Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду»
Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду»
Адаптация – это приспособительная реакция, основанная на инстинкте самосохранения, предполагает избегание опасных, неблагоприятных для индивидуума ситуаций.
Отрыв от семьи, помещение в изолированную детскую среду, в совершенно незнакомую обстановку, оказывается для ребенка именно такой неблагоприятной ситуацией. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения: чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания.
Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни в детскому саду.
В процессе адаптации поведение и реакции на многое у ребенка могут резко поменяться:
- эмоциональное состояние (ребенок плачет, раздражается);
- нарушается аппетит (ребенок ест меньше и реже);
- нарушается сон (сон кратковременный, прерывистый);
-утрачиваются приобретенные навыки (малыш может вернуться к соске или перестать проситься на горшок, речь может затормозиться);
- дети нередко заболевают (это связано с психическим напряжением и с тем, что ребенок сталкивается с новыми вирусами).
Но эти изменения являются естественной реакцией на новые условия жизни, поэтому к ним нужно отнестись с пониманием. Не беспокойтесь: когда ребенок привыкнет к садику, всё «станет на круги своя».
Адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению проходит 4 этапа.
На 1 этапе у всех детей наблюдаются признаки неблагополучия в эмоциональной сфере. Малыши отказываются от общения с другими людьми, от игрушек, болезненно реагируют на расставание с родителями, в группе ведут себя беспокойно, часто капризничают, плачут, постоянно спрашивают про маму, просятся домой. К сверстникам и воспитателю относятся равнодушно или сторонятся их.
На 2 этапе дети из множества незнакомых людей выделяют для себя воспитателя. Они начинают откликаться на его обращение по имени, реагировать на ласку и предложения поиграть, обращаться к нему за помощью, если возникают затруднения при соблюдении режимных процедур и если что-нибудь не получается. Малыши пытаются найти у воспитателя утешение в своей тоске по дому и разлуке с мамой.
На 3 этапе дети начинают активно пользоваться игрушками, которые есть в группе, исследовать незнакомые предметы и окружающую обстановку группы.
На 4 этапе у малышей наблюдается интерес к другим детям, потребность в общении с ними. Дети стремятся привлечь к себе внимание товарища, улыбаются, смеются при встрече с ровесником, заглядывают в глаза, предлагают игрушки стремясь удержать его внимание. Дети начинают интересоваться совместными играми со сверстниками, появляются избирательные симпатии к некоторым детям.
Данные этапы привыкания проходят все малыши, пришедшие в детский сад, но их продолжительность у всех детей разная. Этим и определяются особенности адаптации.
Задача педагога – постараться провести процесс привыкания ребенка наиболее легко и быстро.
Но родителям тоже следует придерживаться следующих советов:
1. Не растягивайте момент прощания с ребёнком. Не показывайте ему своё волнение.
2. Рассказывайте, что будете делать, пока ребёнок находится в садике.
3. Рассказывайте, что ребёнок может делать в садике, объясняйте, что с ним поиграют, погуляют, помогут и т. д.
4. Первое время берите в садик любимую игрушку, книжку.
5. Говорите уверенно с ребёнком. Когда вы говорите несчастным тоном, он думает, что может вас переубедить и будет плакать ещё больше.
6. Помните, не вы первые, не вы последние. Вы не одиноки. Все родители переживают то же самое каждый день.
7.Не скупитесь на похвалу.
8.Постарайтесь создать в семье спокойную дружескую атмосферу.
9.Компенсируйте недостаток внимания дома, больше играйте, лепите и рисуйте. Чаще обнимайте ребенка.