12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кутырева Лариса Геннадиевна1025
Россия, Свердловская обл., Краснотурьинск

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №50»

Конспект занятия

в старшей логопедической группе

"Ох, зима хороша..."


Составитель:

Кутырева Лариса Геннадиевна,

учитель-логопед

ГО Краснотурьинск

2024 г.

Коррекционно-образовательные цели:

расширение и конкретизация представлений о зиме и ее характерных признаках;

закрепление в речи существительного с обобщающим значением зима, уточнение и расширение словаря по теме (снег, снежинка, снегопад, метель, пурга, вьюга);

совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в форме единственного числа именительного падежа).

Коррекционно-развивающие цели:

развитие диалогической речи, умения отвечать на вопросы предложением;

развитие физиологического дыхания, речевое дыхание, фонематического восприятия, слухового внимания, зрительного внимания и восприятия, мышления, моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

формирование положительной установки на участие в занятии, ответственного отношения к выполнению заданий.

Программно-методическое обеспечение:

1. Нестерюк Т. В. Дыхательная и звуковая гимнастика. – М., Издательство «Книголюб», 2007.

2. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2021.

3. Ткаченко Т. А. Развитие фонематического слуха у дошкольников. Изд. 5-е. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2023.

Материал и оборудование: слайды презентации по содержанию занятия; аудиозапись «Звуки природы. Вьюга»; дидактическая игра «Найди и назови зимнюю одежду»; кукла – Незнайка, проектор, экран, магнитола, папка с рисунками детей по теме «Зима».

На протяжении занятия логопед говорит от имени Незнайки.

Предварительная работа: наблюдение за снегом; рассматривание снежинок; рассматривание иллюстраций по теме «Зима»; беседа о зиме; загадки, чтение стихотворений по теме «Зима»; рисование «Пришла зима»; речедвигательные игры «Снежки», «Снеговики», пальчиковая игра «Снежок».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед:

Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас на занятии. Давайте поприветствуем друг друга.

Коммуникативная игра «Друзья»

(Дети встают в круг. Выполняют действие в соответствии со словами.)

Логопед:

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты мой друг.

Вместе за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Раздается стук в дверь.

Логопед:

Ой, кто это?

(Логопед идет открывать дверь и возвращается с игрушкой – Незнайкой в руках. Обращается от имени Незнайки к детям.)

Всем, привет!

А вот и я!

Узнаете вы меня?

Я – коротыш, и я – всезнайка…

А зовут меня Незнайка.

Логопед:

А почему же тебя зовут Незнайка, раз ты все знаешь?

Незнайка:

Как оказалось не все (вздыхает). Я живу в сказочном Цветочном городе, где круглый год лето – круглый год тепло и растут цветы.

А недавно я узнал, что в других местах бывает зима, идет снег. Вот я и отправился в путешествие, чтобы узнать, что такое «зима»? Летел, ехал, шел-шел… И очутился здесь.

Логопед:

Дети, поможем Незнайке? Расскажем ему о зиме?

(Дети отвечают)

А наш «волшебный экран» поможет нам (Слайд 1). А ты, Незнайка, слушай внимательно и запоминай. 
2. Основная часть.

Логопед выводит на экран слайды презентации.

Слайд 2, 3

Логопед:

Посмотрите внимательно на картинку. Что бывает зимой? 

(Дети отвечают: «Кругом лежит снег. Деревья голые. Люди тепло одеты…».)

Слайд 3, 4

Логопед:

Как можно назвать погоду, когда падает снег?

(Снегопад.) 

Незнайка:

А что такое снег?

(Рассказывают: «Снег – это множество снежинок. Снег белый. На солнце искрится…»)

Незнайка:

А что такое снежинки?

(Это замороженные капельки воды.)

Логопед:

Прямо с неба к нам летят

Лёгкие пушинки.

Серебрятся и блестят

Белые снежинки. (А. Гришин «Снежинки»)

Логопед:

Ребята, расскажите Незнайке, какой бывает снег?

(белый, холодный, пушистый, искристый, сверкающий, мягкий, липкий, пушистый…)

Логопед:

А какой бывает снежинка?

(белая, лёгкая, ажурная, прозрачная, красивая…)

Логопед:

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

Что еще может делать снежинка?

(Летать, кружиться, падать, «танцевать», на ладошке – таять.)

Логопед:

А еще они умеют «играть».

Физкультминутка «С неба падают снежинки»

(Логопед читает текст и показывает движения. Дети повторяют)

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке,

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

(подъем рук над головой, хватательные движения – словно ловят снежинки)

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.

(потягивание – руки вверх – в стороны)

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.

(ходьба на месте, высоко поднимая колени)

Вон лисица в поле скачет,

Словно мягкий, рыжий мячик.

(прыжки на месте)

Ну а мы идём, идём…

(ходьба за воспитателем по группе)

И к себе приходим в дом.

(садятся на стульчики)

Слайд 5

Логопед:

По форме все снежинки похожи на шестиконечные звёздочки, но двух одинаковых снежинок не бывает.

Слайд 6

Если много падает снега с неба, это называется… (снегопад).

Слайд 7

Логопед:

А когда снежинки кружатся, ветер их несёт, это называется вьюга, метель, пурга.

(Включает звукозапись с завыванием вьюги.)

Послушайте, как воет вьюга.

Фонопедическое упражнение «Вьюга»

Старая, седая, с ледяной клюкой, 

Вьюга ковыляет Бабою Ягой.

Воет вьюга: «3-з-з-з-э-з».

(с усилением звука, руки медленно вытягивают вперёд)

Застонал лес от вьюги: «Мм-мм-мм».

(дети повторяют за логопедом) 

Тяжело стонут кедры: «М-мм-мм-м».

(дети повторяют за логопедом) 

Стонут березы: «Мм-мм-мм».

(дети повторяют за логопедом) 

Шумят ели: «Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш».

(дети повторяют за логопедом) 

Стихает вьюги: «С-с-с-с-с-с».

(дети повторяют за логопедом, руки плавно опускают вниз)

Логопед:

Как называется зимний ветер со снегом?

(вьюга, метель, пурга)

Незнайка:

Брр!.. Даже холодно стало. Метель, пурга… Я таких слов раньше никогда не слышал.

Логопед:

А наши дети знают много зимних слов. Предлагаю сейчас поиграть, чтобы ты, Незнайка, их тоже запомнил.

Игра «Зимние слова»

Логопед:

Я буду называть слова, а вы дети будете хлопать в ладоши, если слова относятся к зиме. Задание понятно?

Снег, жара, мороз, холод, сугроб, лед, ромашка, снежинка, вьюга, дождь, радуга, снегопад, снеговик, ручей, гриб, снегирь, ласточка, метель, гроза. 

Незнайка: 

Теперь я знаю, что зимой холодно, идет снег, дует сильный ветер. А вам не холодно зимой? 

Зимой, Незнайка, мы носим теплую одежду, которая нас согревает.

Незнайка:

Какую одежду?

Дидактическая игра «Найди и назови зимнюю одежду»

Логопед:

Ребята, на столе лежат картинки. Выберите те, на которых изображены предметы зимней одежды.

(Дети выполняют задание и называют предметы зимней одежды.)

Логопед:

Молодцы, ребята. А если у нас замерзнут руки, мы можем их согреть.

Фонопедическое упражнение «Погреемся»

Мёрзнут на ветру ладошки,

Мы погреемся немножко.

(Сначала дети дышат на ладошки бесшумно, затем с голосом – «А-а-а». Далее чередуют: на правую – бесшумно, на левую с голосом, потом наоборот.)

Незнайка:

Да, не повезло вам с зимой. У нас все время лето и очень тепло. Мы целыми днями купаемся, загораем, играем в футбол, катаемся на велосипедах. А у вас зимой холодно. Наверно, грустно все время сидеть дома? 

Слайд 8, 9

Логопед:

Нет, Незнайка, нам не грустно. Ведь зимой можно придумать много развлечений. Ребята, давайте расскажем, в какие игры мы играем зимой. 

(Дети рассказывают. Логопед контролирует высказывания детей: добивается, чтобы дети использовали в речи предложения)

Логопед:

А давайте прямо здесь и сейчас поиграем в снежки.

Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Раз, два, три, четыре,

(загибают пальники, начиная с большого)

Мы с тобой снежок слепили

(«лепят», меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий

(показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую)

И совсем-совсем не сладкий

(грозят пальчиком)

Раз – подбросим,

(смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок)

Два – поймаем,

(приседают, ловят воображаемый снежок)

Три – уроним

(встают, роняют воображаемый снежок)

И... сломаем.

(топают)

3. Заключительная часть.

Незнайка:

Здорово. Теперь я знаю, что такое зима и смогу рассказать о ней коротышкам из Цветочного города. Жаль, я не смогу всего этого показать своим друзьям.

Логопед:

Ребята, а давайте подарим Незнайке наши рисунки о зиме, которые мы нарисовали на занятии по рисованию.

(Дети соглашаются. Логопед достает с полки папку с рисунками детей и вручает ее Незнайке.)

Незнайка:

Спасибо, ребята. Мне пора. До свидания.

(Дети прощаются с Незнайкой. Логопед выносит игрушку за дверь.)

Оценка

Логопед:

Ребята, а что нового вы узнали на занятии?

Под руководством логопеда дети вспоминают, чем они занимались.

Логопед положительно оценивает работу каждого ребенка.

Рефлексия

Логопед:

Что понравилось больше всего?

(Дети выражают свои эмоции и чувства.)


Занятие в старшей логопедической группе "Ох, зима хороша..."PPTX / 22.68 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Кияйкина Наталья Федоровна, 07.02.24 в 01:04 0Ответить Пожаловаться
Вспомнился мультик "Ох и Ах"...
На мой взгляд лучше звучит: "Ах, зима хороша... "
Кутырева Лариса Геннадиевна, 07.02.24 в 16:26 0Ответить Пожаловаться
А я писала под впечатлением песни, с этим названием.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.