

Позже стала появляться фаянсовая посуда, эта та посуда, которой мы пользуемся сейчас. В производстве этой посуды также используется глина, но уже более ценная белая глина.

Глину используют в своих работах и скульпторы. Скульптор сначала лепит фигуру из глины, а затем либо оставляет ее такой, какая она есть, либо превращает в красивый памятник из металла и камня, либо в фарфоровые статуэтки.

Воспитатель показывает детям образцы.

3. В-ЛЬ: Есть глина, которая может выдерживать высокую температуру и называется огнеупорной. Такая глина идет на изготовление печей, электрокерамики, деталей для электропатронов, куда вкручивается лампочка.

Глина без примесей применяется в медицинских целях:

* для приготовления лечебных грязей;

* для приготовления лекарств.

Из глины более низкого качества изготовляют горшки для цветов, трубы, производят красный кирпич.

А вот как делают кирпич, вы узнаете, посмотрев на схему.

Схема «Этапы изготовления кирпича»:

Увлажненная глина поступает в бункер и вымешивается до нужной консистенции;

Закладывается в специальные формы (высота, длина, ширина)________

Формы ставят в печь с температурой обжига ~_____

Формы вынимаются из печи;

Готовые кирпичи раскладываются на деревянном поддоне (определенное количество штук ~ 340). _________ - удобно для погрузки на машины, для

доставки на стройки.

В-ЛЬ: Так что нужно для производства кирпича? (ответы детей).

Работа с картой Искитимского района.

Дети наклеивают значки _______ коричневой глины на карту.

В-ЛЬ: Ребята, сегодня мы много нового узнали о глине и ее использовании, и вот сейчас я приглашаю вас в музей на выставку глиняных изделий. Помните, в музее вы должны вести себя осторожно, пропускать друг друга к выставленным экспонатам, все объекты рассматривать только глазами, руками не трогать.

Посещение музея детского сада.

Первая экспозиция – глиняная игрушка.

В-ЛЬ: Посмотрите, какие красивые изделия мы с вами здесь видим. Благодаря человеку, его труду, глина оживает и превращается в красивые изделия.

Скажите, какие игрушки вы видите?

ДЕТИ: Глиняные игрушки: дымковская, филимоновская, каргопольская.

В-ЛЬ: А они одинаково расписаны? (Ответы детей: нет, у каждой игрушки свой узор). Правильно, одна игрушка отличается от другой. В каждой местности игрушку расписывали своим узором и не повторяли его.

Вторая экспозиция: кувшины, кружки, горшки.

В-ЛЬ: В глиняной посуде лучше хранится молоко. Оно не киснет, т.к. такая посуда дольше не нагревается. Из глины также делают горшки для цветов.

Третья экспозиция: фарфоровые и глиняные статуэтки.

В-ЛЬ: Эти изделия используются для украшения интерьера и как сувениры.

Четвертая экспозиция: кирпич (белый, красный, облицовочный и т.д.)

В-ЛЬ: Кирпич идет на строительство.

Заключительная часть (рефлексивный этап)

Еще раз полюбуйтесь нашей выставкой. Выберите себе ту вещь, которую вы бы сами хотели слепить из глины. После перерыва вы их слепите, а затем мы сделаем свою выставку глиняных изделий и из сделанных кирпичиков выстроим макеты жилых зданий и промышленных объектов Искитима (заводы, фабрики).

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.