Рабочая программа занятий внеурочной деятельности «Юный волшебник» (1 класс)
Рабочая программа
занятий внеурочной деятельности
общекультурного направления
«Юный волшебник»
Форма занятий: кружковая
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 6,5 - 7 лет
Составитель: Логинова Е.Н.,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Пояснительная записка
Программа кружка «Юный волшебник» разработана на основе программы курса «Художественное творчество: станем волшебниками», программы внеурочной деятельности система Л.В.Занкова, для внеурочных занятий с учащимися 1 - 4 классов. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2014.
Цель:
всестороннее и гармоничное развитие детей в процессе их деятельности средствами художественного творчества (развитие творческих способностей детей, трудовое и эстетическое воспитание обучающихся).
Задачи:
- развить творческий потенциал детей средствами художественного труда;
- формировать прикладные умения и навыки;
- воспитывать интерес к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду.
Методологической основой программы является системно-деятельностный подход в начальном обучении. Занятия по данной программе познакомят детей с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Кроме решения задач художественного воспитания, данная программа развивает интеллектуально-творческий потенциал учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Основное внимание при изучении курса уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
- патриотизма - через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
- трудолюбия - привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.;
- творческого отношения к учению, труду, жизни;
- формирования представлений об эстетических ценностях (восприятие красоты природы, знакомство с художественными ценностями материального мира, эстетической выразительностью предметов рукотворного мира, эстетикой труда и трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
- бережного отношения к природе, окружающей среде (в процессе работы с природным материалом, создания из различного материала образов картин природы, животных и др.);
- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и совершенствование определенных технологических навыков. Программа позволяет ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение того или иного материала в окружающей жизни.
Условия реализации программы
Количество занятий: 1 раз в неделю, 34 часа в год. Продолжительность каждого занятия – 45 минут.
Формы подведения итогов реализации программы
Занятия сочетают в себе теоретическую часть и практическую работу учащихся. В течение года учащиеся изготовляют индивидуальные и коллективные творческие работы. Свои работы учащиеся могут использовать в качестве подарков родителям, бабушкам и дедушкам, учителям, друзьям к праздникам. В классе организуется выставка детских работ. Лучшие индивидуальные и коллективные работы участвуют в школьных, муниципальных, региональных, международных конкурсах детского творчества.
Планируемые результаты освоения учащимися программы:
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки
и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
В результате занятий по предложенному курсу учащиеся
получат возможность:
- развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
-расширить знания и представления о традиционныхи современных материалах для прикладного творчества;
-познакомиться с историей происхождения материала,с его современными видами и областями применения;
-познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
-использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
-познакомиться с новыми инструментами для обработкиматериалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
-создавать полезные и практичные изделия, осуществляяпомощь своей семье;
-совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими,умение оказывать помощь другим, принимать различные роли,оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
-оказывать посильную помощь в дизайне и оформлениикласса, школы, своего жилища;
-достичь оптимального для каждого уровня развития;
-сформировать систему универсальных учебных действий;
-сформировать навыки работы с информацией.
Содержание программы
1 год обучения – 33 часа
№ п/п |
Тема раздела |
Всего часов |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
1 |
Раздел 1. Аппликация и моделирование |
15 |
5 |
10 |
2 |
Раздел 2. Работа с пластическими материалами |
8 |
1 |
7 |
3 |
Раздел 3. Оригами и аппликация из деталей оригами |
10 |
1 |
9 |
Итого: |
33 |
7 |
26 |
Календарно - тематическое планирование
1 класс
№ п/п |
№ п/т |
Тема занятий |
Основные виды деятельности учащихся |
Дата |
|
Раздел 1. Аппликация и моделирование (15 ч.) |
|||||
1 |
1 |
Инструктаж по технике безопасности при работе с различными материалами. Правила работы ножницами, клеем, пластилином. Урок ознакомления с новым материалом. |
Правила т/б |
||
2 |
2 |
Аппликация из засушенных листьев. Ознакомление с технологией выполнения работы. Урок ознакомления с новым материалом. |
Подготовка природных материалов (листьев) к работе. |
||
3 |
3 |
Аппликация из засушенных листьев. Продолжение работы. Урок-сказка. |
Плоская аппликация на бумажной основе из природных материалов (листьев) |
||
4 |
4 |
Аппликация из крылаток клёна. Ознакомление с технологией выполнения работы. Урок ознакомления с новым материалом. |
Подготовка природных материалов (крылатки клёна) к работе. |
||
5 |
5 |
Аппликация из крылаток клёна. Продолжение работы. Урок-сказка. |
Плоская аппликация на бумажной основе из природных материалов (крылатки клёна) |
||
6 |
6 |
Аппликация из салфеток. Ознакомление с технологией выполнения работы. Урок ознакомления с новым материалом. |
Аппликация на бумажной основе из салфеток |
||
7 |
7 |
Аппликация из салфеток «Фрукты». Продолжение работы. Урок-игра. |
Аппликация на бумажной основе из салфеток |
||
8 |
8 |
Аппликация из салфеток. Подарок маме. Урок применения знаний. |
Аппликация на бумажной основе из салфеток |
||
9 |
9 |
Объёмное моделирование из готовых геометрических форм. Ознакомление с технологией выполнения работы. Урок ознакомления с новым материалом. |
Создание технических моделей из готовых геометрических форм. |
||
10 |
10 |
Объёмное моделирование из готовых геометрических форм. Изделие «Любимая игрушка». Урок-экскурсия. |
Создание художественных образов из готовых форм с добавлением деталей. |
||
11 |
11 |
Объёмное моделирование из готовых геометрических форм. Изделие «Сказочный герой». Урок-сказка. |
Создание художественных образов из готовых форм с добавлением деталей. |
||
12 |
12 |
Изделие «Сказочный герой». Продолжение работы. Урок применения знаний. |
Создание художественных образов из готовых форм с добавлением деталей. |
||
13 |
13 |
Моделирование из бумаги новогодних украшений. Урок-игра. |
Объемные изделия из бумаги. |
||
14 |
14 |
Моделирование новогодних украшений из различных материалов. Продолжение работы. Урок применения знаний. |
Объемные изделия из природных материалов в соединении с бумагой |
||
15 |
15 |
Моделирование новогодних украшений из различных материалов. Подготовка к конкурсу «Новогодний серпантин». Выставка детских работ. |
Объемные изделия из природных материалов в соединении с бумагой |
||
Раздел 2.Работа с пластическими материалами (8 ч.) |
|||||
16 |
1 |
Инструктаж по т/б при работе с пластилином. Способы и приёмы работы. Ознакомление с технологией выполнения работы. Урок ознакомления с новым материалом. |
Правила т/б |
||
17 |
2 |
Рисование пластилином. Урок-сказка. |
«Рисование» жгутиками из пластилина. |
||
18 |
3 |
Рисование пластилином. Продолжение работы. Урок применения знаний. |
«Рисование» жгутиками из пластилина. |
||
19 |
4 |
Обратная мозаика на прозрачной основе. Подарок папе. Урок применения знаний. |
Выполнение мозаич-ного изображения тонким слоем пластилина. |
||
20 |
5 |
Обратная мозаика на прозрачной основе. Продолжение работы. Урок применения знаний. |
Выполнение мозаич-ного изображения тонким слоем пластилина. |
||
21 |
6 |
Моделирование из природных материалов на пластилиновой основе. Урок-игра. |
Выполнение мозаич-ного изображения с помощью природ-ных материалов на тонком слое пластилина. |
||
22 |
7 |
Отпечатки на пластилине. Подарок маме (бабушке) к 8 Марта. Урок применения знаний. |
«Печатание» узоров и рисунков на плас- тилиновой основе. |
||
23 |
8 |
Отпечатки на пластилине. Продолжение работы. Выставка детских работ. |
«Печатание» узоров и рисунков на плас- тилиновой основе. |
||
Раздел 3. Оригами и аппликация из деталей оригами (10ч.) |
|||||
24 |
1 |
Инструктаж по технике безопасности при работе с бумагой и ножницами. Правила работы и последовательность изготовления изделий. Урок ознакомления с новым материалом. |
Правила т/б |
||
25 |
2 |
Складывание из прямоугольника и квадрата динамических игрушек. Урок применения знаний. |
Оригами из бумажного прямоугольника с использованием схем и условных знаков. Оригами из бумажного квадрата. |
||
26 |
3 |
Складывание насекомых (бабочки). Урок-игра. |
Оригами из бумажного прямоугольника. |
||
27 |
4 |
Складывание насекомых (бабочки). Продолжение работы. Урок применения знаний. |
Оригами из бумажного прямоугольника. |
||
28 |
5 |
Складывание насекомых (стрекозы). Урок-сказка. |
Оригами из бумажного прямоугольника. |
||
29 |
6 |
Складывание животных. Урок применения знаний. |
Оригами из бумажного прямоугольника. |
||
30 |
7 |
Складывание цветов. Урок-экскурсия. |
Оригами из бумажного прямоугольника. |
||
31 |
8 |
Складывание цветов. Продолжение работы. |
Оригами из бумажного прямоугольника. |
||
32 |
9 |
Аппликация «Весна» (коллективная работа). Урок применения знаний. |
Коллективная работа Аппликация из деталей оригами. |
||
33 |
10 |
Итоги за год. Выставка детских работ. |
Презентация творческих работ. |
Методическое обеспечение программы
1 класс
№ |
Тема раздела |
Форма занятия |
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса |
Методический и дидактический материал (фильмы, схемы, иллюстрации, образцы работ) |
Техническое оснащение занятий (аудио, видео, проектор) |
Форма подведения итогов по каждому разделу |
1 |
Аппликация и моделирование |
Урок ознакомления с новым материалом, урок применения знаний, урок-игра, сказка, экскурсия |
Беседа, рассказ, игры. |
Презентации, иллюстрации, образцы работ |
Ноутбук, проектор, экран |
Выставка детских работ. Участие в конкурсах разного уровня. |
2 |
Работа с пластическими материалами |
Урок ознакомления с новым материалом, урок применения знаний, урок-игра, сказка, |
Беседа, рассказ, наблюдение. |
Презентации, ролики с ходом выполнения работ, иллюстрации, шаблоны |
Ноутбук, проектор, экран |
Выставка детских работ. Участие в конкурсах разного уровня. |
3 |
Оригами и аппликация из деталей оригами |
Урок ознакомления с новым материалом, урок применения знаний, урок-игра, сказка, экскурсия |
Беседа, рассказ, игры. |
Схемы, шаблоны, презентации, |
Ноутбук, проектор, экран |
Выставка детских работ. Участие в конкурсах разного уровня. |
Учебно-методическое обеспечение процесса образовательной деятельности
Программа:
Программы внеурочной деятельности (по системе Л.В.Занкова), Т.Н.Проснякова - Программа курса «Художественное творчество: станем волшебниками», - Самара: Издательство «Учебная литература: Издательский дом «Фёдоров», 2014.
Материально – техническое обеспечение процесса образовательной деятельности
Ноутбук, мультимедийный проектор, экран.
Internet-ресурсы
Интернет-сайт Страна Мастеров: http://stranamasterov.ru
Литература
Журнал «Начальная школа», 2016.
Кузина Е.С. «Оригами», М.: Просвещение, 2015.
Молотобарова О.С. «Кружок изготовления сувениров», М.: Просвещение, 2015.
Нагибин М.И. «Чудеса для детей из ненужных вещей» Ярославль, Академия КХолдинг – 2014.
Проснякова Т.Н. Школа волшебников: рабочая тетрадь по технологии для 1 класса. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература, 2015.
Проснякова Т.Н. Книги серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья». - Самара: Издательский дом «Федоров», 2016.
Романина В.И. «Дидактический материал по трудовому обучению в начальных классах», 2015.
Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Умелые руки» Самара: Корпорация «Фёдоров», 2014