12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Куркина Елена Евгеньевна2152
Россия, Ярославская обл., Ярославль

Консультация для педагогов ДОУ

«Характеристика старшего дошкольного возраста»


Старший дошкольный возраст (5,5 - 7 лет) играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

В этом возрасте:

- формируется устойчивая структура мотивов;

- зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других «взрослые» дела, быть «взрослым»;

- развивается потребность в признании сверстников: активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время - стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим;

- появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.;

- возникает произвольное поведение. В некоторых ситуациях ребенок уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так, как хочется в данный момент, а так, как «надо» (не хочется убирать игрушки, но это входит в обязанности дежурного, значит, это надо делать);

- формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности (одним свойственно стремление к успеху, а для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний).

Старший дошкольный возраст - период активного развития и становления познавательной деятельности. Старший дошкольник стремится узнать, как предметы устроены, для чего они предназначены, пытается установить (с помощью взрослого) взаимосвязи предметов и явлений действительности, задает очень много вопросов о том, как устроен человек, о работе различных механизмов, о явлениях природы, об устройстве вселенной и т.д.

К концу дошкольного возраста отмечается явное предпочтение интеллектуальных занятий практическим, детей привлекают головоломки, кроссворды, задачки и упражнения, в которых «нужно думать». Разрозненные впечатления об окружающей действительности становятся все более четкими, ясными и обобщенными, появляется некоторое целостное восприятие и осмысление реальности, возникают зачатки мировоззрения.

В этот период происходят значительные изменения структуры и содержания детской деятельности. Ребенок приходит к овладению более сложными видами деятельности, требующими нового (произвольного) уровня регуляции, основанного на осознании целей и задач деятельности и способов их достижения, умении контролировать свои действия и оценивать их результат (труд и учение). Старшему дошкольнику доступно принятие учебной задачи, он уже понимает, что выполняет то или иное действие для того, чтобы научиться выполнять его правильно. Ребенок 6-7 лет может использовать усвоенный способ действия в новых условиях, сравнить полученный результат с образцом, увидеть расхождения.

Эти изменения в детском сознании приводят к тому, что к концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности. Иными словами, у него формируется психологическая готовность к систематическому школьному обучению.

Следует подчеркнуть, что эти важные для дальнейшего развития ребенка изменения психики не происходят сами по себе, а являются результатом целенаправленного педагогического воздействия.


ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 6—7 ЛЕТ

Социальное развитие:

умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают основные правила общения;

хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке;

способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти гра­ницы);

стремятся быть хорошими, первыми, очень огор­чаются при неудаче;

тонко реагируют на изменение отношения, на­строения взрослых.

Организация деятельности:

способны воспринимать инструкцию и по инст­рукции выполнять задание, если поставлены цель и четкая задача действия;

могут планировать свою деятельность, а не дей­ствовать хаотично, методом проб и ошибок, одна­ко алгоритм сложного последовательного дейст­вия самостоятельно выработать еще не способны;

способны сосредоточенно, без отвлечений рабо­тать по инструкции 10—15 минут;

способны оценить в общем качество своей рабо­ты, дифференцированную оценку качества по оп­ределенным критериям дать затрудняются;

способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности.

Речевое развитие:

способны правильно произносить все звуки род­ного языка;

способны к простейшему звуковому анализу слов;

обладают хорошим словарным запасом;

грамматически правильно строят предложения;

умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам;

свободно общаются со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль);

способны передавать интонацией различные чув­ства, речь богата интонационно;

способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения.

Интеллектуальное развитие:

способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей;

проявляют самостоятельный интерес к живот­ным, к природным объектам и явлениям, наблю­дательны, задают много вопросов;

с удовольствием воспринимают любую новую ин­формацию;

имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни.

Развитие внимания:

способны к произвольному вниманию, однако устойчивость его еще невелика (10—15 минут) и зависит от условий и индивидуальных осо­бенностей ребенка.

Развитие памяти и объема внимания:

количество одновременно воспринимаемых объ­ектов невелико (1—2);

преобладает непроизвольная память, продуктив­ность непроизвольной памяти резко повышается при активном восприятии;

способны к произвольному запоминанию (умеют принять и самостоятельно поставить мнемиче­скую задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словес­ного материала; значительно легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения);

способны овладеть приемами логического запо­минания (смысловое соотнесение и смысловая группировка);

не способны быстро и часто переключать внима­ние с одного объекта, вида деятельности и т. п. на другой.

Развитие мышления:

наиболее характерно и эффективно наглядно-образное и действенно-образное мышление;

доступна логическая форма мышления.

Зрительно-пространственное восприятие:

способны различать пространственное располо­жение фигур, деталей в пространстве и на плос­кости (над — под, на — за, перед — возле, свер­ху — внизу, справа — слева и т. п.);

способны различать и выделять простые геомет­рические фигуры (круг, овал, квадрат, ромб и т. п.) и сочетания фигур;

способны к классификации фигур по форме, ве­личине;

способны различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом;

способны мысленно находить часть от целой фи­гуры, достраивать фигуры по схеме, конструиро­вать фигуры (конструкции) из деталей.

Зрительно-моторные координации:

способны срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношения штрихов.

Слухо-моторные координации:

способны различать и воспроизводить неслож­ный ритмический рисунок;

способны выполнять под музыку ритмические (танцевальные) движения.

Развитие движений:

способны к самостоятельным, точным, ловким движениям, производимым под музыку, в группе детей;

способны освоить и правильно реализовать слож­нокоординированные действия при ходьбе на лы­жах, катании на коньках, велосипеде и т. п.;

способны выполнять сложнокоординированные гимнастические упражнения;

способны к координированным движениям паль­цев, кисти, руки при выполнении бытовых действий, при работе с конструктором, мозаикой, при вязании и т. п.;

способны к выполнению простых графических движений (вертикальных, горизонтальных ли­ний, овалов, кругов и т. п.);

способны овладеть игрой на различных музы­кальных инструментах.

Личностное развитие, самосознание и самооценка:

способны осознавать свое положение в системе отношений со взрослыми и сверстниками;

стремятся соответствовать требованиям взрос­лых, стремятся к достижениям в тех видах де­ятельности, которые они выполняют;

самооценка в разных видах деятельности может существенно отличаться;

не способны к адекватной самооценке, она в зна­чительной степени зависит от оценки взрослых (педагога, воспитателя, родителей).

Мотивы поведения:

интерес к новым видам деятельности;

интерес к миру взрослых, стремление быть похо­жими на них;

познавательные интересы;

установление и сохранение положительных вза­имоотношений со взрослыми и сверстниками;

мотивы личных достижений, признания, самоут­верждения.

Произвольность:

способны к волевой регуляции поведения (на ос­нове внутренних побуждений и установленных правил);

способны проявить настойчивость, преодолевать трудности.


Опубликовано в группе «Сообщество педагогов - психологов ДОУ и школ»


Комментарии (1)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 12.01.22 в 19:54 1Ответить Пожаловаться
Список источников отсутствует, а жаль. Много подобных работ в интернете
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.