Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» пст. Первомайский
Программа внеурочной деятельности « Юный актёр» 1-2 классы |
Направленность:
художественно - эстетическая Составитель: Смирнова Елена Ивановна учитель начальных классов Срок реализации программы: 2 года Возраст: 7-8 лет
|
«Театр — единственный учитель нравственности, поведения, возвышенных идеалов, который никогда не наскучит ученику. Театр — ценнейшее дополнение к любому воспитательному учреждению для детей, и без него не совершенна самая прекрасная школа».
М. Твен
Пояснительная записка
Основной задачей духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования является формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно нравственной компетенции — «становиться лучше».
Исходя из основной задачи образовательного процесса огромную важность в непрерывном образовании приобретает воспитание у обучающихся ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях . Такому воспитанию способствует театральная деятельность.
Младший школьный возраст – наиболее ответственный этап школьного детства. Действенная забота о здоровье и гармоничном развитии детей предполагает создание адекватных условий обучения для каждого переступившего школьный порог ребёнка. Знания, умения и навыки сохраняют свое исключительное значение, но уже не как цель, а как средство достижения цели – развития личности учащегося.
Все дети – творцы, у каждого ребенка есть способности и таланты. Одни склонны к изобразительному творчеству, другие – к конструированию, третьи – к сочинительству, а четвёртые – ещё к чему-либо. Но все они, такие разные, любят детский театр.
Театр – искусство синтетическое, он воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При помощи спектаклей разного жанра применяется и художественное слово, и наглядный образ и музыка. Умелое использование театра оказывает большую помощь в повседневной работе учителя по умственному, нравственному, идейно-эстетическому воспитанию школьников.
За годы работы с детьми у меня сформировалось вполне чёткое и конкретное представление о том, в чём же заключается несомненная польза театра, в котором играют дети
- в развитии личности ребенка:
- уже давно принято, что театр способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство партнёрства и товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с окружающей социальной средой;
- театр активизирует и развивает интеллектуальные и одновременно образно-творческие способности ребёнка, он начинает свободно фантазировать и в области текста, и в области компоновки пространства, и в области музыкального оформления;
- театр побуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно, чем раньше;
- при использовании метода драматизации по любым предметам, дети усваивают материал гораздо лучше по нескольким причинам: он становится для них личностно значимым, а, кроме того, пропускается через моторику, через тело, которое гораздо лучше воспринимает информацию, чем слух в отдельности.
Ребёнок, играя в театре, может практически побывать в любой ситуации и проверить на своём жизненном опыте предположения и варианты поведения, а также решения проблемы в данной ситуации. Играя на сцене другого человека, создавая другой образ, ребёнок познаёт окружающий мир, себя в окружающем мире и самое главное познает свой внутренний мир. Театр позволяет понять: что есть Я, что творится внутри меня.
Актуальность и педагогическая целесообразность данной программы обусловлена необходимостью разрешения реальных противоречий в воспитании в новых условиях ограниченности приобщения к культуре. Программы « Юный актёр» представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и обусловлена переходом на новый ФГОС, предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.
Программа основывается на следующих принципах:
- природосообразности предполагает, что процесс театрального творчества должен основываться на воспитании ребёнка сообразно полу и возрасту, учитывая индивидуальные особенности каждого , а также формирование у него ответственности за развитие самого себя.
- культуросообразности предполагает, что театральное творчество должно основываться на общечеловеческих ценностях и культуре , предусматривает обеспечение значимости для ребёнка идентификации себя с Россией, природой родного края.
- коллективизма предполагает, театральная деятельность в детском коллективе даёт младшему школьнику опыт взаимодействия с окружающими.
- диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся в театральной деятельности, содержанием которого является обмен эстетическими ценностями. Диалогичность не предполагает равенства между педагогом и школьником. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта. Но диалогичность требует искренности и взаимного понимания, признания и принятия.
Цель программы
создать условия для воспитания нравственных качеств личности воспитанников, творческих умений и навыков средствами театрального искусства, организации их досуга путем вовлечения в театральную деятельность.
Формы проведения занятий
групповые занятия, индивидуальные, теоретические, практические, игровые, соревнования, конкурсы, экскурсии, занятие-путешествие, зачёты, репетиционные, постановочные, информационные.
Репетиционные занятия - основная форма подготовки представлений, концертных программ, отдельных номеров, сцен путём многократного повторения (целиком или частями).
Постановочные занятия – творческий процесс создания театрального представления, осуществляется совместно с учителем.
Информационные занятия предполагают беседу (диалог, в ходе которого учитель руководит обменом мнениями по какому – либо вопросу) и лекцию ( представление, демонстрирующее в виде монолога совокупность взглядов на какой-либо вопрос.
При реализации программы «Юный актёр» используются инновационные технологии: проблемный (педагог помогает в решении проблемы); поисковый (дети сами решают проблему, а педагог делает вывод).
В процесс обучения следует включать экскурсии в краеведческие музеи, вечера-встречи с деятелями театрального искусства, воспитательные мероприятия, психологические тренинги, посещение спектаклей профессионального и любительских театров, что позволит накопить и расширить зрительский опыт воспитанников, развить у них умение отличать настоящее искусство, приходить к правильному нравственному суждению.
Программа 1 класса
рассчитана на 33 часа, из расчёта 1 час в неделю (после уроков).
На первом году обучения все усилия педагога направлены на пробуждение в воспитанниках их природной одарённости.
Одним из важных критериев оценки педагогом работы учащихся является естественное и раскованное самочувствие юных актёров на сценической площадке. Итогом творческой работы на первом году обучения являются небольшие тематические зарисовки, миниатюры этюдного характера, которые могут быть использованы в мероприятиях, посвящённых самым различным событиям, памятным датам, либо небольшие постановки, сказки, т. е. материал, понятный и «близкий» детям.
Цель первого года
выявить и развить изначальную природную одарённость учащихся.
Задачи:
- в развитии:
развивать способность к перевоплощению через создание этюдов;
развивать наблюдательность и память через актёрские упражнения.
- в обучении:
научить основам психофизического тренинга;
научить основам верного дыхания;
научить оценивать сценические события;
- в воспитании:
воспитать навык правильной оценки собственных поступков и поступков товарищей
привить бережное отношение к театральному реквизиту, костюму
познакомить с правилами поведения в театре,
воспитывать культуру поведения в общественных местах.
Тематическое планирование
№ |
Тема |
Цель занятия |
Формы и методы занятия |
Характеристика деятельности учащихся |
|
1. |
Вводное занятие ( 2 часа) Театр как вид искусства. Что такое театр? Виды театров. |
Познакомить уч-ся с театром как видом искусства, с отличительными чертами театра, дать представление о видах и жанрах театрального искусства, воспитывать уважение к театру, культуру поведения |
Беседа, заочная экскурсия наглядный, объяснительно-иллюстративный |
Узнают о театре, его отличительных чертах научатся правильно вести себя в театре |
|
2. |
Мастерство актёра ( 5 часов) -Тренинги на концентрацию внимания. -Этюды на животных, насекомых, -Этюды на память физических действий. -Работа с домашними заготовками. -Групповые этюды |
Развивать способность ребёнка концентрировать внимание на узком круге объектов. Дать понятие «этюд», сценическое внимание, реквизит, Научить актёрскому приёму - пользоваться воображаемым предметом. Развивать жизненные навыки, наблюдательность, последовательность действий, эмоциональный жест, логику действий. Анализ и корректировка работ уч-ся. |
Беседа, практические занятия, игровые формы метод импровизации |
Научатся тренинговым играм, этюдам, упражнениям Будут знать такие понятия как «этюд», «оценка», «реквизит», «сценическое внимание», «воображение» Просмотр работ товарищей Представление своих работ, участие в обсуждении. |
|
3. |
Сценическая речь (4 часа) -основы практической работы над голосом, -основы художественного чтения |
Дать краткие сведения об анатомии и физиологии речевого аппарата, дать понятие дикция, дыхание, звук орфоэпия, познакомить с литературным произношением. Дать понятие живое слово, познакомить с идейно-тематическим анализом произведения. |
Групповая и индивидуальная работа, беседа, метод игрового содержания, метод, импровизации |
Научатся упражнениям на выработку умения управлять выдохом, разучат артикуляционную гимнастику, комплекс упражнений по выработке дикции, разучат тексты скороговорок и чистоговорок. Прослушают записи выступлений профессиональных артистов, Самостоятельная работа со стихотворениями (с корректировкой учителя), участие в конкурсе чтецов |
|
4. |
Пластика ( 3 часа) - тело человека -движения человека - особенности тела человека |
-Познакомить учащихся с собственным телом, с его физическим и двигательными особенностями, с его проблемами, ограничениями. -Дать понятие « ритм» -Научить некоторым танцевальным движениям
|
Беседа, практическое занятие игровой метод метод взаимообучения |
Узнают строение своего тела, будут знать понятие «ритм» Научатся: -элементам ритмической гимнастики -сценической акробатики (собачка, кошка, кувырок вперёд, кувырок назад) -перестроению в указанные геометрические фигуры, -красиво передвигаться под музыку в заданном ритме, -освоят танцевальные движения |
|
5. |
Постановочная работа ( 16 часов) |
Познакомить с этапами постановки спектакля, с постановочной работой |
Беседа, практические занятия, метод импровизации |
Узнают, что такое постановочная работа, научатся разбирать пьесу, пересказывать её сюжет, воспроизводить отдельные события и эпизоды, проигрывать пьесу целиком путём повторных репетиций, обсуждать показ своей работы. |
|
Посещение театров ( 3 часа) |
Накопить и расширить зрительский опыт учащихся, развить у них умение приходить к правильному нравственному суждению. |
Просмотр как профессиональных, так и любительских постановок |
Расширят свой кругозор |
||
Итого: 33 часа. |
Содержание
1 . Вводное занятие.
Теория. Ознакомительная беседа о театральном искусстве. Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях: театр- искусство коллективное, спектакль- результат труда многих людей различных профессий. Общее представление о видах и жанрах театрального искусства: драматический театр, музыкальный театр. Театр кукол, радио и телетеатр. Актёр и сцена. Культура поведения в театре
Пьеса – основа спектакля. Пьеса – сказка. Сказки народные и литературные: волшебные, бытовые, о животных. Превращение литературной сказки в сказку драматическую. Действие как главное выразительное средство актерского искусства.
Практика.
Экскурсия в дом культуры. Знакомство со сценой. Посещение спектакля, его обсуждение.
2. Мастерство актёра.
Теория. Значение поведения в актерском искусстве. Сценическое внимание. Виды внимания. Объекты внимания. Управление вниманием. Связь предлагаемых обстоятельств с поведением. Актёрское взаимодействие. Понятие « этюд».
Практика.
Игры на знакомство. Массовые игры. Игры на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности.
Этюды на выразительность жестов. Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами. Этюды на эмоции и вежливое поведение. Импровизация игр-драматизаций. Одиночные этюды по темам: животные, насекомые. Диагностика творческих способностей детей.
Изучаются следующие теоретические понятия:
сценическое внимание – активный познавательный процесс, в котором участвуют зрение, слух, осязание, обоняние, как необходимое условие органического действия,
этюд, реквизит.
3 . Сценическая речь.
Теория. Рождение звука. Краткие сведения об анатомии и физиологии речевого аппарата. Отделы речевого аппарата. Гигиена речевого аппарата. Дыхание и голос. Дыхание и звук. Дикция. Артикуляционная гимнастика и ее значение. Гласные звуки. Согласные звуки. Классификация согласных.
Практика. Упражнения на выработку умения управлять выдохом. Упражнения для тренировки мышц участвующих в дыхании. Упражнения артикуляционной гимнастики. Комплекс упражнений по дикции. Отработка произношений гласных звуков, согласных звуков. Упражнение на сочетание тренируемого звука с гласными. Упражнения с текстами скороговорок, чистоговорок.
4. Пластика.
Теория. Знакомство учащихся с собственным телом: с его физическими и психофизическими качествами, с его двигательными возможностями, с его проблемами и ограничениями Знакомство с понятиями: точки зала (сцены). Круг, колонна, линия (шеренга). Темпы: быстро, медленно, умеренно
Практика.
Перестроение в указанные (геометрические) фигуры. Хлопки, ходьба, бег в заданном музыкальном ритме. Начало и окончание упражнения вместе с музыкальным сопровождением.
Элементы ритмической гимнастики.
Танцевальные элементы. Поклон. Танцевальные шаги: простой (на пятках, с высоким подниманием колен, с подскоком, бег).
Танцевальные движения: боковой приставной шаг, “ковырялочка”, “вальсовая дорожка”.
Элементы сценической акробатики. Собачка. Кошка лезет под забор. Кувырок вперед. Кувырок назад.
5.Постановочная работа.
Теория. Тематический анализ. Предлагаемые обстоятельства. Линии действия персонажей.
Практика. Выбор материала должен проходить при тесном творческом сотрудничестве и заинтересованности учащихся. При этом, чем более живо и активно будет проходить этот первый этап, тем проще будет строиться дальнейшая работа над уже утверждённым коллективным решением материалом.
Подготовка миниатюр, небольших тематических сценических композиций, которые свободно могли бы стать частью любой концертной программы. Постановочная работа делится на несколько этапов:
-Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение с детьми.
- Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
- Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. 4.Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев. 5.Работа с текстом. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
-Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях. Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением.
- Создание декораций и костюмов.
- Репетиция всей пьесы.
- Премьера спектакля. Обсуждение с детьми.
Выступления детей перед родителями, воспитанниками ДОУ.
Выступления со сказками в школе, классе перед родителями, в детских садах, клубах.
6.Посещение театров
В плане работы предусмотрены посещения театров (по возможности).
К концу первого года обучения учащиеся научатся
-выполнять цепочку простых физических действий в одиночном этюде;
-2-3 упражнениям психофизического тренинга;
- самостоятельно снимать мышечные зажимы;
- создавать выбранный или заданный педагогом образ;
- участвовать в воплощении пластического образа в этюде;
-строить на основании заданной темы простой сюжетный рассказ с завязкой, событием
и развязкой
-приемам разминки и разогрева тела;
-2-3 новым скороговоркам и чистоговоркам
получат возможность научиться
- 5-6 новым скороговоркам на проблемные звуки
-5-7 упражнениям психофизического тренинга;
будут знать
- понятия: «этюд», «оценка», «реквизит», «сценическое событие», «декорации», «действие»,
« воображение», виды театрального искусства, особенности художественного чтения,
- индивидуальные особенности своего тела и уметь использовать свои достоинства.
2 год обучения
рассчитан на 34 часа, из расчёта 1 час в неделю
Второй год обучения посвящён в большей степени развитию партнёрских навыков и способностей. В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость воспитанников к правдивому, целенаправленному действию, к его особенностям, как особенностям мимики, жеста, взгляда, движения, речи. Основной упор идёт на работу над парными и мелкогрупповыми этюдами (2-4 человека).
На этом этапе очень важно, чтобы юные актёры, находящие на сценической площадке в заданных предлагаемых обстоятельствах существовали не раздельно, в разных мирах, а, чувствуя друг друга, сливались воедино в процессе создания органичного, логичного и законченного сценического действия. Немаловажным является также продолжение работы над психофизическим и речевым аппаратом, тренинги в этих двух направлениях не прекращаются, а, наоборот, тяготеют к всё более усложняющимся упражнениям.
На втором году обучения необходимо закреплять и расширять опыт просмотра спектаклей, как профессиональных взрослых коллективов, так и детских.
Цель второго года обучения.
Воспитание партнерских отношений в работе учащихся.
Задачи:
- в развитии:
развить физические возможности тела, свободы в обращении со своим физическим аппаратом
развить актёрское внимание, воображение и фантазию через упражнения психофизического тренинга;
развить речевой аппарат воспитанников с помощью речевого тренинга и изучения скороговорок.
- в обучении:
научить учащихся избавляться от неуверенности и страха перед работой в условиях сценического пространства;
научить анализировать характер своего героя, его поступки, слова, мотивы;
- в воспитании:
воспитать чувство ответственности за партнёров;
привить культуру сценического поведения на сцене и за кулисами;
воспитать чувство взаимоуважения и взаимовыручки
Тематическое планирование.
№ |
Тема |
Цель занятия |
Формы и методы занятия |
Характеристика деятельности учащихся |
||||
1. |
Вводное занятие (1час) |
Познакомить с театром Древней Греции, истоками театрального искусства, вспомнить материал первого года обучения |
Беседа, заочная экскурсия метод импровизации |
-познакомятся с театром Древней Греции, узнают о первых театрах на Руси, -будут создавать этюды на летние темы |
||||
2. |
Мастерство актёра. ( 6 часов) |
Научить работе в паре (парные этюды) -дать новые сценические понятия, -научить новым упражнениям на внимание, воображение, фантазию |
Групповая работа, метод импровизации |
научатся парным этюдам, мимическим играм, упражнениям на развитие внимания, воображения, фантазии, -узнают такие понятия как «сценическое общение», «сценическое действие», конфликт, диалог, монолог, пантомима |
||||
3. |
Сценическая речь (5часов) |
Научить правильной речи. Познакомить с понятием «орфоэпия», с её нормами. Дать понятия «литературное произношение», логические паузы, ударения. |
Беседа, групповая индивидуальная работа, игровой метод |
научатся работать над дикцией с помощью специальных упражнений, освоят понятие «литературное произношение», -научатся работать с текстами в соответствие с литературными нормами, продолжат работу над скороговорками и чистоговорками |
||||
4. |
Пластика (3 часа) |
Научить новым упражнениям на разную двигательную реакцию, на развитие быстроты движений - развивать силу, гибкость и координацию -познакомить с новыми подвижными играми ( музыкальный стул, морское путешествие и т.д.) |
Групповая и индивидуальная работа, игровой метод |
научатся выполнять упражнения на простую и сложную двигательную реакцию, на развитие быстроты движений, для развития медлительности, на изменение скорости движения -узнают новые подвижные игры |
||||
5. |
Постановочная работа. ( 15 часов) |
-Начать работу над выбранной пьесой, осмыслением сюжета, выделением основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия. - Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. |
Беседа, групповая работа и индивидуальная работа, игровой метод, метод импровизации |
научатся работать над пьесой в соответствии с этапами работы. |
||||
6. |
Посещение театров, экскурсии, групповые мероприятия. ( 4 часа) |
Способствовать культурному развитию учащихся. |
пополнят свой культурный запас, получат удовлетворение от просмотров спектаклей, посещения экскурсий. |
|||||
Итого: 34 часа |
Содержание.
1.Вводное занятие.
Теория.
Страницы истории театра. Театр Древней Греции. Народные истоки театрального искусства (обряды, игры, празднества). Скоморохи – первые профессиональные актеры на Руси. Кукольный скомороший театр о Петрушке. Зарубежные братья Петрушки. Знакомство с современным кукольным театром.
Впечатления детей о каникулах в форме маленького публичного рассказа, предлагается
создать несколько этюдов на летнюю тематику из реальной или вымышленой жизни.
Практика.
Игры на знакомство. Этюды на летнюю тематику из реальной или вымышленной жизни. Беседа-опрос по теоретическим понятиям в области театральных дисциплин, которые были пройдены за первый год обучения. Решение организационных вопросов;
подведение итогов этапа обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника.
2.Мастерство актёра.
Теория.
Новые понятия.
Сценическое общение – активное взаимодействие исполнителя с партнёром и окружающей средой, в котором участвуют как физическая, так и психическая сторона органики. Темы этюдов даются педагогом на основе простых и понятных воспитанникам примерах.
Сценическое действие – волевой акт человеческого поведения, направленый на достижение поставленой цели-сверхзадачи.
Конфликт – столкновение противоречий, процесс, движение. Конфликт разрешается через конкретную борьбу в сценическом действии. В свою очередь, сценическое действие не может существовать без конфликта.
Практика.
Парные, коллективные этюды. Этюды на развитие эмоций.
Мимические игры. Упражнения с помощью жестов и мимики. Этюды на действие с воображаемым предметом. Этюды по сказкам. Игры-пантомимы. Разыгрывание мини-сценок. Упражнения на развитие внимания, воображения, фантазии.
Психофизический тренинг.
3. Сценическая речь.
Теория. Знакомство с понятием «орфоэпия», с нормами орфоэпии, с нормами произношения в русском языке. Литературная норма произношения. Понятие о речевом звене. Логическое ударение. Логическая пауза. Логическое построение фразы.
Практика.
Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Активное использование междометий, слов, фраз, стихов и поговорок. Индивидуальное и коллективное сочинение сказок, стихов, загадок. Работа над скороговорками(с ускорениием темпа произнесения текста скороговорки ,постепенное добавление минимальных физическиех нагрузок : наклонов, приседаний, поворотов, прыжков) . Прослушивание записей выступлений профессиональных артистов.
4.Пластика.
Теория.
Знакомство с новыми упражнениями.
Практика
На втором году обучения основной упор делается на: повышение выносливости,
Скоростную подготовку (упражнения на простую и сложную двигательную реакцию, упражнения на развитие быстроты движений, упражнения для развития медлительности, упражнения на изменение скорости движения, подвижные игры соревновательного характера, упражнения на темпо - ритмическую организацию движений).
Продолжается работа над развитием гибкости, силы и координации движений.
5.Постановочная работа.
Итогом творческой работы группы второго года обучения является постановка полноценных спектаклей – сказок с участием всей группы.
Теория.
Знакомство детей с содержанием произведения (пьесы).
Практика.
Этапы: Предварительный разбор пьесы. Первое чтение произведение руководителем с целью увлечь детей, помочь им уловить основной смысл и художественное своеобразие произведения.
Обмен впечатлениями. Пересказ детьми сюжета пьесы с целью выявления основной темы, главных событий и смысловой сути столкновения героев. Распределение ролей. Чтение пьесы по ролям.
Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов. Чтение пьесы (по событиям); разбор текста по линии действий и последовательности этих действий для каждого персонажа в данном эпизоде (что происходит, что делается, почему, с какой целью, для чего)
Репетиции с деталями декораций.
Проигрывание пьесы целиком, с включением музыки, оформления. Хронометраж. Повторная репетиция.
Показ спектакля. Обсуждение.
Воспитание дисциплины в процессе подготовки пьесы к демонстрации.
6.Посещение театров, экскурсии, групповые мероприятия.
Наряду с этим следует огромное внимание уделять и общему культурному и гражданскому развитию учащихся ,именно поэтому необходимо с самого начала учебного года запланировать просмотр спектаклей самой различной направленности и тематики, а также посещение выставок и других мероприятий, посвящённых праздничным датам.
К концу второго года обучения обучающиеся научатся
- приемам освобождения мышц;
- правилам орфоэпии и умению самостоятельно применять их в работе
с текстом;
- комплексу упражнений речевого и пластического тренинга;
- 2-3 новым скороговоркам; чистоговоркам
-тактично и адекватно анализировать работу свою и товарищей;
- организовывать коллективную работу над этюдами и воплощать свой замысел, подключая к работе партнеров;
- давать краткое словесное описание внешнего портрета и основных черт характера персонажа пьесы;
получат возможность научиться
- законам логического построения речи;
- устанавливать и удерживать дыхательную опору звука;
- находить элементы характерного поведения персонажа;
- произносить скороговорки в разных темпах при нагрузках
будут знать
- понятия: «пантомима», «сюжет», «сценическое действие», «монолог», «диалог», «сценическая задача», «конфликт».
Для выявления результативности работы используются такие методы как наблюдение, анкетирование, проведение диагностических исследований, которые проверяют личностные качества обучающихся, их положительную динамику.
Методики для изучения процессов и результатов развития личности обучающихся: «Недописанное предложение», «Недописанный рассказ», «Самооценка», тест «Тематический рисунок», «О тебе и обо мне», анкета «Что вам интересно?», «Какой я?
Ожидаемые результаты
Первый уровень результатов (1 класс) |
Второй уровень результатов ( 2 класс) |
Предполагает приобретение первоклассниками новых знаний о принятых в обществе нормах поведения в театре, у них будут сформированы навыки зрительской культуры; будет развит художественный вкус, расширен общий кругозор, пополнится словарный запас; умение переходить из позиции зрителя в позицию исполнителя и наоборот. Итогом первого года посещения кружка можно считать овладение азами актерского мастерства, выступления перед одноклассниками, выражать впечатления в форме рисунка ( выступления на уровне класса). |
Предполагает приобретение знаний по овладению практическими навыками одновременного и последовательного включения в коллективную работу. На практических занятиях с помощью слов, мимики и жестов выражают благодарность, сочувствие, обращаются за помощью. Итогом второго уровня можно считать умения рассказать или показать свои наблюдения за миром людей, природы, предметов. Через пластику тела передать пластическую форму живой природы, выполнять этюды в ритме, заданном педагогом. Умение распределяться на «сцене», участвовать в спектакле, играть роль (выступления на уровне школы, ДОУ, Дома культуры). |
Формы подведения итогов и контроля
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
промежуточный – праздники, зачеты, конкурсы, проводимые в классе, школе;
итоговый – открытые занятия, спектакли;
Мероприятия и праздники, проводимые в классе, являются промежуточными этапами контроля за развитием каждого ребенка, раскрытием его творческих способностей.
Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего контроля.
Конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать развитие способностей каждого ребенка, является спектакль или театральное представление.
Приложения
Принцип работы со скороговорками
Скороговорки необходимо подбирать на звуки, которые ребёнок произносит неверно. Незнакомые слова следует пояснить, чтобы был понятен смысл скороговорки. Правильно произнести скороговорку и обратить внимание на артикуляцию отрабатываемых звуков. Показать, в каком положении должны находиться органы речи при произношении отдельного звука. После этого прочитайте все слова скороговорки в медленном темпе. Попросите читать скороговорку вслух, постепенно ускоряя темп. Обратите внимание на правильную интонацию и ударение.
При работе с парой или группой детей можно устроить соревнование – кто быстрее проговорит скороговорку и не собьётся.
Простые скороговорки, после их правильного повторения, можно усложнить: произнести скороговорку, а затем поменять местами начало и конец. Например, белые бараны били в барабаны; в барабаны били белые бараны. Эту же скороговорку можно произнести сначала очень тихо, шёпотом, громко. Очень важно помочь каждому ребенку преодолеть страх при произношении.
Сначала нужно медленно проговорить текст, чётко выговаривая каждое слово по слогам. Медленное произношение поможет выучить скороговорку.
Для отработки артикуляции произнесите несколько раз скороговорку беззвучно перед зеркалом. Или попросите знакомого человека прочитать по губам то, что вы произнесли.
Снова произнесите текст шёпотом, но так чтобы звуки были слышны и понятны. Проговорите скороговорку медленно вслух. Не забывайте, для того, чтобы научиться говорить быстро – надо говорить медленно.
Проработав текст, произнесите его с разными интонациями. Проговорите голосом ребёнка, мужским голосом и женским. Попробуйте рассказать скороговорку как стихотворение, постепенно ускоряя темп. Пропойте текст.
Для совершенствования дикции и артикуляционного аппарата необходимо ежедневно проговаривать скороговорки. Главное правило, произносить не быстро, а внятно, четко артикулируя.
Методика работы со скороговорками
Методика работы с уже выбранными или самостоятельно придуманными скороговорками достаточно известна: начиная с медленного и отчетливого проговаривания каждого слова и каждого звука, дойти до максимально четкого и быстрого произнесения всей скороговорки. Небольшие скороговорки произносятся на одном выдохе, для длинных необходимо разметить интонацию (направление движения тона, паузы и т. д.).Для большего эффекта можно рекомендовать выделение цветом или подчеркивание букв, обозначающих звуки, над которыми предстоит работа. При заучивании скороговорок усилению мыслительных процессов помогает моторика рук. На каждое слово можно:
а) сжимать пальцы в кулачки;
б) загибать поочередно пальцы;
в) нажимать пальцами (каждым по очереди) на воображаемые клавиши;
г) стучать ладонью по столу;
д) притопывать;
е) кивать головой и т. д.
Скороговорки также хорошо использовать в играх:
1. «Кто быстрее?». Ведущий выбирает наиболее трудную скороговорку и произносит ее вслух медленно и внятно. Затем, обращаясь к участникам игры, он спрашивает: кто сможет прочесть ее быстрее? Для измерения скорости произнесения скороговорки можно использовать секундомер или часы с секундной стрелкой. Вслед за этим выясняется, кто может прочесть скороговорку еще быстрее. Играющие один за другим сменяют друг друга, соревнуясь в быстроте и правильности произнесения скороговорки. Победителем объявляется тот, кто, не сбиваясь и не запинаясь, прочтет скороговорку быстрее всех.
2. «Паровозик». На каждого участника игры распределить по одному слову из выбранной ведущим длинной скороговорки. После этого вся группа должна постараться, последовательно называя каждый свое слово, как можно быстрее произнести всю скороговорку целиком. После чего каждый участник должен попытаться произнести всю скороговорку самостоятельно.
3. «Эхо». Участники игры по очереди произносят за ведущим отдельно каждое слово скороговорки. Непременное условие: каждый следующий участник должен повторить слово тише, чем предыдущий.
При этом с каждым новым повтором скороговорки темп увеличивается до максимально возможного. При неправильном произнесении одного из компонентов скороговорки кем-либо из участников игра начинается заново. В конце игры каждый участник должен произнести всю скороговорку самостоятельно, не забывая об уменьшении громкости каждого последующего слова в ней.
6. «Выключили звук!». Ведущий медленно, одними движениями губ и, при необходимости, языка беззвучно имитирует произнесение одной из изученных скороговорок. Задача остальных участников – угадать скороговорку и произнести ее быстро и без ошибок. Тот участник, который сможет произнести эту скороговорку быстро и без запинки, становится ведущим.
7. «Скороговорка-трансформер». Для этой игры необходимо подобрать скороговорки с парными звуками «глухой – звонкий»: /п/—/б/, /к/—/г/, /ф/—/в/, /с/—/з/ и т. д. Задача участников – произнести выбранную скороговорку, заменяя глухой звук звонким и наоборот. Например: из скороговорки «Килограмм кривых грибов» должна получиться «Гилокрамм гривых крибов». Этот вариант необходимо повторить три раза, в медленном темпе, стараясь не допускать ошибок. Затем участники возвращаются к оригинальному варианту этой скороговорки, соревнуясь в скорости ее произнесения. Как правило, после такого упражнения скорость и безошибочность произнесения самой скороговорки должны значительно возрасти.
Скороговорки.
Ехал Грека через реку, видит Грека — в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку цап.
Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.
Расскажите про покупку! Про какую, про покупку? Про покупку, про покупку, про покупочку свою!
Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, перевыкалпоковать, переколпаковать.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Купили Валерику и Вареньке
Варежки и валенки.
Проворонила ворона вороненка.
Соломы воз возница вез.
Веселей, Савелий, сено пошевеливай.
Валин валенок провалился в прогалинок.
Съел Валерик варенник,
А Валюшка - ватрушку.
Белые бараны били в барабаны.
Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.
Был баран белокрыл,
Всех баранов перебелокрылил.
Бык тупогуб, у быка губа тупа
Все бобры для своих бобрят добры.
Добыл бобыль бобов.
Батон, буханку, баранку пекарь испек спозаранку.
Забавной обезьяне бросили бананы,
Бросили бананы забавной обезьяне.
Купила бабуся бусы Марусе.
Бабкин боб расцвел в дождь,
Будет бабке боб в борщ.
У Бори винт. У Вити бинт.
Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
Ежу на ужин мышонок нужен.
У ежа - ежата, у ужа - ужата.
Упражнения для развития правильного речевого дыхания
Упражнение 1. «Свеча»— тренировка медленного выдоха при дутье на воображаемое или реальное пламя свечи. Внимание на живот. Медленно дуйте на «пламя». Оно отклоняется, постарайтесь держать пламя во время выдоха в отклоненном положении.
Вместо свечи можно взять полоску бумаги шириной 2—3 см и длиной 10 см. Положите левую ладонь между грудной клеткой и животом, в правую возьмите полоску бумаги, используя ее как свечку, и дуйте на нее спокойно, медленно и равномерно. Бумажка отклонится, если выдох ровный, то она будет до конца выдоха находиться в отклоненном положении. Обратите внимание на движение диафрагмы — левая ладонь во время выдоха как бы «медленно погружается». Повторите 2—3 раза.
Упражнение 2. «Упрямая свеча»— тренировка интенсивного сильного выдоха. Представьте себе свечу большого размера, вы понимаете, что ее вам трудно будет погасить, а сделать это обязательно надо. Сделайте вдох, задержите на секунду дыхание и дуньте на «свечу», пламя отклонилось, но не погасло. (Левая ладонь лежит между грудной клеткой и животом.) Еще сильнее дуньте, еще сильнее! Еще! Еще!
Чувствуете ладонью движения диафрагмы? Чувствуете, как подтянулся низ живота? Это упражнение дает возможность ощутить активные движения диафрагмы и мышц живота. Повторите 2—3 раза.
Упражнение 3. «Погасить 3,4,5,6... 10 свечей».
На одном вдохе (без добора) «погасите» 3 свечи, разделив ваш выдох на три порции. Теперь представьте, что у вас 5 свечей. А объем вдоха все тот же! Теперь — 7 свечей. Не старайтесь вдохнуть как можно больше воздуха. Пусть объем останется тот же, просто каждая порция воздуха на выдохе станет меньше. А теперь свечек 10 или 12. Объем воздуха все тот же. Порции выдыхаемого воздуха более экономные. Чувствуете ладонью движения диафрагмы? Они ритмические, прерывистые и активные. Повторите 2—3 раза.
Все дыхательные упражнения в следующих занятиях будут даваться с последующей нумерацией: 4 и т. д.
Упражнение 4. Выберите удобную позу, положите одну руку на живот, другую - сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос ( при этом живот выпячивается вперёд, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).
Упражнение 5.Сделайте короткий плавный вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков(а, о,у,и, э, ы)
Упражнение 6.Произнесите плавно на одном выдохе сразу несколько звуков : аааааа, ааааооо, ааауууу.
Упражнение 7.Прочитайте пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе.
Дикция
Прежде чем приступить к тренировке правильного произношения гласных и согласных звуков, сочетаний их в словах и фразах, надо натренировать речевой аппарат.
Прежде чем начать тренировку дикции, надо развить и укрепить мышцы, участвующие в речевом процессе, с помощью следующих упражнений для рта, челюсти, губ, языка.
Упражнение 1. Раскрытие рта. Первым условием четкой, ясной речи является свободно и хорошо раскрывающийся рот. Исходное положение — рот закрыт, губы и челюсти расслабить, язык лежит плоско, свободно касаясь нижних передних зубов. Исполнение — произнесите звук [У] несколько раз без усилий и напряжения: ууууу. А теперь произнесите звук [А], рот раскройте в вертикальном направлении, нижняя челюсть опустится примерно на два пальца (≈ 3 см). Раскрывать рот на [А] надо медленными движениями, Проделайте 5—6 раз.
Упражнение 2 .Подтягивание верхней или нижней губы соответственно к верхним и нижним деснам. Исходное положение — рот закрыт, зубы сжаты, челюсти неподвижны. Исполнение — приподнимите верхнюю губу «на улыбке» к деснам верхних зубов, затем сомкните губы; оттяните нижнюю губу к деснам нижних зубов, затем сомкните губы. Повторите 5—6 раз.
Примечание. Следите, чтобы исходное положение — зубы сжаты, челюсти неподвижны — обязательно сохранялось.
Упражнение 3 .Показать зубы. Исходное положение — рот закрыт, челюсти сжаты. Исполнение — одновременно приподнимите верхнюю и оттяните нижнюю губу, обнажив верхние и нижние зубы. Проделайте 5—6 раз.
Упражнение 4. Вытягивание губ — «хоботок». Исходное положение — рот закрыт, челюсти сжаты, неподвижны, губы «в хоботок» (звук [У]). Исполнение — повороты «хоботка» вправо, влево, вниз, вверх (на счет 1, 2, 3, 4 медленно), затем вкруговую — вправо, влево. Повторите 3—4 раза.
Упражнение 5. «Скольжение 1».Исходное положение — рот полуоткрыт. Исполнение — натяните верхнюю губу на передние зубы, затем медленным, плавным движением приподнимите ее «на улыбку». Натяните нижнюю губу на нижние зубы, затем медленным, плавным движением оттяните ее вниз. Повторите 5—6 раз.
Упражнение 6. Тренировка языка. Исходное положение — язык укладывается «лоточком» во рту, кончик языка касается нижних зубов, рот раскрыт на два пальца (≈ 3 см), нижняя челюсть абсолютно неподвижна. Исполнение — кончик языка поднимите вверх — к твердому нёбу, потом вправо, влево — в щеку и снова верните в исходное положение. Повторите 4 раза.
Все упражнения на первых порах делайте с зеркалом, движения должны быть медленными и плавными. Если какие-то упражнения не получаются, не отчаивайтесь, снова и снова повторяйте их.
Отработка произношения гласных и согласных звуков.
Прочтите слоги:
1. па, по, пу, пы, пэ, пя, пё, пю, пи, пе, та, то, ту, ты, тэ, тя, тё, тю, ти, те, са, со, су, сы, сэ, ся, сё, сю, си, се, жа, жо, жу, жи, же;
2. ап, оп, уп, ып, эп, ат, от, ут, ыт, эт, ас, ос, ус, ыс, эс, аш, ош, уш, ыш, эш
Упражнение1.Произнесите перед зеркалом, сначала без голоса, несколько раз звук [У], а потом несколько раз букву Ю .Теперь повторите это упражнение вслух.
Упражнение 2.Произнесите медленно и спокойно, не напрягая голоса, слова:
утро, уголь, ус, ум, узы, зуб, лук, суд, узкий, жук;
Юра, юла, юбка, юг, юноша, юнга, Юля, юродивый, юмор.
Упражнение 3.Продолжая стонать на звуке [М], произнесите слитно, как одно слово, следующую фразу: «Мам, мёду нам». Слегка открывая рот на гласных, сейчас же мягко возвращайте рот в исходное положение на [М] — стон. Так как фраза произносится на «стоне», то сонорные согласные удваиваются: ммаммёду-ннамммаммёдунамм...
Стоните в разных тональностях: надоело стонать на одной ноте, стали то повышать, то слегка понижать тон голоса, увлекаясь услышанным разнообразием звучания. Ощутив свободу звучания на «стоне», надо сохранять эту свободу и в разговорной речи.
Упражнение 4. «Доканючу». В этом упражнении будем чередовать полунапевный способ произнесения слов «на стоне» с речевым. На стоне произнести уже знакомую фразу: «Ммаммёдуннамм». И здесь же — речевое произнесение: Мам! Мёду! Нам!
Сделайте так несколько раз и следите, чтобы ничто не изменилось в речевом аппарате, чтобы не было чрезмерной активности при произнесении, чтобы сохранялась та же свобода и легкость, как при полунапевном «стоне».
Упражнение 5. «Мимозы».Один товарищ сообщает: «Мимозы Мила маме купила». Другой переспрашивает, подвергая сомнению каждое слово товарища. Можно играть за обоих.
МИМОЗЫМиламамекупила?
МИМОЗЫМиламамекупила.
МимозыМИЛАмамекупила?
МимозыМИЛАмамекупила.
МимозыМилаМАМЕкупила?
МимозыМилаМАМЕкупила.
МимозыМиламамеКУПИЛА?
МимозыМиламамеКУПИЛА.
Произнесите каждое упражнение на одном выдохе.
Упражнение 1.Гбди, гбдэ, гбда, гбдо, гбду, гбды, гбде, гбдя, гбдё, гбдю.
Упражнение 2.Бдги, бдгэ, бдга, бдго, бдгу, бдгы, бдге, бдгя, бдгё, бдгю.
Упражнение 3.Вгди, вгдэ, вгда, вгдо, вгду, вгды, вгде, вгдя, вгдё, вгдю.
Упражнение 4.Вдги, вдгэ, вдга, вдго, вдгу, вдгы, вдге, вдгя, вдгё, вдгю.
Упражнение 5.Кпти, кптэ, кпта, кпто, кпту, кпты, кпте, кптя, кптё, кптю.
Упражнение 6.Птки, пткэ, птка, птко, птку, птке, пгкя, пткы, пткё, пткю.
Упражнение 7.Фкти, фктэ, фкта, фкто, фкту, фкты, фкте, фктя, фкте, фктю.
Упражнение 8.Фтки, фткэ, фтка, фтко, фтку, фткы, фтке, фткя, фткё, фткю.
Психологические упражнения для развития голоса.
1. Встаньте перед зеркалом. Сделайте выдох, затем вдох и произносите каждый звук до тех пор, пока у вас хватит дыхания. Итак, вдохните и начинайте:
аааааааааа
ииииииииии
эээээээээээ
ууууууууууу
оооооооооо
Произносите медленно один за другим все звуки три раза.
2. Теперь нужно активизировать область груди и живота, а для этого надо произносить звук "м" с закрытым ртом. Упражнения на звук "м" проделайте три раза. Один раз совсем тихо, второй раз - громче и в третий раз - как можно громче, чтобы голосовые связки напряглись. Положив ладонь на живот, вы ощутите сильную вибрацию.
Особое внимание следует уделить звуку "р", поскольку он способствует улучшению произношения и придает голосу силу и энергичность. Для того, чтобы расслабить язык, проведите предварительную подготовку: поднимите кончик языка к небу за передними верхними зубами и "порычите" как трактор. Итак, сделайте выдох, потом вдох и начинайте "рычать": "рррр". После этого выразительно и эмоционально с подчеркнуто раскатистым "р" произнесите следующие слова:
роль руль ринг рубль ритм рис ковер повар забор сыр товар трава крыло сирень мороз и т.п.
3. "Упражнение Тарзана" помимо способа развития голоса представляет собой профилактическое средство против простудных заболеваний и инфаркта миокарда. Встаньте прямо, сделайте выдох, затем глубокий вдох. Сожмите руки в кулаки. Громко произносите звуки
"ииииииииии" и одновременно колотите себя кулаками по груди, как это делал Тарзан в знаменитом фильме.
Теперь проделайте это же упражнение со звуками:
эээээээээээ
аааааааааа
ууууууууууу
оооооооооо
4. Индийские йоги известны своим глубоким красивым голосом, который достигается с помощью вот такого простого упражнения.
Встаньте прямо и поставьте ноги на ширину плеч, сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов, после чего наберите воздуха в живот и сделайте один резкий выдох, сопровождаемый звуком "Ха-а". Выдох должен быть полным, а звук таким громким, как это только возможно (эхо в соседних домах). При этом можно слегка согнуть корпус вперёд.
Упражнения для развития подвижности губ.
Для развития губ полезно использовать следующие упражнения:
1. Растяните губы в улыбке без обнажения зубов.
2. Растяните губы в улыбке с обнажением зубов при закрытом рте.
3. Плотно сомкнутые губы вытяните вперед (как при свисте).
4. Вытяните губы вперед в форме трубочки.
5. Попеременно чередуйте вытягивание губ в трубочку с растягиванием их в улыбке.
6. Поднимите верхнюю губу, обнажив верхние зубы, затем опустите нижнюю губу, обнажив нижние зубы.
7. Протяжно произнесите гласные звуки (сначала без голоса, но с подчеркнутой артикуляцией, затем с голосом):
ииииии (губы растянуты в улыбке);
оооооо (губы овалом);
уууууу (губы трубочкой).
8. Произнесите согласные звуки (сначала беззвучно, затем с голосом):
сссссс, зззззз (губы растянуты в улыбке);
шшшшшш, жжжжжж (губы вытянуты вперед овалом).
9. Слитно и протяжно произнесите несколько звуков на одном выдохе:
ииииуууу (губы сначала растянуты, затем принимают форму трубочки);
ууууииии (губы из формы трубочки переходят в форму улыбки);
оооуууииии (округлены, трубочка, улыбка);
ааааииииууууыыыы;
ссссссшшшшш (при произнесении звука с губы растянуты, при произнесении ш вытянуты вперед);
ззззззжжжжж (при произнесении з растянуть губы, при произнесении ж вытянуть вперед).
10. При плотно сомкнутых губах образовывать взрыв при произнесении звуков п - б (папа, баба, бублик, крупа, барабан, палка).
11. Закрепите четкость и ясность произношения звуков в словах ива, игра, утюг, урок, утиль, окунь, ослик, юла, юрист, юг, ёжик, ёлка, Ирина, институт, инкубатор, изумруд, укрытие, улитка, удилище, ощущение, окулист, оборудование, сок, замок, колесо, шапка, школа, жук, живот, сушки, солнышко, железо, папка, барабан, веник, велосипед, фартук, фуфайка, кофта.
При произнесении слов следите за положением губ перед зеркалом.
12. Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки. Следите за правильным положением губ, за четкостью и ясностью произнесения слов и фраз.
Друг за друга стой и выиграешь бой.
От умного научишься, от глупого разучишься.
Капуста любит воду и хорошую погоду.
У осы не усы, не усищи, а усики.
Волки рыщут, пищу ищут.
У ёлки иголки колки.
Упражнения для развития мышц языка.
Язык принимает активное участие в образовании большинства звуков речи. От его работы во многом зависит отчетливость речи. Особые трудности возникают при произнесении слов со стечением согласных, когда необходимо быстро переключить движение языка с одного положения на другое. Для укрепления мышц языка, улучшения его подвижности и переключаемости, перед тем, как использовать упражнения в произнесении звуков, слов и фраз со стеченим согласных, четко отработайте следующие движения.
1. Высуньте язык наружу и произведите им движения влево, вправо, вверх, вниз.
2. Высуньте наружу язык и произведите круговые движения слева направо, затем наоборот - справа налево.
3. При открытом рте и слегка высунутом языке сделайте его широким, узким, чашечкой (кончик и боковые края слегка приподняты).
4. Слегка приподнятым напряженным кончиком языка "почистите" верхние зубы с наружной и внутренней стороны, в направлении от внутренней стороны зубов к наружной и наоборот.
Контроль за правильностью выполнения движений осуществляйте при помощи зеркала. Добейтесь, чтобы все движения языком выполнялись легко и свободно, без особого напряжения.
Упражнения в четкости и ясности произнесения звуков и слов во фразовой речи.
Для отработки четкости и ясности произнесения согласных звуков и слов полезно использовать скороговорки, которые построены на сочетании согласных звуков, трудных для произношения. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и каждый звук. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижалась.
Прохор и Пахом ехали верхом.
Галка села на палку, палка ударила галку.
От топота копыт пыль по полю летит.
Водовоз вез воду из водопровода.
У Фени фуфайка, у Фаи туфли.
На семеро саней по семеро в сани уселись сами.
Цыпленок цыпли цепко цеплялся за цепь.
Пришел Прокоп - кипел укроп. Ушел Прокоп - кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Зажужжала пчела, дожужжалась паука.
На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова - не руби дрова на траве двора.
Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Небольшие скороговорки произносите на одном выдохе. Соблюдайте плавность и слитность их произнесения.
Дальнейшее закрепление хорошей дикции осуществляется при чтении вслух поэтических и прозаических текстов. При этом первое время необходимо продолжать следить за работой губ, языка, нижней челюсти, за отчетливым произнесением гласных звуков (ударных и безударных), за четким произнесением согласных, но не допускать при этом усиленного или подчеркнутого их произнесения.
Каждое упражнение отрабатывается до тех пор, пока оно не будет выполняться легко и свободно, без особого напряжения.
При работе над дикцией необходимо учитывать правильное использование речевого дыхания и голоса. Так, при произнесении скороговорок необходимо правильно доносить их содержание, уместно делать паузы, своевременно добирать воздух.
Занятия по отработке хорошей дикции проводятся ежедневно по 10-15 минут. Переход к следующему упражнению осуществляется только после того, как будет достаточно четко отработано предыдущее.
Упражнения для снятия мышечных зажимов
Напрягите до предела руку. Постепенно расслабляя ее, полностью переведите напряжение на другую руку. Затем, постепенно расслабляя вторую руку, полностью переведите напряжение на ногу, другую ногу, поясницу, спину, шею и т.д.
Упражнение основано на попеременном напряжении и расслаблении всего тела. Заведите будильник, он должен прозвенеть примерно через минуту. Начните интенсивно двигаться всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выберите по вашему желанию. Как только зазвенит будильник, сразу застыньте в позе, в которой застиг вас звонок, напрягите до предела все тело.
Идите по кругу. По звонку будильника напрягите руку, другую руку, ногу, другую ногу, обе ноги, поясницу, все тело. Причем напряжение сначала должно быть слабым, постепенно нарастая до предела. В состоянии предельного напряжения нужно идти примерно двадцать секунд, потом резко сбросить напряжение и полностью расслабить напряженный участок тела. В последнюю очередь полностью расслабить все тело.
Теперь прислушайтесь к ощущениям своего тела, продолжая спокойно идти по кругу, и вспомните свои обычные зажимы на каждом участке своего тела. Постепенно напрягая тело на каком-нибудь участке, доведите зажим до предела, удержитесь на пределе двадцать секунд и резко сбросьте зажим. Повторите все -то же самое на другом участке тела. Наблюдайте каждый раз, что происходит с вашим обычным зажимом. Повторите упражнение с собственными зажимами четыре-пять раз. Постарайтесь повторять это упражнение хотя бы раз в день, чтобы окончательно избавиться от зажимов.
Представьте себе, что вы — кукла-марионетка, которая после выступления висит на гвоздике в шкафу. Сначала представьте, что вас подвесили за шею, потом — за руку, за палец, за ухо, за плечо и т.д. Ваше тело фиксировано в одной точке, все остальное — расслаблено и болтается. Выполняйте упражнение в произвольном темпе, можно даже с закрытыми глазами.
Упражнение выполняется в паре с партнером и является очень хорошим средством для установления психологического контакта. Станьте лицом друг к другу. Пусть ваш партнер делает замедленные движения, а вы в точности их копируйте, то есть будьте его зеркальным отражением. В первое время можно выполнять упражнение с некоторыми ограничениями, например, не производить одновременно несколько движений, не делать мимических движений; выполнять движения очень медленно. Через какое-то время поменяйтесь с партнером ролями.
Упражнение помогает быстро научиться чувствовать тело партнера и схватывать логику его движений. С каждым разом следить за партнером вам будет все легче и легче, все чаще будет возникать ситуация предвосхищения и даже опережения его действий.
Еще больших результатов можно добиться, если выполнять упражнение в группе. Вы поворачиваетесь спиной ко всем остальным участникам, которые располагаются в произвольном порядке и на произвольном расстоянии относительно друг друга. Затем вы примерно на 40 секунд поворачиваетесь и стараетесь запомнить те позы, которые приняли участники.
Через 40 секунд участники меняют позы и перемешиваются. Можно попробовать запомнить не только позы, но и расположение участников. После запоминания вы должны восстановить увиденную картину.
Представьте себе, что вас и вашего знакомого разделяет окно с толстым звуконепроницаемым стеклом, а вам надо передать ему что-то важное. Говорить словами бесполезно: он вас все равно не услышит. Поэтому попробуйте передать ему все, что нужно, жестами и мимикой.
Еще лучше, если вы будете выполнять это упражнение в паре с кем-нибудь. Договариваться с партнером заранее о содержании разговора нельзя. Передавайте ему информацию без слов. Партнер должен догадаться, о чем идет речь, и ответить вам, тоже только жестами и мимикой. По окончании «разговора» обсудите увиденное. Каждый раз тема для «разговора» должна быть другой, а время для передачи информации — сокращаться.
Театральные игры
«Веселые обезьянки»
Цель. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память.
Педагог. Представьте, что вы все обезьянки и сидите в клетке в зоопарке. Одного из вас мы выбираем на роль посетителя зоопарка. Он будет стоять в центре и делать различные движения и жесты. «Обезьянки» передразнивают посетителя, точно повторяют его жесты и движения. С помощью считалки выбирают «посетителя»:
Над лучами, над водой
Хлынул дождик проливной.
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует
Золотая радуга.
(М. Лопыгина. Радуга)
«Посетители» в течение игры меняются несколько раз.
«Угадай, что я делаю»
Цель. Развивать память, воображение детей.
Дети встают в круг. Каждый ребенок принимает определенную позу и оправдывает ее:
— стоит с поднятой рукой (кладу книгу на полку, достаю конфету из вазы в шкафчике, вешаю куртку, украшаю елку и т. п.);
— стоит на коленях, руки и корпус устремлены вперед (ищу под столом ложку, наблюдаю за гусеницей, кормлю котенка, натираю пол и т. п.);
— сидит на корточках (смотрю на разбитую чашку, рисую мелом и т. п.);
— наклонился вперед (завязываю шнурки, поднимаю платок, срываю цветок и т.п.).
Педагог предлагает ребятам повторить игру «Угадай, что я делаю?» в движении.
Дети ходят свободно по залу под музыку. Как только музыка заканчивается, ребята останавливаются, принимают определенные позы, затем оправдывают их (собираю цветы, наклонился за грибом и т. д.).
«Одно и то же по-разному»
Цель. Развивать воображение, фантазию детей.
Дети в творческом полукруге. Один ребенок придумывает свой вариант поведения, а дети должны догадаться, чем он занимается и где находится (человек идет, сидит, бежит, поднимает руку, слушает и т. д.).
Одно и то же действие в разных условиях выглядит по-разному. Дети делятся на творческие группы, и каждая получает определенное задание.
I группа получает задание сидеть. Возможные варианты:
— сидеть у телевизора;
— сидеть в цирке;
— сидеть в кабинете врача;
— сидеть у шахматной доски;
— сидеть с удочкой на берегу реки и т. п.
II группа получает задание идти. Возможные варианты:
— идти по дороге;
— идти по горячему песку;
— идти по палубе корабля;
— идти по бревну или узкому мостику;
— идти по узкой горной тропинке и т.д.
III группа получает задание бежать. Возможные варианты:
— бежать, опаздывая в театр;
— бежать от злой собаки;
— бежать, попав под дождь;
— бежать, играя в жмурки, и т.д.
IV группа получает задание размахивать руками. Возможные варианты:
— отгонять комаров;
— подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;
— сушить мокрые руки и т.д.
V группа получает задание ловить зверюшку. Возможные варианты:
— ловить кошку;
— ловить попугайчика;
— ловить кузнечиков и т.д.
Педагог и зрители отмечают, кто правильно выполнил задание.
«Превращение предмета»
Цель. Развивать воображение, фантазию детей.
Сначала педагог объясняет детям: «В театре зритель верит в то, во что верит актер. Сценическое отношение — это умение с помощью веры, воображения и фантазии изменить свое отношение к предмету, месту действия или партнерам, меняя соответствующим образом свое поведение, оправдывая условное превращение».
Педагог берет какой-либо предмет и кладет его на стол или передает по кругу от одного ребенка к другому. Каждый ребенок должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов:
карандаш или палочка: ключ, отвертка, вилка, ложка, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т.д.;
маленький мячик: яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик,
записная книжка: зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра и т.д.
Можно превращать стул в пенек; в этом случае дети должны оправдывать условное название предмета. Например, большой стул может быть превращен в королевский трон, памятник и др.
«Метелица»
Цель. Учить детей ориентироваться в окружающей обстановке, развивать внимание и наблюдательность, музыкальную память, умение верно интонировать мелодию и действовать с воображаемыми предметами.
Игра проводится под хоровую песню. Дети встают в круг, рассчитываются на первый-второй, идут по кругу с песней:
Вдоль по улице метелица метет,
Скоро все она дорожки заметет,
Аи, жги, жги, жги, говори,
Скоро все она дорожки заметет.
На слова «Аи, жги...» дети начинают крутить руками перед собой.
Запряжемте-ка мы в сани лошадей.
В лес поедем за дровами поскорей.
Аи, жги, жги, жги, говори,
В лес поедем за дровами поскорей!
Игроки под первыми номерами становятся «конями», а игроки под вторыми номерами — «возчиками». «Возчики» запрягают «коней» — берут их за вытянутые назад руки или за пояс и начинают двигаться гуськом неторопливым бегом по кругу, припевая:
Рысью, рысью, друг за другом поспешим
И скорехонько до леса докатим.
Аи, жги, жги, жги, говори,
И скорехонько до леса докатим.
Дети останавливаются, разъединяют руки, поворачиваются внутрь круга и поют:
Топорами мы ударим дружно в лад,
Только щепочки по лесу полетят.
Аи, жги, жги, жги, говори,
Только щепочки по лесу полетят.
Дети соединяют пальцы рук перед собой и поднимают их вверх, затем начинают резко опускать руки вниз в такт музыки, подражая ударам топора:
А с дровами мы тихонечко пойдем,
А руками-то прихлопывать начнем.
Аи, жги, жги, жги, говори,
А руками-то прихлопывать начнем.
«Возчики» опять запрягают своих «коней» и начинают двигаться по кругу рысцой в такт песни, на последних строках хлопают в ладоши в такт музыки. Далее дети поют:
А ногами-то притопывать все враз,
Ну, мороз, теперь не страшен ты для нас.
Аи, жги, жги, жги, говори,
Ну, мороз, теперь не страшен ты для нас.
Все усиленно топают ногами, двигаясь друг за другом, и на последних словах песни останавливаются.
«Угадай, кто я»
Игра проходит веселее, когда в ней принимает участие много ребят. С помощью считалки выбирают водящего. Ему завязывают глаза. Дети берутся за руки и встают в круг вокруг водящего. Водящий хлопает в ладоши, а дети двигаются по кругу.
Водящий хлопает еще раз — и круг замирает. Теперь водящий должен указать на какого-либо игрока и попытаться угадать, кто он. Если ему удается сделать это с первой попытки, то игрок, угаданный им, становится водящим. Если же водящий с первой попытки не угадал, кто перед ним, он имеет право дотронуться до этого игрока и попробовать угадать второй раз.
В случае правильной догадки водящим становится ребенок, которого опознали. Если же водящий так и не смог правильно догадаться, он водит по второму кругу.
Вариант игры. Можно ввести правило, по которому водящий может попросить игрока что-либо произнести, например, изобразить животное: прогавкать или мяукнуть. Если водящий не узнал игрока, он водит еще раз.
«Проверка памяти»
Педагог кладет на поднос несколько разных предметов и накрывает их полотенцем. Дети садятся в круг, педагог открывает перед ними поднос на несколько секунд, затем накрывает вновь полотенцем и уносит. Дети получают задание нарисовать как можно больше предметов, которые они запомнили.
Литература для учителя
Уроки театра на уроках в школе. А.П.Ершов
« Школьные технологии» ж-л № 6 2006
«Начальная школа «№ 2 , 3,6 2006
Самодеятельность в школе.
« О театре» Н.П, Акимов.
Педагогический контроль в процессе воспитания. Методические рекомендации. Москва 2000г.
Праздники в школе. Сценарии, конкурсы, викторины. Москва, 2002
« Азбука актёра, режиссёра и педагога любительского театра» г. Сыктывкар, 1994г.
Режиссёрские уроки Станиславского . 2-е издание Москва. Искусство, 1951 год.
« От игры к самовоспитанию» С.Шмаков.
« Начальная школа» № 5,6 2004.
« Школьный театр в начальной школе »С.Н. Санько.
Пионерский театр. Репертуар самодеятельных театров.
14.Педагогическая диагностика в работе классного руководителя» Волгоград: «Учитель», 2007. Составитель Н.А.Панченко