Рабочая программа логопедических занятий в группе учащихся с системным недоразвитием речи

2
0
Материал опубликован 29 May 2017

Государственное бюджетное образовательное учреждение специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад VII вида №1822 СВОУО г. Москвы

«УТВЕРЖДАЮ»

_____________________

Директор ГБОУ №1822

Новосадова Л.В.

Рабочая программа

логопедических занятий в группе учащихся

с системным недоразвитием речи

(соответствующим III уровню речевого развития)

группа № 4

(1 год коррекционного обучения)

2012 – 2013 учебный год

Учитель-логопед первой квалификационной категории

Резниченко Елена Николаевна

Москва, 2012 год

Рабочая программа коррекционного обучения младших школьников с нарушением речи разработана с учетом диагностических данных учащихся группы и на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (1-4). Подготовительный класс/Под редакцией С.Г.Шевченко.

Направления работы.

Формирование психологических предпосылок к полноценной учебной деятельности.

1 этап – «Восполнение пробелов в формировании звуковой стороны речи».

Характеристика учащихся.

Нарушения фонематического компонента речевой системы.

- недоразвитие фонематического слуха выражается в смешении и заменах звуков в устной речи;

- недостаточная сформированность фонематического восприятия, выраженная недостаточность различения звуков и затруднениями в звуковом анализе речи;

- затруднения в воспроизведении слоговой структуры: пропуски слогов, добавления, перестановки.


Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.

- неумение выделять звуковые и синтаксические элементы речи и сознательно пользоваться ими в своей речевой практике;

- активный лексический запас в пределах обиходно-бытового, пассивный – также резко снижен;

- задержка в формировании грамматического строя речи: разнообразные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении предлогов, отсутствие некоторых предлогов, в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, неправильно выбирают падежные формы существительных в словосочетаниях глагол и существительное.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:
а) недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
б) недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;

Психологические особенности.

- неустойчивое внимание, недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям, недостаточное развитие способности к переключению, словесно-логического мышления, недостаточная способность к запоминанию (преимущественно словесного материала), недостаточное развитие самоконтроля, недостаточная произвольность в общении и деятельности.

Следствие:
а) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
б) трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).

Задачи:

- формирование полноценных фонематических процессов;

- формирование представления о звуко-буквенном составе слова;

- формирование навыка анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;

- работа над грамматическим строем речи;

- обогащение лексического запаса.

Форма и режим занятий. Подгрупповые занятия 3 раз в неделю.

Ожидаемый результат логопедических занятий.

Сформированность звукобуквенного анализа и синтеза, развитие фонематического слуха, сформированность фонематического восприятия, предпосылки к формированию навыка словоизменения и словообразования.

Способы проверки умений и навыков.

Списывание, слуховые, зрительные и графические диктанты, выполнение тестовых заданий и т.п.

Методическое обеспечение. (см. приложение 1)

п/п

Темы групповых занятий

Кол-во часов

Грамматические термины, используемые на занятии

Содержание коррекционной работы

 

Формирование психологических предпосылок к полноценной учебной деятельности, развитие ВПФ

1

Представление о схеме собственного тела.

1

Правый – левый, вправо – влево, направо – налево. Антонимы

Формирование пространственно-временных представлений.

Формирование общеучебных умений и навыков.

Развитие произвольной памяти, внимания и переключения.

Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти.

Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия.

Формирование звукобуквенного анализа и синтеза.

Формирование лексико-грамматического строя речи.

Развитие связной речи.

Формирование навыка письма.

Формирование навыка чтения.

Развитие мелкой моторики.

Развитие мотивации к логопедическим занятиям.

Развитие самоконтроля и самоорганизации.

Развитие абстрактного и логического мышления.

Формирование высших психических функций, участвующих в процессах письма и чтения.

Развитие познавательной активности.

Формирование навыков и приемов самоконтроля.

Формирование пространственно-временных представлений.

Формирование общеучебных умений и навыков.

Развитие произвольной памяти, внимания и переключения.

2

Направления в пространстве, ориентировка на листе бумаги.

1

Справа – слева, впереди – сзади, перед, после. Школа. Дом.

3

Пространственные взаимоотношения предметов. Предметы. Фигуры.

1

Слева от…, справа от…, между…., круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник. Цвет. Форма. Размер.

4

Последовательность предметного ряда

1

Первый, последний, перед, после, слева – справа, первый справа, первый слева, слева направо, справа налево, слева от, справа от. Части предмета. Размер.

5

Графическое обозначение направлений.

1

Сверху вниз, снизу вверх, вертикально, горизонтально, по диагонали. Времена года.

6

Буквы. Цифры. Слог. Слово.

1

Печатные буквы, прописные буквы, слог, слово. Имена людей

Восполнение пробелов в формировании звуковой стороны речи

7

Звуки и буквы. Овощи.

1-2

Звук.

Буква.

Гласный звук.

Гласная буква.

Согласный звук.

Согласная буква.

Слог.

Ударение.

Ударный слог.

Безударный слог.

Характеристика звука.

Твердые и мягкие согласные.

Глухие и звонкие согласные.

Парные звуки.

Звуковой анализ слова.

Схема слова.

Звук.

Буква.

Гласный звук.

Гласная буква.

Согласный звук.

Согласная буква.

Слог.

Ударение.

Ударный слог.

Безударный слог.

Характеристика звука.

8

Гласные и согласные. Овощи

2-3

9

Гласные I ряда. Фрукты.

1-2

10

Слог. Грибы.

2-3

11

Ударение. Ягоды.

1-2

12

Твердые и мягкие согласные. Ягоды.

2-3

13

Звонкие и глухие согласные. Грибы.

2-3

14

Звуки П – П' и буква П. Цветы.

1

15

Звуки Б - Б' и буква Б. Цветы.

1

16

Звуки и буквы П-Б. Цветы.

1-2

17

Звуки Т - Т' и буква Т. Деревья.

1

18

Звуки Д - Д' и буква Д. Деревья.

1

19

Звуки и буквы Т-Д. Деревья.

1-2

20

Звуки К - К' и буква К. Домашние животные.

1

21

Звуки Г - Г' и буква Г. Домашние животные.

1

22

Звуки и буквы К – Г. Зима.

1-2

23

Звук и буква Ш.

Дикие животные.

1

24

Звук и буква Ж

Дикие животные.

1

25

Звуки и буквы Ш-Ж Дикие животные.

1-2

26

Звук и буква Ц. Птицы.

1

27

Звук и буква Ч. Птицы.

1

28

Звук и буква Щ. Рыбы.

1

29

Дифференциация Ц – С. Рыбы.

1-2

30

Дифференциация Ш – С. Посуда.

1-2

31

Дифференциация Ж – З. Посуда

1-2

32

Дифференциация Ч – Т'. Мебель.

1-2

33

Дифференциация Ч – Щ. Мебель.

1-2

34

Дифференциация Ч – Ц. Транспорт.

1-2

35

Дифференциация Ч – Ш. Транспорт.

1-2

36

Дифференциация Ш – Щ. Насекомые.

1-2

37

Звук и буква Й. Насекомые.

1-2

38

Буква Я. Обувь.

1-2

39

Буква Ю. Весна

1-2

40

Буква Е. Одежда.

1-2

41

Буква Ё. Лето

1-2

42

Дифференциация А-Я. Музыкальные инструменты.

3

43

Дифференциация О-Ё. Профессии.

3

44

Дифференциация У-Ю. Спорт.

3

45

Дифференциация Ы-И. Техника для жизни.

3

46

Дифференциация Э-Е. Времена года.

3

47

Повторение

2-3

 

Итоговая работа

2-3

   

64-90

   
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации