«Конструкция и декор предметов народного быта: выполняем композицию по мотивам дагестанского (табасаранского) ворсового ковра - «Сафар»»

Методическая разработка урока с региональным компонентом
Тема урока «Конструкция и декор предметов народного быта: выполняем композицию по мотивам дагестанского (табасаранского) ворсового ковра - «Сафар»»
Изобразительное искусство. 5 класс
Автор урока: Камилова Халипат Магомедбеговна
Технологическая карта изучения темы.
Тип урока по ФГОС – урок «открытия» новых знаний.
Форма урока - индивидуальная, урок-исследование (урок творчества).
Деятельностная цель: организовать практическую деятельность обучающихся по изучению дагестанских ворсовых ковров и умению применять полученные знания в собственной творческой деятельности (создать эскизный рисунок для шопера на основе изучения орнамента ковра «Сафар»).
Содержательная цель: научить выявлять и описывать характерные особенности дагестанских ворсовых ковров, обобщить и углубить знания по теме «Ворсовые ковры Дагестана», научить применять полученные знания в собственной творческой деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные: сформировать у учащихся знания о дагестанском декоративно- прикладном искусстве, как о культурном наследии России; раскрыть эстетические и технологические особенности табасаранских ворсовых ковров; уметь определять типы ковров, типы орнаментальных композиций ковров; на основе изученного материала уметь определять композиционные и технологические особенности ворсовых ковров.
Познавательные: осуществлять поиск нужной информации для выполнения творческой задачи с использованием дополнительной литературы, интернет-ресурсов; использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных творческих и практических задач и представления их результатов; высказываться в устной форме; анализировать объекты, выделять главное;
Коммуникативные: уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учащимися и учителем;
Регулятивные: учиться принимать учебную проблему; определять цель и задачи урока в соответствие с поставленной проблемой; планировать свою деятельность; преобразовывать практическую задачу в познавательную и творческую; самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Личностные: развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; мотивация и познавательная потребность; стимулирование познавательного интереса; индивидуальный подход к каждому участнику; развитие эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде.
Ресурсы: компьютер, проектор, презентация, рисовальные принадлежности, трафареты.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный и мотивационный этап | Приветствие и проверка готовности к уроку. Ребята, недавно я посетила город Дербент и его музей ковра. Там мне представилась возможность ознакомиться с прекрасным табасаранским ковром "Сафар", экспонирующимся в музее. Нам рассказали романтическую и грустную легенду, связанную с композицией этого ковра, которой я хотела бы поделиться с вами. В ходе беседы мы также затронем тему развития ковроделия в Дагестане, проанализируем композицию ковра "Сафар" и выполним творческую композицию. Согласно легенде, этот ковер посвящен любви искусной ковровщицы Сафар к пастуху. Однажды в горах сошел сель на те пастбища, где пас овец возлюбленный Сафар и случилась беда. Родственники нашли лишь папаху пастуха, кнут и погибших овец. Тогда Сафар сама отправилась на поиски. Безуспешно. Только сломанные деревья, погибшие животные, вырванные цветы попадались на ее пути. В память о возлюбленном Сафар, создала ковер, на котором изобразила все увиденное во время поисков пастуха. Всю свою боль и всю свою любовь вложила она в этот ковер. В Дербентском историко-архитектурном и художественном музее в здании Армяно григорианской церкви, построенной в 1860 году по проекту армянского просветителя Габриэля Сундукяна, размещена экспозиция – «Музей ковра и декоративно прикладного искусства Дагестана». В коллекцию входят ворсовые ковры – 45 экспонатов, сумахи – 46 экспонатов, паласы двухсторонние – 15 экспонатов, хурджины, насидельники, подушки – 32 экспоната, мягкий инвентарь – 180 экспонатов.
| Приветствие учителя Проверка личной готовности к уроку. Настраиваются на урок | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап актуализации знаний по предложенной теме | Традиционно, Дагестан славится своим древним и широко распространённым видом декоративно-прикладного искусства - ручным ковроткачеством. На территории республики ковроткачество было повсеместным промыслом. Особого мастерства и признания удостоились ворсовые и безворсовые ковры, созданные мастерицами лезгинского и табасаранского народов, поражающие своей красотой узоров и гармонией цветовых сочетаний. Развитие искусства ковроделия в Дагестане происходило на протяжении многих столетий. В Дагестане ковры являлись самыми ценными предметами в доме. Ковры выполняли самые разные функции. покрывали люльки специальными ковровыми накидками, Невестам давали в приданое (невеста должна была соткать ковер для будущего мужа), ковры использовались и в погребальных обрядах. Покрывали глиняный пол, Применяли в погребальных обрядах Утепляли каменные стены жилищ и даже заменяли мебель в доме. Ковер привносил эстетику в монохромные жилища горцев. Существуют поверья и красивые традиции, связанные с ковроделием. Во многих селениях для продолжения рода по готовому ковру пускают походить маленького мальчика, надеясь, что по этому ковру будут ходить и его внуки. И если в семье много девочек, значит там будет много ковров, будет и достаток. Для проверки качества сделанного ковра по нему пускали пробежать лошадей, оставляли на несколько дней под дождем и солнцем, вымачивали. Ковер должен был остаться в исходном виде: только тогда мастерица докажет качество своей работы. Лучшие табасаранские ковры служили своим владельцам больше трехсот лет.
Табасаранские ворсовые ковры отличаются между собой орнаментальными мотивами и технологическими признаками - плотностью (количество узлов на квадратный дециметр) и высотой ворса.
| Смотрят презентацию. Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Объясняют значение ковров в быту. Ориентируются в теме урока основываясь на личном опыте. | Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первичное закрепление | Художественный анализ ковра «Сафар» Давайте поговорим непосредственно о композиции ковра «Сафар». Кто напомнит мне легенду о «Сафар»?
| Анализируют композиционные, орнаментальные и колористические особенности ковра | Умение применять новые знания в самостоятельной деятельности. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Творческая практическая деятельность | Творческое задание. Давайте сегодня мы с вами создадим эскиз шопера с применением главного элемента ковра сафар - изображения бараньих рогов. Последовательность выполнения творческой работы. Кладите альбомы вертикально. Найдите середину листа по вертикали. Переведите рисунок узора «Бараньи рога» по шаблону на лист, соблюдая симметрию листа. Вокруг узора нарисуйте форму шопера. Раскрасьте рисунок, соблюдая традиционный колорит ковра. По желанию можете вести в композицию и другие элементы ковра «Сафар». Учитель наблюдает, советует, отвечает на вопросы обучающихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. | Выбирают вариант исполнения творческой работы. Создают продукт самостоятельной творческой деятельности, приобретая навык творческого самовыражения | Умение применять новые знания в самостоятельной деятельности. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подведение итогов, рефлексия и закрепление, Д/З | Выставка детских работ. Художественный анализ творческих работ учащихся. Рефлексия Что нового вы сегодня узнали? Какие типы ковров вы знаете? Ковры какого дагестанского народа мы сегодня изучали? Какой табасаранский ковер вы умеете теперь отличать от других? Вам было интересно работать на уроке? Домашнее задание: Перенести рисунок на шопер как на эскизе, выполнить в цвете. | Ученики представляют и анализируют итоги работы, формируют выводы по изученному материалу, обсуждают допущенные ошибки и их корректируют | Умение соотносить результаты собственной деятельности. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Творческие работы учащихся | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Литературные источники
1.Байрамбеков М.М. Дагестанский народный орнамент. Махачкала, 2001. - 115 с.
2.Гаджимурадов С.М. Основы ковроделия. Махачкала, 1989. - 69 с.
3.Дебиров П. «Ковры Дагестана».Дагестанский научный центр РАН, 2006
4.Маммаев М.М. Декоративно-прикладное искусство Дагестана. Махачкала, 1989.
5.Рамазанова З.Б., Гарунова С.М. К истории освещения особенностией Дагестанского ковроткачества. /Вестник института ИАЭ.2017. № 1. С. 93-107.
6.История табасаранского “ковра-пистолета” с карабахскими корнями https://m.ok.ru/dk;jsessionid=b507d9545792ef5e1f2a46c8b85b48ccd277202e72569715.5076fd40?st.cmd=altGroupMediaThemeComments&st.groupId=51288881430613&st.themeId=152022716646229&st.frwd=off&st.page=1&st.unrd=off&_prevCmd=altGroupMediaThemeComments&tkn=5236
7.Дагестанские ковры http://carpets.bos.ru/rus/nap_rus.htm
8.Ковры Дагестана -https://dzen.ru/a/X28xEf3mKXzj0Nlo?ysclid=m9btfacgik641929862
9.Ковер «Сафар» - https://derbentmuseum.ru/news/kover-safar/?ysclid=m95n3o8dk5757163931
10.Дагестанские Ковры https://ansygallery.ru/carpets/geo/dagestanskie-kovry/
Ковры Дагестана: древнее искусство, вечное вдохновение https://journal.persepolrugs.ru/kovry-dagestana-drevnee-iskusstvo-vechnoe-vdohnovenie/
По мотивам ковра "Сафар"DOC / 487 Кб