«Конструкция и декор предметов народного быта: выполняем композицию по мотивам дагестанского (табасаранского) ворсового ковра - «Сафар»»

11
0
Материал опубликован 13 April в группе

Методическая разработка урока с региональным компонентом


Тема урока «Конструкция и декор предметов народного быта: выполняем композицию по мотивам дагестанского (табасаранского) ворсового ковра - «Сафар»»

Изобразительное искусство. 5 класс

Автор урока: Камилова Халипат Магомедбеговна


Технологическая карта изучения темы.

Тип урока по ФГОС – урок «открытия» новых знаний.

Форма урока - индивидуальная, урок-исследование (урок творчества).

Деятельностная цель: организовать практическую деятельность обучающихся по изучению дагестанских ворсовых ковров и умению применять полученные знания в собственной творческой деятельности (создать эскизный рисунок для шопера на основе изучения орнамента ковра «Сафар»).

Содержательная цель: научить выявлять и описывать характерные особенности дагестанских ворсовых ковров, обобщить и углубить знания по теме «Ворсовые ковры Дагестана», научить применять полученные знания в собственной творческой деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные: сформировать у учащихся знания о дагестанском декоративно- прикладном искусстве, как о культурном наследии России; раскрыть эстетические и технологические особенности табасаранских ворсовых ковров; уметь определять типы ковров, типы орнаментальных композиций ковров; на основе изученного материала уметь определять композиционные и технологические особенности ворсовых ковров.

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации для выполнения творческой задачи с использованием дополнительной литературы, интернет-ресурсов; использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных творческих и практических задач и представления их результатов; высказываться в устной форме; анализировать объекты, выделять главное;

Коммуникативные: уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учащимися и учителем;

Регулятивные: учиться принимать учебную проблему; определять цель и задачи урока в соответствие с поставленной проблемой; планировать свою деятельность; преобразовывать практическую задачу в познавательную и творческую; самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Личностные: развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; мотивация и познавательная потребность; стимулирование познавательного интереса; индивидуальный подход к каждому участнику; развитие эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде.

Ресурсы: компьютер, проектор, презентация, рисовальные принадлежности, трафареты.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организационный и мотивационный этап

Приветствие и проверка готовности к уроку.

Ребята, недавно я посетила город Дербент и его музей ковра. Там мне представилась возможность ознакомиться с прекрасным табасаранским ковром "Сафар", экспонирующимся в музее. Нам рассказали романтическую и грустную легенду, связанную с композицией этого ковра, которой я хотела бы поделиться с вами.

В ходе беседы мы также затронем тему развития ковроделия в Дагестане, проанализируем композицию ковра "Сафар" и выполним творческую композицию.

Согласно легенде, этот ковер посвящен любви искусной ковровщицы Сафар к пастуху. Однажды в горах сошел сель на те пастбища, где пас овец возлюбленный Сафар и случилась беда. Родственники нашли лишь папаху пастуха, кнут и погибших овец. Тогда Сафар сама отправилась на поиски. Безуспешно. Только сломанные деревья, погибшие животные, вырванные цветы попадались на ее пути. В память о возлюбленном Сафар, создала ковер, на котором изобразила все увиденное во время поисков пастуха. Всю свою боль и всю свою любовь вложила она в этот ковер.

В Дербентском историко-архитектурном и художественном музее в здании Армяно григорианской церкви, построенной в 1860 году по проекту армянского просветителя Габриэля Сундукяна, размещена экспозиция – «Музей ковра и декоративно прикладного искусства Дагестана». В коллекцию входят ворсовые ковры – 45 экспонатов, сумахи – 46 экспонатов, паласы двухсторонние – 15 экспонатов, хурджины, насидельники, подушки – 32 экспоната, мягкий инвентарь – 180 экспонатов.

t1744567093ab.png t1744567093ac.pngt1744567093aa.jpg

Приветствие учителя

Проверка личной готовности к уроку.

Настраиваются на урок

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Этап актуализации знаний по предложенной теме


Традиционно, Дагестан славится своим древним и широко распространённым видом декоративно-прикладного искусства - ручным ковроткачеством. На территории республики ковроткачество было повсеместным промыслом. Особого мастерства и признания удостоились ворсовые и безворсовые ковры, созданные мастерицами лезгинского и табасаранского народов, поражающие своей красотой узоров и гармонией цветовых сочетаний. Развитие искусства ковроделия в Дагестане происходило на протяжении многих столетий.

В Дагестане ковры являлись самыми ценными предметами в доме. Ковры выполняли самые разные функции.

покрывали люльки специальными ковровыми накидками,

Невестам давали в приданое (невеста должна была соткать ковер для будущего мужа), ковры использовались и в погребальных обрядах.

Покрывали глиняный пол,

Применяли в погребальных обрядах

Утепляли каменные стены жилищ и даже заменяли мебель в доме.

Ковер привносил эстетику в монохромные жилища горцев.

Существуют поверья и красивые традиции, связанные с ковроделием.

Во многих селениях для продолжения рода по готовому ковру пускают походить маленького мальчика, надеясь, что по этому ковру будут ходить и его внуки.

И если в семье много девочек, значит там будет много ковров, будет и достаток.

Для проверки качества сделанного ковра по нему пускали пробежать лошадей, оставляли на несколько дней под дождем и солнцем, вымачивали. Ковер должен был остаться в исходном виде: только тогда мастерица докажет качество своей работы. Лучшие табасаранские ковры служили своим владельцам больше трехсот лет.


По технике изготовления дагестанские ковры бывают четырех видов

Безворсовые

Ворсовые

Войлочные

Комбинированные (цаха)

Ковры изготавливают путём переплетения двух типов нитей: продольных нитей основы и поперечных уточных нитей.

Нить утка продевается и обвязывается вокруг основы особым узелком. После того как работа окончена, ворс подстригается до нужной высоты, и ковёр обретает завершённый вид.

Изготавливают из нескольких войлоков, окрашенных в различные цвета. Войлоки накладываются один на другой и прорезаются по намеченному орнаменту.

Безворсовое плетение сочетается с узелковым. Ковер получается двусторонним, «махровым» с одной стороны, и гладким с другой.

t1744567093ad.png

t1744567093ae.png

t1744567093af.png

t1744567093ag.jpg

t1744567093ah.png

t1744567093ai.png

t1744567093aj.png

t1744567093ak.jpg

Распространены у следующих народов

Аварцы

Кумыки

Лакцы

Лезгины -

Табасаранцы

Лезгины

Кумыки

Рутульцы

Аварцы

Город Дербент

Аварцы

Кумыки

Лакцы

Ногайцы

Даргинцы

Лакцы

Аварцы

Сегодня не наблюдается строгого орнаментального разграничения коврового рисунка и в ковровых центрах производятся ковры любого рисунка

Виды ковров


Основные виды композиций табасаранских ковров

Центрический

Каймовый

Фоновый

Композиционным центром узора ковра является крупная центральная фигура «медальон».  

На центральном поле ковра может помещаться несколько медальонов, вокруг которых в шахматном порядке располагаются более мелкие розетки и медальоны.

Медальон состоит из множества мелких элементов, бывает круглым, овальным, ромбовидным, ассоциируется с солнцем

Бордюр (кайма) - главный элемент ковра. Остальное полотно заполнено мелкими узорами.

Весь орнамент состоит из средних или мелких узоров.

t1744567093al.jpg

t1744567093am.jpg

t1744567093an.jpg

Табасаранские ворсовые ковры отличаются между собой орнаментальными мотивами и технологическими признаками - плотностью (количество узлов на квадратный дециметр) и высотой ворса.

Для табасаранских ковров свойственно постепенное охватывание меленьких узоров более крупными фрагментами. По площади коврового изделия располагают маленькие розетки. Каждую из них размещают в медальоны. Далее их размещают внутри многоугольников.

Любой маленький узор и все крупные орнаменты выделены окантовкой и цветовой заливкой.

t1744567093ao.jpg

Виды табасаранских ворсовых ковров

«Табасаран»

«Хив»

«Рушуль»

Технологические отличия

Плотность (от 900 до 1600 узлов)

Высокая плотность (от 1444 до 1764 узлов) при высоком ворсе (6 мм)

Плотность (от 900 до 1600 узлов)

t1744567093ap.jpg

t1744567093aq.jpg


t1744567093ar.jpg

Орнаментальные отличия

Часто встречаемый узор - «Тапанча» (пистолет)- узорные фигуры размещаются диагонально или Х-образно

Излюбленный узор - «Мерхер» - узор, похожий очертанием на санки

Излюбленный узор -«Сульфи»- медальоны дополненные крючкообразными фигурами, которые все вместе образуют на центральном поле сложную композицию

t1744567093as.pngt1744567093at.png

t1744567093au.jpgt1744567093av.png

t1744567093aw.jpg

Колорит

Излюбленными цветами ковров был красный и синий, символизирующие основные природные стихии

На синем фоне, колористическое разнообразие узоров

Малиново-красный фон, в узорах преобладют голубой, оранжевый, желтый, зеленый, темно-синий и темно-красный цвета

Сегодня не наблюдается такого жесткого орнаментального разграничения, и в Южном Дагестане в ковровых центрах производятся ковры любого рисунка.



Смотрят презентацию.


Слушают учителя.


Отвечают на вопросы.


Объясняют значение ковров в быту.


Ориентируются в теме урока основываясь на личном опыте.


Познавательные:

умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание.


Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и одноклассниками.


Первичное закрепление

Художественный анализ ковра «Сафар»

Давайте поговорим непосредственно о композиции ковра «Сафар».

Кто напомнит мне легенду о «Сафар»?

Ковёр «Сафар» символизирует горечь утраты и девичье страдание.

t1744567093ax.jpg

t1744567093ay.jpg

t1744567093az.jpg

Согласно легенде, девушка по имени «Сафар» выткала ковёр в память о возлюбленном -чабане, который погиб в буре.

Рисунок ковра, придуманный девушкой, потерявшей возлюбленного, получил название в ее честь «Сафар».

Некоторые исследователи считают, что название ковёр получил от лезгинского слова «саф» - сито.

Ковёр строго символичен, и каждый орнамент «говорящий».

«Сафар» ткали себе на приданое незамужние девушки.

В древнем орнаменте ковра «Сафар» специалисты читают схематическое изображение мужчины, овец, растений и много синего цвета- буйной воды.  

Тип ковра - каймовый.

Центральное поле ковра представлено многочисленными крупными узорными медальонами.

Орнаментальная кайма, занимающая минимум 15 % площади, включает 5 и более полос, орнаментально и колористически связанных с центральным полем.

Мастерицы не пользовались техническим рисунком, поэтому говорили: «Не существует двух одинаковых ковров в Дагестане». Рисунки на старых коврах не были симметричными, т.к. все шло из головы мастерицы.

Основной элемент ковра «Сафар» - изображения бараньих рогов (считаются символом богатства, так как баран считался символом земного благополучия). Также Рога и завитки - также символы мужества.

Прямые и наклонные кресты или расходящиеся из одного центра лучи - орнамента, схематизированные изображения солнца и звёзд.

Знаки в виде спиралей и лабиринтов оберегали и защищали жилище от проникновения злых духов, заключали в себе магическую силу.

Символ, напоминающий крючок или зеркально отражённую латинскую букву «S», -благополучие, достаток, обилие.


Анализируют композиционные, орнаментальные и колористические особенности ковра

Умение применять новые знания в самостоятельной деятельности.

Творческая практическая деятельность

Творческое задание. Давайте сегодня мы с вами создадим эскиз шопера с применением главного элемента ковра сафар - изображения бараньих рогов.

Последовательность выполнения творческой работы.

Кладите альбомы вертикально.

Найдите середину листа по вертикали.

Переведите рисунок узора «Бараньи рога» по шаблону на лист, соблюдая симметрию листа.

Вокруг узора нарисуйте форму шопера.

Раскрасьте рисунок, соблюдая традиционный колорит ковра.

По желанию можете вести в композицию и другие элементы ковра «Сафар».


Учитель наблюдает, советует, отвечает на вопросы обучающихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания.

Выбирают вариант исполнения творческой работы.

Создают продукт самостоятельной творческой деятельности, приобретая навык творческого самовыражения

Умение применять новые знания в самостоятельной деятельности.


Подведение итогов, рефлексия и закрепление, Д/З

Выставка детских работ. Художественный анализ творческих работ учащихся.


Рефлексия

Что нового вы сегодня узнали?

Какие типы ковров вы знаете?

Ковры какого дагестанского народа мы сегодня изучали?

Какой табасаранский ковер вы умеете теперь отличать от других?

Вам было интересно работать на уроке?


Домашнее задание: Перенести рисунок на шопер как на эскизе, выполнить в цвете.

Ученики представляют и анализируют итоги работы, формируют выводы по изученному материалу, обсуждают допущенные ошибки и их корректируют

Умение соотносить результаты собственной деятельности.

Творческие работы учащихся

t1744567093ba.jpg t1744567093bb.jpg t1744567093bd.jpg t1744567093bc.jpg


Литературные источники

1.Байрамбеков М.М. Дагестанский народный орнамент. Махачкала, 2001. - 115 с.

2.Гаджимурадов С.М. Основы ковроделия. Махачкала, 1989. - 69 с.

3.Дебиров П. «Ковры Дагестана».Дагестанский научный центр РАН, 2006

4.Маммаев М.М. Декоративно-прикладное искусство Дагестана. Махачкала, 1989.

5.Рамазанова З.Б., Гарунова С.М. К истории освещения особенностией Дагестанского ковроткачества. /Вестник института ИАЭ.2017. № 1. С. 93-107.

6.История табасаранского “ковра-пистолета” с карабахскими корнями https://m.ok.ru/dk;jsessionid=b507d9545792ef5e1f2a46c8b85b48ccd277202e72569715.5076fd40?st.cmd=altGroupMediaThemeComments&st.groupId=51288881430613&st.themeId=152022716646229&st.frwd=off&st.page=1&st.unrd=off&_prevCmd=altGroupMediaThemeComments&tkn=5236

7.Дагестанские ковры http://carpets.bos.ru/rus/nap_rus.htm

8.Ковры Дагестана -https://dzen.ru/a/X28xEf3mKXzj0Nlo?ysclid=m9btfacgik641929862

9.Ковер «Сафар» - https://derbentmuseum.ru/news/kover-safar/?ysclid=m95n3o8dk5757163931

10.Дагестанские Ковры https://ansygallery.ru/carpets/geo/dagestanskie-kovry/

Ковры Дагестана: древнее искусство, вечное вдохновение https://journal.persepolrugs.ru/kovry-dagestana-drevnee-iskusstvo-vechnoe-vdohnovenie/




По мотивам ковра "Сафар"DOC / 487 Кб
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.