Консультация для родителей «Играем с язычком»

0
0
Материал опубликован 4 February 2022

Консультация для родителей «Играем с язычком»

Артикуляторная (логопедическая) гимнастика - это комплекс упражнений для развития мышц артикуляторного аппарата (губ, щек, челюстей, языка, губ, неба)

Цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы трудный для ребёнка уклад, нарушенного звука, разложить на лёгкие простые элементы, а затем объединить их, и получить требуемый артикуляторный уклад. Кроме этого, целью артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп, в процессе выполнения движений.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики, необходимо учитывать характер дефекта, нормальную артикуляцию звука. В процессе артикуляторной гимнастики отрабатываются все основные компоненты правильной артикуляции звука, каждый элемент тормозит неправильные движения, которые дифференцируются с нужными, правильными движениями.

При проведении артикуляторной гимнастики особое внимание необходимо уделять качеству выполнения артикуляторных движений, различным параметрам движений. Важно следить за чистотой выполнения движений (без сопутствующих движений, за плавностью движений, темпом, нормальным тонусом мышц (без излишнего напряжения или вялости, за объемом движений, умением удерживать движение, определенное время, за переключаемостью движений, т. е. возможностью перехода от одного движения к другому, за точной координацией движений языка и губ.

При наличии спастичности артикуляционных мышц наблюдается постоянно повышенный тонус мускулатуры языка, губ и лицевой мускулатуры. В таких случаях статические (удержание позы долго время) упражнения недопустимы. Целесообразно удерживать выработанный артикуляционный уклад на счет 1, 2, 3 и переключать органы речи (язык, губы, небо, щеки и т. д) ребенка на другое движение. При гипотонии артикуляционных мышц упражнения направлены на их укрепление, потому полезны статические упражнения на удерживание определенной артикуляционной позиции под счет (от 5 до 10).

Как проводить артикуляционную (речевую) гимнастику

На начальном этапе для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи эффективна артикуляционная (речевая) гимнастика. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Ее продолжительность 3—5 минут. Не следует предлагать детям сразу много упражнений, достаточно 2—3. При отборе материала надо учитывать степень его сложности и доступность выполнения. Проводить речевую гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняются подгруппами или индивидуально, сидя или стоя перед зеркалом, дети должны видеть лицо педагога и свое лицо. Нежелательно выполнение гимнастики сразу после еды.

Взрослый следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью, плавностью, достаточным объемом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений.

Отработка каждого упражнения идет в определенной последовательности:

рассказ о предстоящем упражнении с использованием игровых приемов (Сказка о Веселом Язычке). Этот прием способствует появлению интереса к занятиям у детей младшего возраста;

показ взрослым упражнения;

выполнение упражнения детьми перед зеркалом;

контроль взрослого за выполнением упражнения, указание на ошибки;

выполнение упражнения без зеркала (если это возможно).

В начале работы может быть апряженность движений языка, губ. Постепенно скованность исчезнет, и движения станут свободными и координированными.



















Картотека логопедических упражнений

Там язык уже стоит.

К зубкам подняты края – Вот и «чашечка» моя.

«Вкусное варенье»

Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку».

Как будто варенье лежит на губе,

Слижу его «чашечкой» в ротик себе.

Мишка очень любит мед –

Это знает весь народ.

«Покусаем язычок»

Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык. Можно покусать кончик или середину языка. Или покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та».

Выдвигай свой язык,

Чтоб лениться не привык.

И от кончика до корня

Я кусаю все проворней.

«Лопатка»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5–10.

Поперек улыбки лёг – Отдыхает язычок.



Примеры проведения артикуляционной гимнастики



Хороший пример артикуляционной гимнастики — выполнение упражнений под стихотворение. Дети, занимаясь театрализацией действий, в меньшей степени обращают внимание на сложность выполнения каких-либо упражнений и неприятные ощущения. Помимо этого, если у детей что-то не получается, они не проявляют негативизма по отношению к заданию или воспитателю.



фрагмент занятия С.В. Брюнеткиной «Котик Рыжик в детском саду»

Котик Рыжик стал скучать – (Зевают).

Не с кем дома поиграть. (Улыбаются).

Чтоб друзей себе найти,

Надо в детский сад пойти!

Рыжик лапки причесал, («Протаскивают» язык между зубами вперед-назад).

Язычком их облизал, (Облизывают рот по часовой стрелке).

Влево-вправо потянулся (Сильно высовывают язык то вправо, то влево).

И, конечно, улыбнулся. (Улыбаются).

Мяу! Мяу! Малыши!

Веселимся от души! (Хлопают в ладоши).



Мы достанем с верхней полки

Наш веселый, звонкий мяч. (Тянут кончик языка вверх к носу).

Покатаем мяч по полю, (Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну сторону, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались «мячики»).

А потом помчимся вскачь! Быстрые движения кончиком языка вверх-вниз.

Круглый обруч мы возьмем

И крутить его начнем. (Округляют рот, словно произнося букву «о»).

А теперь, мои ребятки,

Поиграем с вами в прятки! (Показывают язык, затем быстро прячут его за зубы несколько раз.



Рыжик целый день играл,

Только к вечеру устал. (Дети потягиваются).

Дома на кроватке

Спит котенок сладко. (Дети кладут голову на сложенные ладошки).



Сказка о Весёлом Язычке. Для детей 3–4 лет рекомендуется использовать именно такие задания.

фрагмент занятия О.Н. Понуровской «Сказка о Весёлом Язычке»

Жил-был Весёлый Язычок в своем домике.

Догадайся, что это за домик. В домике этом Красные двери, Рядом с дверями Белые звери. Любят зверюшки

Конфеты и плюшки.

Догадались?

Этот домик — рот. Двери в домике то открываются, то закрываются. Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика. Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке.

1. Открывать, закрывать рот.

2. Высунуть язык.

3. «Лопаточка» на нижней губе.

Подул легкий ветерок, Язычок поежился, спрятался в домик и закрыл за собой дверь. А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь.

1. «Иголочка».

2. Язычок во рту, рот закрыт.

3. Язычок стучит по зубам со звуком «д-д-д-д».

Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком. Он лакал молочко, потом котенок облизнулся и сладко зевнул.

1. Имитирует лакание молока.

2. «Вкусное варенье», рот открыт.

3. Широко открыт рот.

Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик-так». Котенок свернулся клубочком. «Пора и мне спать», — подумал Язычок.

1. «Часики».

2. Язычок во рту, рот закрыт.







Наглядный материал для работы

Для артикуляционной гимнастики можно использовать множество различных картинок, игрушек, кубиков, альбомов и прочего дидактического материала.

Кубики для артикуляционной гимнастики могут выступать как материал для различных игр и заданий. Кубики для артикуляционной гимнастики и смекалка педагога поможет найти применение таким кубикам на любой гимнастике. Например, каждый ребенок может взять по кубику и выполнить те упражнения, которые ему нравятся. Используя один кубик, дети в парах могут выполнить те задания, которые находятся перед ними, затем перевернуть кубик и сделать другие упражнения.

Фотогалерея: схемы кубиков для артикуляционной гимнастики На первом кубике изображены упражнения для развития кончика языка и уздечки на третьем кубике — 1пражнения для развития языка и губ на втором кубике — упражнения для развития корня и кончика языка.

Наглядный материал можно подобрать к каждому упражнению, ориентируясь на его название (например, «Хоботок», «Лопатка», «Заборчик» и т.д.). При этом ребенок должен видеть и артикуляционные позы — образцы выполнения задания. Использование наглядного материала помогает заинтересовать ребенка при выполнении гимнастики. Самый эффективный и современный дидактический материал — логопедические игрушки для артикуляционной гимнастики. Если эта игрушка логопедическая, это не значит, что её не может использовать воспитатель. Зверюшке можно дать имя и приглашать её на занятия. Дети с удовольствием будут слушаться полюбившегося персонажа. Такая игрушка станет любопытным гостем на занятии, другом и помощником каждого ребенка. Она же будет выполнять и образовательную, и воспитательную функцию. Игрушка для гимнастики может шевелить язычком, если просунуть в него пальцы. Какую игрушку приобрести — не важно. Можно даже сделать её своими руками. Если в её создании примут участие дети, заниматься с ней они будут еще охотнее. Шевеля язычком, игрушка показывает детям, что нужно делать.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.