Занятие «Звуки з, зь. Буква З, Перелётные птицы»
Звуки з, зь. Буква З
Тема. «Перелётные птицы».
Цели. Закреплять правильное произношение звука з, умение выделять ударный гласный, делить слова на слоги.
Демонстрационный материал. Картинки с изображением птиц: зяблика, зимородка; таблички для каждого ребёнка с надписью: зяблик, зимородок.
Раздаточный материал. Сигнальные карточки синего и зелёного цветов; таблички с надписями: «Зяблик», «Зимородок».
Ход занятия
Организационный момент
Игра «Узнай по описанию»
Логопед предлагает детям отгадать, о какой букве идёт речь: «Эта буква похожа на цифру первого десятка». (Буква З).
- Какие звуки обозначает эта буква?
- Дайте характеристику звука з. (Согласный, так как воздух встречает преграду (язык и нижние зубы); звонкий, так как горлышко «дрожит»; твёрдый звук з обозначаем фишкой синего цвета).
Основная часть
Игровое упражнение «Прочитай слоги»
Логопед предлагает детям прочитать написанные на доске слоги:
зя-зё-зю-зи зю-зи-зя-зё |
зё-зю-зи-зя зи-зя-зё-зю
Игра «Синий – зелёный» Логопед раздаёт детям сигнальные карточки синего и зелёного цветов и называет слова, в которых есть звук з или зь. Если в слове твёрдый звук, дети показывают карточку синего цвета, если мягкий-карточку зелёного цвета. |
Слова: замок, зубы, Зина, зелень, зима, зонт, забор, закат, золото, зарево, зубры, зимовье, земляника, зефир, затылок, зеркало, музыка.
Игра «Кто больше?»
Логопед предлагает детям придумать слова со звуком з (зь) в начале и середине слова. (Азбука, озорник, ваза…)
Игра «Закончи слово»
Как хочешь-верь или не верь,
Но жил когда-то добрый… (зверь).
А у него была подружка-
Смешная, милая… (зверушка).
Родился у зверей сынок-
Забавный, маленький… (зверёк).
И обозлился, … (озверел):
Он стал коварным, жадным мерзким,
Со всеми вёл себя по- … (зверски).
Финал истории суров:
Поймал зверька злой … (зверолов).
Нет у зверей своих гостинец,
Сдал зверя зверолов в … (зверинец).
Физкультминутка
Игра «Зайка».
Логопед читает стихотворение, а дети выполняют соответствующие движения.
Зайка беленький сидит и ушами шевелит. (Дети приседают, подымают руки ладонями вверх и покачивают ими.)
Зайке холодно сидеть-надо лапочки погреть. (Дети встают, потирают руки и хлопают в ладоши.)
Зайке холодно стоять-надо зайке поскакать. (Дети прыгают.)
Мишка зайку испугал-зайка скок и ускакал. (Дети имитируют походку медведя. Затем прыгают.)
Работа в тетради
Чтение слогов и придумывание слов с этими слогами;
Составление слов из рассыпных слогов;
Разгадывание ребусов;
Разгадывание кроссворда;
Отгадывание загадок;
Итог занятия
Логопед обобщает материал, изученный на занятии.
звук
DOCX / 33.96 Кб
Дементьева Ирина Михайловна