12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Гурина Зоя Алексеевна99 Россия, Московская обл., деревня Давыдово Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Программа внеурочной деятельности «Юный турист»
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Давыдовская гимназия» Орехово-Зуевского муниципального района
Московской области
УТВЕРЖДАЮ Директор гимназии _____________ Н. А. Антонова Приказ № 243/1-од от 29.08.2016 г. Решение педсовета № 1от 29.08.2016 г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
Направление: социальное
Наименование программы: «Юный турист»
Класс: 3 А, 3Б, 3В
ФИО педагогов, разработчиков программы:
Гурина З. А. - первая квалификационная категория.
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса "Юный турист" составлена на основе:
-Приложения к письму Министерства образования Московской области от 27.07.2011 № 6975-06о/07 «Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего образования»;
- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»;
- основной образовательной программы гимназии;
- Положения о рабочей программе по внеурочной деятельности МАОУ «Давыдовская гимназия»;
- авторской программы «Юный турист: изучаю родной край» Д. В. Смирнова.
Изучение данного курса обеспечивает духовно-нравственное развитие обучающихся, формирование гражданственности, воспитание нравственных чувств и трудолюбия, развитие творческих способностей и формирование основ социально ответственного поведения в обществе и семье.
Самодеятельный туризм – трудоёмкий, но очень интересный и полезный способ организации досуга учащихся. Такой туризм обладает огромным воспитательным потенциалом. Он приучает детей переносить бытовую неустроенность, различные трудности, брать на себя ответственность за общее дело; учит бережному отношению к родной природе и памятникам культуры, рациональному использованию своего времени, сил, имущества; формирует навыки труда по самообслуживанию; способствует развитию самостоятельности учащихся.
Целью внеурочной деятельности являются развитие познавательной, двигательной и коммуникативной активности обучающихся, укрепление их физического и психоэмоционального здоровья. При этом предполагается решение следующих задач:
- освоение основных социальных норм, необходимых для безопасной жизнедеятельности в социальной среде и окружающей природе;
- изучение основ туристско-краеведческого мастерства;
- развитие природных задатков и навыков детей, способствующих их личностному самовыражению в туризме и краеведении;
- мотивация к укреплению здоровья детей на занятиях туризмом и краеведением как в помещениях образовательного учреждения, так и в природных условиях; освоение технологии здорового образа жизни; усвоение норм сохранения и поддержания физического, психического и социального здоровья;
- развитие познавательной и творческой активности обучающихся;
вовлечение обучающихся в творческую, поисково-исследовательскую и краеведческую деятельность: проведение наблюдений, опытов и др.;
- воспитание и развитие коммуникативных и личностных качеств обучающихся в процессе формирования коллектива единомышленников — туристской походной группы;
развитие рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия со стороны, соотносить результат своей деятельности и деятельности товарищей с поставленной целью.
Место курса в учебном плане.
Программа занятий рассчитана на 34 часа, 1 занятие в неделю продолжительностью 45 минут. предполагаемый возраст детей - 9-11 лет. В группе должно быть не более 12-15 человек, это позволит соблюдать требования техники безопасности при занятиях туризмом.
Планируемые результаты усвоения курса.
К личностным результатам относится система ценностных ориентации младшего школьника, отражающих его индивидуально-личностные, позиции, мотивы и отношение к активному участию во внеурочной деятельности, социальные чувства, личностные качества. Личностные универсальные учебные действия выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет младшему школьнику выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник» и др.) и профессиональные роли («путешественник», «знаток», «дежурный», «командир», «капитан», «штурман» и др.)
К метапредметным результатам относятся освоенные младшим школьником универсальные способы деятельности, применимые как в рамках внеурочной деятельности (образовательного процесса), так и в реальных жизненных ситуациях.
Регулятивные универсальные учебные действия отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все её компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).
Познавательные универсальные учебные действия — система способов познания окружающего мира, самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
К предметным результатам относятся усвоенные младшим школьником в процессе внеурочной деятельности знания, умения, навыки и специальные компетенции; опыт творческой деятельности; опыт познавательной деятельности; опыт коллективной самодеятельности в туристской группе (команде); опыт социально-профессиональных ролей в системе должностно-ролевого туристско-краеведческого самоуправления; ценностные установки, специфичные для туризма и краеведения, межличностной коммуникации.
Коммуникативные универсальные действия — способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.
Содержание программы.
Азбука безопасности.
Польза и значение туризма (прогулок и экскурсий) для оздоровления организма человека. Виды туризма.
Роль краеведения в познании окружающего мира и самого себя.
Оздоровительный эффект чистого воздуха лесов, разнотравных лугов и полей. Оздоровительный эффект от водных процедур.
Движение — ходьба пешком и на лыжах на прогулке укрепляет костно-мышечную систему, сердце, лёгкие и другие органы человека.
Форма организации обучения:
— путешествия человека с целью познания окружающего мира и самого себя, оздоровления своего организма.
Правила поведения юных путешественников на занятиях (во внеурочной деятельности) в учебном классе, спортивном зале, на учебно-тренировочном полигоне, в парке (лесу).
Требования по соблюдению техники безопасности во время туристской прогулки, похода и при занятиях физическими упражнениями.
Правила поведения на экскурсии по зданию школы или в школьном краеведческом музее.
Порядок хранения туристского снаряжения, оборудования и инвентаря. Обязанности завхоза по снаряжению.
Правила обращения с колюще-режущими предметами, электроприборами, предметами бытовой химии и медикаментами.
Пожарная безопасность и правила поведения в чрезвычайных (аварийных) ситуациях в школе, на территории школы, дома и на природе. Телефоны аварийных служб.
«Кодекс чести юного путешественника».
Правила поведения участников физкультурно-туристских состязаний, соревнований и игр. Права и обязанности участников. Капитан команды, его права и обязанности, взаимоотношения капитана и участников ком;)
Форма организации обучения:
— изучение правил поведения юных путешественников и техники безопасности, действий в аварийных ситуациях;
— принятие «Кодекса чести юного путешественника».
Азбука туристско-бытовых навыков.
Общественно полезные и личностно значимые дела юных путешественников на экскурсиях и туристских прогулках.
Должностно-ролевая система самоуправления в группе, взаимопомощь в туристской группе. Распределение обязанностей (ролей) юных путешественников в группе. Смена дежурных должностей в течение года.
Правила поведения на туристской прогулке, экскурсии в парке (лесу). Правила поведения во время различных природных явлений
(грозы, сильного ливня, тумана и пр.). Правила безопасности при встрече с дикими и домашними животными. Необходимость выполнения требований педагога и старших друзей; соблюдение тишины.
Личное снаряжение юного путешественника для участия в туристской прогулке или экскурсии. Рюкзачок юного путешественника и требования к нему. Обувь юного путешественника для лета, межсезонья и зимы. Требования к одежде (бельё, спортивный костюм, куртка, брюки, ветровка, головной убор, дождевик, рукавицы и пр.). Личная посуда и средства личной гигиены.
Требования к упаковке продуктов для приёма пищи на прогулке или экскурсии. Укладка и регулировка рюкзачка. Умение подобрать личное снаряжение в соответствии с конкретными погодно-климатическими условиями и сезоном года. Уход за личным снаряжением.
Групповое снаряжение и уход за ним: кухонная клеёнка, упаковка для продуктов, требования к ним и правила ухода. Тенты и палатки: их назначение, устройство и правила ухода. Фотоаппарат и мобильный телефон в туристской группе. Обязанности юного фотокорреспондента. Маршрутные документы и карты в путешествии, их хранение. Ремонт и сушка снаряжения после путешествия.
Ремонтный набор. Назначение предметов ремонтного набора и правила обращения с ними. Обязанности ремонтного мастера группы. Организация ремонта личного и группового снаряжения.
Организация биваков и охрана природы. Понятия: бивак, охрана природы. Требования к бивакам: наличие укрытия, дров, источника питьевой воды, безопасность, эстетичность, экология. Устройство и оборудование бивака (оборудование кострища, места для приёма пищи, отдыха, гигиены и умывания, забора воды и мытья посуды). Охрана природы в туристском походе или на экскурсии. Установка палатки, тента для палатки. Снятие палатки и её упаковка для транспортировки.
Типы костров: «Шалаш», «Колодец», «Таёжный», «Нодья», «Звёздный» — и их назначение. Определение места для костра на туристском биваке. Соблюдение правил пожарной безопасности и охрана природы. Заготовка хвороста и валежника для костра. Разведение костров в туристском походе. Обязанности кострового туристской группы.
Основные туристские узлы: прямой, проводник простой и ткацкий. Их свойства, назначение и использование. Вязка узлов по названию и по назначению (для крепления верёвки на опоре, связывания верёвок одинакового диаметра, проводники).
Организация приёма пищи (приготовление пищи) во время туристской прогулки в однодневном походе (летом, осенью, весной и зимой). Перекус и его организация. Техника безопасности при приготовлении пищи. Соблюдение требований гигиены при сервировке туристского стола в походно-полевых условиях. Обязанности дежурных по кухне. Обязанности знатока туристской кухни — повара группы.
Правильный подбор лыж и лыжных палок. Подбор лыж и снаряжения для участия в лыжной туристской прогулке. Умение правильно одеваться для лыжной прогулки или занятий.
Форма организации обучения:
- распределение прав и обязанностей юных путешественников в
туристской группе;
- сбор личного снаряжения и осуществление ухода за ним;
- групповое снаряжение в путешествиях и на экскурсиях и уход за
ним;
- организация биваков в путешествии;
- знакомство с туристскими узлами;
- питание юных путешественников и питьевой режим.
Азбука туристического ориентирования.
Ориентирование по сторонам горизонта. Понятия: горизонт, стороны горизонта, ориентирование. Туристское ориентирование. Стороны горизонта. Определение сторон горизонта по солнцу, объектам растительного и животного мира, по местным признакам. Определение сторон горизонта в условиях парка (леса) или района школы, на пришкольном участке.
Компас и его устройство. Компас — прибор для определения сторон горизонта. Устройство компаса и его работа. История компаса. Обязанности штурмана группы.
Ориентирование по компасу, азимут. Определение сторон горизонта по компасу. Ориентирование по компасу. Знакомство с понятием «азимут». Определение азимутов (90, 180, 270 и 360) на предметы с помощью компаса. Правила работы с компасом. Определение азимутов (90, 180, 270 и 360) на контрольном пункте, установленных в школьном дворе. Определение азимутов (90, 180, 270 и 360) на удалённые предметы во время туристской прогулки.
Ориентирование по компасу и плану. Чтение плана местности (школьного двора). Ориентирование плана местности по компасу, по предметам на местности. Движение по плану местности с помощью компаса.
Азбука путешественника.
Способы передвижения юных путешественников. Преодоление простейших естественных препятствий: канав, небольших оврагов, завалов, зарослей кустарника, луж (без снаряжения — рюкзачка и г. рюкзачком). Правила безопасного преодоления естественных и искусственных препятствий.
Обход естественных препятствий. Прокладка маршрута движения. Обязанности штурмана и хронометриста туристской группы. Обязанности проводника и их выполнение на туристской прогулке.
Взаимовыручка и взаимопомощь при преодолении препятствий. Гимнастическая самостраховка при преодолении препятствий.
Организация движения туристской группы по тропинкам и дорожкам в парке, на местности по песку, по лугу, по снегу (пешком и на лыжах). Преодоление водных преград по брёвнам и мосткам.
Строй туристской группы. Интервал движения, ритм движения. Привалы и их продолжительность. Ходовое время. Скорость передвижения юных путешественников на туристской прогулке. Привалы «Прогоночный», «Промежуточный», «Обеденный». Распорядок походного дня.
Преодоление склонов (спуск и подъём). Подъём, траверс и спуск по склонам с использованием альпенштоков. Переправа через условное болото по наведённым кладям (жердям), по кочкам. Переправа по бревну на равновесие; преодоление завала; преодоление оврага (канавы) маятником.
Туристская эстафета и её технические этапы. Организация взаимодействия в команде юных путешественников, взаимовыручка.
Форма организации обучения:
- пешеходные путешествия: способы передвижения и преодоление препятствий;
- лыжные путешествия: способы передвижения и преодоления препятствий;
- организация передвижения в туристском походе;
- виды естественных и искусственных препятствий, техника безопасности при их преодолении;
- туристская полоса препятствий;
- туристская эстафета;
- лыжная туристская прогулка;
- пешеходная туристская прогулка.
Структура курса.
№ | Содержание курса | Количество часов | Перечень универсальных действий обучающихся | |||
Всего | Аудитор-ные | Неауди-торные | ||||
1. | Азбука безопасности | 5 | 1 | 4 | Личностные универсальные учебные действия: 1 уровень (приобретение новых знаний, опыта решения проектных задач): - получают знания о правилах поведения в походе, личной гигиене. 2 уровень (позитивное отношение к базовым ценностям общества): - развитие ценностных отношений к своему здоровью и здоровью окружающих в ходе оказания медицинской помощи; - соблюдение "Кодекса чести юного путешественника". 3 уровень (получение самостоятельного социального опыта) - попытка первой организации экскурсии в парк. | |
2. | Азбука туристско-бытовых навыков | 11 | 3 | 8 | Личностные универсальные учебные действия: 1 уровень (приобретение новых знаний, опыта решения проектных задач): - овладение навыками установки палатки, навыками ухода за снаряжением, навыками разведения костра.. 2 уровень (позитивное отношение к базовым ценностям общества): - соблюдение требований гигиены личного снаряжения; - соблюдение требований по охране природы; - оказание помощи при устройстве бивака. 3 уровень (получение самостоятельного социального опыта) - выполнение должностно-ролевых обязанностей членов туристской группы при провдении подготовки к походу и проведении экскурсий в природу. | |
3. | Азбука туристического ориентирования | 6 | 1 | 5 | Личностные универсальные учебные действия: 1 уровень (приобретение новых знаний, опыта решения проектных задач): - получают знания об устройстве компаса, правилах пользования им, условных обозначениях при составлении плана местности. 2 уровень (позитивное отношение к базовым ценностям общества): - обсуждение и выбор маршрута от школы до окончания пути похода. 3 уровень (получение самостоятельного социального опыта) - коллективное составление плана местности; - слаженное взаимодействие членов группы при движении по маршруту. | |
4. | Азбука путешественника | 12 | 2 | 10 | Личностные универсальные учебные действия: 1 уровень (приобретение новых знаний, опыта решения проектных задач): - освоение навыков передвижения пешком с грузом; - освоение техники преодоления препятствий при передвижении. 2 уровень (позитивное отношение к базовым ценностям общества): - проявлять силу и выносливость при передвижении на местности; - соблюдение правил техники безопасности. 3 уровень (получение самостоятельного социального опыта) - организация командного взаимодействия при проведении однодневного похода. |
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Количество часов | Описание примерного содержания занятий | Плановые сроки прохожде-ния | Скорректи-рованные сроки прохожде-ния | ||||
Ауд-но | Неауд-но | ||||||||
Раздел 1. Азбука безопасности. | |||||||||
1 | Польза и значение туризма для человека. Виды туризма. | 1 | Беседа о оздоровительныом эффекте чистого воздуха лесов, разнотравных лугов и полей, о видах туризма. | 1 неделя | |||||
2 | Правила поведения юных путешественников. | 1 | Рассказ о требованиях по соблюдению техники безопасности во время туристской прогулки, похода. | 2 неделя | |||||
3 | Личная гигиена на занятиях туризмом. | 1 | Беседа о правилах соблюдения личной гигиены. Тренинг по оказанию первой доврачебной помощи при разных видах травм. | 3 неделя | |||||
4 | Аптечный набор юного туриста. | 1 | Игра "Соберем аптечку в поход" | 4 неделя | |||||
5 | Экскурсия "Золотая осень" | 1 | Наблюдение за природой, рассказы "знатоков природы", сбор гербария. | 5 неделя | |||||
Раздел 2. Азбука туристско-бытовых навыков. | |||||||||
6 | Должностно-ролевая система самоуправления в группе. | 1 | Распределение обязанностей (ролей) юных путешественников в группе. | 6 неделя | |||||
7 | Личное снаряжение юного путешественника | 1 | Практическое занятие "Собери рюкзак в поход". Беседа о требованиях к одежде и обуви. | 7 неделя | |||||
8 | Групповое снаряжение и уход за ним | 1 | Рассказ о назначении тента, палатки и др. снаряжения, ухода за ними. Обзор обязанностей фотокорреспондента. | 8 неделя | |||||
9 | Ремонтный набор | 1 | Мастер-класс по правилам обращения с ремонтным набором, обзор обязанностей ремонтного мастера группы. | 9 неделя | |||||
10 | Организация биваков и охрана природы | 1 | Мастер класс по сбору и упаковке палатки. Беседа о требованиях к биваку. | 10 неделя | |||||
11 | Разведение костров в туристском походе | 1 | Изучение типов костров. Практическая работа "Заготовка хвороста" | 11 неделя | |||||
12 | Основные туристские узлы | 1 | Свойства, назначение и использование узлов. Вязка узлов по названию и по назначению. | 12 неделя | |||||
13 | Кухня юного туриста | 1 | Составление меню для похода, списка необходимых продуктов. Обзор обязанностей дежурных по кухне. | 13 неделя | |||||
14 | Подбор лыж и снаряжения для лыжной туристской прогулки | 1 | Мастер-класс по подбору лыжного снаряжения. | 14 неделя | |||||
15 | Экскурсия "Русская зима" (пешая) | 1 | Наблюдение за природой, сбор природного материала, прокладка маршрута для лыжной прогулки. | 15 неделя | |||||
16 | Экскурсия "Русская зима" (лыжная) | 1 | Тренировка по управлению лыжами с грузом и без него, разные виды ходьбы на лыжах, эстафеты. | 16 неделя | |||||
Раздел 3. Азбука туристического ориентирования. | |||||||||
17 | Ориентирование по сторонам горизонта. | 1 | Практическое занятие по ориентированию на местности при помощи солнца, животного и растительного мира, местным признакам. | 17 неделя | |||||
18 | Компас и его устройство. | 1 | Рассказ штурмана группы о истории компаса, его устройстве и работе. | 18 неделя | |||||
19 | Ориентирование по компасу, азимут. | 1 | Определение азимутов на контрольном пункте школьного двора. | 19 неделя | |||||
20 | Составление плана местности. | 1 | Изучение назначения плана местности и условных знаков. | 20 неделя | |||||
21 | Составление плана местности. | 1 | Практическое занятие по составлению плана местности, по которой будет проходить маршрут похода. | 21 неделя | |||||
22 | Экскурсия "Пробуждение природы" | 1 | Наблюдение за изменениями природы, составление правил поведения и охраны природы. | 22 неделя | |||||
Раздел 4. Азбука путешественника. | |||||||||
23 | В гостях у путешественников - героев сказок. | 1 | Театрализованное инсценирование сказок о путешественниках. | 23 неделя | |||||
24 | Строй туристической группы. | 1 | Составление распорядка походного дня, привалов и их продолжительности, скорости движения. | 24 неделя | 4а | ||||
25 | Способы передвижения юных путешественников. | 1 | Составление правил безопасного преодоления естественных и искусственных препятствий. | 25 неделя | |||||
26 | Обход естественных препятствий. Преодоление склонов. | 1 | Обязанности штурмана и хронометриста группы. Взаимовыручка и взаимопомощь. | 26 неделя | |||||
27 | Туристская эстафета и ее технические этапы. | 1 | Организация взаимодействия в команде, взаимовыручка. | 27 неделя | |||||
28 | Туристические игры. | 1 | Упражнения на развитие быстроты, силы, выносливости, координационных способностей. | 28 неделя | |||||
29 | Песни юного туриста | 1 | Разучивание песен для позитивного прохождения маршрута. | 29 неделя | |||||
30,31,32,33,34 | Мы идем в поход | 5 | Проведение зачетного однодневного туристического похода. | 30-34 неделя |