12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Надежда33
Психолог- это профессия мечта всей моей жизни! С самого детства я хотела стать именно педагогом. Но если я скажу, что с детства мечтала быть психологом, то скорее всего покривлю душой. Хотя мне всегда были интересны взаимоотношения между людьми.
Россия, Каменск-Уральский
2

Консультация для родителей "Психологическая готовность ребенка к школе"

Консультация в ZOOM для родителей подготовительных групп, на тему: «Психологическая готовность к школе».


Цель: расширение представлений у родителей о психологической готовности ребенка к школе, о кризисе 7-ми лет и об особенностях адаптации к школе.

Задачи:

 Познакомить родителей с важными показателями готовности ребенка к школе.

Помочь родителям овладеть знаниями о возрастных особенностях детей 7-ми лет и учитывать их в общении;

Сформировать представление о кризисе семи лет;

Развивать способность к разрешению проблемных ситуаций, возникающих в ходе общения с ребенком и обусловленных его возрастными особенностями;

Выработать новые навыки взаимодействия с ребенком. 

План конференции:

Приветствие.

Психологическая готовность ребенка к школе.

Кризис 7-ми лет.

Успешная адаптация к школе.

Заключительная часть.

Оборудование: ноутбук с выходов в интернет, видео-камера, заранее установленной программой ZOOM, презентация.

Для родителей: заранее подготовленные листочки и ручки.

Время проведения: 1 час.






Ход конференции:

Приветствие

-Добрый вечер уважаемые родители, очень рада, что вы заинтересованы темой психологической готовности ребенка к школе, так как от этого зависит, как ребенок будет себя чувствовать в этот один из важнейших периодов своей жизни.

Но для начала расскажу про некоторые организационные моменты. Наше собрание будет состоять из трех смысловых частей: психологическая готовность к школе, кризис 7 лет и затронем тему успешной адаптации ребенка к школе.

II. Психологическая готовность к школе

Так что же такое психологическая готовность к школе?(ответы в чате) Это системная характеристика психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста, которая включает в себя сформированность способностей и свойств, обеспечивающих возможность выполнения им учебной деятельности, а также принятие социальной позиции школьника (Гуткина Н. И).

Это уровень психологического развития ребёнка (6-7 лет), необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников

Готовность к школе включает в себя

Интеллектуальную готовность

Личностно-социальную готовность

Мотивационную готовность

Эмоционально-волевую готовность

Интеллектуальная готовность включает в себя

Умение думать, анализировать, делать выводы.

Развитие речи, словарный запас и способность рассказывать что-то на доступные темы, в том числе и элементарные сведения о себе.

Способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика.

Умение писать, читать, считать, решать элементарные задачки, это лишь навыки, которым можно научить. Не подавляйте исследовательский интерес юного естествоиспытателя, тогда к моменту поступления в школу ему многое удастся постичь на собственном опыте.

Учите ребенка самого искать ответы на свои бесконечные «почему», выстраивать причинно-следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром.

Личностно-социальная готовность подразумевает:

Умеет ли ребенок общаться с детьми.

Проявляет ли инициативу в общении или ждет, когда его позовут другие ребята.

Чувствует ли принятые в обществе нормы общения.

Готов ли учитывать интересы других детей или коллективные интересы, умеет ли отстаивать свое мнение.

Чувствует ли разницу в общении с детьми, учителями и другими взрослыми, родителями.

У ребенка к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Необходимо дать ему возможность самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр.

Мотивационная готовность включает в себя:

Познавательный интерес, желание узнавать что то новое.

Сформированность положительного отношения:к школе, учителю, учебной деятельности, к самому себе.

Желательно рассказывать ребенку о своих школьных годах, вспоминая смешные и поучительные случаи, читать вместе с ребенком книги о школе, рассказывать о школьных порядках, устроить малышу экскурсию по будущей школе, показав ему, где он будет учиться.

Полезны занятия, которые развивают фантазию и воображение: рисование, лепка, конструирование, а также самостоятельность и упорство: занятия в кружках и секциях.

Эмоционально-волевая готовность подразумевает:

Способность делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно.

Адекватная самооценка и положительный образ себя.

Умение сосредоточиться, управление эмоциями.

Формированию этих качеств поможет игра!!!

Игры учат спокойно дожидаться своей очереди, своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т.д.

Также необходимо приучать ребенка к смене деятельности, режиму дня. Важно проявлять веру в ребенка, искренне поощрять, помогать и поддерживать. Потихоньку ребенок разовьет в себе способность к волевому усилию, но не сразу. Помогите ему!

III.Кризис семи лет

Кризисы – это движущая сила развития. Существуют кризисы новорожденности, трех лет, семи лет и 13 лет (подростковый).

Протекание каждого кризиса у детей происходит по-разному: у кого-то он начинается рано, у кого-то чуть позже, ведь все дети по-разному развиваются.

В большинстве случаев он начинается в 6.

Все возрастные кризисы закономерные и необходимые этапы развития детей.

Острота протекания кризисов зависит от индивидуальных особенностей детей и от поведения взрослых (родителей, педагогов).

Некоторые отрицательные черты (упрямство, конфликтность, непослушание и т.д.) могут закрепиться при неблагоприятном исходе.

Возможные неблагоприятные последствия после закрепления кризиса 7 лет:

нежелание учиться;

нежелание посещать школу;

низкая успеваемость;

проблемы в общении со сверстниками;

закрепленная высокая тревожность в сочетании с неадекватной самооценкой;

невроз.

- Вы, наверное, сейчас подумали, какие же наши действия на данный кризис?

1. Будьте внимательны к ребенку, уважайте его.

- Проявляйте любовь, тепло, ласку. Чаще говорите, что вы его любите и всегда поддержите.

- Интересуетесь, как он себя чувствует, что нового он сегодня узнал. Ни в коем случае не акцентируем внимание отметках (если ставятся в школе).

2. Поощряйте самостоятельность и активность.

- Разрешайте ребенку стирать и шить вещи, конструировать, ремонтировать, убираться, покупать что-либо в присутствии вас, если ему это интересно, нравится.

- Отвечайте на вопросы ребенка, ведь 6-7 лет это возраст «почемучек». Детям интересно все, его любознательность не знает границ. Они задают вопросы о политике, происхождении планет, жизни на Земле, жизнь в других странах и другие.

- И не отмахивайтесь от вопросов, даже если вы отвечали на них. В случае если вы не знаете ответа на вопрос, пойдите время поищете его вместе со своим ребенком.

3. Учите ребенка управлять своими эмоциями.

- На примере своего поведения, покажите пример «взрослого поведения». Не демонстрируйте при нем обиду и раздражение, недовольство другим человеком.

- Если ребенок капризничает, не надо вступать с ним в пререкания, навязывать свое мнение, угрожать наказаниями. Лучше взять тайм-аут и на время прекратить общение, а потом не вспоминать о произошедшем.

4. Присутствие заниженной самооценки свидетельствует о том, что дети испытывают дефицит внимания, любви, поддержки, эмоциональной защищенности со стороны взрослых.

Низкая самооценка, сформированная на протяжении дошкольного детства, может стать причиной неуспеваемости в школе. Она порождает страх неудачи, а в своем крайнем проявлении – отказ от деятельности. Такие дети в школе отказываются отвечать у доски и с места. Ребенок готов быть лентяем, чем неуспешным в учебе.

Как правило к конце старшего дошкольного возраста, у ребенка завышенная и неадекватно завышенная самооценка, это нормативно для этого возраста.

5. Соблюдайте культуру диалога, ведь дети подражают нам, а в поведении мы можем увидеть отражение своих привычек и способов общения.

6. Необходимы доброжелательные и открытые отношения в семье. Всегда предлагайте помощь, если ребенок не может с чем то справится.

7. Поощряйте общение со сверстниками.

8. Создайте условия для развития интеллекта (игры-задания, развивающие игры и упражнения, познавательные книги), для развития речи (чтение сказок, стихов, беседы). Делайте подделки, оценивайте результаты, хвалите ребенка. Во время занятий делайте паузы, направленные на смену деятельности. Например, физкультминутка, музыкальный перерыв.

9. Следите за состоянием здоровья (больной ослабленный ребенок хуже воспринимает информацию, не идет на контакт с окружающими).

10. Расскажите свои интересные, положительные истории из школьной жизни.

Если вы будете использовать хотя бы некоторые из приведенных рекомендаций, вы сможете преодолеть негативные проявления кризиса 7 лет и с честью выйти из этого сложного периода как для ребенка, так и для вас.

В психологии есть термин «школьная зрелость», то есть дети должны «созреть», чтобы успешно преодолеть кризис семи лет, выдержать нагрузки школы, ее мир требований, отношений со сверстниками и учителями, изменение отношений между ними. Поэтому многие ученые считают, что ребенок только после 7 лет готов справится с школьной нагрузкой. Главное тут это зрелость центральной нервной системы и психическая устойчивость, а этим не могут похвасться некоторые 9-летки.

IV. Адаптация к школе.

И сейчас мы с вами переходим к последнему пункту нашей встречи это адаптация к школе. Но для начала мне хочется у вас спросить, какие ассоциации вызывает у вас школа(Упражнение «Школа – это…).

Обучение в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане.

Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Вообще с началом обучения в школе удельный объем нагрузок, связанных с длительной неподвижностью, сильно возрастает по сравнению с предшествующим периодом жизни ребенка.

Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.

Большинство детей в основном готовы к школе. Желание новизны, осознание важности изменений своего статуса: «Я уже ученик!»(«внутренняя позиция школьника» о которой говорила Лидия Ильинична Божович), готовность к выполнению стоящих перед ним задач помогают ребенку:

а) принять требования учителя, касающиеся его поведения, отношений со сверстниками;

б) подчиняться новому режиму дня, распорядку занятий, иерархии дел и т.п., несмотря на то, что выполнение многих правил достаточно трудно, воспринимаются они учеником как общественно значимые и неизбежные.

Учебная деятельность носит коллективный характер, именно поэтому ребенок должен обладать определенными навыками общения со сверстниками, умением вместе работать.

Большинство детей быстро знакомятся, осваиваются в новом коллективе, работают вместе, и все-таки элемент соревновательности, конкурентности доминирует в совместной работе.

Некоторые, долго не сближающиеся с одноклассниками, чувствуют себя одиноко, неуютно, на переменке играют в сторонке или жмутся к стенке.

Ребенок должен почувствовать, что ему интересно и радостно среди одноклассников: ведь ему очень необходима их оценка, их отношение, каждому малышу очень хочется завоевать авторитет и доверие ребят. Положительные эмоции, которые ребенок испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают адаптацию к школе.

Одна из основных задач, которые ставит перед ребенком школа, - это необходимость усвоения им определенной суммы знаний, умений и навыков.

Сейчас в практике школьного обучения на начальном этапе не ставятся отметки для оценки успехов первоклассников. Не должны, потому что отметка может быть постоянной психотравмирующей ситуацией, затрудняющей адаптацию ребенка в школе. Несмотря на то, что общая готовность учиться (желание учиться) практически одинакова у всех детей, реальная готовность к обучению очень различна.

Поэтому у ребенка с недостаточным уровнем интеллектуального развития, произвольного внимания, воли и других качеств, необходимых при обучении, будут трудности.

Несколько рекомендаций, которые помогут успешно адаптироваться ребенку в новых условиях:

1. Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ваш голос.

2. Не торопитесь. Умение рассчитать время – Ваша задача. Если вам это плохо удаётся, вины ребёнка в этом нет.

3. Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «Смотри, не балуйся!». Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов.

4. Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил? ». Встречая ребёнка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как Вы сами чувствуете себя после рабочего дня.

5. Если Вы видите, что ребёнок огорчён, молчит – не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет всё сам.

6. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем проходил без ребёнка.

7. После школы не торопитесь садиться за уроки. Ребёнку необходимо 2 часа отдыха. Занятия вечерами бесполезны.

8. Не заставляйте делать все упражнения сразу: 20 минут занятий – 10 минут перерыв.

9. Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте ребёнку работать самому. Если нужна Ваша помощь – наберитесь терпения: спокойный тон, поддержка необходимы.

10.В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то..».

11.Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда будете принадлежать только ребёнку.

12.Выбирайте единую тактику общения с ребёнком всех взрослых в семье. Все разногласия по поводу педагогики решайте без него.

13.Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления.

14.Учтите, что даже «большие дети» очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Всё это успокоит ребёнка и поможет снять напряжение, накопившееся за день.

Ваш ребенок будет учиться в школе не так, как когда-то учились вы. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Старайтесь только положительно оценивать учебу вашего ребенка, даже если вам кажется, что его успехи явно недостаточны. Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом, тогда ребенок доверит вам самое сокровенное.

V. Заключительный этап

Большое спасибо за ваше внимание, было очень приятно с вами поработать.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.