Консультация для воспитателей «Использование ИКТ технологий при ознакомлении дошкольников с художественной литературой»
Консультация для воспитателей «Использование ИКТ технологий при ознакомлении дошкольников с художественной литературой».
В последнее время в России происходит бурное развитие новых информационных технологий, что накладывает определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. ИКТ — информационно-коммуникационные технологии — уверено входят в жизнь дошкольных учреждений. Большинство современных дошкольников родилось в семьях уже имеющих и использующих компьютер в повседневной жизни. И начав знакомиться с окружающим миром и осваивать его, ребенок встречается с компьютером уже в раннем детстве и воспринимает его как неотъемлемую часть окружающей среды. Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования.
Не все педагоги знают, как правильно использовать информационно – коммуникационные технологии в дошкольном учреждении при развитии и обучении детей. Понимая всю сложность и многогранность этой проблемы, мы можем предположить, что использование компьютерной техники на занятиях с детьми дошкольного возраста при соблюдении методических рекомендаций, разработанных с учетом возрастных и психологических особенностей детей, а также гигиенических норм, поможет подготовить ребенка к жизни в современном информационном обществе. Использование новых непривычных приемов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание и познавательный интерес. Возможности компьютера помогают увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала.
Сегодня ИКТ начинают занимать свою нишу в воспитательно – образовательном процессе дошкольных учреждений, что позволяет:
- Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре.
- В доступной форме: ярко, образно преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно – образному мышлению детей дошкольного возраста.
- Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими.
- Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков, талантов.
Возникает вопрос - как использовать информационно – коммуникационные технологии в процессе ознакомления дошкольников с детской литературой?
Итак, наглядные методы, которые используют при ознакомлении дошкольников с художественной литературой с использованием ИКТ.
Диафильмы – незаслуженно забытый вид искусства. Здесь уместно сказать об интеграции с ОО «Художественно – эстетическое развитие», так как создавали диафильмы мастера – художники высочайшего класса. По некоторым художественным произведениям создано несколько диафильмов в авторстве разных художников, поэтому детям можно представить диафильмы с точки зрения изобразительного искусства. Диафильмы сегодня-это не маленький светлый экранчик, мультимедийные технологии позволяют вывести картинку на большой экран, где ребенок сможет рассмотреть картинку детально. Некоторые диафильмы, отредактированы и озвучены. Приоритетом диафильмов являются большие, высокохудожественные иллюстрации практически на каждую строчку произведения. Педагог сам управляет процессом, читая текст, дает образец выразительности речи, при необходимости может остановиться на любом слайде, обсудить непонятное слово, рассмотреть подробности сюжета.
Мультфильмы – всеми любимый вид искусства. Однако, оговорюсь сразу, в работе лучше использовать только мультфильмы русские, советского периода. Так как они более нравственные, высокохудожественные. При чтении некоторых программных произведений к примеру «Рассеяный», «Дядя Степа» и другие, можно столкнуться с тем, что не все явления описанные в произведении дети понимают и воспринимают в виду малого жизненного опыта, слова встречаются вроде не архаичные, но окружение маленького города, в котором мы живем не позволяет получить им этот жизненный опыт. А посмотрев мультфильм после прочтения произведения дети понимают не только смысл, но и юмор произведения. И уже сами использовуют в быту название «рассеянный с улицы бассейной» уже в качестве нарицательного имени в адрес неряшливого ребенка. Мультфильмы по сказкам –это просто сказки, от которых сам получаешь удовольствие, а дети с помощью зрительного образа лучше понимают характер героя, запоминают сюжет. Хочется обратить особое внимание, что не стоит подменять чтение художественной литературы просмотром мультфильмов, а только дополнять. Важно не забывать про книгу, как источник увлекательных знаний. Общаясь с художественной литературой, ребенок – дошкольник обогащается духовно. Важно не допускать конкуренции. Каждый метод по – своему хорош. Мы за использование информационно – коммуникационных технологий в педагогическом процессе дошкольных учреждений, но при этом и не стоит забывать о роли самой детской литературы во всестороннем развитии личности ребенка. Чтение – первично, мультфильм – второстепенен. Особо стоит уделить внимание чтению авторских больших произведений. Чтение длительное (вчера, сегодня, завтра) опыт показывает: кому дома читают книги, те детки с нетерпением ждут продолжения, но как заинтересовать остальных? И тут мультфильмы являются помощниками. Мультфильмы снятые по сказкам «Волшебник изумрудного города», «Домовенок Кузька», «Незнайка в солнечном городе» разбиты на небольшие серии, и прочитав одну –две главы можно закрепить посмотрев одну серию, при этом не нарушая санитарных норм просмотра мультфильмов.
Мультимедийные презентации – удобный и эффектный способ представления информации с помощью интерактивных дидактических игр. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение. т. е. те факторы, которые могут долго удерживать внимание ребенка. Каждый дошкольник обладает рядом психологических особенностей: наглядно-образное мышление, непроизвольное внимание к яркому и динамичному, переключаемость от игровой деятельности к учебной, эмоциональная подвижность. Всё это создаёт благоприятные условия для включения мультимедийных технологий в образовательный процесс с использованием художественных произведений.
Как правило, презентация может оказаться своеобразным планом занятия, его логической структурой, т.е. может использоваться на любом этапе: знакомство с новым произведением, анализ содержания, контроль знаний, речевое развитие. Презентация дает возможность воспитателю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению занятия.
Мультимедийные технологии применяются для усиления наглядности, для более доступного объяснения сложного нового материала. При объяснении воспитатель может с помощью гиперссылки перейти к детализации информации, где использованная анимация может «оживить» процесс. Можно достичь максимального обучающего эффекта занятия, если он представлен цельным и завершающим продуктом, а не просто набором слайдов.
Несомненно, против использования презентаций выдвигаются вполне обоснованные аргументы. Но, если ответственно подходить к созданию презентаций, то многих проблем можно избежать, а преимущества выгодно использовать.
Преимущества дает презентация для занятия по ознакомлению с художественной литературой в детском саду:
- обеспечение наглядности, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.
- показ фотографий, рисунков, и быстрота, удобство их воспроизведения.
- проигрывание аудиофайлов (например, фрагментов произведений при проведении викторины).
- возможность проследить с помощью заголовков на каждом слайде за ходом изложения материала.
- осуществление интеграции межпредметных связей.
- экономия времени для читательской деятельности на занятии и для использования других педагогических технологий.
- соблюдение принципов здоровьесберегающих технологий: возможность организации смены видов деятельности, проведения физкультминуток и т.д.
К сожаленью, нужно отметить и ряд недостатков, которые присутствуют на занятиях по чтению художественного произведения, и которые необходимо искоренять:
- Слишком быстрый темп смены слайдов.
- Мелкий нечитаемый шрифт.
- Обилие анимации и слайдов, перегруженных рисунками.
Тем не менее, мультимедийная презентация - это наглядность, быстрота, удобство, привлекательность для детей, поддержка эмоционального настроя, облегчающая восприятие и запоминание представленного материала, возможность акцентировать внимание на важных моментах занятия.
Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Воспитателю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Дошкольники имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
Мультимедийное сопровождение на занятиях позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельности, при котором ребёнок становится активным субъектом обучения.
Опираясь на различные методические приемы разработаны интерактивные дидактические игры по ознакомлению детей с художественной иллюстрацией.
1)«Угадай художника-иллюстратора»
2) «Вспомни название сказки по иллюстрации»
3) «Назовите сказки, в которых главным героем была лиса»
4) «Кто за кем появлялся?» (сказка «Репка»)
5) «Музыкальные загадки»
6) «Из какой сказки предмет?»
7) «Какая иллюстрация лишняя?»
8) «Узнай героя»
9) «Угадай по описанию»
10) Кому принадлежат эти слова из сказки?»
11) Что после чего случается?» и др.
Об эффективности говорят следующие позитивные факторы:
Дети лучше воспринимают изучаемый материал за счет того, что презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, не умеющим читать и писать.
У воспитанников повышается мотивация к работе за счет привлекательности
компьютера и мультимедийных эффектов. (Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей.)
Полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче
восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения.
Презентации для заучивания стихотворений. Издательство «Экзамен» создает интерактивные программы с использованием мнемотехники. Использование мнемотехники помогает развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение; способствует овладению всеми компонентами речевой системы, увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей.
Как любая технология, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов (1 карточка с 1 рисунком-символом), последовательно переходить к мнемодорожкам (вид мнемосхем, которые выстраиваются в линию), и позже – к мнемотаблицам (таблица, в которую заложена определенная информация). Так как происходит воздействие не только на слух, но и на зрительный анализатор, дети ярче и четче чувствуют настроение стихотворения, быстрее запоминают его содержание, и легче передают интонации. Что достаточно сложно добиться во время обычного заучивания стихотворений.
Необходимо помнить, средства ИКТ должны включатся в образовательный процесс в качестве «поддерживающих средств», в рамках традиционных методов системы обучения и воспитания. Звук, движение, цвет на экране это те факторы, которые наиболее долго удерживает внимание ребенка, делают процесс обучения более осознанным. Интерактивная компьютерная игра – не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованная познавательная деятельность. В такой игре дети учатся узнавать новое, понимать себя и других и приобретают собственный опыт.
Использование ИКТ в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей, тем самым является актуальным способом приобщения детей к художественной литературе.
Таким образом, необходимо отметить, что внедрение ИКТ – технологий приносят положительные результаты. При соблюдении санитарно – гигиенических правил не представляют угрозы здоровью детей дошкольного возраста.