12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
marina83
Россия, Воронежская обл., Воронеж

Конспект занятия внеурочной деятельности «Юный исследователь среди весенних цветов».


Класс; 2-3

Тема « Наши первоцветы».

Цель: познакомить учащихся с разнообразием первоцветов, их особенностями.

Обобщение занятия: существует определенная последовательность зацветания растений весной. Первоцветы идеально приспособлены к условиям ранней весны.

Планируемый результат:

- учащиеся научатся обнаруживать особенности приспособления первоцветов к условиям ранней весны;

- подбирать необходимые факты из материалов научно-познавательного литературы- представлять информацию на линии времени «Цветение весенних растений (март, апрель, май).

Умения, характеризующие достижение этого результата: Владеть информацией о первоцветах, выстраивать факты на линии времени

Форма работы: групповая.

Оборудование: Картинки с цветами, корзина, таблички - «помощник ответов», презентация.


Ход занятия. (Индуктивного типа)


Актуализация знаний. (Звучит муз. П.И.Чайковского «Времена года)


-Добрый день, ребята, я рада вас снова видеть всех в хорошем настроении, да и как не радоваться ведь сегодня такой замечательный день за окном, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, ведь сегодня мы будем не просто познавать новое, сегодня мы на время станем юными исследователями.

Окружающий нас мир

Интересно познавать

Его тайны и загадки

Мы готовы разгадать.

- Готовы разгадывать? Молодцы!

-Какое время года наступило? (Долгожданная весна) (Слайд1)

- По каким признакам вы определили, что на улице весна?

- Сейчас я проверю, как вы знаете весенние месяцы.


Игра «Играй - не зевай, месяц быстро узнавай».


-Я буду называть месяцы, а вы, ребята, если услышите месяц весны, хлопайте в ладоши, а если услышите месяцы других времен года, то топаете ногами.

- Молодцы! Знание весенних месяцев нам очень пригодится во время исследования.

-Сегодня на занятии будем разгадывать тайны, связанные именно с этими весенними месяцами. Вы должны быть очень наблюдательными и внимательными.



Концентрирование внимания на работу.

- Чтобы обдумать нам дела, нужна будет …(голова)!

- Чтоб из книг нам всё узнать, нужно быстро нам …(читать)!

- Чтоб работы не бояться, нам наши … (руки) пригодятся!

- Прочитайте девиз нашей работы:

Наблюдай и восхищайся,

Изучай и береги! (Слайд№2)


2.Мотивация.

-За материалом для исследования я предлагаю отправиться в весенний лес, а точнее на опушку леса. (Звучит музыка 2 мин.) (Слайд №3)

- Ребята, а когда вы оказываетесь на полянке, какое желание у вас возникает. (Поиграть)


Игра "Плетем, плетем венок'.

(Учитель предлагает ребятам встать в хоровод, и выбирает помощницу, цветочницу и ребят которые исполнят роли цветов, заранее на карточках написаны слова героев)


Ведущий: Белая рубашка, желтенький платок. Как зовут?

Ромашка. Ромашка полевой цветок!

Цветочница. Вам нужна ромашка?

Хоровод. Пусть бежит сюда скорей. Мы плетем, плетем венок. Становись - ка в хоровод!

Ведущий. Цветик-невеличка, яркий огонек. Кто же ты?

Гвоздика. Гвоздика - полевой цветок.

Цветочница. Вам нужна гвоздика?

Хоровод. Пусть бежит сюда скорей. Мы плетем, плетем венок. Становись- ка в хоровод!

Ведущий. Вот еще малютка, голубее дня. КТО ТЫ?

Незабудка. Незабудка, с поля я пришла.

Цветочница. Незабудку примем?

Хоровод. Пусть бежит скорей сюда! Мы плетем, плетем венок. Становись- ка в хоровод!

Ведущий. Из глуши еловой прибежал сюда? Кто же ты?

Колокольчик. Лиловый колокольчик я.

Ведущий. Вот какие маки, вот какие маки!

Мак. Красивые большие в поле расцвели.

Цветочница. Маки вам нужны?

Хоровод. Да! Пусть бежит скорей сюда! Мы плетем, плетем венок. Становись- ка в хоровод!


-Ребята, кто к нам в хоровод прибегал? (Цветы)

-Так какой материал мы будем сегодня исследовать? (Цветы)

- А именно какие цветы мы будем исследовать, вы узнаете, разгадав ребус.

- Как понимаете значение этого слова? (Слайд №4)


Создание проблемной ситуации.

Перед вами названия разных цветов. Нам нужно собрать букет из ранних весенних цветов, то есть в корзинку мы должны поместить только те цветы, которые зацветают весной первыми.

-Почему не получается поместить первоцветы в корзинку? (Затрудняемся определить название растения, время зацветания).

- Что же мы должны сделать, чтобы правильно поместить цветы в корзинку? (Изучить различные материалы и выяснить:

1. Какие цветы зацветают первыми, а какие – позже?

2. Почему цветут так рано?

- А что нам поможет узнать об этом? (Помогут книги, тексты, картинки и наши знания)


3.Исследование в малых группах.


- Ребята вас три группы, у каждой группы на столах лежит необходимый материал. Ваша задача выбрать нужную информацию о первоцветах. Каждая группа будет выбирать свою информацию, то есть о тех цветах, которые зацветают в определенный месяц, а в какой месяц каждая группа узнает, отгадав загадку.


Загадка №1


Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март) (Слайд №5)


Загадка №2

Яростно река ревет

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел? (Апрель) (Слайд №6)


Загадка №3

Зеленеет даль полей

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? (Май (Слай№7)


- И так первая группа ищет информацию о первоцветах марта, вторая группа о первоцветах –апреля, и третья мая.

- Во время работы с текстом вы должны будете заполнить карточку «Подсказка».


«Подсказка»

1. Мы узнали о растении, которое называется……………….

2. Название такое потому, что ………………………………

3. Мы выяснили, что это растение приносит пользу…………

4. Зацветает оно в месяце ………………………

4.Обмен информацией.


- Давайте обменяемся информацией и сначала обратимся к 1-ому вопросу исследования. Заслушаем собранный вами материал.



Конкурс 2 «Составь слово»



Ведущий: Вам предложены карточки, из которых надо составить название цветов. Один из этих цветов не будет являться первоцветом.

(слайд № 10) t1647956688aa.png

Ответы: ПОДСНЕЖНИК (слайд № 11), ОДУВАНЧИК (слайд № 12), МАТЬ – И – МАЧЕХА (слайд № 13), ЛАНДЫШ (слайд № 14), ХОХЛАТКА (слайд № 15). РОЗА – лишняя (слайд № 16).

Послушаем ваши сообщения про эти первоцветы

Медуница – лекарственное растение. Ранней весной холодно ночами и вечерами, а медуница не боится низкой температуры. Листья её шершавые, покрытые мелкими волосками. Между волосками воздух, который спасает растение от холода. Медуница получила своё название потому, что в её цветках содержится много нектара. Это один из самых ранних медоносов. Цветки фиолетовые и синие, голубые и розовые, красные и сиреневые. За это медуницу иногда называют «цветок-букетик», «цветок-светофор». Цветки быстро вянут и не годятся для букета. Это растение имеет ещё одно название «лёгочница». Издавна её применяли для избавления от простуды. Молодые листья содержат витамин С. В Англии медуницу разводят на специальных плантациях для приготовления салатов.

Мать-и-мачеха. Имеет невысокий цветонос, покрытый бурыми чешуйками и золотисто-оранжевое соцветие, похожее на одуванчик. Она зацветает до появления листьев, совсем не боится заморозков. Листья появляются в мае: широкие, угловатые, кожистые. С лицевой стороны они зелёные, блестящие, а с изнанки беловатые, пушистые, мягкие. Название переводится как «действующее от кашля». С давних пор отвар листьев мать-и-мачехи применяли от простуды.

Первоцвет. Зацветает позже всех в мае. Цветы собраны в зонтиковые соцветия, состоящие из двух, семи ярко-жёлтых цветков, похожих на связки ключей, расположенных на вершине тонкого стебля. «Ключ-цветок», «Небесные ключики», так зовут его в Германии. Произрастает на лугах, в лесах, горах Ставропольского края. Реликтовый, исчезающий вид. Известен своими целебными свойствами. Древние греки называли его цветком двенадцати богов. Он может исцелять от многих болезней. Листья содержат большое количество витамина С. В Англии и Голландии из листьев первоцвета готовят салаты.

В начале апреля на лесной полянке, где снег почти растаял, загорелись маленькие ярко-голубые звёздочки, похожие на цветки галантуса. Это зацвели пролески (перелески). Пролеска - небольшое лесное растение. Латинское название «сцилла», что в переводе означает "морской лук", наверное, потому что цвет его напоминает синеву моря. Каждый стебелёк несёт всего 2-3 васильково-синих цветка. Листья узкие, слегка желобчатые. Они поднимаются вверх прямо от основания стебля. Пролеска очень рано зацветает, быстро отцветает, образуя плоды-коробочки. Зрелые семена пролески растаскивают муравьи. К началу лета растение желтеет и засыхает. Остаётся живой только небольшая луковица.

Фиалка встречается в лесах и парках. Цветёт в апреле-мае. Цветки у неё сине-фиолетовые, иногда белые, имеют пять лепестков. В сырую погоду цветоножка сгибается, и цветок прячется под листом. Листья имеют округлую форму. Из пахучих лепестков добывают эфирное масло. В Сицилии фиалку изображали на монетах. Этим цветком восхищались Шекспир, Шелли, Гёте, Блок, Тютчев. Фиалку называют лесной феей за её нежный запах.

Ветреница лютичная. Растёт в лиственных лесах между кустарниками. Цветёт в конце апреля. На верхушке прямого тонкого стебля нежный цветок, но ярко жёлтый, напоминающий цветки лютика. В ясный день цветок обращён к солнцу. В сырую погоду и на ночь цветок закрывается и поникает. Под цветком на стебле три рассечённых листа. Высота достигает до 25 см. Название растение получило за то, что его цветок на тонком стебле качается даже от лёгкого ветерка. Когда ветреница цветёт, лесные деревья и кустарники едва начинают распускаться. Растение это ядовитое, в корм животным не пригодно.

Хохлатка растёт в лесу между кустарниками. Цветёт в апреле, мае. Цветки лиловые или фиолетово-розовые, собранные в кисть. Имеет приятный запах и богат нектаром. Растение очень хрупкое. Отцветает хохлатка очень быстро. Вместо цветков появляются стрючковидные плоды с чёрными блестящими семенами, которые распространяются муравьями. Растение лекарственное.

Подснежник -галантус

Галантус одним из первых извещает о приходе весны. Они похожи на небольшие колокольчики белого цвета. Белоснежные цветы украшают ещё почти зимний лес. Их ещё называют подснежниками. Такое название они получили потому, что начинают расти в феврале под снегом. А в марте, на только что проснувшейся от зимнего сна земле, эти цветы уже цветут, радуя глаз человека.



- Теперь предлагаю обратиться к девизу исследования. Как вы понимаете эти слова? Почему «береги»?

Вывод: необходимо бережно относиться к хрупкому миру живой природы, понимать необходимость ее охраны.

Игра - импровизация «Цветочек».

Учитель.
- Хотите, мы превратимся с вами в маленькие бутончики первого весеннего цветка? Закройте глаза и пред­ставьте, что на лесной полянке растаял снег и появился первый цветок с бутоном, которым будет каждый из вас. Он еще закрыт.

^ Дети садятся на корточки, затем медленно встают («вырастают»). Их руки сложены, как лепестки нераскрывшегося бутона.

Но вот пригревает ласковое солнышко, и бутон постепенно раскрывается. Он гре­ется под весенним солнцем, лёгкий ветерок раскачивает его. Цветочек всё время следит за солнышком, куда оно плывёт, туда и цветок поворачивается.

^ Учитель показывает нарисованное солнышко, прикрепленное к палочке. Дети разводят руки, как будто расцвёл цветок, и покачива­ются. Учитель передвигает солнышко, дети поворачиваются в ту же сторону.

Но вот послышались чьи-то шаги. Это идёт человек. Он увидел цветок и хочет сорвать. Цветок испугался, согнулся, сложил лепестки и уже представил себе, как он завянет и засохнет.

^ Учитель топает. Дети изображают испуг, складывают руки-ле­пестки, наклоняются к земле.

Но человек пожалел цветочек, ведь он такой красивый, и по­шёл дальше.
(Топает, затихая.)
И вот цветок снова рас­прямился, расправил лепестки и радуется жизни, греясь под ласковым солнышком.

^ Дети выпрямляются, расправляют руки-лепестки, смотрят на «сол­нышко», улыбаются.

- Почему цветок испугался? Почему человек пожалел цветочек?


Игра «Да – нет».

-Проверим, насколько хорошо вы знаете правила бережного отношения к природе:

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

На неправильный совет.

Говорите: нет, нет, нет.


Говорила Катя Пете

«Принеси ты мне букетик!

Я люблю цветы лесные,

Желтые и голубые!»

Это правильный совет? (Нет, нет, нет)


Если ты в лесу гуляешь,

Кусты и ветки не ломаешь.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Как-то Марина просила у Светы:

«Ты назови мне все первоцветы».

«Ромашки, тюльпаны и васильки,

Лютики, кашки – вот эти цветы».

Правильный Света дала ей ответ? (Нет, нет, нет)

Повторение правил бережного обращения с цветами. (Слайд 14)

Учитель. «Не рвите первоцветы! Это еда для пчел и шмелей. Не оставляйте их без вкусной пыльцы!» К сожалению, люди не умеют ценить красоту природы. Некоторые первоцветы находятся на грани исчезновения. Они занесены в Красную книгу. А без этих цветов могут погибнуть и насекомые, которые первыми пробуждаются весной, и птицы, и звери. Весна не будет весной без первых цветов: подснежников, медуницы, мать - и - мачехи, ветреницы, фиалки и других.

Выскажите свои слова в защиту природы



Если ты не рвешь цветы,

Сажаешь первоцветы,

Наблюдай за ними ты,

Береги при этом!

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши!

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защищаться.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.



Природу не уродуй,

Природу не обидь.

Родился человеком,

Так надо им и быть.



2-й. Вот в лесу растет фиалка,-

Разве рвать ее не жалко?!

Голубеют, как из сказки,

Незабудок нежных глазки.

Носят юбочки цветные

Колокольчики лесные.

Даже старый мох седой

Вырос с рыжей бородой!

Все цветы для всех растут,

Их не рвите! Пусть живут!

Увидел молодой росток,

Не трогай и не рви.

Пройди-ка мимо, улыбнись,

Пройдут года и вырастет там

Целебная трава.



4 й. Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвём цветы –

Опустеют все поляны

И не будет красоты!





Берегите землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики.

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба – парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем.

Ласточку, мелькающую в жите,

Берегите землю! Берегите!


5.Организация информации.

- Вы представили очень хороший материал. Но любой материал требует определенного порядка, группировки. Заметьте: одни растения зацветают с начала весны- в марте, другие чуть позже. А третьи –в конце весны в мае.

- По какому признаку можно разделить все изученные первоцветы на группы? (По времени цветения).

- Давайте наведем порядок в изученных материалах.

-Распределите первоцветы на 3 группы. (Слайд№9)


t1647956688ab.gif

Март апрель май

Ветреница пролеска медуница

подснежник) мать-и-мачеха хохлатка



6. Связывание информации, формулирование вывода

И так у нас получилась линия времени, т.е. определенная последовательность зацветания первоцветов.

-Назовите растения-первоцветы, зацветающие в марте, в апреле, в мае.


6.Физкультминутка

7. Творческая работа.


Цветы всегда поднимают настроение. Особенно, если это первые весенние цветы – подснежники. Сегодня мы с вами попробуем воссоздать красоту первоцветов с помощью цветной бумаги, клея и шаблонов.

(Ребята создают аппликацию подснежники)


8. Итог, рефлексия.

А теперь, ребята, узнав столько интересного о весенних цветах, можем ли мы без ошибок собрать нашу корзинку?

Закончить занятие хочется словами великого сказочника Г. Х. Андерсена «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок».

Подарим же наши маленькие цветочки дорогим гостям, как символ жизни!

-Спасибо за работу.








Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.