Консультация для воспитателей «Обогащение словаря детей через ознакомление с окружающим миром»
Консультация для воспитателей
Подготовила воспитатель: Быстрова В.В.
2016 год
В дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть таким словарём, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.
В психологии содержание слова определяется как обобщение или понятие. Поэтому процесс овладения словарем тесно связан с овладением понятиями и в связи с этим имеет специфические особенности.
Содержание словаря детей. В силу наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления ребенок овладевает прежде всего названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко.
Постепенное овладение значением, смысловым содержанием слова. (По началу ребёнок относит слово к определённому предмету или явлению. По мере того как дошкольник осваивает окружающую действительность – предметы, явления (особенности, свойства, качеств), он начинает их обобщать по тем или иным признакам.)
Словарь ребёнка значительно меньше по объёму словаря взрослого, так как опыт познания ребёнка и, следовательно, объём накопленных сведений об окружающем значительно уступает объёму знаний взрослого человека.
Эти особенности в развитии словаря позволяют определить задачи словарной работы с детьми дошкольного возраста в детском саду:
Обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения.
Обеспечить освоение социально закреплённого содержания слов. Решение этой задачи предполагает:
Активизация словаря, т. е. не только знание слов, но и введение их в практику общения.
-
Овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям;
Освоение обобщающего значения слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;
Проникновение в образный строй речи и умение пользоваться им.
Особенности словаря детей и задачи словарной работы определяют принципы, на которых строится программа и методика словарной работы в детском саду.
Сравнительный анализ программных задач по обогащению словаря через ознакомление с окружающим и с природой.
2-я ранняя группа
Расширение ориентировки в окружающей среде. Формирование умения свободно ориентироваться в группе (приемной, спальне). Знакомство с назначением помещений группы, с местами хранения личных вещей, местом ребёнка за столом. Знакомство с дорогой от дома до детской площадки.
Развитие понимания речи. Расширение понимаемых слов: названия часто употребляемых предметов обихода (мыло, носовой платок, расчёска и т.п.), простейших бытовых действий (раздеваться, умываться и др.), названий частей тела.
Развитие активной речи. Развитие умения произносить простые по звуковому составу слова, фразы, состоящие из 2-х к концу года 3-х слов.
Возрастная группа |
Предметное и социальное окружение |
Ознакомление с природой |
1-я младшая |
Продолжать знакомить с названиями предметов ближ. окружения: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель. Формировать умения называть цвет, величину предметов, материал (бумага, дерево, ткань, глина), сравнивать знакомые предметы (шапки, варежки, обувь и т. п.), подбирать предметы по тождеству (найди такой же, подбери пару). Знакомство с транспортными средствами ближ. окружения. |
Узнавать и называть домашних животных (3-4 вида) и их детёнышей, диких (2-3 вида) Различать овощи и фрукты (по 2-3 вида). Сезонные наблюдения Осень. Похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья, созревают овощи и фрукты. Зима. Стало холодно, идут снег, лёд, скользко, можно упасть. Весна. Потеплело, тает снег; появились лужи, травка, насекомые; набухли почки. Лето. Яркое солнце, жарко. |
Средняя |
Создание условий для расширения представлений об окружающем мире. Развитие умения сравнивать и группировать предметы по цвету, форме, величине, весу. Объяснение целесообразности изготовления предмета из определённого материала (корпус машин из металла, шины – из резины и т. п.) Расширение знаний об общественном транспорте (автобус, поезд, самолёт, теплоход). Формирование первичных представлений о школе. Продолжение знакомства с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком, вернисажем). Формирование элементарных представлений о жизни и особенностях труда в городе и в сельской местности. Расширение представлений о профессиях. Знакомство с деньгами. Формирование э. представлений об изменении видов человеческого труда и быта на примере истории игрушки и предметов обихода.
|
+Знакомство с представителями класса пресмыкающихся (2-3) +Грибы (3-4) Закрепление знаний о комнатных растениях (4-5); знакомство со способами ухода за ними. Знакомить со свойствами песка, глины и камня. Наблюдение за птицами (4-5), подкармливание их зимой. Расширение представлений об условиях для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.). Рассказы об охране растений и животных. Сезонные наблюдения Осень. + формирование умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы ( похолодало – исчезли насекомые, отцвели цветы и т.д.). Побуждение к участию в сборе семян. Зима. + Сравнивать осенний и зимний пейзажи. Рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу. Расширение представлений о том, что в мороз вода превращается в лёд, сосульки, лёд и снег в тёплом помещении тают. Весна. +Развитие умения узнавать и называть время года, выделять признаки весны. Рассказать о том, что весной зацветают мн. комнатные растения. Формировать представления о работах в саду и в огороде. Лето. +Расширение представлений о летних изменениях в природе. Закреплять знания о том, что созревают многие фрукты, овощи ягоды и грибы; у животных подрастают детеныши. |
Старшая |
Обогащение представлений детей о мире предметов. Рассказы о предметах, облегчающий труд человека в быту (кофемолка, миксер, мясорубка и др.), создающих комфорт (бра, картины, ковёр и т.п. ). Развитие умения классифицировать предметы по материалу (посуда – фарфоровая, стеклянная, керамическая, пластмассовая). Рассказы о том, что любая вещь создана трудом многих людей («Откуда «пришёл» стол?, «Как получилась книжка?» и т. п.) Расширение представлений об уч. заведениях (дет. сад, школа, колледж, вуз), о сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство, сельское хозяйство). Продолжение знакомства с деньгами, их функциями, бюджетом и возможностями семьи. Фор-е э. п. об истории человечества (Древний мир, Средние века, современное общество) через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), реконструкция образа жизни людей разных времён (одежда, утварь, традиции и др.). |
Знакомство с понятиями «лес», «луг» и «сад». Продолжение знакомства с комнатными растениями. Рассказы о способах вегетативного размножения растений. Расширение представлений о домашних животных, их зависимости от человека; о диких (где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке. Знакомство с многообразием родной природы; с растениями и животными различных климатических зон. Формирование пред-й о том, как человек использует в своей жизни воду, песок, глину, камни; о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её. Сезонные наблюдения. Осень. + Закрепление представлений о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека. Зима. + Обогащение знаний об особенностях зимней природы, особенностях деятельности людей в городе, на селе. Весна. + Расширение знаний о весенних изменениях в природе (Разливаются реки, прилетают птицы, трава и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени. Наблюдение за гнездованием птиц. Лето. +Обогащение представлений детей о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений (природа «расцветает», много ягод, фруктов, овощей; много корма для зверей, птиц и их детёнышей) Рассказы о съедобных и несъедобных грибах |
Подготовительная |
Формирование представлений о предметах, облегчающий труд людей на производстве. Углубление пред-й о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов. Обогащение представлений о видах транспорта (Наземный, подземный, воздушный, водный). Расширение осведомлённости детей в сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство и сфера услуг, сельское хозяйство). Формирование э.з. о специфике школы, колледжа, вуза. Расширение представлений об элементах экономики (деньги, их история, значение для общества, бюджет семьи, разные уровни обеспеченности людей, благотворительность). Формирование элементарных представлений об эволюции Земли (возникновение, эволюция животного и растительного мира, месте человека в природном и социальном мире, происхождении и биологической обоснованности различных рас). |
Расширение и уточнение представлений детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса. Знакомство со способами вегетативного размножения растений (черенками, листьями, усами). Знакомство с лекарственными растениями (2-3). Расширение и систематизация знаний о животных, насекомых и птицах. Знакомство с их особенностями (муравьи, пчёлы, осы живут большими семьями; защита от врагов – уж отпугивает шипением; насекомые различаются по способу передвижения) Наблюдение таких явлений природы, как иней, град, туман, дождь. Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи в природе (если исчезнут насекомые, то не будет и растений). Закреплять умение правильно вести себя в природе. Сезонные наблюдения. Осень. + Наблюдение за обрезкой кустарников, объяснение для чего это делают. Высаживание садовых растений в горшки. Зима. + Рассказы детям о том, что 22 декабря – самый короткий день в году. Весна. + Знакомство с термометром. Замечать изменения в уголке природы (ком. растения дают новые листочки, зацветают). Пересаживать к. растения. Знакомство с народными приметами: «Длинные сосульки – к долгой весне» и т. д. Лето. +Знакомство с народными приметами «Вечером комары летают густым роем – быть теплу», «Радуга стоит долго – к ненастью, исчезает быстро – быть теплу». 22 июня день летнего солнце стояния. |
Картотека игр и упражнений
«Кто пришёл?»
«Чего не стало?»
«Чей малыш?»
«Чья мама?»
«Кто что ест?»
«Кто клюёт, а кто лакает?»
«Узнай и назови»
«Найди и назови»
«Кто с кем сидит?» (справа, слева, рядом)
«Узнай по вкусу»
«Чудесный мешочек»
«Зачем нужен этот предмет»
«Кто на чём в гости поедет»
«Как ещё можно сказать?»
(идут-шагают , двигаются, плетуться)
«Скажи наоборот»
«Что делает» (напр. Ветер)
«Какие бывают?»
«Узнай по определению»
(тёмный, дремучий – лес)
«Кто скажет точнее?»
«Кто заметит больше?»
(качеств, признаков, деталей)
«Кто скажет иначе» (синонимы)
С мячом «Яблоко какое?», «Работает на стройке, но не маляр»
«Отгадай по описанию»
«Придумай загадку»
«Назови одним словом»
«Ничего не забудь» (головные уборы это…)
«Каждую картинку на своё место» (группировка, классификация)
«Похожи – не похожи» (апельсин-лимон, корова-лошадь, берёза-дуб)