Консультация для родителей «Особенности логопедической работы с ребенком с системным недоразвитием речи тяжелой степени»

1
0
Материал опубликован 29 November 2022

Консультация для родителей




Разработала:

учитель-логопед Батурина В.Н.





Тема: «Особенности логопедической работы с ребенком с системным недоразвитием речи тяжелой степени».


Цели и задачи:

- развитие понимания обращенной речи, умения выполнять инструкции взрослых, умения выполнять действия по образцу и по подражанию посредством выполнения просьб, указаний

- развитие и коррекция артикуляционной моторики путем выполнения дыхательной гимнастики, артикуляционной гимнастики

- развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук в ходе выполнения пальчиковой гимнастики

- формирование графомоторных навыков через выполнение письменных заданий в тетради (руку ребенка держит родитель)

- создание условий, для совместной коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с родителями ребенка

- своевременное оформление заданий в рабочей тетради обучающегося

- своевременное оформление маршрутного листа







Коррекционно-развивающая работа проходит на логопедических занятиях с учителем-логопедом в школе и в домашних условиях с родителями. Работа построена с учетом следования маршрутному листу. Маршрутный лист представлен в виде двух листов: первый лист (основной) с рисунками (Приложение 1), второй лист чистый, который прикрепляется скрепкой к основному листу (Приложение 2).

Рисунки («ухо», «рот», «рука», «ученическая тетрадь»), по которым ребенок выполняет задание:

t1669738361aa.gif

t1669738361ab.gif(развитие понимания обращенной речи, умения выполнять инструкции взрослых, умения выполнять действия по словесной инструкции)

t1669738361ac.gift1669738361ad.gif(развитие и коррекция артикуляционной моторики, умения выполнять инструкции взрослых)


t1669738361ae.gif

t1669738361ad.gif(развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук, умения выполнять действия по образцу и по подражанию, умения выполнять инструкции взрослых)


t1669738361af.gif

t1669738361ag.gif(формирование графомоторных навыков, умения выполнять действия по образцу и по подражанию, умения выполнять инструкции взрослых)


Маршрутный лист на основном листе имеет прорези, в которых прописываются:

- учителем-логопедом даты, когда выполнялись упражнения, название (при необходимости инструкция по выполнению) задания (упражнения).

- родителем даты выполнения заданий (упражнений), выполненных дома и результат («полностью справляется с заданием» или «испытывает затруднения при выполнении задания», или «задания непосильны»).


Инструкция по работе с маршрутным листом:

- родитель указывает ребенку на первый рисунок и показывает, как он должен выполнить задание или упражнение;

- родитель указывает ребенку на второй рисунок и показывает, как он должен выполнить задание или упражнение;

- родитель указывает ребенку на третий рисунок и показывает, как он должен выполнить задание или упражнение;

- родитель указывает ребенку на четвертый рисунок и показывает, что он будет выполнять в ученической тетради.


Предварительно задания или упражнения по маршрутному листу выполняются ребенком с учителем-логопедом в школе. Закрепляются все задания дома совместно с родителями.




Уважаемый родитель!

Советую:

- важно! Всегда начинать с показа рисунка!

- учитывать индивидуальные возможности ребенка

- своевременно (желательно ежедневно, в одно и тоже время) выполнять упражнения или задания, указанные в маршрутном листе

- рабочую тетрадь использовать только для письменных работ ребенка

-хвалить ребенка даже при незначительных успехах



t1669738361ah.jpg



t1669738361ai.jpg





Приложение 3

(для учителя-логопеда)



Примерные задания для маршрутного листа


1) Развитие понимания обращенной речи, умения выполнять инструкции взрослых, умения выполнять действия по словесной инструкции посредством выполнения просьб, указаний: работа с предметами, игрушками («на…», «дай…», «подай…», «возьми…», «положи…», «посмотри на…» и т.д.). Отработка каждой просьбы отдельно.


2) Развитие и коррекция артикуляционной моторики, умения выполнять инструкции взрослых путем выполнения дыхательной гимнастики, артикуляционной гимнастики («дуть на свечу», «задуть горящую спичку», «подуть на перо», «сдуть кусочек ваты с парты или стола», «сдуть кусочек ваты с руки», «подуть на вату, привязанную на ниточку», «надуть воздушный шарик», «сдуть шарик с трубочки» и т.д.). Отработка каждого упражнения отдельно.


3) Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук, умения выполнять действия по образцу и по подражанию, и инструкции взрослых в ходе выполнения пальчиковой гимнастики («коза», «заяц», «кулак», «ребро», «хлопки», «постукивания пальцем или ладошкой по столу (парте) или предмету», «согнуть пальцы», «положить на парту ладонь», «нажать на ладонь пальцем», «прокатить втулку от бумажного полотенца», «собрать детали пластмассового конструктора», «разобрать детали пластмассового конструктора», «прокатить втулку от скотча», использование шариков массажных, массажеров для пальцев «Су-Джок», «Парящий шарик» и т.д.). Отработка каждого задания отдельно.

4) Формирование графомоторных навыков, умения выполнять действия по образцу и по подражанию, умения выполнять инструкции взрослых через выполнение письменных заданий в тетради (руку ребенка держит родитель, в школе руку ребенка держит учитель-логопед). В тетради учителем-логопедом все прописано или нарисовано, ребенок (родитель держит руку) только обводит. Пример: обвести рисунок солнышка, наклонные или прямые линии, рисунок флажка, рисунок домика, кружок и т.д. Если у ребенка есть интерес (или увлечение) к мультипликационным героям или различным видам транспорта, то обвести по контору мультипликационного героя или определенный вид транспорта. Отработка каждого рисунка отдельно.


Перечисленные выше упражнения и задания рассчитаны на длительный период времени, дополняются, изменяются в зависимости от уровня успешности выполнения заданий и упражнений ребенком.

7


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации