Рабочая программа логопедических занятий в группе учащихся с системным недоразвитием речи
Государственное бюджетное образовательное учреждение специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад VII вида №1822 СВОУО г. Москвы
«УТВЕРЖДАЮ»
_____________________
Директор ГБОУ №1822
Новосадова Л.В.
Рабочая программа
логопедических занятий в группе учащихся
с системным недоразвитием речи
(соответствующим III уровню речевого развития)
группа № 4
(1 год коррекционного обучения)
2012 – 2013 учебный год
Учитель-логопед первой квалификационной категории
Резниченко Елена Николаевна
Москва, 2012 год
Рабочая программа коррекционного обучения младших школьников с нарушением речи разработана с учетом диагностических данных учащихся группы и на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (1-4). Подготовительный класс/Под редакцией С.Г.Шевченко.
Направления работы.
Формирование психологических предпосылок к полноценной учебной деятельности.
1 этап – «Восполнение пробелов в формировании звуковой стороны речи».
Характеристика учащихся.
Нарушения фонематического компонента речевой системы.
- недоразвитие фонематического слуха выражается в смешении и заменах звуков в устной речи;
- недостаточная сформированность фонематического восприятия, выраженная недостаточность различения звуков и затруднениями в звуковом анализе речи;
- затруднения в воспроизведении слоговой структуры: пропуски слогов, добавления, перестановки.
Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.
- неумение выделять звуковые и синтаксические элементы речи и сознательно пользоваться ими в своей речевой практике;
- активный лексический запас в пределах обиходно-бытового, пассивный – также резко снижен;
- задержка в формировании грамматического строя речи: разнообразные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении предлогов, отсутствие некоторых предлогов, в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, неправильно выбирают падежные формы существительных в словосочетаниях глагол и существительное.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:
а) недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
б) недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
Психологические особенности.
- неустойчивое внимание, недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям, недостаточное развитие способности к переключению, словесно-логического мышления, недостаточная способность к запоминанию (преимущественно словесного материала), недостаточное развитие самоконтроля, недостаточная произвольность в общении и деятельности.
Следствие:
а) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
б) трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).
Задачи:
- формирование полноценных фонематических процессов;
- формирование представления о звуко-буквенном составе слова;
- формирование навыка анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
- работа над грамматическим строем речи;
- обогащение лексического запаса.
Форма и режим занятий. Подгрупповые занятия 3 раз в неделю.
Ожидаемый результат логопедических занятий.
Сформированность звукобуквенного анализа и синтеза, развитие фонематического слуха, сформированность фонематического восприятия, предпосылки к формированию навыка словоизменения и словообразования.
Способы проверки умений и навыков.
Списывание, слуховые, зрительные и графические диктанты, выполнение тестовых заданий и т.п.
Методическое обеспечение. (см. приложение 1)
№ п/п |
Темы групповых занятий |
Кол-во часов |
Грамматические термины, используемые на занятии |
Содержание коррекционной работы |
||||
Формирование психологических предпосылок к полноценной учебной деятельности, развитие ВПФ |
||||||||
1 |
Представление о схеме собственного тела. |
1 |
Правый – левый, вправо – влево, направо – налево. Антонимы |
Формирование пространственно-временных представлений. Формирование общеучебных умений и навыков. Развитие произвольной памяти, внимания и переключения. Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти. Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия. Формирование звукобуквенного анализа и синтеза. Формирование лексико-грамматического строя речи. Развитие связной речи. Формирование навыка письма. Формирование навыка чтения. Развитие мелкой моторики. Развитие мотивации к логопедическим занятиям. Развитие самоконтроля и самоорганизации. Развитие абстрактного и логического мышления. Формирование высших психических функций, участвующих в процессах письма и чтения. Развитие познавательной активности. Формирование навыков и приемов самоконтроля. Формирование пространственно-временных представлений. Формирование общеучебных умений и навыков. Развитие произвольной памяти, внимания и переключения. |
||||
2 |
Направления в пространстве, ориентировка на листе бумаги. |
1 |
Справа – слева, впереди – сзади, перед, после. Школа. Дом. |
|||||
3 |
Пространственные взаимоотношения предметов. Предметы. Фигуры. |
1 |
Слева от…, справа от…, между…., круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник. Цвет. Форма. Размер. |
|||||
4 |
Последовательность предметного ряда |
1 |
Первый, последний, перед, после, слева – справа, первый справа, первый слева, слева направо, справа налево, слева от, справа от. Части предмета. Размер. |
|||||
5 |
Графическое обозначение направлений. |
1 |
Сверху вниз, снизу вверх, вертикально, горизонтально, по диагонали. Времена года. |
|||||
6 |
Буквы. Цифры. Слог. Слово. |
1 |
Печатные буквы, прописные буквы, слог, слово. Имена людей |
|||||
Восполнение пробелов в формировании звуковой стороны речи |
||||||||
7 |
Звуки и буквы. Овощи. |
1-2 |
Звук. Буква. Гласный звук. Гласная буква. Согласный звук. Согласная буква. Слог. Ударение. Ударный слог. Безударный слог. Характеристика звука. Твердые и мягкие согласные. Глухие и звонкие согласные. Парные звуки. Звуковой анализ слова. Схема слова. Звук. Буква. Гласный звук. Гласная буква. Согласный звук. Согласная буква. Слог. Ударение. Ударный слог. Безударный слог. Характеристика звука. |
|||||
8 |
Гласные и согласные. Овощи |
2-3 |
||||||
9 |
Гласные I ряда. Фрукты. |
1-2 |
||||||
10 |
Слог. Грибы. |
2-3 |
||||||
11 |
Ударение. Ягоды. |
1-2 |
||||||
12 |
Твердые и мягкие согласные. Ягоды. |
2-3 |
||||||
13 |
Звонкие и глухие согласные. Грибы. |
2-3 |
||||||
14 |
Звуки П – П' и буква П. Цветы. |
1 |
||||||
15 |
Звуки Б - Б' и буква Б. Цветы. |
1 |
||||||
16 |
Звуки и буквы П-Б. Цветы. |
1-2 |
||||||
17 |
Звуки Т - Т' и буква Т. Деревья. |
1 |
||||||
18 |
Звуки Д - Д' и буква Д. Деревья. |
1 |
||||||
19 |
Звуки и буквы Т-Д. Деревья. |
1-2 |
||||||
20 |
Звуки К - К' и буква К. Домашние животные. |
1 |
||||||
21 |
Звуки Г - Г' и буква Г. Домашние животные. |
1 |
||||||
22 |
Звуки и буквы К – Г. Зима. |
1-2 |
||||||
23 |
Звук и буква Ш. Дикие животные. |
1 |
||||||
24 |
Звук и буква Ж Дикие животные. |
1 |
||||||
25 |
Звуки и буквы Ш-Ж Дикие животные. |
1-2 |
||||||
26 |
Звук и буква Ц. Птицы. |
1 |
||||||
27 |
Звук и буква Ч. Птицы. |
1 |
||||||
28 |
Звук и буква Щ. Рыбы. |
1 |
||||||
29 |
Дифференциация Ц – С. Рыбы. |
1-2 |
||||||
30 |
Дифференциация Ш – С. Посуда. |
1-2 |
||||||
31 |
Дифференциация Ж – З. Посуда |
1-2 |
||||||
32 |
Дифференциация Ч – Т'. Мебель. |
1-2 |
||||||
33 |
Дифференциация Ч – Щ. Мебель. |
1-2 |
||||||
34 |
Дифференциация Ч – Ц. Транспорт. |
1-2 |
||||||
35 |
Дифференциация Ч – Ш. Транспорт. |
1-2 |
||||||
36 |
Дифференциация Ш – Щ. Насекомые. |
1-2 |
||||||
37 |
Звук и буква Й. Насекомые. |
1-2 |
||||||
38 |
Буква Я. Обувь. |
1-2 |
||||||
39 |
Буква Ю. Весна |
1-2 |
||||||
40 |
Буква Е. Одежда. |
1-2 |
||||||
41 |
Буква Ё. Лето |
1-2 |
||||||
42 |
Дифференциация А-Я. Музыкальные инструменты. |
3 |
||||||
43 |
Дифференциация О-Ё. Профессии. |
3 |
||||||
44 |
Дифференциация У-Ю. Спорт. |
3 |
||||||
45 |
Дифференциация Ы-И. Техника для жизни. |
3 |
||||||
46 |
Дифференциация Э-Е. Времена года. |
3 |
||||||
47 |
Повторение |
2-3 |
||||||
Итоговая работа |
2-3 |
|||||||
64-90 |