Консультация для педагогов ДОУ «Характеристика старшего дошкольного возраста»
Консультация для педагогов ДОУ
«Характеристика старшего дошкольного возраста»
Старший дошкольный возраст (5,5 - 7 лет) играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
В этом возрасте:
- формируется устойчивая структура мотивов;
- зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других «взрослые» дела, быть «взрослым»;
- развивается потребность в признании сверстников: активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время - стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим;
- появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.;
- возникает произвольное поведение. В некоторых ситуациях ребенок уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так, как хочется в данный момент, а так, как «надо» (не хочется убирать игрушки, но это входит в обязанности дежурного, значит, это надо делать);
- формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности (одним свойственно стремление к успеху, а для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний).
Старший дошкольный возраст - период активного развития и становления познавательной деятельности. Старший дошкольник стремится узнать, как предметы устроены, для чего они предназначены, пытается установить (с помощью взрослого) взаимосвязи предметов и явлений действительности, задает очень много вопросов о том, как устроен человек, о работе различных механизмов, о явлениях природы, об устройстве вселенной и т.д.
К концу дошкольного возраста отмечается явное предпочтение интеллектуальных занятий практическим, детей привлекают головоломки, кроссворды, задачки и упражнения, в которых «нужно думать». Разрозненные впечатления об окружающей действительности становятся все более четкими, ясными и обобщенными, появляется некоторое целостное восприятие и осмысление реальности, возникают зачатки мировоззрения.
В этот период происходят значительные изменения структуры и содержания детской деятельности. Ребенок приходит к овладению более сложными видами деятельности, требующими нового (произвольного) уровня регуляции, основанного на осознании целей и задач деятельности и способов их достижения, умении контролировать свои действия и оценивать их результат (труд и учение). Старшему дошкольнику доступно принятие учебной задачи, он уже понимает, что выполняет то или иное действие для того, чтобы научиться выполнять его правильно. Ребенок 6-7 лет может использовать усвоенный способ действия в новых условиях, сравнить полученный результат с образцом, увидеть расхождения.
Эти изменения в детском сознании приводят к тому, что к концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности. Иными словами, у него формируется психологическая готовность к систематическому школьному обучению.
Следует подчеркнуть, что эти важные для дальнейшего развития ребенка изменения психики не происходят сами по себе, а являются результатом целенаправленного педагогического воздействия.
ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 6—7 ЛЕТ
Социальное развитие:
умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают основные правила общения;
хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке;
способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы);
стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче;
тонко реагируют на изменение отношения, настроения взрослых.
Организация деятельности:
способны воспринимать инструкцию и по инструкции выполнять задание, если поставлены цель и четкая задача действия;
могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок, однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно выработать еще не способны;
способны сосредоточенно, без отвлечений работать по инструкции 10—15 минут;
способны оценить в общем качество своей работы, дифференцированную оценку качества по определенным критериям дать затрудняются;
способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности.
Речевое развитие:
способны правильно произносить все звуки родного языка;
способны к простейшему звуковому анализу слов;
обладают хорошим словарным запасом;
грамматически правильно строят предложения;
умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам;
свободно общаются со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль);
способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно;
способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения.
Интеллектуальное развитие:
способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей;
проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов;
с удовольствием воспринимают любую новую информацию;
имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни.
Развитие внимания:
способны к произвольному вниманию, однако устойчивость его еще невелика (10—15 минут) и зависит от условий и индивидуальных особенностей ребенка.
Развитие памяти и объема внимания:
количество одновременно воспринимаемых объектов невелико (1—2);
преобладает непроизвольная память, продуктивность непроизвольной памяти резко повышается при активном восприятии;
способны к произвольному запоминанию (умеют принять и самостоятельно поставить мнемическую задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного материала; значительно легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения);
способны овладеть приемами логического запоминания (смысловое соотнесение и смысловая группировка);
не способны быстро и часто переключать внимание с одного объекта, вида деятельности и т. п. на другой.
Развитие мышления:
наиболее характерно и эффективно наглядно-образное и действенно-образное мышление;
доступна логическая форма мышления.
Зрительно-пространственное восприятие:
способны различать пространственное расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над — под, на — за, перед — возле, сверху — внизу, справа — слева и т. п.);
способны различать и выделять простые геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, ромб и т. п.) и сочетания фигур;
способны к классификации фигур по форме, величине;
способны различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом;
способны мысленно находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры (конструкции) из деталей.
Зрительно-моторные координации:
способны срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношения штрихов.
Слухо-моторные координации:
способны различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок;
способны выполнять под музыку ритмические (танцевальные) движения.
Развитие движений:
способны к самостоятельным, точным, ловким движениям, производимым под музыку, в группе детей;
способны освоить и правильно реализовать сложнокоординированные действия при ходьбе на лыжах, катании на коньках, велосипеде и т. п.;
способны выполнять сложнокоординированные гимнастические упражнения;
способны к координированным движениям пальцев, кисти, руки при выполнении бытовых действий, при работе с конструктором, мозаикой, при вязании и т. п.;
способны к выполнению простых графических движений (вертикальных, горизонтальных линий, овалов, кругов и т. п.);
способны овладеть игрой на различных музыкальных инструментах.
Личностное развитие, самосознание и самооценка:
способны осознавать свое положение в системе отношений со взрослыми и сверстниками;
стремятся соответствовать требованиям взрослых, стремятся к достижениям в тех видах деятельности, которые они выполняют;
самооценка в разных видах деятельности может существенно отличаться;
не способны к адекватной самооценке, она в значительной степени зависит от оценки взрослых (педагога, воспитателя, родителей).
Мотивы поведения:
интерес к новым видам деятельности;
интерес к миру взрослых, стремление быть похожими на них;
познавательные интересы;
установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
мотивы личных достижений, признания, самоутверждения.
Произвольность:
способны к волевой регуляции поведения (на основе внутренних побуждений и установленных правил);
способны проявить настойчивость, преодолевать трудности.
Потамошнева Наталья Алексеевна