Урок изобразительного искусства на тему «Декор предметов народного быта. Русская прялка» (5 класс)
План-конспект урока изобразительного искусства на тему: « Русская прялка»
Автор: Садварий Жанна Владиславовна учитель изобразительного искусства МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38» г. Курска
Класс: 5 класс
Цель: формировать представления школьников о конструкции, декоре предметов народного быта, на примере русской прялки.
Задачи:
Предметные результаты:
Актуализировать знания школьников о названиях предназначении предметов народного быта;
Актуализировать знания школьников об образах и символах народного искусства
Формировать представления школьников о предназначении прялок;
Формировать представления школьников о выразительности симметричной композиции в создании декоративного изображения.
Способствовать овладению декоративными приемами работы.
Личностные результаты:
формировать ценностное отношение к красоте окружающих предметов;
поиск и установление личностного смысла в процессе восприятии и анализа работ сверстников и в процессе создания самостоятельной творческой работы.
формирование уважительного и доброжелательного отношения к культуре и искусству русского народа.
Метапредметные результаты:
формировать умения ставить учебную задачу
Формировать умения сравнивать анализировать изображения.
формировать умение излагать своё мнение;
формировать умение выдвигать версии в дискуссии, делать вывод
формировать умение понимать позицию другого;
уметь осуществлять рефлексию собственной деятельности
формировать умение плодотворно взаимодействовать в группе сверстников, занимая роли лидера, исполнителя и. т. д.
Методы:
методы наглядности (демонстрация, иллюстрация)
методы работы с печатными и устными текстами;
практические метод.
Технологии, применяемые на уроке: работа в группах , технология применения нового материала, технология коллективной работы с классом, информационные и здоровьесберегающие технологии.
Необходимое оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация, видеоролик раздаточный материал, раздаточный материал в виде шаблонов.
Содержание урока
1.Организационный момент, мотивация учебной деятельности.
Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на уроке. Надеюсь, работа сегодня будет у нас плодотворной.
Но прежде чем приступить к работе, давайте проверим нашу готовность.(Школьники проверяют готовность к уроку)
2.Актуализация пройденного материала.
Учитель: рассмотрите репродукции, представленные на доске. К какому виду искусства, на ваш взгляд, они относятся?
Школьники: Это декоративно-прикладное искусство.
Учитель: Как вы догадались? Объясните, почему данные произведения относятся к декоративно-прикладному искусству?
Школьники: Данные изображения представляют собой предметы, применяемые в быту, они созданы, украшены народными мастерами, а именно такие произведения и создают в декоративно-прикладном искусстве.
Учитель: На прошлых уроках мы познакомились с убранством русской избы, а чуть раньше говорили об символических изображениях на предметах народного быта, давайте проверим, какая из команд сегодня готова лучше всех продемонстрировать свои знания. Для этого каждой команде надо разделиться на две группы.
(Ученики каждого ряда разворачиваются так, чтобы в каждой команде образуются две группы)
Итак, первым группам команды красной, желтой и синей краски необходимо выполнить такое задание. Перед вами русские красавицы в традиционном для южных российских губерний костюме. К их наряду необходимо добавить вышитый фартук, который обычно называли завеска или запон. Вам нужно выбрать из множества вариантов лишь тот, символика украшения которого несет определенное пожелание.
1 группа команды красной краски должна выбрать фартук, в котором зашифровано пожелание солнечной погоды и успешной работы на приусадебном участке.
1 группа команды желтой краски должна выбрать фартук, в котором зашифровано пожелание счастья и благополучия.
1 группа команды синей краски должна выбрать фартук, в котором зашифровано пожелание о скорейшем приходе весны и богатом урожае.
(группы приступают к работе)
Задание для вторых групп в командах следующее: представители каждой команды получают фрагмент стихотворения, в котором описывается убранство русской избы и фотография интерьера избы. Необходимо найти в тексте названия предметов народного быта и показать их на картинке.
Стихотворение для команды красной краски:
Постою я на пороге,
В русскую избу шагну,
Покрещусь на красный угол,
Тихо подойду к окну.
С потолка свисает люлька,
В ней младенец невелик,
А под люлькою пестреет
Домотканый половик.
Стихотворение для команды желтой краски:
У печи стоят, пригрелись:
Рукомой, ушат с водой.
На светец креплю лучину,
Дом осветит нам с тобой.
Стихотворение для команды синей краски:
Пышет жаром печка наша,
Я скорей возьму ухват.
В чугунке сварилась каша,
Ее кушать каждый рад.
На полавошник посуду
Чистую поставлю я.
Как уютен дом родимый,
И не передать, друзья!
(Группы переходят к выполнению задания, по истечении времени представители каждой команды озвучивают свой выбор и аргументируют ответ)
Школьники, 1 группа команды красной краски. Нам необходимо было найти фартук с пожеланием солнечной погоды и успешной работы на приусадебном участке. Мы выбрали фартук с изображением солярного знака, символизирующего солнце. В русской вышивке солярные знаки изображались в виде ромба или креста. Вокруг этого узора расположены знаки плодородия, говорящие о будущем урожае.
Школьники, 1 группа команды желтой краски. Нам необходимо было найти фартук с пожеланием счастья и благополучия. Издревле на Руси символом счастья считалось изображение коня. Без лошади крестьянское хозяйство вести было сложно, поэтому конь – один из самых популярных символов в народном искусстве.
Школьники, 1 группа команды синей краски. Нам необходимо было найти фартук с пожеланием скорейшего прихода весны и богатого урожая. Мы выбрали фартук с изображением птиц. Прилет птиц весной традиционно символизировал начало посевных работ, а изображение птиц часто связывали с богатым урожаем.
Школьники, 2 группа команды красной краски.
Выходят к доске и на слайде показывают элементы русского быта, упомянутые в стихотворении, и называют их.
Школьники, 2 группа команды желтой краски.
Выходят к доске и на слайде показывают элементы русского быта, упомянутые в стихотворении, и называют их.
Школьники, 2 группа команды синей краски.
Выходят к доске и на слайде показывают элементы русского быта, упомянутые в стихотворении, и называют их.
Школьники производят взаимную оценку ответов команд. Каждая команда получает баллы.
3. Постановка проблемы и целеполагание.
Учитель. Ребята, давайте более подробно рассмотрим интерьеры русской избы, представленные на предыдущем слайде. Обратите внимание на объекты, которые обведены. Как вы думаете, что это за предметы быта, и как их могли применять наши предки?
Школьники (Высказывают свои предположения)
Учитель. Чтобы лучше разобраться с конструкцией и способом применения этого важного предмета народного быта давайте посмотрим небольшой видеофрагмент.
Приложение 1.
Учитель. Я думаю, что вы догадались, для чего использовали этот предмет наши предки?
Школьники. Это прялка и ее использовали, чтобы прясть нити.
Учитель. А для чего необходимы были подобные нитки?
Школьники. Нити необходимы были, чтобы из них можно было соткать ткань, а затем из нее сшить одежду.
Учитель. Совершенно верно. В российских деревнях порою было сложно купить готовую ткань, поэтому мастерице приходилось самой прясть нити, а затем из них на специальном ткацком станке ткать ткань для одежды. Образ такой мастерицы, которая дни и ночи сидела за рукоделием, обеспечивая семью обновками, часто воспевали поэты и писатели.
Вот как в замечательном романе в стихах «Евгений Онегин» Александр Сергеевич Пушкин описывает это занятие:
В избушке, распевая дева,
Прядет, и зимних друг ночей,
Трещит лучина перед ней.
Прочтите со слайда поэтические строки, посвященные пряхам. Возможно, в них вы узнаете другие произведения А. С. Пушкина?
Школьники «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Учитель Как выдумаете, ребята, почему мы сегодня рассматриваем прялку, как предмет народного быта? В чем их художественная ценность?
Школьники Прялки были богато украшены.
Учитель. Как вы думаете, какова цель нашего занятия?
Школьники. Мы должны будем, подобно старинным мастерам, придумать декор прялки.
Учитель. Верно. Чтобы подробнее узнать о том, какими были прялки на Руси, из чего пряли нити и о том какие традиции были связаны с прядением, каждой паре предоставлены печатные материалы, небольшие тексты. Их необходимо прочитать и пересказать соседним командам. Больше баллов наберет та команда, которая сделает это наиболее полно, четко и быстро.
4.Освоение новых знаний. Смысловое чтение. Первичное закрепление
(Школьники читают информацию)
Учитель. Пришло время понять, что узнали команды о русской прялке.
(Первая команда получает материал о конструкции и основных элементах прялки. Один представитель команды выходит к доске и рассказывает материал, опираясь на информацию на слайде. Вторая команда получила информацию о материалах, из которых получается кудель и о процессе прядения. Представитель команды пересказывает материал, опираясь на слайды.
Третья команда получила материал о традициях, связанных с прядением на Руси. Представитель команды пересказывает материал, опираясь на слайды. Взаимная оценка выступлений.)
Физкультминутка
За работой засиделись?
Поднимаемся, друзья.
(Школьники встают)
Знаем точно, без движенья
Нам здоровым стать нельзя.
(Руки на пояс, наклоны)
Что творится за окошком? Поглядим?
Поглядим.
(Повороты головы)
Двоек получать сегодня не хотим?
Не хотим.
(Отрицательно покачивают головами)
Знаний обретет сегодня
Много класс.
(Руки в стороны и вверх, потягиваются)
А отличные оценки все у нас!
(протягивают руку с поднятым большим пальцем руки)
Учитель. Итак, на этом этапе мы стали исследователями и познакомились с редким ныне предметом в домашней утвари, но теперь давайте станем художниками, которые украшают прялку. Украшение прялок было различным. Встречались прорезные прялки. В них мастер составлял узор так, чтобы прялка красиво смотрелась на просвет. Но большинство прялок были расписными. Рассмотрите изображения прялок на слайде, что объединяет эти изображения?
Школьники. Все прялки украшены солярными знаками.
Учитель. Верно. А какие знакомые образы и символы встретились вам в украшении этих прялок?
Школьники. Древо жизни и различные растительные мотивы.
Учитель. Какие символы встретились нам на следующих прялках?
Школьники. Кони и птицы
Учитель. В начале урока мы видели подобные узоры в русской вышивке. Какой вывод мы можем сделать об украшении русской прялки?
Школьники Символы и образы в украшении прялки и прочих предметов народного быта схожи.
Учитель. Действительно, многие из символов русского народного искусства повторяются в украшении предметов быта. Впрочем, на прялках встречались и фантастические сюжеты, к примеру, птица Сирин, а также сцены из жизни людей и даже сам процесс прядения.
Но, чтобы создать красивый декор для прялки недостаточно просто придумать узоры, необходимо их красиво и правильно расположить на листе. А как называется наука, которая изучает красивое и правильное расположение рисунка на листе бумаги?
Школьники. Эта наука называется композиция.
Учитель. Рассмотрите, пожалуйста, две композиции узора. Чем они отличаются?
Школьники. Узор на первой картинке свободно располагается в изображении, а на второй картинке узор повторяется зеркально.
Учитель. Как называется композиция, узор в которой повторяется вправо и влево или вверх и вниз.
Школьники. Это симметричная композиция.
Учитель. Рассмотрите композицию прялок. Найдите симметричные композиции.
Школьники Симметричные композиции под номерами 1 и 3.
Учитель. Верно. Пришло время приступить к практической работе, и сегодня она будет групповая. Каждая команда получает по большому изображению прялки, а к ней уже готовые детали, которые необходимо украсить и собрать в единую симметричную композицию. Работая в группах, помните, что необходимо обсудить декор прялки.
5.Творческое применение знаний в новой ситуации
Школьники выполняют задание по группам. При завершении работы проходит взаимная оценка и обсуждение результатов.
6. Рефлексия.
7. Дифференцированное домашнее задание.
Самостоятельно выберите одно из домашних заданий
Придумать и сделать небольшую зарисовку в тетради по теме: «Как может выглядеть декор прялки для разных сказочных героинь?»
Найдите в интернете информацию о мезенских, городецких, пермогорских, вологодских прялках и проведите сравнительный анализ их декора.
Источники информации:
https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fwww.perunica.ru%2Fchistiy_ist%2F973-russkie-pryalki-i-obryadovost-svyazannaya-s.html
http://krapivam.com/obrabotka_liona/
http://design-fly.ru/narodnye-promysly/severnye-pryalki.html
Процесс работы.
Результат.
Приложение 2
Презентация к уроку
PPTX / 9.75 Мб
Приложение 3
Печатный материал для чтения
RAR / 917.25 Кб
Приложение 4
Печатный материал к повторению пройденного.
RAR / 6.49 Мб
Смагина Марина Ивановна
Садварий Жанна Владиславовна
Марголис Ольга Викторовна
Садварий Жанна Владиславовна
Ватолина Светлана Анатольевна
Садварий Жанна Владиславовна
Перминова Елена Федоровна
Садварий Жанна Владиславовна
Лещёва Светлана Николаевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Садварий Жанна Владиславовна