12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кравченко Галина Петровна270
Россия, Краснодарский край, Станица Батуринская
Материал размещён в группе «Дошкольники»
6

Консультация учеников «Стихи, как средство ознакомления детей с родной природой. Консультация для воспитателей»

Стихи, как средство ознакомления детей с родной природой.

Консультация для воспитателей.

Воспитатель Кравченко Г. П.

Ребёнок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому, испытывает радость от общения с природой, с поэтическим образом её в сказках, потешках, стихотворениях. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках.

Научить детей любить природу, видеть красоту, необычность окружающего мира помогает художественная литература. Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное, эстетическое развитие ребёнка. Писатели, через свои произведения, используя художественные средства (метафору, олицетворение, сравнение, эпитет …), например, «птичка - невеличка», «чародейкою зимою», «мороз – воевода», «красавица весна», прививают детям чувство прекрасного, чувство гордости за родную землю.

Восприятие природных явлений помогает лучшему пониманию произведений художественной литературы о природе, а рассказы, стихотворения, потешки на аналогичную тему обогащают знаниями, развивают эмоциональные переживания, эстетический вкус, способствуют воспитанию добрых чувств, бережного отношения ко всему живому.

Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий. Поэзия расширяет представления об окружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Чтение поэтических произведений о природе развивает эмоциональность, образность детской речи. Дети начинают использовать в своих высказываниях и рассказах отрывки из прочитанного. Например: «Это платье золотое у берёзы на плечах», «Ходят тучи, тучи тёмные», «Мороз и солнце день чудесный» и так далее.

Любовь, бережное отношение к природе будут сформированы в том случае, если ребёнок, воспринимая красоту окружающей природы, эмоционально откликается на неё, а знакомясь с поэтическими образами, сопоставляет их с действительностью, активно наблюдает за природой, замечает изменения, происходящие в ней, и передаёт их в различных видах художественно – речевой деятельности, воплощает явления природы в творчестве, используя выразительные средства художественного слова.

Конечно же, нужен тщательный отбор художественного материала. Чувства ребёнка пробуждаются и обостряются сильными, эмоциональными переживаниями. В связи с этим очень важно отбирать для чтения и заучивания наизусть высокохудожественные произведения, в образах которых наблюдаемые в действительности явления природы раскрываются, как бы с новых сторон, открывают новое содержание, эмоционально закрепляют увиденное.

Детей затрагивает поэзия, близкая к тому, что их окружает. Поэтому для чтения и заучивания наизусть нужно отбирать стихи, которые связаны с окружающей ребёнка природой и конечно, в соответствии с временами года.

Стихи о природе раскрывают, в поэтическом образе то, что остаётся ребёнком незамеченным при наблюдении. Они воздействуют на чувства, воображение, развивают и закрепляют умение вслушиваться в поэтическую речь, обогащают речь ребёнка. Поэтический образ открывает ребёнку удивительный, прекрасный и многообразный мир.

Знакомя детей со стихами о временах года, воспитатель обращает внимание на то, как разнообразно передаётся поэтами образ весны, осени, зимы, лета. Чувство восхищения красотой, поэтичностью родной природы вызывает у нас стихотворение А. С. Пушкина « Зимнее утро» («Под голубыми небесами, великолепными коврами, блестя, на солнце снег лежит»). Праздничное, радостное чувство мы испытываем, читая стихотворение И. Бунина «Листопад» («Лес, точно терем расписной: лиловый, золотой, багряный»); и, наоборот, задумчивое, грустное – при чтении стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало». Важно помочь ребёнку почувствовать и понять настроение, переданное автором, сохранить при исполнении стихов основную авторскую тональность. Так, читая «Сельскую песню» А. Плещеева («Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит»), с помощью интонации воспитатель передаёт радость прихода весны, появление зеленеющей травки, блеска солнышка, возвращение ласточек из тёплых краёв. При чтении стихотворения С. Есенина «Поёт зима - аукает» интонацией подчёркивается тревога. Волнение за зимующих птиц («Воробушки игривые, как детки сиротливые, прижались у окна»).

При подборе стихов также нужно учитывать возрастные особенности детей. Дети должны понимать текст, поэтому в содержании текста должны быть определённые предметы или явления, яркие впечатления, бывшие в опыте ребёнка.

Для детей младшего возраста текстовое звучание должно быть близко к фольклору, детей нужно знакомить с произведениями, в которых описываются знакомые детям предметы, явления и объекты природы. Например: «Ветер, ветер, ты могуч» А. С. Пушкин, «Яблоко» Я. Аким, «Как на горке снег, снег» И. Токмакова, «О чём поют воробушки» В. Берестов.

Знакомство со стихами в этом возрасте должно проходить в форме яркого общения, с использованием игровых приёмов, игрушек, картинок, красочных пособий.

Во время наблюдений в природе, читать стихи о конкретном объекте или явлении. Например: в ветреную погоду обращаться к ветру «Ветер, ветер, ты могуч…» А. С. Пушкин;

Во время листопада «Падают, падают листья –

В нашем саду листопад…

Жёлтые, красные листья

По ветру вьются, летят» М. Ивенсен ;

Идёт снег «Белый снег пушистый в воздухе кружиться»

И. Суриков.

Так ненавязчиво ребята знакомятся со стихами русских и советских поэтов и с явлениями и объектами природы.

Дети старшего возраста, наблюдая различные природные явления в естественных условиях, приобретают знания, у них развивается восприятие разнообразных красок и звуков родной природы.

Многократные наблюдения за состоянием осенней природы и погоды, помогают детям проникнуть в эмоциональный настрой стихов русских поэтов, понять их образные выражения «в багрец и золото одетые леса» А. С. Пушкин, «все деревья блистают в разноцветном узоре» К. Бальмонт, «берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой» И. Бунин.

Зимой, когда ребята любуются зимними пейзажами, обращать внимание на неподвижность, скованность природы, погружённость её в сон. И, конечно же, читать детям стихи русских поэтов о зиме: «Зимний вечер», «Зимнее утро» А. С. Пушкина, «Пороша», «Белая берёза» С. Есенина, «Зима» И. Сурикова и другие. Благодаря этим стихам дети начинают понимать образные выражения поэтов «великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит», « клоками повисла на суках дубов» , «пухлой пеленою» А. С. Пушкин; «заколдован невидимкой», «белой бахромой» С. Есенин и так далее.

Ранней весной обращаем внимание детей на пробуждение всего живого от зимнего сна – набухание почек, появление первых, быстро зеленеющих травинок «травка зеленеет» (А. Плещеев), подснежников «голубенький чистый подснежник цветок» (А. Майков). Дети наблюдают за появившимися серебристыми серёжками ольхи , ивы («на иве распустились почки, берёза слабые листочки раскрыла» К. Бальмонт). Любуясь природой, дети вместе с воспитателем вспоминают её поэтические образы, запечатлённые в произведениях русских поэтов. «Засвищут скоро соловьи, и лес оденется листвою» А. Плещеев; «Ещё прозрачные леса как будто пухом зеленеют» А. С. Пушкин. Замечают щебетание птиц («зачирикал воробей веселей на крыше»), прислушивается к разноголосию звуков.

Образы поэтических произведений, будят детскую фантазию, развивают творческое воображение. Поэтому нужно стремиться развивать у детей способность воспринимать поэтическое слово и воплощать его в изобразительной деятельности. Лирические стихи русских поэтов активизируют впечатления детей, полученные во время наблюдений в природе. Под влиянием выразительно, прочитанного стихотворения, дети заново испытывают чувства, возникающие у них при непосредственном контакте с природой, побуждая детей изображать пейзажи, используя например, пушкинские строки «Ветер, ветер, ты могуч», «Унылая пора! Очей очарованье», «Идёт волшебница зима».

Воспитывая на художественных образах любовь к природе, мы вместе с тем прививаем любовь к Родине, в том числе и к малой Родине, родному краю, родной станице. Для этого используем стихи наших кубанских детских поэтов В. Нестеренко, В. Бардадым, Т. Голуб. Они знакомят с явлениями, объектами природы, которые непосредственно окружают ребёнка с рождения.

Для закрепления представлений об особенностях разных времён года, их признаках можно провести дидактические игры «О каком времени года говорится в стихотворении?», «О какой картинке это стихотворение?»

Таким образом, умелое сочетание поэтического слова с непосредственными наблюдениями и деятельностью детей в природе помогают воспитывать у детей внимание и интерес к окружающей их природе, создают основу для глубокого понимания ими родной природы и любви к ней.

Опубликовано в группе «Дошкольники»


Комментарии (2)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.