Конспект занятия в старшей группе детского сада с использованием элементов литотерапии «Волшебное превращение камней»
Всероссийский конкурс профессионального мастерства для педагогов дошкольного образования
«Нестандартное занятие в ДОУ»
Конспект занятия в старшей группе детского сада с использованием элементов литотерапии «Волшебное превращение камней»
Цель: оказание положительного эмоционального воздействия через тактильное взаимодействие с камешками.
Задачи: развитие слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, мышления и речи, воображения, общей и мелкой моторики, совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим, заботливого отношения к матери.
Оборудование: мягкая игрушка Лисичка, картинка с изображением зонта, карточки к упражнению «Раскрась зонтик», картинка с изображением плюшевого мишки с незабудкой в лапке, картинки с изображением цветка, солнышка, ягодки, птички, котика, грибочка, мороженого, воздушного шарика, зонтика; тарелочки, простые и цветные карандаши (по количеству детей), заготовки камней из гипса, гуашевые краски, кисточки, непроливайки, аудиозапись мажорной музыки.
Ход занятия:
1) Приветствие. Вступительное слово.
- Здравствуйте, ребята! (детей встречает мягкая игрушка Лисичка, психолог и дети говорят слова приветствия игрушке и садятся за столы).
- Ребята, а какое сейчас время года? (осень)
- Какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Какой осенний месяц самый теплый и почему? (Сентябрь, его называют первоосенье, т.к он соединяет лето с осенью.
- Октябрь отличается резкой сменой погод – то теплом повеет, то снегопад начнется. Октябрь-это середина осени.
- Как вы думаете, какой осенний месяц называется предзимье и почему? ( Ноябрь, он перед зимой, когда закончится ноябрь наступит зима)
2) Основная часть.
- Ребята, давайте подберем к осени подходящие слова. Скажите, осень какая? ( Красивая, щедрая, холодная, золотая, дождливая,…. Ответы детей)
- А почему осенью много луж? (потому что часто идет дождь)
- Какой предмет помогает людям укрыться от дождя? (зонт)
- Верно. Давайте рассмотрим картинку. (Психолог прикрепляет к магнитной доске изображение зонта). См. приложение №1.
- Ребята, этот зонт разноцветный. Вы запоминаете, как он раскрашен, а я каждому из вас дам картинку, где тоже нарисован зонтик, который вам нужно будет раскрасить по памяти. См. приложение №2. (Психолог раздает детям карточки к упражнению «Раскрась зонтик», затем снимает изображение разноцветного зонта и просит детей по памяти раскрасить зонтики, нарисованные на карточках. Дети выполняют работу, потом сверяют свою работу с образцом.
- Молодцы, ребята! Хорошие зонтики у вас получились. Такие зонтики смогут укрыть от сильного дождя. Обведите пунктирные линии – нарисуйте дождь.
- Ребята, вы мне сказали, что осенью часто может идти дождь или снег, сопровождаясь ветром. Но ветер может быть не только теплым, но и холодным, резким, сильным, мокрым.
Физминутка.
- Лисичка зовет нас поиграть в игру « Слушай, хлопки». Для этой игры давайте сначала изобразим с помощью жестов ветер и снег. Дети поочередно выполняют задание. Самые выразительные жесты предлагается повторить и запомнить всем участникам игры. Затем психолог договаривается с детьми, что на один хлопок они будут изображать ветер, на два — снег, на три — встанут в круг. Включается музыка, дети танцуют. Когда музыка остановится и прозвучит определенное количество хлопков, дети должны быстро выполнить соответствующее движение. Игра продолжается.
- Ребята, а еще осенью в последнее воскресенье ноября отмечается Российский день матери. В этом году он пройдет 26 ноября. Этот праздник хоть и молодой в России, но уже обрел свои традиции. У него есть свой символ – незабудка. Кстати, изображения плюшевых мишек с незабудкой в лапках – тоже атрибут праздника. (Психолог показывает картинку).
- Особенно любят День матери в школах и детских садах. Они с удовольствием рассказывают стихи про мам, рисуют их портреты и делают подарки своими руками. Весь смыл праздника в том, чтобы мы уделяли внимание своим матерям.
- Ребята, давайте подберем ласковые слова для своих мам. Скажите, какая у вас мама ( добрая, красивая, молодая, отзывчивая, внимательная, честная, заботливая, ласковая…)
- Давайте приготовим подарки для мам, но они будут необычные. Я думаю, они маму порадуют.
3) Творческая работа с камешками.
- Посмотрите на эти камешки. (Психолог раздает детям готовые заготовки камней из гипса). Почувствуйте, какой камень на ощупь (гладкий или шершавый, твердый или мягкий), какая у него температура (теплый или холодный). Какой у него размер? ( большой или маленький, блестящий или нет, прозрачный или нет).
- Еще раз посмотрите на свой камешек. На что похож ваш камешек? Во что его можно превратить, как вам кажется? (в ягоду, фрукт, колесико от машинки, цветок, солнышко). А теперь попробуйте превратить камешек в то, на что похож ваш камешек, как вам кажется, используя краски. Мы попробуем отгадать то, что у вас получится. Это и будет вашим подарком для ваших мам. ( Для более легкого выполнения задания психолог прикрепляет к доске картинки с изображением цветка, солнышка, ягодки, птички, котика, грибочка, мороженого, воздушного шарика, зонтика; возможно рисование психологом на доске перечисленных предметов).
Самостоятельная работа детей. Обсуждение работ.
- Ребята, какие вы молодцы! Какие получились волшебные превращения камней! Сколько фантазии в ваших работах! Вот мамы обрадуются неожиданности!
4) Итог занятия. Рефлексия.
- Вот и подходит к концу наше занятие. Расскажите Лисичке, чем мы сегодня занимались. ( Дети припоминают ход занятия, делятся впечатлениями).
- Трудно ли вам было работать с камешками? (ответы детей)
Мы с Лисичкой прощаемся с вами и говорим вам до свидания! До новых встреч!
Используемая литература для составления конспекта: Шарохина В.Л., Катаева Л.И. Коррекционно - развивающие занятия: старшая, подготовительная группа. - М.:ООО «Национальный книжный центр», 2015.-128с.
Приложение №1
Приложение №2