Консультация для родителей «Пословицы и поговорки» для старшего дошкольного возраста
Консультация для родителей "Пословицы и поговорки" для детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
1.Обобщение опыта духовного наследия народного творчества.
Развивающие:
1.Развивать навыки связной речи;
2. Способствовать развитию мыслительной деятельности;
3.Развивать способность рассуждать, объяснять, понимать прямое и переносное значение слов.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к формам работы с пословицами и поговорками;
2.Воспитывать нравственные качества, культуру поведения.
Одним из средств воспитания нравственной эмоциональной сферы в работе с детьми дошкольного возраста в настоящее время является использование в речи пословиц и поговорок. С их помощью можно выразить свое отношение к происходящему. Пословицы и поговорки отличаются простотой и сжатостью, логической завершенностью, образной выразительностью. Они вводят ребенка в мир эмоциональных открытий и переживаний. Пословицы и поговорки раскрывают разные стороны поведения человека, черты его характера, помогают воспитывать и чувство любви к родной земле. В них обобщен опыт жизненных человеческих ценностей.
Поговорки и пословицы используются во всех практически видах деятельности. Так, удачное применение данного материала способствует исправлению каких-либо недостатков личностного характера. Это отличный способ для развития речи дошкольников. Стараясь объяснить значение пословицы, дети совершенствуют навыки мыслительной деятельности.
Поговорка — это широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. В отличие от пословиц, поговорки лишены прямого обобщенного поучительного смысла и ограничиваются образным, часто иносказательным выражением :легок на помине, как снег на голову, бить баклуши — все это типичные поговорки, лишенные характера законченного суждения.
Пословица — это краткое, вошедшее в речевой оборот и имеющее поучительный смысл, ритмически организованное изречение, в котором народ на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт.
Организуя работу с детьми , необходимо тщательно продумывать специальные и творческие задания с использованием пословиц и поговорок.
Вот некоторые из них, часто используемые в работе с детьми:
Примеры поговорок
«Голод не тётка, пирогом не накормит»
«Не плюй в колодец — пригодится, воды напиться»
«Слово не воробей»
«Яйца курицу не учат»
«Назвался груздём — полезай в короб»
«Ложка дёгтя в бочке мёда»
«Как Вы лодку назовёте — так она и поплывёт»
«Дорога ложка к обеду»
«На Бога надейся, а сам не плошай»
«Друзья познаются в беде»
«От сумы да тюрьмы не зарекайся»
«Нашла коса на камень»
«Без Бога ни до порога»
Примеры пословиц
«Начал за здравие, а кончил за упокой»
«За битого двух небитых дают»
«Своя рубашка ближе к телу»
«Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт»
«Слезами горю не поможешь.»
«Хлеб- всему голова.»
«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.»
«Семеро одного не ждут.»
«У семи нянек дитя без глазу.»
«Семь раз отмерь — один отрежь.»
«Сытый голодному не товарищ.»
«Кто не работает, тот не ест.»
«Слово — дорого, а молчание — золото.»
«Слово не воробей — вылетит, не поймаешь.»
«Тише едешь — дальше будешь.»
«Делу время — потехе час.»
«Лучше синица в руках, чем журавль в небе.»
«Любишь кататься — люби и саночки возить.»
«Своя ноша не тянет.»
«На воре и шапка горит.»
«Волков бояться — в лес не ходить.»
«Копейка рубль бережёт.»
«Бережённого Бог бережёт.»
«Под лежачий камень и вода не течёт.»
«Знание — сила.»
«Один в поле не воин.»
«С миру по нитке — нищему рубаха.»
«Клин клином вышибают»
Давать задания надо в привлекательной форме, используя игровые, соревновательные и другие мотивационные установки.
1.Упражнение "Закончи пословицу" (воспитатель произносит начало , а дети должны продолжить, при затруднении предложить несколько вариантов ответов при выборе одного правильного).
2.Упражнение" Кто знает, тот продолжает" ( первый произносит пословицу, следующий- другую, но обязательно по этой же теме).
3. Иллюстрирование пословиц и поговорок (кроме изобразительных средств можно предложить картинки для выкладывания на магнитной доске).
4. Моделирование пословиц и поговорок( с помощью кукол разыгрывают разнообразные ситуации).
5.Упражнение "Восстанови пословицу, поговорку и объясни ее" .
Век живи тем больше дров
Как аукнется твоя неделя
Делу время людей насмешишь
Мели, Емеля так и откликнется
Чем дальше в лес век учись
Поспешишь потехе час
Введение пословиц и поговорок в речь требует определенной системы. Объясняя смысл пословиц поговорок , используется прием сравнения, сопоставления предметов и их явлений.
Применение пословиц и поговорок в работе с детьми способствует приобщению к народной культуре, воспитанию нравственных качеств, культуры поведения, развитию речи, умственных процессов. А , значит, это дает возможность использовать пословицы и поговорки как эффективное средство формирования речемыслительной деятельности, обогащения словарного запаса, улучшения восприятия окружающего мира и взаимосвязи с образностью русского языка.