Пояснительная записка
1.1. Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Юный исследователь» для 3 класса составлена на основе Закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от октября 2009 г. № 373», Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №20, на основе авторской программы Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой«Учусь создавать проект»: развитие познавательных способностей /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/ 2013 г.
Данная рабочая программа рассчитана на 1 год обучения учащихся 10-11 лет.
Актуальность программы
Актуальность разработки программы определена переходом системы образования к Стандартам нового поколения, в основе которых лежит системно-деятельностный подход в обучении. Важнейшим приоритетом начального образования является формирование общеучебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка. Знания человечества имеют способность устаревать, изменяться, обновляться, совершенствоваться, а умения, навыки и способы исследовательской деятельности остаются с человеком навсегда. Поэтому система занятий по данной программе сориентирована не на передачу «готовых знаний», а на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике образования единой, рассчитанной на период обучения с 1-по 5 класс, программы дополнительного образования с исследовательской направленностью. Продолжение данного курса в среднем звене (5 класс) будет, по нашему мнению, способствовать более успешной адаптации учащихся младших классов к обучению в основной школе и даст возможность педагогу проанализировать результаты формирования поисково-исследовательских умений своих учеников.
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №20 на проектную деятельность в 3 классе отводится 1час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часа в 2016-2017 учебном году.
Цель: Создание условий для активизации личностного потенциала учащихся через проектную деятельность.
Задачи:
развивать у учащихся способность аналитически мыслить; классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал;
ознакомить обучающихся с методами исследования и эксперимента, их применением в собственном исследовании;
обучить основам оформления работ;
познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности;
формировать опыт публичного выступления;
способствовать формированию культуры речи.
Содержание программы
Раздел 1 «Общие занятия. Введение в исследовательскую деятельность.»
Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами».
Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему». Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) Задания на выявление общих интересов. Групповая работа. Какими могут быть проекты? Знакомство с видами проектов. Работа в группах. Формулирование цели, задач исследования, гипотез. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез. Планирование работы
Составление плана работы над проектом. Игра «По местам».
Раздел 2 «Практическая работа.»
Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта. Анализ прочитанной литературы. Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте. Исследование объектов. Практическое занятие направленное на исследование объектов в проектах учащихся. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы. Как сделать сообщение о результатах исследования. Составление плана работы. Требования к сообщению. Оформление работы. Выполнение рисунков, поделок и т.п. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. Работа на компьютере – создание презентации. Мини конференция по итогам собственных исследований. Выступления учащихся с презентацией своих проектов. Анализ исследовательской деятельности. Анализ своей проектной деятельности.
Тематический план
«Юный исследователь», класс - третий
Количество часов. Всего 34 часа; в неделю 1 час.
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
1 |
Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь. |
1ч |
2 3 |
Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования. |
2ч |
4 |
Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) |
1ч |
5 6 |
Какими могут быть проекты? |
2ч |
7 8 |
Формулирование цели, задач исследования, гипотез. |
2ч |
9 10 |
Планирование работы. |
2ч |
11-13 |
Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. |
3ч |
14 15 |
Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. |
2ч |
16-18 |
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. |
3ч |
19-21 |
Анализ прочитанной литературы. |
3ч |
22 23 |
Исследование объектов. |
2ч |
24 25 |
Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. |
2ч |
26 27 |
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. |
2ч |
28 |
Как сделать сообщение о результатах исследования |
1ч |
29 30 |
Оформление работы. |
2ч |
31 32 |
Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. |
2ч |
33 |
Мини конференция по итогам собственных исследований |
1ч |
34 |
Анализ исследовательской деятельности. |
1ч |
Календарно- тематический план
№ п/п |
Дата проведения |
Наименование разделов и тем |
Форма проведения |
|||
План |
Факт |
|||||
Общие занятия. Введение в исследовательскую деятельность. |
Тематический диспут |
|||||
1 |
Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь. |
Ролевая игра |
||||
2 |
Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования. |
Этическая беседа |
||||
3 |
Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования. |
Ролевая игра |
||||
4 |
Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) |
Виртуальная экскурсия |
||||
5 |
Какими могут быть проекты? |
Деловая игра |
||||
6 |
Какими могут быть проекты? |
КТД |
||||
7 |
Формулирование цели, задач исследования, гипотез. |
Социальный проект |
||||
8 |
Формулирование цели, задач исследования, гипотез. |
Викторина |
||||
9 |
Планирование работы. |
Ролевая игра |
||||
10 |
Планирование работы. |
Этическая беседа |
||||
Практическая работа. |
Ролевая игра |
|||||
11 |
Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. |
Виртуальная экскурсия |
||||
12 |
Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. |
Деловая игра |
||||
13 |
Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. |
КТД |
||||
14 |
Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. |
Социальный проект |
||||
15 |
Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. |
Викторина |
||||
16 |
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. |
Ролевая игра |
||||
17 |
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. |
Этическая беседа |
||||
18 |
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. |
Ролевая игра |
||||
19 |
Анализ прочитанной литературы. |
Виртуальная экскурсия |
||||
20 |
Анализ прочитанной литературы. |
Деловая игра |
||||
21 |
Анализ прочитанной литературы. |
КТД |
||||
22 |
Исследование объектов. |
Социальный проект |
||||
23 |
Исследование объектов. |
Викторина |
||||
24 |
Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. |
Ролевая игра |
||||
25 |
Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. |
Этическая беседа |
||||
26 |
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. |
Ролевая игра |
||||
27 |
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. |
Виртуальная экскурсия |
||||
28 |
Как сделать сообщение о результатах исследования |
Деловая игра |
||||
29 |
Оформление работы. |
КТД |
||||
30 |
Оформление работы. |
Социальный проект |
||||
31 |
Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. |
Викторина |
||||
32 |
Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. |
Игра |
||||
33 |
Мини конференция по итогам собственных исследований |
Круглый стол |
||||
34 |
Анализ исследовательской деятельности. |
Дебаты |
Планируемые результаты освоения курса
Результатами освоения программы являются личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты
1.Формирование основ государственной идентичности, чувства гордости и за свою Родину, многонациональный народ.
2.Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.
3.Формирование уважительного отношения к мнению взрослых и сверстников и навыков сотрудничества
4.Осознание роли исследований в познании окружающего мира
5.Развитие самостоятельности и личной ответственности за выполнение начатого дела, пользуясь различными источниками информации
6.Формирование установки на безопасный здоровый образ жизни, наличие мотивов к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к окружающему миру, стремления использовать полученные исследовательские способы в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с окружающим миром
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
Построение логической цепи рассуждений.
Доказательство.
Выдвижение гипотез и их обоснование.
Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска.
Знаково-символические моделирование и преобразование модели с целью выявления общих законов.
Умение осознанно и строить речевое высказывание в устной и письменной форме
выбор эффективных способов решения задач.
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Смысловое чтение, извлечение информации.
Определение основной и второстепенной информации.
Свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей.
Понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
Регулятивные УУД:
Преодоление импульсивности, непроизвольности.
Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.
Умение адекватно воспринимать оценки и отметки.
Самостоятельное выполнение или в сотрудничестве.
Различение способа и результата действий.
Умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль.
Коммуникативные УУД:
Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.
Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.
Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Предметные результаты
1.Понимание особой роли исследований в учебной и практической деятельности
2.Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности и норм поведения в природной и социальной среде
3.Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.)
4.Осознание факта, что растения - это живые организмы, требующие к себе заботливого отношения людей, они развиваются в соответствии с условиями, в которых находятся в данное время, могут размножаться разными способами, их можно использовать при создании разных композиций для улучшения интерьера жилища
5.Принятие и осознание правил юного исследователя
Ресурсное обеспечение реализации программы
Для учителя
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2011.
Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2011
М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников.Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2011
Для ученика
Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2011
Рабочая тетрадь , Р.Ф Селисова Учусь создавать проекты. Издательство "РОСТкнига", 2012
Рабочая тетрадь для младших школьников. Савенков А.И. Маленький исследователь. Развитие творческого мышления . Издательство дом «Фёдоров». 2011
Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
Интернет - ресурсы
А.В.Горячев, Н.И. Иглина"Всё узнаю, всё смогу".Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2011