12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гурина Зоя Алексеевна99
Россия, Московская обл., деревня Давыдово

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Давыдовская гимназия» Орехово-Зуевского муниципального района

Московской области

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор гимназии

_____________ Н. А. Антонова

Приказ № 243/1-од от 29.08.2016 г.

Решение педсовета № 1от 29.08.2016 г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

Направление: социальное

Наименование программы: «Юный турист»

Класс: 3 А, 3Б, 3В

ФИО педагогов, разработчиков программы:

Гурина З. А. - первая квалификационная категория.

 

 

2016 год

Пояснительная записка

Рабочая программа курса "Юный турист" составлена на основе:

-Приложения к письму Министерства образования Московской области от 27.07.2011 № 6975-06о/07 «Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего образования»;

- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»;

- основной образовательной программы гимназии;

- Положения о рабочей программе по внеурочной деятельности МАОУ «Давыдовская гимназия»;

- авторской программы «Юный турист: изучаю родной край» Д. В. Смирнова.

Изучение данного курса обеспечивает духовно-нравственное развитие обучающихся, формирование гражданственности, воспитание нравственных чувств и трудолюбия, развитие творческих способностей и формирование основ социально ответственного поведения в обществе и семье.

Самодеятельный туризм – трудоёмкий, но очень интересный и полезный способ организации досуга учащихся. Такой туризм обладает огромным воспитательным потенциалом. Он приучает детей переносить бытовую неустроенность, различные трудности, брать на себя ответственность за общее дело; учит бережному отношению к родной природе и памятникам культуры, рациональному использованию своего времени, сил, имущества; формирует навыки труда по самообслуживанию; способствует развитию самостоятельности учащихся.

Целью внеурочной деятельности являются развитие познавательной, двигательной и коммуникативной активности обучающихся, укрепление их физического и психоэмоционального здоровья. При этом предполагается решение следующих задач:

- освоение основных социальных норм, необходимых для безопасной жизнедеятельности в социальной среде и окружающей природе;

- изучение основ туристско-краеведческого мастерства;

- развитие природных задатков и навыков детей, способствующих их личностному самовыражению в туризме и краеведении;

- мотивация к укреплению здоровья детей на занятиях туризмом и краеведением как в помещениях образовательного учреждения, так и в природных условиях; освоение технологии здорового образа жизни; усвоение норм сохранения и поддержания физического, психического и социального здоровья;

- развитие познавательной и творческой активности обучающихся;

вовлечение обучающихся в творческую, поисково-исследовательскую и краеведческую деятельность: проведение наблюдений, опытов и др.;

- воспитание и развитие коммуникативных и личностных качеств обучающихся в процессе формирования коллектива единомышленников — туристской походной группы;

развитие рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия со стороны, соотносить результат своей деятельности и деятельности товарищей с поставленной целью.

Место курса в учебном плане.

Программа занятий рассчитана на 34 часа, 1 занятие в неделю продолжительностью 45 минут. предполагаемый возраст детей - 9-11 лет. В группе должно быть не более 12-15 человек, это позволит соблюдать требования техники безопасности при занятиях туризмом.

Планируемые результаты усвоения курса.

К личностным результатам относится система ценностных ориентации младшего школьника, отражающих его индивидуально-личностные, позиции, мотивы и отношение к активному участию во внеурочной деятельности, социальные чувства, личностные качества. Личностные универсальные учебные действия выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет младшему школьнику выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник» и др.) и профессиональные роли («путешественник», «знаток», «дежурный», «командир», «капитан», «штурман» и др.)

К метапредметным результатам относятся освоенные младшим школьником универсальные способы деятельности, применимые как в рамках внеурочной деятельности (образовательного процесса), так и в реальных жизненных ситуациях.

Регулятивные универсальные учебные действия отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все её компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

Познавательные универсальные учебные действия — система способов познания окружающего мира, самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

К предметным результатам относятся усвоенные младшим школьником в процессе внеурочной деятельности знания, умения, навыки и специальные компетенции; опыт творческой деятельности; опыт познавательной деятельности; опыт коллективной самодеятельности в туристской группе (команде); опыт социально-профессиональных ролей в системе должностно-ролевого туристско-краеведческого самоуправления; ценностные установки, специфичные для туризма и краеведения, межличностной коммуникации.

Коммуникативные универсальные действия — способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.

Содержание программы.

Азбука безопасности.

Польза и значение туризма (прогулок и экскурсий) для оздоровления организма человека. Виды туризма.

Роль краеведения в познании окружающего мира и самого себя.

Оздоровительный эффект чистого воздуха лесов, разнотравных лугов и полей. Оздоровительный эффект от водных процедур.

Движение — ходьба пешком и на лыжах на прогулке укрепляет костно-мышечную систему, сердце, лёгкие и другие органы человека.

Форма организации обучения:

путешествия человека с целью познания окружающего мира и самого себя, оздоровления своего организма.

Правила поведения юных путешественников на занятиях (во внеурочной деятельности) в учебном классе, спортивном зале, на учебно-тренировочном полигоне, в парке (лесу).

Требования по соблюдению техники безопасности во время туристской прогулки, похода и при занятиях физическими упражнениями.

Правила поведения на экскурсии по зданию школы или в школьном краеведческом музее.

Порядок хранения туристского снаряжения, оборудования и инвентаря. Обязанности завхоза по снаряжению.

Правила обращения с колюще-режущими предметами, электроприборами, предметами бытовой химии и медикаментами.

Пожарная безопасность и правила поведения в чрезвычайных (аварийных) ситуациях в школе, на территории школы, дома и на природе. Телефоны аварийных служб.

«Кодекс чести юного путешественника».

Правила поведения участников физкультурно-туристских состязаний, соревнований и игр. Права и обязанности участников. Капитан команды, его права и обязанности, взаимоотношения капитана и участников ком;)

Форма организации обучения:

изучение правил поведения юных путешественников и техники безопасности, действий в аварийных ситуациях;

принятие «Кодекса чести юного путешественника».

Азбука туристско-бытовых навыков.

Общественно полезные и личностно значимые дела юных путешественников на экскурсиях и туристских прогулках.

Должностно-ролевая система самоуправления в группе, взаимопомощь в туристской группе. Распределение обязанностей (ролей) юных путешественников в группе. Смена дежурных должностей в течение года.

Правила поведения на туристской прогулке, экскурсии в парке (лесу). Правила поведения во время различных природных явлений

(грозы, сильного ливня, тумана и пр.). Правила безопасности при встрече с дикими и домашними животными. Необходимость выполнения требований педагога и старших друзей; соблюдение тишины.

Личное снаряжение юного путешественника для участия в туристской прогулке или экскурсии. Рюкзачок юного путешественника и требования к нему. Обувь юного путешественника для лета, межсезонья и зимы. Требования к одежде (бельё, спортивный костюм, куртка, брюки, ветровка, головной убор, дождевик, рукавицы и пр.). Личная посуда и средства личной гигиены.

Требования к упаковке продуктов для приёма пищи на прогулке или экскурсии. Укладка и регулировка рюкзачка. Умение подобрать личное снаряжение в соответствии с конкретными погодно-климатическими условиями и сезоном года. Уход за личным снаряжением.

Групповое снаряжение и уход за ним: кухонная клеёнка, упаковка для продуктов, требования к ним и правила ухода. Тенты и палатки: их назначение, устройство и правила ухода. Фотоаппарат и мобильный телефон в туристской группе. Обязанности юного фотокорреспондента. Маршрутные документы и карты в путешествии, их хранение. Ремонт и сушка снаряжения после путешествия.

Ремонтный набор. Назначение предметов ремонтного набора и правила обращения с ними. Обязанности ремонтного мастера группы. Организация ремонта личного и группового снаряжения.

Организация биваков и охрана природы. Понятия: бивак, охрана природы. Требования к бивакам: наличие укрытия, дров, источника питьевой воды, безопасность, эстетичность, экология. Устройство и оборудование бивака (оборудование кострища, места для приёма пищи, отдыха, гигиены и умывания, забора воды и мытья посуды). Охрана природы в ту­ристском походе или на экскурсии. Установка палатки, тента для палатки. Снятие палатки и её упаковка для транспортировки.

Типы костров: «Шалаш», «Колодец», «Таёжный», «Нодья», «Звёздный» — и их назначение. Определение места для костра на туристском биваке. Соблюдение правил пожарной безопасности и охрана природы. Заготовка хвороста и валежника для костра. Разведение костров в туристском походе. Обязанности кострового туристской группы.

Основные туристские узлы: прямой, проводник простой и ткацкий. Их свойства, назначение и использование. Вязка узлов по названию и по назначению (для крепления верёвки на опоре, связывания верёвок одинакового диаметра, проводники).

Организация приёма пищи (приготовление пищи) во время туристской прогулки в однодневном походе (летом, осенью, весной и зимой). Перекус и его организация. Техника безопасности при приготовлении пищи. Соблюдение требований гигиены при сервировке туристского стола в походно-полевых условиях. Обязанности дежурных по кухне. Обязанности знатока туристской кухни — повара группы.

Правильный подбор лыж и лыжных палок. Подбор лыж и снаряжения для участия в лыжной туристской прогулке. Умение правильно одеваться для лыжной прогулки или занятий.

Форма организации обучения:

- распределение прав и обязанностей юных путешественников в

туристской группе;

- сбор личного снаряжения и осуществление ухода за ним;

- групповое снаряжение в путешествиях и на экскурсиях и уход за

ним;

- организация биваков в путешествии;

- знакомство с туристскими узлами;

- питание юных путешественников и питьевой режим.

Азбука туристического ориентирования.

Ориентирование по сторонам горизонта. Понятия: горизонт, стороны горизонта, ориентирование. Туристское ориентирование. Стороны горизонта. Определение сторон горизонта по солнцу, объектам растительного и животного мира, по местным признакам. Определение сторон горизонта в условиях парка (леса) или района школы, на пришкольном участке.

Компас и его устройство. Компас — прибор для определения сторон горизонта. Устройство компаса и его работа. История компаса. Обязанности штурмана группы.

Ориентирование по компасу, азимут. Определение сторон горизонта по компасу. Ориентирование по компасу. Знакомство с понятием «азимут». Определение азимутов (90, 180, 270 и 360) на предметы с помощью компаса. Правила работы с компасом. Определение азимутов (90, 180, 270 и 360) на контрольном пункте, установленных в школьном дворе. Определение азимутов (90, 180, 270 и 360) на удалённые предметы во время туристской прогулки.

Ориентирование по компасу и плану. Чтение плана местности (школьного двора). Ориентирование плана местности по компасу, по предметам на местности. Движение по плану местности с помощью компаса.

Азбука путешественника.

Способы передвижения юных путешественников. Преодоление простейших естественных препятствий: канав, небольших оврагов, завалов, зарослей кустарника, луж (без снаряжения — рюкзачка и г. рюкзачком). Правила безопасного преодоления естественных и искусственных препятствий.

Обход естественных препятствий. Прокладка маршрута движения. Обязанности штурмана и хронометриста туристской группы. Обязанности проводника и их выполнение на туристской прогулке.

Взаимовыручка и взаимопомощь при преодолении препятствий. Гимнастическая самостраховка при преодолении препятствий.

Организация движения туристской группы по тропинкам и дорожкам в парке, на местности по песку, по лугу, по снегу (пешком и на лыжах). Преодоление водных преград по брёвнам и мосткам.

Строй туристской группы. Интервал движения, ритм движения. Привалы и их продолжительность. Ходовое время. Скорость передвижения юных путешественников на туристской прогулке. Привалы «Прогоночный», «Промежуточный», «Обеденный». Распорядок походного дня.

Преодоление склонов (спуск и подъём). Подъём, траверс и спуск по склонам с использованием альпенштоков. Переправа через условное болото по наведённым кладям (жердям), по кочкам. Переправа по бревну на равновесие; преодоление завала; преодоление оврага (канавы) маятником.

Туристская эстафета и её технические этапы. Организация взаимодействия в команде юных путешественников, взаимовыручка.

Форма организации обучения:

- пешеходные путешествия: способы передвижения и преодоление препятствий;

- лыжные путешествия: способы передвижения и преодоления препятствий;

- организация передвижения в туристском походе;

- виды естественных и искусственных препятствий, техника безопасности при их преодолении;

- туристская полоса препятствий;

- туристская эстафета;

- лыжная туристская прогулка;

- пешеходная туристская прогулка.

Структура курса.

Содержание курса

Количество часов

Перечень универсальных действий обучающихся

Всего

Аудитор-ные

Неауди-торные

 

1.

Азбука безопасности

5

1

4

Личностные универсальные учебные действия:

1 уровень (приобретение новых знаний, опыта решения проектных задач):

- получают знания о правилах поведения в походе, личной гигиене.

2 уровень (позитивное отношение к базовым ценностям общества):

- развитие ценностных отношений к своему здоровью и здоровью окружающих в ходе оказания медицинской помощи;

- соблюдение "Кодекса чести юного путешественника".

3 уровень (получение самостоятельного социального

опыта)

- попытка первой организации экскурсии в парк.

2.

Азбука туристско-бытовых навыков

11

3

8

Личностные универсальные учебные действия:

1 уровень (приобретение новых знаний, опыта решения проектных задач):

- овладение навыками установки палатки, навыками ухода за снаряжением, навыками разведения костра..

2 уровень (позитивное отношение к базовым ценностям общества):

- соблюдение требований гигиены личного снаряжения;

- соблюдение требований по охране природы;

- оказание помощи при устройстве бивака.

3 уровень (получение самостоятельного социального

опыта)

- выполнение должностно-ролевых обязанностей членов туристской группы при провдении подготовки к походу и проведении экскурсий в природу.

3.

Азбука туристического ориентирования

6

1

5

Личностные универсальные учебные действия:

1 уровень (приобретение новых знаний, опыта решения проектных задач):

- получают знания об устройстве компаса, правилах пользования им, условных обозначениях при составлении плана местности.

2 уровень (позитивное отношение к базовым ценностям общества):

- обсуждение и выбор маршрута от школы до окончания пути похода.

3 уровень (получение самостоятельного социального

опыта)

- коллективное составление плана местности;

- слаженное взаимодействие членов группы при движении по маршруту.

4.

Азбука путешественника

12

2

10

Личностные универсальные учебные действия:

1 уровень (приобретение новых знаний, опыта решения проектных задач):

- освоение навыков передвижения пешком с грузом;

- освоение техники преодоления препятствий при передвижении.

2 уровень (позитивное отношение к базовым ценностям общества):

- проявлять силу и выносливость при передвижении на местности;

- соблюдение правил техники безопасности.

3 уровень (получение самостоятельного социального

опыта)

- организация командного взаимодействия при проведении однодневного похода.

Календарно-тематическое планирование.

Тема занятия

Количество часов

Описание примерного содержания занятий

Плановые сроки прохожде-ния

Скорректи-рованные сроки прохожде-ния

Ауд-но

Неауд-но

Раздел 1. Азбука безопасности.

1

Польза и значение туризма для человека. Виды туризма.

1

 

Беседа о оздоровительныом эффекте чистого воздуха лесов, разнотравных лугов и полей, о видах туризма.

1 неделя

 

2

Правила поведения юных путешественников.

 

1

Рассказ о требованиях по соблюдению техники безопасности во время туристской прогулки, похода.

2 неделя

 

3

Личная гигиена на занятиях туризмом.

 

1

Беседа о правилах соблюдения личной гигиены. Тренинг по оказанию первой доврачебной помощи при разных видах травм.

3 неделя

 

4

Аптечный набор юного туриста.

 

1

Игра "Соберем аптечку в поход"

4 неделя

 

5

Экскурсия "Золотая осень"

 

1

Наблюдение за природой, рассказы "знатоков природы", сбор гербария.

5 неделя

 

Раздел 2. Азбука туристско-бытовых навыков.

6

Должностно-ролевая система самоуправления в группе.

 

1

Распределение обязанностей (ролей) юных путешественников в группе.

6 неделя

 

7

Личное снаряжение юного путешественника

1

 

Практическое занятие "Собери рюкзак в поход". Беседа о требованиях к одежде и обуви.

7 неделя

 

8

Групповое снаряжение и уход за ним

1

 

Рассказ о назначении тента, палатки и др. снаряжения, ухода за ними. Обзор обязанностей фотокорреспондента.

8 неделя

 

9

Ремонтный набор

 

1

Мастер-класс по правилам обращения с ремонтным набором, обзор обязанностей ремонтного мастера группы.

9 неделя

 

10

Организация биваков и охрана природы

 

1

Мастер класс по сбору и упаковке палатки. Беседа о требованиях к биваку.

10 неделя

 

11

Разведение костров в туристском походе

 

1

Изучение типов костров. Практическая работа "Заготовка хвороста"

11 неделя

 

12

Основные туристские узлы

 

1

Свойства, назначение и использование узлов. Вязка узлов по названию и по назначению.

12 неделя

 

13

Кухня юного туриста

 

1

Составление меню для похода, списка необходимых продуктов. Обзор обязанностей дежурных по кухне.

13 неделя

 

14

Подбор лыж и снаряжения для лыжной туристской прогулки

 

1

Мастер-класс по подбору лыжного снаряжения.

14 неделя

 

15

Экскурсия "Русская зима" (пешая)

 

1

Наблюдение за природой, сбор природного материала, прокладка маршрута для лыжной прогулки.

15 неделя

 

16

Экскурсия "Русская зима" (лыжная)

 

1

Тренировка по управлению лыжами с грузом и без него, разные виды ходьбы на лыжах, эстафеты.

16 неделя

 

Раздел 3. Азбука туристического ориентирования.

17

Ориентирование по сторонам горизонта.

 

1

Практическое занятие по ориентированию на местности при помощи солнца, животного и растительного мира, местным признакам.

17 неделя

 

18

Компас и его устройство.

 

1

Рассказ штурмана группы о истории компаса, его устройстве и работе.

18 неделя

 

19

Ориентирование по компасу, азимут.

 

1

Определение азимутов на контрольном пункте школьного двора.

19 неделя

 

20

Составление плана местности.

1

 

Изучение назначения плана местности и условных знаков.

20 неделя

 

21

Составление плана местности.

 

1

Практическое занятие по составлению плана местности, по которой будет проходить маршрут похода.

21 неделя

 

22

Экскурсия "Пробуждение природы"

 

1

Наблюдение за изменениями природы, составление правил поведения и охраны природы.

22 неделя

 

Раздел 4. Азбука путешественника.

23

В гостях у путешественников - героев сказок.

1

 

Театрализованное инсценирование сказок о путешественниках.

23 неделя

 

24

Строй туристической группы.

 

1

Составление распорядка походного дня, привалов и их продолжительности, скорости движения.

24 неделя

25

Способы передвижения юных путешественников.

 

1

Составление правил безопасного преодоления естественных и искусственных препятствий.

25 неделя

 

26

Обход естественных препятствий. Преодоление склонов.

 

1

Обязанности штурмана и хронометриста группы. Взаимовыручка и взаимопомощь.

26 неделя

 

27

Туристская эстафета и ее технические этапы.

 

1

Организация взаимодействия в команде, взаимовыручка.

27 неделя

 

28

Туристические игры.

 

1

Упражнения на развитие быстроты, силы, выносливости, координационных способностей.

28 неделя

 

29

Песни юного туриста

 

1

Разучивание песен для позитивного прохождения маршрута.

29 неделя

 

30,31,32,33,34

Мы идем в поход

 

5

Проведение зачетного однодневного туристического похода.

30-34 неделя

 
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.