Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему «Ох, зима хороша ...»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №50»
Конспект занятия
в старшей логопедической группе
"Ох, зима хороша..."
|
Составитель: Кутырева Лариса Геннадиевна, учитель-логопед |
ГО Краснотурьинск
2024 г.
Коррекционно-образовательные цели:
– расширение и конкретизация представлений о зиме и ее характерных признаках;
– закрепление в речи существительного с обобщающим значением зима, уточнение и расширение словаря по теме (снег, снежинка, снегопад, метель, пурга, вьюга);
– совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в форме единственного числа именительного падежа).
Коррекционно-развивающие цели:
– развитие диалогической речи, умения отвечать на вопросы предложением;
– развитие физиологического дыхания, речевое дыхание, фонематического восприятия, слухового внимания, зрительного внимания и восприятия, мышления, моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели:
– формирование положительной установки на участие в занятии, ответственного отношения к выполнению заданий.
Программно-методическое обеспечение:
1. Нестерюк Т. В. Дыхательная и звуковая гимнастика. – М., Издательство «Книголюб», 2007.
2. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2021.
3. Ткаченко Т. А. Развитие фонематического слуха у дошкольников. Изд. 5-е. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2023.
Материал и оборудование: слайды презентации по содержанию занятия; аудиозапись «Звуки природы. Вьюга»; дидактическая игра «Найди и назови зимнюю одежду»; кукла – Незнайка, проектор, экран, магнитола, папка с рисунками детей по теме «Зима».
На протяжении занятия логопед говорит от имени Незнайки.
Предварительная работа: наблюдение за снегом; рассматривание снежинок; рассматривание иллюстраций по теме «Зима»; беседа о зиме; загадки, чтение стихотворений по теме «Зима»; рисование «Пришла зима»; речедвигательные игры «Снежки», «Снеговики», пальчиковая игра «Снежок».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед:
– Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас на занятии. Давайте поприветствуем друг друга.
Коммуникативная игра «Друзья»
(Дети встают в круг. Выполняют действие в соответствии со словами.)
Логопед:
– Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты мой друг.
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Раздается стук в дверь.
Логопед:
– Ой, кто это?
(Логопед идет открывать дверь и возвращается с игрушкой – Незнайкой в руках. Обращается от имени Незнайки к детям.)
– Всем, привет!
А вот и я!
Узнаете вы меня?
Я – коротыш, и я – всезнайка…
А зовут меня Незнайка.
Логопед:
– А почему же тебя зовут Незнайка, раз ты все знаешь?
Незнайка:
– Как оказалось не все (вздыхает). Я живу в сказочном Цветочном городе, где круглый год лето – круглый год тепло и растут цветы.
А недавно я узнал, что в других местах бывает зима, идет снег. Вот я и отправился в путешествие, чтобы узнать, что такое «зима»? Летел, ехал, шел-шел… И очутился здесь.
Логопед:
– Дети, поможем Незнайке? Расскажем ему о зиме?(Дети отвечают)
– А наш «волшебный экран» поможет нам (Слайд 1). А ты, Незнайка, слушай внимательно и запоминай.2. Основная часть.
Логопед выводит на экран слайды презентации.
Слайд 2, 3
Логопед:
– Посмотрите внимательно на картинку. Что бывает зимой?
(Дети отвечают: «Кругом лежит снег. Деревья голые. Люди тепло одеты…».)
Слайд 3, 4
Логопед:
– Как можно назвать погоду, когда падает снег?
(Снегопад.)
Незнайка:
– А что такое снег?
(Рассказывают: «Снег – это множество снежинок. Снег белый. На солнце искрится…»)
Незнайка:
– А что такое снежинки?
(Это замороженные капельки воды.)
Логопед:
– Прямо с неба к нам летят
Лёгкие пушинки.
Серебрятся и блестят
Белые снежинки. (А. Гришин «Снежинки»)
Логопед:
– Ребята, расскажите Незнайке, какой бывает снег?
(белый, холодный, пушистый, искристый, сверкающий, мягкий, липкий, пушистый…)
Логопед:
– А какой бывает снежинка?
(белая, лёгкая, ажурная, прозрачная, красивая…)
Логопед:
– Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
Что еще может делать снежинка?
(Летать, кружиться, падать, «танцевать», на ладошке – таять.)
Логопед:
– А еще они умеют «играть».
Физкультминутка «С неба падают снежинки»
(Логопед читает текст и показывает движения. Дети повторяют)
– С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке,
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
(подъем рук над головой, хватательные движения – словно ловят снежинки)
– А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги.
(потягивание – руки вверх – в стороны)
– Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги.
(ходьба на месте, высоко поднимая колени)
– Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий, рыжий мячик.
(прыжки на месте)
– Ну а мы идём, идём…
(ходьба за воспитателем по группе)
– И к себе приходим в дом.
(садятся на стульчики)
Слайд 5
Логопед:
– По форме все снежинки похожи на шестиконечные звёздочки, но двух одинаковых снежинок не бывает.
Слайд 6
– Если много падает снега с неба, это называется… (снегопад).
Слайд 7
Логопед:
– А когда снежинки кружатся, ветер их несёт, это называется вьюга, метель, пурга.
(Включает звукозапись с завыванием вьюги.)
– Послушайте, как воет вьюга.
Фонопедическое упражнение «Вьюга»
– Старая, седая, с ледяной клюкой,
Вьюга ковыляет Бабою Ягой.
Воет вьюга: «3-з-з-з-э-з».
(с усилением звука, руки медленно вытягивают вперёд)
Застонал лес от вьюги: «Мм-мм-мм».
(дети повторяют за логопедом)
Тяжело стонут кедры: «М-мм-мм-м».
(дети повторяют за логопедом)
Стонут березы: «Мм-мм-мм».
(дети повторяют за логопедом)
Шумят ели: «Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш».
(дети повторяют за логопедом)
Стихает вьюги: «С-с-с-с-с-с».
(дети повторяют за логопедом, руки плавно опускают вниз)
Логопед:
– Как называется зимний ветер со снегом?
(вьюга, метель, пурга)
Незнайка:
– Брр!.. Даже холодно стало. Метель, пурга… Я таких слов раньше никогда не слышал.
Логопед:
– А наши дети знают много зимних слов. Предлагаю сейчас поиграть, чтобы ты, Незнайка, их тоже запомнил.
Игра «Зимние слова»
Логопед:
– Я буду называть слова, а вы дети будете хлопать в ладоши, если слова относятся к зиме. Задание понятно?
– Снег, жара, мороз, холод, сугроб, лед, ромашка, снежинка, вьюга, дождь, радуга, снегопад, снеговик, ручей, гриб, снегирь, ласточка, метель, гроза.
Незнайка:
– Теперь я знаю, что зимой холодно, идет снег, дует сильный ветер. А вам не холодно зимой?
– Зимой, Незнайка, мы носим теплую одежду, которая нас согревает.
Незнайка:
– Какую одежду?
Дидактическая игра «Найди и назови зимнюю одежду»
Логопед:
– Ребята, на столе лежат картинки. Выберите те, на которых изображены предметы зимней одежды.
(Дети выполняют задание и называют предметы зимней одежды.)
Логопед:
– Молодцы, ребята. А если у нас замерзнут руки, мы можем их согреть.
Фонопедическое упражнение «Погреемся»
– Мёрзнут на ветру ладошки,
Мы погреемся немножко.
(Сначала дети дышат на ладошки бесшумно, затем с голосом – «А-а-а». Далее чередуют: на правую – бесшумно, на левую с голосом, потом наоборот.)
Незнайка:
– Да, не повезло вам с зимой. У нас все время лето и очень тепло. Мы целыми днями купаемся, загораем, играем в футбол, катаемся на велосипедах. А у вас зимой холодно. Наверно, грустно все время сидеть дома?
Слайд 8, 9
Логопед:
– Нет, Незнайка, нам не грустно. Ведь зимой можно придумать много развлечений. Ребята, давайте расскажем, в какие игры мы играем зимой.
(Дети рассказывают. Логопед контролирует высказывания детей: добивается, чтобы дети использовали в речи предложения)
Логопед:
– А давайте прямо здесь и сейчас поиграем в снежки.
Пальчиковая гимнастика «Снежок»
– Раз, два, три, четыре,
(загибают пальники, начиная с большого)
Мы с тобой снежок слепили
(«лепят», меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий
(показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую)
И совсем-совсем не сладкий
(грозят пальчиком)
Раз – подбросим,
(смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок)
Два – поймаем,
(приседают, ловят воображаемый снежок)
Три – уроним
(встают, роняют воображаемый снежок)
И... сломаем.
(топают)
3. Заключительная часть.
Незнайка:
– Здорово. Теперь я знаю, что такое зима и смогу рассказать о ней коротышкам из Цветочного города. Жаль, я не смогу всего этого показать своим друзьям.
Логопед:
– Ребята, а давайте подарим Незнайке наши рисунки о зиме, которые мы нарисовали на занятии по рисованию.
(Дети соглашаются. Логопед достает с полки папку с рисунками детей и вручает ее Незнайке.)
Незнайка:
– Спасибо, ребята. Мне пора. До свидания.
(Дети прощаются с Незнайкой. Логопед выносит игрушку за дверь.)
Оценка
Логопед:
– Ребята, а что нового вы узнали на занятии?
Под руководством логопеда дети вспоминают, чем они занимались.
Логопед положительно оценивает работу каждого ребенка.
Рефлексия
Логопед:
– Что понравилось больше всего?
(Дети выражают свои эмоции и чувства.)
Занятие в старшей логопедической группе "Ох, зима хороша..."PPTX / 22.68 Мб
Кияйкина Наталья Федоровна
Кутырева Лариса Геннадиевна