Этап мероприятия
|
Время, продолжительность этапа
|
Название метода
|
Происхождение метода (выберите и укажите необходимое) - авторский, заимствованный, но измененный или адаптированный, заимствованный
|
Подробное описание АМО по установленной схеме:
- Цели и задачи метода
- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода
- Предварительная подготовка (если требуется)
- Технология проведения
- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)
- Варианты проведения метода
|
Инструкции модератора обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО
|
Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)
- Информационная
- Познавательная
- Коммуникативная
- Социальная
|
Ф
А
З
а
1
«Начало образовательного мероприятия»
|
1. Приветствие/знакомство/
инициация
|
10
|
Светофор
|
Авторский
|
Цели задачи использования метода:
цель: развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности учителя
задачи:
формирование положительной мотивации;
формирование мини-групп;
создание благоприятной атмосферы;
выработка чувства команды.
Необходимые материалы: листы А4, фломастеры или ручки
Предварительная подготовка:
Расставить столы для групп с пометкой цвета (красный, желтый, зеленый)
Подробная технология проведения:
Все родители становятся в круг. По команде учителя рассчитываются на красный, желтый, зеленый (если человек больше 21, то добавляется еще один цвет). Затем участники делятся на группы по цвету и проходят к заранее приготовленным столам. Каждая группа в течении 2-3 мин. Придумывает название своей группы с участием выпавшего цвета и пожелания для остальных участников.
|
Приветствие:
Добрый день, уважаемые родители!
Предлагаю вам всем встать в круг. Рассчитайтесь по порядку на красный, желтый, зеленый…
У нас получились 3 группы под определенным цветом. Займите пожалуйста места, каждая группа за своим столом…
А теперь вам нужно в течении 2-3 мин. Придумать название вашей команде с участием выпавшего цвета, представление и пожелание остальным участникам…
|
Коммуникативные: развитие позитивных навыков общения и умения выступать на публике.
|
2. Целеполагание или погружение в тему
|
10
|
Мозаика
|
Авторский
|
Цели задачи использования метода:
Цель: формулирование темы родительского собрания
Задачи:
Мотивировать на активную работу по теме собрания
Сосредоточить участников семинара на предстоящей деятельности.
Необходимые материалы:
Наборы картинок по теме собрания
Предварительная подготовка:
3 набора картинок (один набор на группу, сколько групп – столько и наборов) по теме «готовность к школе» (приложение №1)
Подробная технология проведения:
На каждую группу раздается набор картинок по теме собрания. В течении 5 мин родители должны разложить картинки по смыслу и придумать рассказ. Затем идет обсуждение.
|
Модератор:
Перед вами набор картинок. Посмотрите на них. Определите какое отношение сюжеты этих картинок могут иметь к теме нашего собрания?
Давайте попробуем с вами с формулировать цель нашего собрания…
Уважаемые родители, предлагаю вам составить по этим картинкам рассказ…
Ответы команд…
|
Информационные: умение работать с различными видами информации.
Познавательные: организация анализа и самооценки своих целей,
умение ставить цель и пояснить ее,
Коммуникативные: владеть способами совместной деятельности в группе, выслушивать и принимать взгляды других людей.
Социальные:
осознание собственных потребностей и целей.
|
3. Формирование ожиданий/образовательных эффектов
|
5
|
Билет
|
Заимствованный
|
Цели задачи использования метода:
Цель: нацелить педагогов на позитивное и активное участие в работе семинара.
Задачи:
Дать возможность участникам сформулировать свои ожидания от предстоящей работы для того, чтобы осознать их.
Выяснение возможных опасений участников семинара для создания психологически комфортной обстановки
Сосредоточить участников семинара на предстоящей деятельности.
Необходимые материалы:
ручки, ножницы
Предварительная подготовка:
Приготовить бланки для билетов (приложение №2)
Подробная технология проведения:
Модератор вручает каждому участнику входной билет на транспортное средство. Билет состоит из двух частей. На одной части участники семинара пишут свои ожидания от предстоящей работы, а на другой (зона контроля) – свои опасения. Модератор отрывает область контроля (опасения) и забирает себе, а часть билета, на которой написаны ожидания, остается у участника. Все участники прикрепляют свои ожидания на планшет своей группы. После этого модератор обобщает полученный результат.
|
(Модератор вручает каждому участнику входной билет на мероприятие).. (Билет состоит из двух частей)
Модератор: «Я прошу вас на одной части написать свои ожидания от предстоящей работы, а на другой, в зоне контроля, свои опасения».
Модератор отрывает область контроля (опасения), отдает ее участнику.
(После этого модератор обобщает полученный результат).
По окончанию собрания мы вернемся еще раз к анализу наших билетов.
(в конце собрания анализируются опасения – подтвердились они или нет, ожидания – получили ли родители от собрания то, что ожидании)
|
Познавательные:
организация рефлексии,
умение владеть письменной речевой деятельностью.
|
Ф
А
З
А
2
«Работа над темой»
|
4. Интерактивная лекция
|
20
|
Домик
|
Авторский
|
Цели задачи использования метода:
Цель: Передача родителям информации по теме собрания,
- подать информацию
- обозначить ключевые аспекты по теме
- сконцентрировать внимание родителей на каждом компоненте психологической готовности к обучению в школе.
Необходимые материалы:
Стикеры, фломастеры
Предварительная подготовка:
Подготовить конспект ИНПУТА (приложение №3)
Подготовить детали «Домика»
(приложение № 4)
Подробная технология проведения:
Называется тема собрания. На доске размещены беспорядочно детали домика. Во время подачи информации поэтапно собирается домик. На каждой детали подписаны уровни психологической готовности: крыша – интеллектуальная подготовка, стены – физиологическая готовность, дверь – социально-волевая зрелость, окно – эмоционально-волевая зрелость. В итоге собирается домик – психологическая готовность. Родители по ходу инпута пишут компоненты каждого уровня (можно родителей разделить на 4 группы, чтобы каждая группа писала компоненты своего уровня). Затем стикеры с компонентами приклеиваются к уровням – деталям. Домик является схемой инпута.
|
Модератор:
Поступление ребенка в школу подводит итог его дошкольному детству, изменяет социальную ситуацию его развития. А родителям последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог и волнений. К примеру, некоторые мамы и папы, пытаются изучить со своим сыном или дочкой программу первого класса. Однако делать подобное совершенно ни к чему. Лучше убедиться в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для обучения в школе.
Когда говорят о "психологической готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.
Школьная зрелость включает в себя несколько основных взаимодополняющих друг друга компонентов:
физиологическая готовность,
интеллектуальная подготовка,
эмоционально-волевая зрелость,
социально-личностная готовность.
Об этих составляющих мы сейчас и поговорим.
1.Физиологическая готовность включает в себя состояние здоровья ребенка, его физическое развитие, сформированность общей и мелкой моторики.
МЕЛКАЯ МОТОРИКА. К семи годам должна быть хорошо сформирована координация системы «рука-глаз», ловкость пальцев рук.
2. В плане интеллектуальной готовности у ребенка должны быть хорошо развиты такие процессы, как внимание, память, восприятие, мышление, воображение и речь.
3.Эмоционально-волевая готовность к школе
Не менее важным условием успешного старта школьной жизни является умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей.
4. Социально-личностная готовность
Умение общаться со взрослыми и сверстниками
Умение работать в группе, чувствовать себя членом группы, группового сообщества (класса).
Умение подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе, школе. Быть дисциплинированным.
Умение конструктивно решать конфликтные ситуации
Уверенность в себе и своих силах, самостоятельность, инициативность.
Умение правильно оценивать себя и свое поведение
Умение быть самостоятельным, активным и инициативным.
К школьному возрасту дети приходят с разным багажом опыта – умениями, знаниями, навыками, привычками. Впоследствии каждый из них научится читать и считать, станет грамотным, но чтобы обучение было успешным, к моменту поступления в школу важно иметь способность воспринимать и усваивать новый материал, т.е. «умение учиться».
|
Информационные: умение ориентироваться в информационных потоках,
уметь осознанно воспринимать информацию.
Познавательные: связывать воедино и использовать отдельные части полученных знаний.
Коммуникативные: владеть способами совместной деятельности в группе.
Социальные: способность к сотрудничеству, способность критически рассматривать отдельные аспекты новой информации.
|
5. Проработка содержания темы обучающимися (часть 1)
|
15
|
За партой
|
Авторский
|
Цели задачи использования метода:
Цель: Закрепить полученные знания, выявить и устранить непонимание.
Организовать совместные действия с участниками собрания для проработки и закрепления новых знаний
Необходимые материалы:
Ручки или фломастеры, бланки заданий, листы А4, презентация с заданиями
(приложение №5)
Предварительная подготовка:
Приготовить бланки с заданиями на мышление, внимание, мелкую моторику (приложение № 6)
Подробная технология проведения:
Каждый участник получает бланки заданий, фломастеры.
Задания прорабатываются постепенно: сначала внимание, потом мышление и мелкая моторика. Каждое задание объясняется, как делать и его результат. Образцы заполнения показываются в презентации, для визуализации. После выполнения всех заданий даются комментарии и рекомендации участниками собрания.
|
Модератор:
Вашему вниманию была предложена информация о психологической готовности ребенка к обучению в школе. Теперь предлагаю вам закрепить полученную информацию и проработать несколько заданий на внимание, мышление и мелкую моторику…
Перед вами бланки с заданиями. Давайте поработаем с каждым заданием по порядку…
Первое упражнение у нас будет на внимание. Возьмите пожалуйста бланки №1. Ваше задание за 1 мин зачеркнуть все буквы «е» и подчеркнуть букву «к». (для дошкольников берется корректурная проба с фигурками)…
Давайте подсчитаем полученный результат. Как вы думаете что нужно, чтобы развивать у ребенка внимание?.. (показываются образцы заданий на внимание)
Давайте приступим к заданию №2 - мышление. На данном бланке серия заданий: найди лишнее, продолжи ряд и раздели предметы на группы… Время на выполнение 3 мин… Подсчитываем результаты. Как можно развивать мышление у ребенка?.. (показываются образцы заданий на мышление).
Следующее задание №3 – на мелкую моторику. Бланк состоит из заданий: заштрихуй по образцу, нарисуй по точкам и дорисуй рисунок по клеточкам. Время на выполнение 3 мин. Определяем результат. Как можно развивать у ребенка мелкую моторику? (показываются образцы заданий на мелкую моторику).
Как вы думаете полезны ли данные упражнения вам? Чем полезны (не полезны)?
Обсуждения, комментарии по поводу работы с заданиями.
|
Информационные: умение систематизировать и организовывать информацию,
Коммуникативные: владение способами совместной деятельности в группе.
Социальные: способность к сотрудничеству.
|
Ф
А
З
а
3
«Завершение образовательного мероприятия»
|
6. Разминка
|
5
|
Комплимент
|
Заимствованный, но адаптированный
|
Цели задачи использования метода:
Цель: освободить участников от физического, психологического и эмоционального напряжения.
Задачи:
создать позитивный настрой на дальнейшую работу.
обеспечить смену деятельности участников (для снижения усталости).
Предварительная подготовка:
-
Подробная технология проведения:
Участники собрания делятся на две группы (поровну). Первая группа встает в круг лицом ко второй группе. Участники внешнего круга говорят комплементы участникам из внутреннего круга. По хлопку внешний круг сдвигается к следующему участнику. И так до тех пор, пока не встретятся со своей первой парой. Затем круги меняются. Внутренний круг в ответ на комплименты говорит только одну фразу «Да я такая (такой)». По окончании упражнения разбирается, что было легче: говорить комплименты или получать?
|
Модератор:
Уважаемые родители, предлагаю вам сбросить свою усталость. Прошу вас всех встать и выполнить мои указания…
По окончании, участники высказывают свои ощущения.
|
Коммуникативные: владение способами взаимодействия, и навыками самовыражения.
Социальные: способность к сотрудничеству
|
7. Подведение итогов
|
15
|
Четыре Я
|
Заимствованный, но адаптированный
|
Цели задачи использования метода:
Цель: получить эмоциональную и содержательную оценку процесса и результатов обучения в рамках семинара.
Задачи:
дать возможность каждому участнику осмыслить результат своей деятельности в рамках семинара;
организовать взаимную оценку и самооценку деятельности групп;
сосредоточить внимание каждого участника на вопросах (или темах), которые остались для него «открытыми».
Необходимые материалы
Стикеры четыре цветов, ручки или фломастеры,
Предварительная подготовка:
шаблон круга, стикеры четырех цветов с надписями: я узнал…, я научился, я проявил себя…, я смогу применить…
Подробная технология проведения:
Модератор предлагает разместить на круге в соответствующем секторе, стикеры с фразами, которые участники продолжают самостоятельно:
Я узнал… (красный)
Я научился…(зеленый)
Я проявил себя …(желтый)
Я смогу применить …(синий)
Чем ближе к центру размещаются стикеры с надписями, тем сильнее эффект!
|
Модератор:
Уважаемые родители наше родительское собрание подходит к своему завершению. Вам необходимо осмыслить результат своей деятельности, дать самооценку, определить для себя, остались ли у вас вопросы по нашей теме, которые мы сможем обсудить уже на следующем собрании…
А теперь давайте вернемся к нашим «билетам». Подтвердились ли ваши опасения по отношению к сегодняшнему собранию или нет? Получили ли вы от собрания то, что ожидали?...
В завершении собрания модератор благодарит всех за активную работу.
|
Познавательные: умение анализировать, рефлексировать и давать самооценку своей деятельности..
|
Ковалёва Светлана Николаевна
Томбасова Татьяна Николаевна