Консультация для родителей «Пословицы и поговорки» для старшего дошкольного возраста

3
0
Материал опубликован 4 April 2018 в группе

Консультация для родителей "Пословицы и поговорки" для детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

1.Обобщение опыта духовного наследия народного творчества.

Развивающие:

1.Развивать навыки связной речи;

2. Способствовать развитию мыслительной деятельности;

3.Развивать способность рассуждать, объяснять, понимать прямое и переносное значение слов.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к формам работы с пословицами и поговорками;

2.Воспитывать нравственные качества, культуру поведения.

Одним из средств воспитания нравственной эмоциональной сферы в работе с детьми дошкольного возраста в настоящее время является использование в речи пословиц и поговорок. С их помощью можно выразить свое отношение к происходящему. Пословицы и поговорки отличаются простотой и сжатостью, логической завершенностью, образной выразительностью. Они вводят ребенка в мир эмоциональных открытий и переживаний. Пословицы и поговорки раскрывают разные стороны поведения человека, черты его характера, помогают воспитывать и чувство любви к родной земле. В них обобщен опыт жизненных человеческих ценностей.

Поговорки и пословицы используются во всех практически видах деятельности. Так, удачное применение данного материала способствует исправлению каких-либо недостатков личностного характера. Это отличный способ для развития речи дошкольников. Стараясь объяснить значение пословицы, дети совершенствуют навыки мыслительной деятельности.

Поговорка — это широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. В отличие от пословиц, поговорки лишены прямого обобщенного поучительного смысла и ограничиваются образным, часто иносказательным выражением :легок на помине, как снег на голову, бить баклуши — все это типичные поговорки, лишенные характера законченного суждения.

Пословица — это краткое, вошедшее в речевой оборот и имеющее поучительный смысл, ритмически организованное изречение, в котором народ на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт.

Организуя работу с детьми , необходимо тщательно продумывать специальные и творческие задания с использованием пословиц и поговорок.

Вот некоторые из них, часто используемые в работе с детьми:

Примеры поговорок

«Голод не тётка, пирогом не накормит»

«Не плюй в колодец — пригодится, воды напиться»

«Слово не воробей»

«Яйца курицу не учат»

«Назвался груздём — полезай в короб»

«Ложка дёгтя в бочке мёда»

«Как Вы лодку назовёте — так она и поплывёт»

«Дорога ложка к обеду»

«На Бога надейся, а сам не плошай»

«Друзья познаются в беде»

«От сумы да тюрьмы не зарекайся»

«Нашла коса на камень»

«Без Бога ни до порога»

Примеры пословиц

«Начал за здравие, а кончил за упокой»

«За битого двух небитых дают»

«Своя рубашка ближе к телу»

«Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт»

«Слезами горю не поможешь.»

«Хлеб- всему голова.»

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.»

«Семеро одного не ждут.»

«У семи нянек дитя без глазу.»

«Семь раз отмерь — один отрежь.»

«Сытый голодному не товарищ.»

«Кто не работает, тот не ест.»

«Слово — дорого, а молчание — золото.»

«Слово не воробей — вылетит, не поймаешь.»

«Тише едешь — дальше будешь.»

«Делу время — потехе час.»

«Лучше синица в руках, чем журавль в небе.»

«Любишь кататься — люби и саночки возить.»

«Своя ноша не тянет.»

«На воре и шапка горит.»

«Волков бояться — в лес не ходить.»

«Копейка рубль бережёт.»

«Бережённого Бог бережёт.»

«Под лежачий камень и вода не течёт.»

«Знание — сила.»

«Один в поле не воин.»

«С миру по нитке — нищему рубаха.»

«Клин клином вышибают»

Давать задания надо в привлекательной форме, используя игровые, соревновательные и другие мотивационные установки.

1.Упражнение "Закончи пословицу" (воспитатель произносит начало , а дети должны продолжить, при затруднении предложить несколько вариантов ответов при выборе одного правильного).

2.Упражнение" Кто знает, тот продолжает" ( первый произносит пословицу, следующий- другую, но обязательно по этой же теме).

3. Иллюстрирование пословиц и поговорок (кроме изобразительных средств можно предложить картинки для выкладывания на магнитной доске).

4. Моделирование пословиц и поговорок( с помощью кукол разыгрывают разнообразные ситуации).

5.Упражнение "Восстанови пословицу, поговорку и объясни ее" .

Век живи тем больше дров

Как аукнется твоя неделя

Делу время людей насмешишь

Мели, Емеля так и откликнется

Чем дальше в лес век учись

         Поспешишь потехе час

Введение пословиц и поговорок в речь требует определенной системы. Объясняя смысл пословиц поговорок , используется прием сравнения, сопоставления предметов и их явлений.

Применение пословиц и поговорок в работе с детьми способствует приобщению к народной культуре, воспитанию нравственных качеств, культуры поведения, развитию речи, умственных процессов. А , значит, это дает возможность использовать пословицы и поговорки как эффективное средство формирования речемыслительной деятельности, обогащения словарного запаса, улучшения восприятия окружающего мира и взаимосвязи с образностью русского языка.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации