12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Резниченко Елена Николаевна276 Учитель-логопед высшей квалификационной категории.В 2007 году с красным дипломом закончила Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова по специальности «олигофернопедагогика». Россия, Москва, Москва |
Рабочая программа логопедических занятий в группе учащихся с системным недоразвитием речи
Государственное бюджетное образовательное учреждение специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад VII вида №1822 СВОУО г. Москвы
«УТВЕРЖДАЮ»
_____________________
Директор ГБОУ №1822
Новосадова Л.В.
Рабочая программа
логопедических занятий в группе учащихся
с системным недоразвитием речи
(соответствующим III уровню речевого развития)
группа № 4
(1 год коррекционного обучения)
2012 – 2013 учебный год
Учитель-логопед первой квалификационной категории
Резниченко Елена Николаевна
Москва, 2012 год
Рабочая программа коррекционного обучения младших школьников с нарушением речи разработана с учетом диагностических данных учащихся группы и на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (1-4). Подготовительный класс/Под редакцией С.Г.Шевченко.
Направления работы.
Формирование психологических предпосылок к полноценной учебной деятельности.
1 этап – «Восполнение пробелов в формировании звуковой стороны речи».
Характеристика учащихся.
Нарушения фонематического компонента речевой системы.
- недоразвитие фонематического слуха выражается в смешении и заменах звуков в устной речи;
- недостаточная сформированность фонематического восприятия, выраженная недостаточность различения звуков и затруднениями в звуковом анализе речи;
- затруднения в воспроизведении слоговой структуры: пропуски слогов, добавления, перестановки.
Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.
- неумение выделять звуковые и синтаксические элементы речи и сознательно пользоваться ими в своей речевой практике;
- активный лексический запас в пределах обиходно-бытового, пассивный – также резко снижен;
- задержка в формировании грамматического строя речи: разнообразные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении предлогов, отсутствие некоторых предлогов, в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, неправильно выбирают падежные формы существительных в словосочетаниях глагол и существительное.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:
а) недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
б) недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
Психологические особенности.
- неустойчивое внимание, недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям, недостаточное развитие способности к переключению, словесно-логического мышления, недостаточная способность к запоминанию (преимущественно словесного материала), недостаточное развитие самоконтроля, недостаточная произвольность в общении и деятельности.
Следствие:
а) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
б) трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).
Задачи:
- формирование полноценных фонематических процессов;
- формирование представления о звуко-буквенном составе слова;
- формирование навыка анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
- работа над грамматическим строем речи;
- обогащение лексического запаса.
Форма и режим занятий. Подгрупповые занятия 3 раз в неделю.
Ожидаемый результат логопедических занятий.
Сформированность звукобуквенного анализа и синтеза, развитие фонематического слуха, сформированность фонематического восприятия, предпосылки к формированию навыка словоизменения и словообразования.
Способы проверки умений и навыков.
Списывание, слуховые, зрительные и графические диктанты, выполнение тестовых заданий и т.п.
Методическое обеспечение. (см. приложение 1)
№ п/п | Темы групповых занятий | Кол-во часов | Грамматические термины, используемые на занятии | Содержание коррекционной работы | ||||
Формирование психологических предпосылок к полноценной учебной деятельности, развитие ВПФ | ||||||||
1 | Представление о схеме собственного тела. | 1 | Правый – левый, вправо – влево, направо – налево. Антонимы | Формирование пространственно-временных представлений. Формирование общеучебных умений и навыков. Развитие произвольной памяти, внимания и переключения. Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти. Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия. Формирование звукобуквенного анализа и синтеза. Формирование лексико-грамматического строя речи. Развитие связной речи. Формирование навыка письма. Формирование навыка чтения. Развитие мелкой моторики. Развитие мотивации к логопедическим занятиям. Развитие самоконтроля и самоорганизации. Развитие абстрактного и логического мышления. Формирование высших психических функций, участвующих в процессах письма и чтения. Развитие познавательной активности. Формирование навыков и приемов самоконтроля. Формирование пространственно-временных представлений. Формирование общеучебных умений и навыков. Развитие произвольной памяти, внимания и переключения. | ||||
2 | Направления в пространстве, ориентировка на листе бумаги. | 1 | Справа – слева, впереди – сзади, перед, после. Школа. Дом. | |||||
3 | Пространственные взаимоотношения предметов. Предметы. Фигуры. | 1 | Слева от…, справа от…, между…., круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник. Цвет. Форма. Размер. | |||||
4 | Последовательность предметного ряда | 1 | Первый, последний, перед, после, слева – справа, первый справа, первый слева, слева направо, справа налево, слева от, справа от. Части предмета. Размер. | |||||
5 | Графическое обозначение направлений. | 1 | Сверху вниз, снизу вверх, вертикально, горизонтально, по диагонали. Времена года. | |||||
6 | Буквы. Цифры. Слог. Слово. | 1 | Печатные буквы, прописные буквы, слог, слово. Имена людей | |||||
Восполнение пробелов в формировании звуковой стороны речи | ||||||||
7 | Звуки и буквы. Овощи. | 1-2 | Звук. Буква. Гласный звук. Гласная буква. Согласный звук. Согласная буква. Слог. Ударение. Ударный слог. Безударный слог. Характеристика звука. Твердые и мягкие согласные. Глухие и звонкие согласные. Парные звуки. Звуковой анализ слова. Схема слова. Звук. Буква. Гласный звук. Гласная буква. Согласный звук. Согласная буква. Слог. Ударение. Ударный слог. Безударный слог. Характеристика звука. | |||||
8 | Гласные и согласные. Овощи | 2-3 | ||||||
9 | Гласные I ряда. Фрукты. | 1-2 | ||||||
10 | Слог. Грибы. | 2-3 | ||||||
11 | Ударение. Ягоды. | 1-2 | ||||||
12 | Твердые и мягкие согласные. Ягоды. | 2-3 | ||||||
13 | Звонкие и глухие согласные. Грибы. | 2-3 | ||||||
14 | Звуки П – П' и буква П. Цветы. | 1 | ||||||
15 | Звуки Б - Б' и буква Б. Цветы. | 1 | ||||||
16 | Звуки и буквы П-Б. Цветы. | 1-2 | ||||||
17 | Звуки Т - Т' и буква Т. Деревья. | 1 | ||||||
18 | Звуки Д - Д' и буква Д. Деревья. | 1 | ||||||
19 | Звуки и буквы Т-Д. Деревья. | 1-2 | ||||||
20 | Звуки К - К' и буква К. Домашние животные. | 1 | ||||||
21 | Звуки Г - Г' и буква Г. Домашние животные. | 1 | ||||||
22 | Звуки и буквы К – Г. Зима. | 1-2 | ||||||
23 | Звук и буква Ш. Дикие животные. | 1 | ||||||
24 | Звук и буква Ж Дикие животные. | 1 | ||||||
25 | Звуки и буквы Ш-Ж Дикие животные. | 1-2 | ||||||
26 | Звук и буква Ц. Птицы. | 1 | ||||||
27 | Звук и буква Ч. Птицы. | 1 | ||||||
28 | Звук и буква Щ. Рыбы. | 1 | ||||||
29 | Дифференциация Ц – С. Рыбы. | 1-2 | ||||||
30 | Дифференциация Ш – С. Посуда. | 1-2 | ||||||
31 | Дифференциация Ж – З. Посуда | 1-2 | ||||||
32 | Дифференциация Ч – Т'. Мебель. | 1-2 | ||||||
33 | Дифференциация Ч – Щ. Мебель. | 1-2 | ||||||
34 | Дифференциация Ч – Ц. Транспорт. | 1-2 | ||||||
35 | Дифференциация Ч – Ш. Транспорт. | 1-2 | ||||||
36 | Дифференциация Ш – Щ. Насекомые. | 1-2 | ||||||
37 | Звук и буква Й. Насекомые. | 1-2 | ||||||
38 | Буква Я. Обувь. | 1-2 | ||||||
39 | Буква Ю. Весна | 1-2 | ||||||
40 | Буква Е. Одежда. | 1-2 | ||||||
41 | Буква Ё. Лето | 1-2 | ||||||
42 | Дифференциация А-Я. Музыкальные инструменты. | 3 | ||||||
43 | Дифференциация О-Ё. Профессии. | 3 | ||||||
44 | Дифференциация У-Ю. Спорт. | 3 | ||||||
45 | Дифференциация Ы-И. Техника для жизни. | 3 | ||||||
46 | Дифференциация Э-Е. Времена года. | 3 | ||||||
47 | Повторение | 2-3 | ||||||
Итоговая работа | 2-3 | |||||||
64-90 |