Консультация для родителей «Буллинг в детском саду»
Буллинг в детском саду. Разве такое возможно?
Когда мы слышим про буллинг, травлю и агрессию среди детей, чаще всего представляем школу и подростков. Детский сад обычно выпадает из контекста. Да, бывают столкновения у песочницы из-за лопатки, но это же маленькие невинные дошколята, что с них возьмёшь. Но уже в таком юном возрасте бывают ситуации, когда один ребёнок становится жертвой, попав под физическое или эмоциональное влияние другого маленького человека, занявшего позицию агрессора.
Когда же это начинается? И как безобидный дошколёнок может превратиться в агрессора по отношению к своему другу? А начинается это тогда, когда ребёнок из малыша становится старшим дошкольником.
Мы не берём в расчёт возраст до трёх лет, когда дети не могут контролировать свои желания. В этом возрасте они требуют и отбирают игрушки друг у друга потому, что не в силах осознать последствия своего поведения и не умеют делиться.
В пять-шесть лет определённый уровень самоконтроля уже есть, а в голове устанавливаются некие социальные нормы и правила взаимодействия. В этом же возрасте, несмотря на то, что нам хочется верить, что дети ещё такие невинные ангелочки, уже могут проявиться первые признаки будущих задир и агрессоров.
Осознанный буллинг возникает в возрасте 5 – 7 лет. В этот дошкольный период ребёнок проходит очередной кризис развития (кризис 7 лет).
Внешние и скрытые проявления буллинга
Внешние проявления:
следы щипков;
испорченные вещи.
Скрытые проявления:
нежелание ходить в детский сад;
одиночка (нет в группе друзей);
часто жалуется на плохое самочувствие (не хочет идти в детский сад);
не общается с другими детьми (его намерено игнорируют, боится злого осмеивания, унижений);
угнетённое состояние, страхи;
категоричное отрицание факта буллинга (утверждает, что «всё нормально»);
ничего не могут изменить.
Какие последствия?
ДЕТИ – ЖЕРТВЫ ПОЛУЧАЮТ ПСИХОТРАВМУ
НА ВСЮ ЖИЗНЬ!!!
Дети – жертвы в дальнейшем:
имеют проблемы с учёбой;
страдают от чувства тревоги;
страдают от чувства неполноценности и неуверенности в себе;
никому не верят, контакт со взрослым – потерян;
Дети – жертвы, став взрослыми, в 95% случаях:
неуспешны;
с заниженной самооценкой;
хотят быть успешными, но бояться и ничего не предпринимают;
страдают массой комплексов;
имеют проблемы в общении;
чувствуют себя несчастными.
ДЕТИ – БУЛЛИ (зачинщики и союзники, внешне милые мальчики и девочки), не получая никакого сопротивления в детском саду, часто не получают сопротивления и в школе, несут во взорслую жизнь деформированные установки.
В дальнейшей школьной и взрослой жизни это дети:
наглые;
изворотливые;
чрезмерно эмоциональные;
агрессивные;
жестокие;
не признают отказа;
бескомпромиссные;
не уважают не только педагогов в школе, но и коллег по работе;
не признают иного мнения кроме своего.
Дети – булли, становясь взрослыми, в семье и рабочем коллективе:
тираны в семье и коллективе;
достигают целей;
психически неуравновешены;
несчастны в отношениях;
грубы и жестоки с собственными детьми;
проявляют насилие к детям и подчиненным; друзей нет, страдают
Рекомендации родителям,
чтобы предотвратить в будущем школьные
проблемы, причиной которых могут являться жестокость и агрессия ребёнка:
С дошкольного возраста использовать любую возможность, чтобы показать и рассказать ребёнку правила поведения в этом мире. Это должна быть постоянная и непрерывная работа.
Показывать пример поведением взрослых. Родители и воспитатели для ребёнка - бесспорный авторитет, поэтому важно, чтобы слова воспитателей и родителей не расходились с делом.
Говорите ребёнку о том, что он в безопасности. Хвалите его за добрые дела, даже если они окажутся незначительными.
Минимизируйте наблюдение ребёнком дошкольником агрессивной модели поведения в реальности, по телевизору, в интернете.
Рассказывайте дошкольнику и замечательных людях, их героических поступках, о том, что нужно уважать других.
Рассказывайте ребёнку о том, что нужно прощать других, не мстить тем, кто вольно и невольно обидел его. Такие разговоры положительно влияют на характер дошкольника и формируют у него правильное отношение к жизни и окружающим.
Обратите внимание ребёнка на то, что все люди разные. Они могут выглядеть по-другому, разговаривать не так он, думать иначе, но все люди живут на одной планете и должны уважать друг друга.
Старайтесь организовывать детям интересные занятия, в которых они могут проявить себя. Таковыми могут быть творчество, спорт и др.
Показывайте детям добрые мультфильмы, кинофильмы, слушайте вместе детские песни по возрасту.
Читайте и обсуждайте с ребёнком книги, где в сказках всегда побеждает добро. Рассуждая о поступках сказочных героев, можно привести примеры из жизни, поинтересоваться мнением самого ребёнка. Это поможет сформировать у него понимание того, что такое хорошо и что такое плохо.