12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72112
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи
Материал размещён в группе «Воспитатель-работа по ФГОС.»
4

Выступление «Ознакомление дошкольников с художественной литературой через знакомство с авторами и жанрами»

Опыт работы воспитателя МДОКУ ЦРР – д/с «Солнышко»

пгт Стрижи Оричевского района Кировской области

Пермяковой Любови Владимировны

Тьютор: Панагушина Е.А.

 

Ознакомление дошкольников с художественной литературой через знакомство с авторами и жанрами.

Приобщение дошкольников к литературе – одно из приоритетных направлений современного образования.

Что мы наблюдаем в современном мире? Всё больше времени и внимания уделяется телевидению и компьютеру, а чтение отходит на второй… да и, пожалуй, даже на более дальний план. Снижается статус литературы, происходит резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей, замедленное вхождение в книжную культуру. Теряется самоценность детства, исчезает потребность в художественном слове как средстве общения с детьми, снижается интерес к чтению. А ведь не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Чтение развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.

Особенно велико значение книги в период интенсивного становления личности – в детские годы. Книга, прочитанная в детстве, нередко оставляет неизгладимый след в душе, запоминается на всю жизнь. Чем раньше ребёнок возьмёт в руки книгу, тем больше навыков читателя приобретёт.

Проблемы воспитания дошкольников средствами художественной литературы рассматривались в ряде исследований Н.С.Карпинской, Р.И.Жуковской. Педагогическое наследие К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого в отечественной педагогике имеет богатые традиции: показывает пути совершенствования руководства детским чтением.

Очевидно, что в решении вопросов литературного образования существенную роль играет деятельность ДОУ по приобщению детей к литературе, поскольку процесс формирования читателя в ребёнке начинается в дошкольном возрасте совместными усилиями педагогов и родителей. Не случайно в ФГОС чтение художественной литературы выделено в образовательной области по речевому развитию, содержание которой «должно быть направлено на достижение основной цели: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг…».

Я сама очень люблю читать. Поэтому решила привить эту любовь к чтению и своим воспитанникам.

Цель, которую я поставила перед собой – это воспитание у дошкольников интереса и потребности к чтению.

Мне предстояло решить следующие задачи:

-познакомить детей с разными жанрами художественной литературы, их авторами;

-учить бережно обращаться с книгами;

-развивать речь детей.

Начала работу с малышами. Большую помощь мне оказала книга З.А.Гриценко «Ты детям сказку расскажи». В ней автор рекомендует знакомить детей с элементами биографий авторов с 4 лет. Но, конечно, такой материал сложноват для восприятия малышей. Поэтому я начала знакомить детей с авторами через их произведения и рассматривание портрета писателя. Помещала информацию в книжный уголок. Начинала с близких малышам авторов: А.Барто, К.Чуковского, С.Маршака и постепенно дополняла и усложняла подбор в соответствии с возрастом детей. Мы рассматривали портрет, иллюстрации к произведению, читали произведение, беседовали, драматизировали и инсценировали по выбору. С младшей группы подбирала фонотеку. Произведения слушали и в аудиозаписи.

Проводили вечера поэзии. Например, когда знакомились с А.Барто, я каждому из детей дала выучить стихотворение домой в соответствии с возможностями ребёнка. Учили не только знакомые стихи, но и малознакомые: «Смешной цветок», «Воробей», «Фонарик», «Ути-ути» и др. На вечере поэзии ребята читали эти стихи. Подключались и малоактивные и неуверенные дети. На вечерах поэзии звучали стихи о природе, временах года, животных, растениях, весёлые стихи, потешки и песенки. На таких вечерах дети не только слушали, но и сами участвовали. Использовала приём «Расскажи стихи руками», учились выразительно рассказывать. Такую работу я проводила в младшей и средней группах. Продолжала её и со старшими дошкольниками.

В старшей группе часто читали, беседовали о разных произведениях, повторяли правила пользования книгой. Эти правила поместили в книжный уголок. В журнале «Коллекция идей» я нашла распечатки настольного театра. Собрала подшивку этих журналов и мы вместе с детьми вырезали и мастерили сказки, которые там представлены. Очень хорошо с помощью этого театра закреплять умение пересказывать, вести диалог.

Продолжала работу и по знакомству с писателями. Мы стали устраивать в группе выставки книг разных авторов. Дети с удовольствием приносили книги из дома. Так кроме авторских выставок, были оформлены выставки книг по временам года, энциклопедий, сказок, «Моя любимая книга», о животных, новогодних книг.

В старшей группе я начала знакомить детей с элементами биографии авторов. Кому нужна биография? И ребёнку, и взрослому! Младшего настраивает на восприятие текста, старшему даёт возможность глубже понять его, правильно прочесть, придать нужную эмоциональную окраску. Не нужно знакомить дошкольника с полной биографией, и тем более рассуждать с ними об особенностях творческого пути автора. Я выбирала наиболее интересные и доступные для понимания детей сведения. Особенно из детства автора. В книжный уголок кроме портрета автора помещала. например, его детскую фотографию, портрет в семейном окружении. Если автор писал о природе, то на фоне леса. Или его рисунки, рукописи.

Продолжала эту работу и в подготовительной группе. Весь материал старалась преподносить детям в доступной форме. Фотографии, портреты, иллюстрации помещала в уголке для доступного рассматривания детьми. Помещала короткие тексты и надписи, которые ребята могли прочитать сами. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой рассказывала детям интересные факты из жизни авторов различных произведений.

Вот некоторые из них:

-А.Барто и С.Михалков награждены «орденом Улыбки», который присуждается за особые заслуги людям, приносящим радость детям. Имя А.Барто присвоено одной из малых планет.

М.М.Пришвин – был влюблён в природу, восхищался её величием и красотой. Он изучал повадки животных и умел очень увлекательно и по-доброму писать об этом.

-В.Г.Сутеев – писатель и режиссёр мультфильмов. Он обладал удивительным даром: владел обеими руками одновременно: мог левой рукой писать, а правой в это же время – рисовать.

В.В.Бианки – большинство своих произведений посвятил лесу, который он хорошо знал. Его «сказки-несказки» содержат массу достоверного и правдивого материала о природе, учат понимать её язык.

-К.Паустовский. Его именем назван теплоход в Крыму и присвоено имя одной из малых планет.

Н.Носов. Он очень любил шляпы с детства. У него их было много. На многих фотографиях он в шляпе. И его любимый герой Незнайка тоже в шляпе.

-Е.Чарушин – наш земляк. Мир животных посреди первозданной природы – его родина. Он всю жизнь рассказывал о ней и рисовал этот удивительный мир, пытаясь сохранить и передать его душу детям. За работу – иллюстрации к книге «детки в клетке» получил Золотую медаль на международной выставке детских книг в Германии.

-Г.Х.Андерсен – еще в детстве проявлял в склонность к сочинительству, любил устраивать домашние спектакли.

Для занятий использовала материалы из книги О.С.Ушаковой и Н.В.Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой»

Моим воспитанникам очень нравилось раскрашивать. Я стала использовать распечатки из интернета по знакомым произведениям.

На протяжении нескольких лет воспитанники подготовительных групп посещают библиотеку семейного чтения. Здесь проходят встречи в детском клубе «Узнай-ка». Дети закрепляют знания, полученные на занятиях по ознакомлению с художественной литературой. Встречи проходят в форме бесед, викторин, игр, дети с удовольствием смотрят отрывки из мультфильмов по литературным произведениям, рассматривают книги, представленные на организованных по темам выставках.

Моя работа была бы не полной без участия родителей. Родители участвует в выборе стихов и заучивают их с детьми дома для вечеров поэзии. Приносят книги для выставок. Я провела родительское собрание «О пользе чтения», вручила родителям памятки, провела анкетирование «Как обращается ваш ребёнок с книгой», консультацию «Что и как читать детям». В информационный уголок помещала материал «Как учить стихи дома», «Читаем и рассказываем сказки», «Книга как средство знакомства с природой», «О воспитании в стихах».

Все эти формы работы с детьми расширяют непосредственно-личностное ощущение художественного материала, приближают нас к создателям и значит, парадоксальным образом что-то важное объясняют нам в самих книжках, создавшихся вот такими (а неизвестно какими) людьми.

Итогом моей работы было то, что дети научились бережно обращаться с книгой. Когда ребята брали книгу в руки, всегда обращали внимание на автора, спрашивали, кто её написал. Даже если дети не запомнят всех авторов, они у них на слуху и в памяти. Начинаешь рассказывать – вспоминают. Всегда очень ждали встречи с новой книгой или новым произведением, каким-то произведениям отдавали предпочтение. Почти все дети в группе научились читать, многие записались в библиотеку и регулярно её посещают. Ну и, конечно, любят читать и слушать книги. На выпускном вечере мои воспитанники очень обрадовались подаркам – книгам-энциклопедиям. И в наши дни актуальна пословица «Книга – лучший подарок».

Авторы программы «Радуга» в разделе «Приобщение ребёнка к книге» пишут: «Если ваши дети не смогут прожить без книги – это значит, что вы решили поставленные перед вами задачи и приобщили детей к литературе».

Сейчас у меня снова малыши. Эту работу я буду продолжать и с ними. И надеюсь, что решу поставленные передо мной задачи и с этими ребятишками.

Тему своей работы я дополнила задачами экологического воспитания дошкольников посредством ознакомления с художественной литературой. Мы много наблюдаем в природе и при этом я очень часто использую художественное слово. С детьми постоянно читаем о природе рассказы, сказки, стихи, загадки, потешки… Рассматриваем иллюстрации и беседуем по ним. Учим стихи о временах года, явлениях природы, животных, растениях, окружающем мире, бережном отношении к природе.

 

Опубликовано в группе «Воспитатель-работа по ФГОС.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.