12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лидия Сергеевна Маметьева7285
Учитель русского языка и литературы по специальности «Филология» со специализацией «Мировая художественная культура». Факультет дополнительных педагогических профессий "Туризм". Диплом "Дошкольная педагогика и психология". Диплом "Педагог-организатор".
Россия, Амурская обл., Благовещенск
Материал размещён в группе «Дошкольники»
3

Выступление на августовской конференции педагогических работников "Мониторинг адаптации к детскому саду детей группы раннего возраста"

Выступление на августовской конференции педагогических работников на тему:

"Мониторинг адаптации к детскому саду детей группы раннего возраста"


Здравствуйте, уважаемые коллеги, поздравляю всех с наступлением нового учебного года. Новый учебный год несёт новую работу, новые задачи, и, зачастую, новые проблемы. О работе с детьми раннего возраста, адаптации детей данного возраста к образовательной организации найти материал трудно, а подчас такового вовсе нет. Поэтому сегодня хочется поделиться с вами собственным опытом. Тема моего доклада "Мониторинг адаптации детей группы раннего возраста к условиям ДОУ".

В группе раннего возраста «Остров сокровищ» адаптацию прошло 17 детей. Из них 9 девочек и 8 мальчиков. Данная группа детей была сформирована и начала свою работу 2 сентября 2019 года.

Но прежде, чем начать рассказ о проделанной нами работе, предлагаем вашему вниманию небольшой ролик.

Видеоролик "Мы вместе"

Стресс, ощущаемый ребёнком в период адаптации, идентичен по силе стрессу космонавта, отправляющегося в полет. Чтобы избежать осложнений при адаптации и обеспечить оптимальное ее течение, осуществляется постепенный переход ребенка из семьи в дошкольную организацию.

В планировании работы особое место уделялось повышению роли семейного воспитания в развитии ребёнка, установлению партнёрских отношений "семья - дошкольная организация.

Работа по адаптации детей раннего возраста подразделялась на несколько этапов.

1 этап - подготовительный.

Взаимодействие с родителями будущих воспитанников группы раннего возраста началось в конце прошлого учебного года. Была проведена организационная встреча с родителями, на которой были подняты вопросы, связанные с подготовкой детей к дошкольному учреждению. Шёл разговор именно о необходимости готовить ребёнка к началу посещения детского сада, что эта работа является залогом успешной адаптации.

В сентябре-октябре была опробована практика "В детский сад вместе с мамой", которая включала в себя совместные прогулки адаптируемого ребёнка в присутствии мамы на участке группы с уже адаптированными ребятами. Также первое знакомство ребёнка с детским садом и группой проходила в присутствии родителей, совместно с ними. Ребёнок чувствовал себя раскованно, смело перемещался по группе сначала с мамой, потом и самостоятельно. Брал и рассматривал игрушки, играл с ними.

На следующий день, придя в детский сад уже самостоятельно, ребята чувствовали себя в знакомой ситуации, в среде изученной и одобренной родителями. Это, на наш взгляд, являлось залогом более комфортного и безболезненного привыкания к новым условиям.

Забегая вперёд, хочется отметить, что ребята, проходившие адаптацию в этот период, по результатам наблюдений, имели только лёгкую и среднюю степень адаптации.

Перед приёмом ребят в детский сад проводилось анкетирование родителей по определению готовности поступления ребёнка в детский сад при помощи диагностического материала К.Л. Печоры.Оценивались показатели по следующим параметрам: (они выведены на экран)

Анализ анкет дал следующий результат:

готовы к поступлению в ДОУ - 11 человек (65%);

условно готовы к поступлению в ДОУ - 5 человек (29%);

не готов к поступлению в ДОУ - 1 человек (6%).

Считаем, что такой хороший результат подготовленности ребят к детскому саду, был получен в том числе и благодаря заблаговременной, продуманной, просветительской работе с родителями.

2 этап - этап наблюдений.

Приём детей в группу проводился поэтапно, по индивидуальному графику,  с постепенным увеличением времени пребывания ребенка в ДОУ — с 1-2 часов до перехода на полный день.

Для родителей в период адаптации организованы следующие мероприятия: индивидуальные памятки и стендовая информация, консультации, родительские собрания и т.д. Родительские собрания зачастую проводились в нетрадиционной форме, в дружеской, непринуждённой обстановке. Например, первое собрание-знакомство начали с игры с клубком дружбы. Все, начиная с воспитателей, представлялись, говорили несколько слов о себе, своей семье, своих увлечениях. Затем клубок передавался дальше, а нить оставалась у каждого в руках, таким образом все были связаны в прямом смысле, а также воспитатели делали вывод, что теперь в ближайшие годы все мы связаны и незримой нитью, так пусть это будет нить дружбы, взаимопонимания и взаимопомощи. Дальше шёл переход к теме собрания.

Ежедневно родители могли получить индивидуальные консультации по любым интересующим вопросам у воспитателя, педагога – психолога, медицинского персонала и администрации.

Сбор информации о детях группы через беседы с родителями и анкетирование. С первого же дня родителям была предложена анкета-знакомство, которая содержала сведения об их ребенке, а также все сведения, необходимые в экстренных случаях.

Анкета помимо этого содержала вопросы, связанные со сферой интересов и увлечений членов семьи ребёнка.

Кроме анкеты родителям предлагалось написать сочинение-рассказ о своём ребёнке "Что рассказать воспитателю о ребёнке?". Таким образом, в свободной форме родители могли донести до педагогов такую информацию, которую обычно можно получить только при длительной личной беседе (времени на которую обычно нет, так как встречи с воспитателями у родителей бывают только в ходе рабочего дня утром или вечером).

В помощь для составления рассказа была предложена памятка со списком примерных наводящих вопросов.

Данная форма работы позволяет узнавать не только самого ребёнка, но и его родителей, уклад их семьи.

На протяжении всего периода адаптации для детей были созданы благоприятные условия: гибкий режим дня, соответствующая предметно-развивающая среда, учет индивидуальных особенностей детей, спокойная музыка перед дневным сном, лечебно – профилактические мероприятия, организованная игровая деятельность.

Важным компонентом нашей работы считаем оформление листов адаптации.В работе пользовались «Журналом учёта наблюдений за детьми в период адаптации в дошкольной образовательной организации». Он содержит Индивидуальную карту развития ребёнка и Лист адаптации ребёнка в расчёте на группу 25 человек.

Регулярное и планомерное ведение документации в адаптационный период позволяет ответить на любые вопросы и запросы как родителей, так и администрации, и таким образом сглаживает конфликтные ситуации или предотвращает их появление.

3 этап - анализ и выводы.

В первую очередь это обработка результатов:

анализ листов адаптации;

анализ индивидуальных карт развития.

В основу диагностики были положены наблюдения по показателям физиологического и психологического здоровья детей. Их вы видите на экране.

Общий итог распределения детей по группам адаптации

Течение адаптации:

Лёгкая степень адаптации – 35% ( 6 детей);

Средняя степень адаптации – 53% (9 детей);

Тяжёлая степень адаптации – 12% (2 детей).

Таким образом, было выявлено, что дети неготовые или условно готовые к поступлению в ДОУ имели среднюю и тяжелую форму адаптации. У детей, готовых к поступлению в ДОУ, преобладала легкая форма адаптации.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что в целом процесс адаптации в нашей группе проходил успешно. Дети чувствуют себя раскованно, легко идут на контакты друг с другом, взрослыми, хорошо кушают, спят, легко расстаются с родителями – все это показатели успешной адаптации.

Что является настоящей оценкой нашей работы? Это счастливые взгляды наших воспитанников и их улыбки, когда они приходят в группу.

СЛАЙДШОУ "УЛЫБКА"

Спасибо за внимание.

Литература:

Адаптация ребёнка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации/ авт.-сост. Н.В. Соколовская. – Изд. 2-е, перераб. – Волгоград: Учитель.

Афонькина Ю.А. Психологическая безопасность ребёнка раннего возраста. Современные технологии. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал/ Ю.А. Афонькина. – Изд. 2-е, перераб. – Волгоград: Учитель.

Печора К.Л. Развиваем детей раннего возраста: Современные проблемы и их решение в ДОО и семье. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2017.

Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б. Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

Вебинары издательства "Учитель":

Содержание и условия образования детей от 2 месяцев до 3 лет в дошкольной образовательной организации. Ведущий: Додокина Наталья Викторовна.

Психологическая безопасность ребёнка в период адаптации к дошкольной оганизации. Ведущий: Березенкова Татьяна Валерьевна.


презентация Мониторинг адаптации
PPTX / 35.66 Мб

Опубликовано в группе «Дошкольники»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.