Конспект индивидуального дефектологического занятия с ребёнком, имеющим системное недоразвитие речи тяжёлой степени на тему «Домашние животные»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Удомельская средняя общеобразовательная школа № 1 им. А. С. Попова»
Конспект индивидуального дефектологического занятия с ребёнком, имеющим системное недоразвитие речи тяжёлой степени на тему: «Домашние животные»
Подготовила и провела: Болгова Светлана Александровна, учитель-дефектолог МБОУ УСОШ № 1 им. А. С. Попова
Цель: расширение понимания речи; закрепление понимания слов по теме «Домашние животные».
Задачи: закрепление понимания предлогов. Накопление пассивного словаря. Обучение выполнению инструкций с помощью игрушек. Воспитание потребности в речевом общении. Развитие мелкой моторики. Формирование представлений о домашних животных. Активизация речевого подражания. Воспитание слухового внимания. Развитие правильного речевого выдоха . Формирование умения вслушиваться в речь, давать ответные звуковые и двигательные реакции.
Материал: демонстрационный материал «Деревенский дворик», резиновые игрушки-животные , электронная игра-презентация «Кто как голос подаёт?», вкладыши с фигурками животных
Ход занятия:
1.Оргмомент.
Сегодня к нам в гости пришла кошка. Какая кошка? Маленькая. А Саша какая? Большая. Покажи, какая Саша большая. А какая кошка маленькая? Вот такая маленькая (показывает с помощью пальцев и интонации). Давай посмотрим, что есть у кошки. У кошки есть голова, глаза, нос, уши, усы, лапы, хвост, туловище. Как кошка мяукает? Правильно, мяу-мяу.
2. «Узнай по голосу». Кошка принесла нам коробочку. Давай посмотрим, что в коробке? (В коробке небольшие резиновые игрушки-животные). Посмотри, сколько много игрушек принесла нам кошка! Логопед с ребёнком рассматривают игрушки, называют их, подражают их голосам. Логопед выполняет звукоподражание, ребёнок показывает на соответствующую игрушку. «Гав-гав!» Кто так говорит? Правильно, так говорит собака.
3.Презентация «Кто как голос подает?».
4. Динамическая пауза.
5.«Найди похожую картинку». На столе разложены картинки с изображением животных. Ребёнок подбирает к ним такие же картинки меньшего размера.
6.Артикуляционная гимнастика. Давай покажем, как умывается кошка. «Киска сердится». Чтобы киска не сердилась, нужно её погладить. Давай нальём ей молока. Как кошка будет лакать молоко? Покажи кошке, как лошадка скачет? (Щёлкает языком).
7.Пальчиковая гимнастика «Лошадки».
По дороге белой, гладкой,
Все пальцы «скачут» по столу.
Скачут пальцы, как лошадки.
Цок-цок-цок, цок-цок-цок,
Скачет резвый табунок.
8.Дыхательная гимнастика. Кошка принесла красивый цветок. Покажи , как ты подуешь на цветочек.
9. «Спрячь игрушки». Работа с развивающим домиком. Отрабатываются предлоги «в», «под», «на». Посмотри, как я прячу кошку. Сейчас я прячу кошку в домик. Теперь я прячу кошку под домик. Я прячу кошку на домик. А как Саша будет прятать кошку? Теперь спрячь собачку.
10. Игра с вкладышами.
11. Рисование пальчиковыми красками.
Кошка принесла Саше красивые картинки, но их нужно раскрасить. Саша будет рисовать красками? Дефектолог показывает, как надо рисовать.
12. Итог занятия. Дефектолог вспоминает, чем занимались на занятии, хвалит ребёнка.