Конспект занятия «Царство Снежной Королевы-Зимний лес. Звуки С (Сь)-З»
Конспект занятия по развитию речи (старшая логопедическая группа). Тема: «Царство Снежной Королевы - Зимний лес». Дифференциация звуков С (Сь) - З в речи.
Цели: 1. Расширять, активизировать словарь по лексическим темам «Зима», «Дикие животные».
2.Воспитывать интерес к изменениям, происходящим в природе в зимний период и в жизни диких животных.
3. Учить детей употреблять в речи притяжательные прилагательные.
4.Развивать связную речь детей, учить рассказывать небольшой рассказ по мнемотаблице.
Ход занятия: Сегодня я расскажу вам новую историю про Старичка Звуковичка. Отправился Старичок Звуковичок в зимний лес. Устал, решил под сосной отдохнуть, вдруг подул холодный ветер: «З-з-з-з». Закружила вьюга: «С-с-с-с». Подумал Старичок - Звуковичок: Что случилось? Оказывается, разозлилась Снежная Королева. Чтобы Снежная Королева стала доброй, нужно выполнить её задания.
Задание 1. Сравнительная характеристика звуков С-З.
-Давайте вспомним песенку ветра. (З-з-з-з) А теперь песенку вьюги. (С-с-с-с) Чем похожи эти песенки? Когда мы их произносим, губы растягиваются в улыбке, между зубами небольшое расстояние, кончик языка упирается в нижние зубы, посередине языка идёт сильная струя воздуха. Оба эти звуки согласные. Звук «С»- глухой, а звук «З» - звонкий.
Задание 2. Игра «Поймай Песенку». Цель: Выделение звуков из ряда звуков, слогов, слов.
Звуки: М, Н, С, Л, К, З, П, С, Ч. З.Р. М, С,З. Слоги: зо- лу- пу-су-ны-зы-ка-са-ду-зу. Слова: зима, снег, заяц, лиса, Сова, снеговик, нос, мороз, зябнуть.
Задание 3.Пальчиковая гимнастика. СА-СА-СА - бежит хитрая лиса. (Дети «проходятся» пальцами по бёдрам указательным и средним пальцами).
За-за-за - на картинке стрекоза. (Поднимают указательные пальцы и покачивают ими из стороны в сторону). Су-су-су - я сосульки несу. (Сжимают пальцы в кулаки, поочерёдно поднимают и опускают кулаки).
Зу-зу-зу - на санках их везу. ( Вращают кулаками перед грудью).
Задание 4. Зрительная гимнастика: Са-са-са – Вот идёт лиса.
Су-су-су - Видим мы лису. Сы-сы-сы-хвостик мягкий у лисы.
Са-са-са - лисонька краса. ( На слоги движения глазами вправо-влево, на фразы-вверх-вниз).
За-за-за - Закрывай глаза. (Закрыть глаза)
Ся-ся-ся-вот и сказка к нам пришла. (Поморгать глазами). Напишите слово «Лиса» буквами волшебного алфавита: «Л» - лист, «И» - иголка, «С» - снеговик, «А» - арбуз.
Задание 5. Запомни - повтори: Логопедическая чистоговорка.
По пятам за зайцем мчится
Длиннохвостая лисица.
Задание 6. Двигательный речетренинг. Я – рыжая лисица,
Я бегать мастерица.
Я по лесу бежала (Дети бегут по - лисьи, любуясь своим хвостиком, присаживаясь на последнее слово) Я зайку догоняла!
Ив ямку – бух!
Задание 7.Логопедическая гимнастика.
Первым Зайка прибежал
Про дорогу рассказал-
Язычком всё показал. (Упражнение «Горка»)
Вот он с горки покатился.
Вдоль заборчика скакал, (Упражнение «Заборчик»)
На качелях покачался. (Упражнение «Качели»)
И в футбол он поиграл. (Упражнение «Загнать мяч в ворота»)
Гол забил, заулыбался.
Свои зубки показал. (Упражнение «Улыбка»)
Задание 8 Дидактическая игра «Угадай, что кому принадлежит».
Нос лисы - лисий нос, глаза лисы - лисьи глаза, нос зайца - заячий нос, глаза зайца - заячьи глаза, лапа лисы-лисья лапа, лапа зайца - заячья лапа.
Задание 9.У каждого животного есть детёныши. Как зовут детёныша лисы? А как зовут детёныша зайчихи? Давайте порадуем лису, ведь она расстроена, не смогла поймать зайца. Расскажем ей рассказ про лисёнка. (Рассказ по мнемотаблице). «Лисёнок».
Лисёнок ярко - рыжего цвета. У лисёнка маленькая мордочка, лапки, тельце, ушки, пушистый хвостик. Лисята рождаются в норе, которую вырыла себе мамам - лиса. Сначала они питаются молоком матери, а потом начинают, есть дичь, которую принесёт папа-лис. Маленькие лисята очень весёлые и забавные.
Итог занятия.
Стало жарко вдруг у нас
Что случилось, неужели….
Доброй стала Королева.
И зовёт всех в хоровод.
Хоровод у нас волшебный.
Тут и заяц, и лиса
И волшебница-Зима!