Консультация для родителей «Психологическая готовность детей к обучению в школе»
Тренина Т.В.
старший воспитатель
МКДОУ «Д/С №33» г. Сатка
Челябинской области
Психологическая готовность детей к обучению в школе
(консультация для родителей)
Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. Опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.
Вопрос к родителям: «Что, по вашему мнению, означает понятие – подготовка ребенка к школе?»
Психологическая готовность к школьному обучению включает в себя множество компонентов. Из чего же она складывается, по мнению психологов? Было доказано и практикой показано, что навыки чтения, счета, письма, усвоенные еще в дошкольном возрасте, не обеспечивают успешность школьного обучения ребенка. Обратной стороной такого повышенного внимания к обучению ребенка этим навыкам приводит к тому, что остаются без внимания и оказываются несформированными другие важнейшие компоненты школьной готовности.
В итоге все больше детей к первому классу говорят, что не хотят идти в школу, не хотят учиться. Обнаруживается, что они не готовы слушаться взрослых, не способны на требуемом уровне контролировать свои эмоции и поведение, недостаточно самостоятельны в самообслуживании, затрудняются в установлении контактов со сверстниками и новыми для них взрослыми.
Скучая на уроках в первом полугодии первого класса (когда проходят знакомый для ребенка материал: учат буквы, цифры) и, привыкнув ничего не делать, ребенок с трудом втягиваются в работу в дальнейшем. Раннее чтение не гарантирует его качества. Беглый счет не обеспечивает способности понимать суть задачи и т.д.
Какие компоненты включает в себя психологическая готовность ребенка к школьному обучению (распечатка).
Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу, т.е. на языке психолога – мотивация к обучению. Одним из показателей сформированности учебной мотивации является готовность ребенка принять позицию ученика. Эта позиция предполагает доверие к учителю как к носителю достоверной и полезной информации, способному обеспечить обучение и развитие ребенка, а также готовность ребенка действовать по инструкции или заданию.
Помимо стремления войти в мир взрослых, важным показателем мотивационной готовности является познавательная активность. Если ребенок в 6-7 лет задает мало вопросов или не задает их вообще – это показатель угасания познавательного интереса к окружающему, показатель интеллектуальной пассивности, которая может стать причиной отставания в учении.
Далее немаловажным компонентом готовности к школе является интеллектуальная готовность. Это соответствующий уровень развития и организации мышления ребенка, который обеспечивает переход к учебной деятельности.
При поступлении в школу мышление ребенка должно быть развито и представлено во всех трех основных формах: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Однако на практике можно столкнуться с такой ситуацией, когда, обладая способностью решать хорошо задачи в наглядно-действенном плане, ребенок с большим трудом справляется с ними, когда эти задачи представлены в образной или словесно-логической форме. Бывает и наоборот ребенок может вести рассуждения, обладает богатым воображением, образной памятью, но не в состоянии успешно решать практические задачи из-за недостаточной развитости двигательных умений и навыков.
К показателям интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению также можно отнести:
- способность ребенка воспринимать многообразные свойства, признаки предмета. А также способность перечислять различные свойства предметов, выделять из них существенные.
- высокое развитие зрительной и слуховой памяти.
- способность обобщать имеющиеся представления о предмете (явлении).
- развитие мыслительных операций (сравнение, классификация, анализ, сериация).
- способность гибко, творчески мыслить, критически оценивать свои действия.
Третий компонент – эмоционально-волевая готовность. Это достаточно высокий уровень произвольной регуляции ребенком своих эмоциональных состояний.
Эффективность самого обучения во многом зависит от того, как ребенок эмоционально относится к учителю, к предложенному им заданию, какие чувства вызывает у него сложившаяся ситуация, как он переживает свои успехи и неудачи. К концу дошкольного периода познавательные процессы ребенка (память, внимание, воображение) приобретают важную черту – произвольность. Как следствие ребенок становится способен контролировать свое поведение (свои действия, поступки, эмоциональные реакции, речевое поведение). И как следствие развитости произвольности психических процессов является формирование у ребенка сознательного волевого управления своим поведением и эмоциями.
Важно, чтобы ребенок не просто умел стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не боялся отрицательных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности, т.к. невозможно представить себе какую-либо деятельность без неудач, ошибок, срывов. Удивление при встрече с новым, любознательность, уверенность или сомнения в своих суждениях, радость от найденного решения – все эти эмоции являются необходимой частью мыслительной деятельности.
Четвертым немаловажным компонентом готовности к школе является социально-психологическая готовность (или готовность в сфере общения). Это умение ребенка строить свои отношения со взрослыми и сверстниками. Т.е. у ребенка должно быть сформировано умение устанавливать взаимоотношения с окружающими в зависимости от сложившейся ситуации. Ребенок должен уметь подчиняться принятым в школе правилам и нормам, должен уметь действовать совместно с другими детьми и взрослыми, согласовывать свои действия.
Немаловажную роль в этом играет речевое развитие ребенка, т.е. он должен уметь пользоваться словом для произвольного управления своим поведением. Хорошо развитая речь является в свою очередь важной предпосылкой к усвоению письма.
Также данный компонент психологической готовности предполагает и определенный уровень развития у ребенка коммуникативных навыков, т.е.
- ребенку необходимо быть вежливым в общении со сверстниками и взрослыми,
- уметь вступать в контакт с людьми,
- быть дисциплинированным, оказывать помощь, поддержку, а также руководить совместной деятельностью.
Также хочется отметить, что ребенок должен быть здоровым, выносливым, иначе ему трудно будет выдержать нагрузку и в течение урока и всего учебного дня.
Т.О. психологическая готовность ребенка к школе – это достаточно широкое и многосоставное понятие, в котором все компоненты являются важными, взаимодополняют друг друга.
Как же помочь ребенку подготовиться к школе? Над чем и как необходимо поработать в условиях семьи в оставшееся до обучения в школе время?
Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:
Улучшить подготовку к школе можно при помощи выполнения ряда заданий, способствующих повышению общего умственного развития ребенка. Они должны быть направлены на: 1) тренировку умения слушать и выполнять указания взрослого; 2) на тренировку памяти; 3) на подготовку руки к овладению письмом.
Умения слушать и выполнять указания взрослого зависит от развитости произвольного внимания, которое хорошо поддается тренировке с помощью дидактических (обучающих) игр с четко выраженными правилами. Необходимо также регулярно включать ребенка в выполнение задания по разработанному плану действий, например, постройка из кубиков, рисование орнаментов, выполнение поделок из бумаги, форма которых задается взрослым словесно или с помощью схемы.
Необходимо тренировать ребенка в пересказе сказок по плану. Взрослому необходимо добиваться от ребенка точного следования намеченному плану и использовать для тренировки разные задания.
Важно научить ребенка анализировать образец и полученный результат как собственной, так и чужой работы, находить и исправлять ошибки. Например, задание сравни картинки, 2 постройки или 2 орнамента. Необходимо использовать упражнения на развитие памяти (запомнить слова, рисунки, игрушки и назвать их). Например, д/и «Магазин», «Что изменилось», «Найди предметы в магазине» и т.п.
Необходимо разучивать стихотворения, используя некоторые приемы запоминания. Разобрать смысл стихотворения, обсудить незнакомые слова, разбить стихотворение на отдельные строфы и учить их со значительными интервалами времени (через полчаса, час, на следующий день).
Улучшить запоминание стихотворения помогает зарисовывание фраз условными рисунками, либо сопровождение текста подходящими по смыслу движениями.
Подготовке руки к овладению письмом помогают действия с предметами, способствующие развитию и укреплению мышц руки (лепка из пластилина, нанизывание бусин на проволоку, изготовление украшений из бисера, перебирание крупы и т.д.), а также специальные рисовальные упражнения: рисование по точкам и по штриховым линиям узоров, рисование по образцу с опорой на значимые точки, дорисовывание недостающих элементов по образцу, раскрашивание рисунка при помощи различных форм штриховки.
Развитию памяти, мышления, воображения, внимания также способствуют различные дидактические упражнения типа: «Какого предмета не достает», «Найди различия», «Угадай по описанию», «Найди одинаковые картинки», «Слушай и выполняй», «Найди клад в комнате», «Звуковой анализ слова».
Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятия. Интерес – лучшая мотивация. Он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуального занятия.
Повторяйте упражнения. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.
Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед.
Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задание, превышающее его интеллектуальные возможности.
В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он устал, расстроен, займитесь чем-то другим.
Задания детям, которые даются, лучше предлагать в игровой занимательной форме, тогда они лучше воспринимаются детьми.
Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма. Научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи, все это пригодиться ему в социально сложной атмосфере школы.
Избегайте неодобрительной оценки, находите слово поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
Т.О. ребенок дошкольного возраста обладает большими возможностями развития и способностями познать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. И тогда ваш ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение не будет для него тяжелой обязанностью. А у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.
5