Консультация для педагогов ДОУ «Основные права ребенка в детском саду»
Консультация для педагогов ДОУ
«Основные права ребенка в детском саду»
Подготовила: старший воспитатель Борщева Е.А.
В настоящее время все чаще в нашей жизни возникают ситуации жестокого обращения с детьми как в семье, так и в образовательных учреждениях. Исчезает культура семейного воспитания, родители больше озабочены материальным благополучием семьи, подменяя заботу, эмоциональный комфорт в семье материальными благами.
Иногда происходит «перекос» в воспитании своих собственных детей – либо полное безразличие к ребенку, его переживаниям, либо в семье существует гиперопека по отношению к ребенку. Родители не всегда могут справиться с собственными «чадами», бывают растеряны, не знают, что делать, как вести себя в той или иной ситуации, от бессилия применяют «рукоприкладство». Возникает удобная позиция: «отдавать» своих детей в руки специалистов, считая, что их детей будут и развивать, и воспитывать вместо них. Иногда можно услышать от родителей такие слова: «Мы вам его привели, вот и воспитывайте!».
Часто дети не получают того внимания, какое бы хотели получать от родителей, они бессильны изменить что-либо в этой ситуации. У детей появляется тревожность, агрессивность, неврозы, стремление к власти – любым способом привлечь к себе внимание взрослых.
Воспитатели групп порой не могут справиться с такими детьми – появляется «дисциплинарная» модель воспитания и, как следствие, – нарушение прав детей.
Каждый педагог должен знать и соблюдать права маленького гражданина, а также вести работу с семьями воспитанников, чтобы не допускать нарушения прав детей.
Пребывание малышей в стенах детского сада строго регламентируется нормами законов. Права воспитанников регулируются национальными и международными нормативно-правовыми актами:
ФЗ №124 от 24.07.1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». В данном законопроекте регламентируются перечень прав, а также механизм их реализации на практике.
Семейный кодекс РФ.
В главе 11 рассматривается перечень основных возможностей несовершеннолетних, в том числе – гарантия их защиты со стороны государства.
Конвенция о правах ребенка – это акт мирового значения, важной особенностью которого является гарантия защищенности воспитанников детского сада от всех форм морального и эмоционального насилия. Речь идет про критику, давление со стороны воспитателей, угрозы, изоляция с целью реализации какого-то преступного умысла. В акте рассматриваются все виды возможных нарушений по отношению к детям, а также способы государственной защиты лиц до 18 лет.
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят 29.12.2012 года под №273). В законе устанавливается структура системы получения знаний в РФ, а также регламентируются полномочия всех учреждений, которые связаны с организацией процесса просвещения.
Декларация прав ребенка от 1959 года. Документ состоит из преамбулы и 10 главных принципов воспитания и жизни детей (равенство, гарантия возможностей, наличие имени и гражданства, социальное обеспечение, условия для инвалидов, развитие личности в любви и понимании, получение бесплатного обязательного образования, защита от небрежного отношения).
Уголовный кодекс РФ. Этот документ устанавливает ответственность педагогов ДОУ за причинение физического и морального вреда воспитаннику.
Конституция РФ.
Российские дети с самого рождения обладают индивидуальными правами. Право на жизнь, уважение, имя, качественное медицинское обслуживание и другие важнейшие гарантии устанавливаются законами как неотъемлемые признаки существования личности сразу после рождения.
Кроме этого, дети пользуются важными социальными правами, которые дают возможность развиваться: получение образования; гарантия возможности развития (физического и умственного); соблюдение равноправия между всеми детьми (нельзя выделять лучших); безопасность пребывания на территории; право на качественное и полноценное питание; защищенность от всех форм насилия и грубого неправомерного поведения воспитателей по отношению к ребенку.
Право на жизнь – это неотъемлемая гарантия существования человечества закреплена в Конвенции. Всестороннее общее развитие ребенка (как в плане интеллекта, так и здоровья вообще) считается важнейшей задачей ДОУ. Для этого в садике должны быть обеспечены все условия. Санитарное состояние помещений контролируется персоналом и государственными специализированными инспекциями.
Образовательный процесс в садике строится так, чтобы дети стремились познавать новое и понимали, что учеба – это для них первая задача. Соблюдение условий доступа ребенка с ограниченными физическими возможностями – обязанность администрации детского сада. Инвалид не виноват, что он не ходит, но он ничем не хуже других детей. Таких малышей нельзя обижать, потому что это будет считаться ущемлением прав ребенка в детском саду.
Здоровье
Персонал учреждения обязан оказывать первую медицинскую помощь. Безусловно, ДОУ – это не больница, поэтому обеспечение узкоспециальными лечебными препаратами не предусмотрено нормативами, но симптоматические лекарства (температура, боль в горле, обезболивающие, антисептики, противодиарейные средства) должны быть в аптечке медицинской сестры. Лечебные услуги в саду оказываются бесплатно. Как только видно, что ребенку становится хуже, он заболевает – воспитатель сразу оповещает про ситуацию родителей. Все дальнейшие действия согласовываются с мамой или папой. В случае ухудшения состояния пациента работник имеет право вызвать бригаду скорой помощи, которая уже будет решать вопрос о необходимости госпитализации малыша.
Право на отдых и досуг реализовывается дневным сном и организацией детского досуга. Отметим, что если кто-то не хочет спать, воспитатель не имеет права его заставить, накричать на него. Ребенок может спокойно лежать в кровати, либо перейти в игровую комнату, которая обычно находится по соседству со спальней. Для успешного формирования основных навыков ребенок имеет право несколько часов в день проводить с игрушками. Во время досуга педагоги ДОУ могут организовывать соревновательные мероприятия между детьми (например, кто лучше расскажет стих).
Малыш, как и любой член общества, имеет право выразить собственное мнение. Например, ему что-то не нравится в процессе организации дня либо какой-то другой момент пребывания в садике. Ребенок может свободно выражать личную позицию. Данная возможность относится к неотъемлемым правам человека, поэтому педагоги не смогут ущемлять детей по этой линии.
Персонал детского сада должен уважать воспитанников. Право детей на достойное к ним отношение носит комплексный характер и состоит из таких элементов:
Защита нужд и интересов. Воспитатель как «мама» малышей во время их пребывания в учреждении обязан постоянно находиться с ними, общаться с каждым ребенком. Дети должны ощущать внимание и понимать, что они могут здесь научиться чему-то интересному и освоить важный материал для их развития в будущем. Многие педагоги нарушают эту норму, потому что любят «дать детям волю», а сами предпочитают посидеть в интернете или почитать книжку.
Обязанность детского сада – обеспечивать полноценное питание для растущего организма. Нарушение прав ребенка в детском саду может проявляться в: отсутствии питания как такового; кормлении исключительно кашами; маленьких порциях, не соответствующих нормам для определенного возраста, которые утверждены законодательно.
Защита от жестокого обращения и эмоционального насилия. Откровенно некультурное поведение воспитателей по отношению к детям сейчас случается довольно часто. Педагог не должен применять физическое (подзатыльники и другие удары) и моральное наказание, а все споры с детьми, когда те чем-то недовольны (не хотят кушать, спать, играть) надо улаживать методом убеждения.
К сожалению, некоторые воспитатели позволяют себе повышать голос на воспитанников, нелестно о них отзываться, а то и шлепнуть ребенка, что уже является фактом физического насилия. Некоторые считают такие методы воспитания привычными и нормальными. Однако не следует забывать, что это нарушение прав ребенка. Маленькие дети очень впечатлительны, так что постоянно кричащий на них воспитатель может нанести им серьезную психологическую травму.
Одним из прав ребенка в детском саду является право на благоприятную психологическую атмосферу. Когда малыш пребывает в учреждении, для него должны быть сформированы такие условия, чтобы он чувствовал себя как дома.
Педагогам необходимо помнить, что родители имеют полное право следить за тем, как соблюдаются права их детей в ДОУ, интересоваться внутренним распорядком детского сада, режимом дня, образовательными стандартами и программами, по которым проводят занятия с детьми. А также о том, что за нарушение прав детей работники ДОУ несут административную и уголовную ответственность.
Дети, хоть и маленькие, но граждане наше страны. И права, данные им с рождения, должны быть защищены.