Консультация «Физическая культура в детском саду»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ДЕТСКОМ САДУ
Физическая культура в детском саду – это важная составляющая общего развития ребенка в детском учреждении. Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, активным и жизнерадостным. Чтобы ребенок всегда был таким, основы нужно заложить с самого раннего детства. Именно поэтому в детском саду большое внимание уделяется развитию мышц детей, их ловкости, силы и выносливости.
Среди основных средств правильного физического воспитания маленьких ребят можно выделить: правильное (здоровое) питание, выработку привычек к личной гигиене, прогулки на свежем воздухе, правильно организованный режим дня, хороший сон, создание условий для творчества ребенка, ну и, конечно же, физическую культуру.
Физкультурно-оздоровительной работе в детском саду уделяется повышенное внимание, потому что значительная часть детей имеет проблемы со здоровьем, а очень многих малышей можно отнести к категории часто болеющих.
Как известно, регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. Кроме того, дети, в отличие от взрослых, очень подвижны и активны, поэтому им просто необходимо периодически «выпускать пар», а для этой цели, как и для совершенствования координации движений, физкультура подходит, как ничто другое.
Физкультурная форма для детского сада
У ребенка обязательно должна быть специальная форма для занятий физкультурой – это, в первую очередь, вопрос гигиены. Отлично подойдут шорты и футболка из несинтетических, дышащих материалов. На ноги можно одеть чешки.
У каждой группы может быть физкультурная форма определенного цвета и даже собственная эмблема. Это вырабатывает у малышей командный дух при проведении эстафет и спортивных праздников. Если в вашей группе этого нет, то вы всегда можете вынести этот вопрос на родительское собрание и решить все вместе, нужно это именно вашим детям или нет.
Физическое развитие детей нужно продолжать и за пределами детского сада. Утренняя гимнастика по выходным дома и подвижные игры на прогулке, безусловно, пойдут на пользу малышу.
Использование средств физической культуры в оздоровительных целях формирует у детей жизненно важные двигательные умения и навыки; знания в области гигиены, медицины и физической культуры, способствующие укреплению здоровья детей.
МАССАЖ
Массаж является важным средством физической культуры, он способствует расширению капилляров кожи, ускоряет циркуляцию крови и лимфы, усиливает функции потовых и сальных желез, что положительно влияет на обмен веществ. Кроме того, улучшается подвижность связочного аппарата. Очень приятен детям. Вызывает у них бодрое настроение, побуждает к активности. Существует несколько приемов массажа: поглаживание, растирание, разминание и поколачивание.
Поглаживание выполняют только при массаже кожи. Это легкий поверхностный прием, при котором кисть руки, плотно прилегая к телу, скользит медленно, ритмично, всегда по ходу тока лимфы.
Растирание проводится энергично, со значительным давлением на массируемые ткани. Причем кожа вместе с глубоко лежащими тканями растирается в различных направлениях, необязательно по направлению тока лимфы.
Разминание является основным приемом во всех видах массажа. Осуществляется короткими движениями рук, но с большим, чем при растирании, давлении. Поколачивание выполняется как двумя, так и одной рукой. В ряде случаев оно выполняется подушечками одного или четырех пальцев.
1. Все массажные приемы выполнять по ходу тока лимфы, по направлению к ближайшим лимфатическим узлам; лимфатические узлы массировать нельзя.
2. Массажные приемы не должны вызывать болевых ощущений.
3. При выполнении любого приема необходимо соблюдать определенный ритм, темп движений и силу давления.
4. Перед проведением массажа мыть руки теплой водой и вытирать насухо, ногти должны быть коротко острижены.
5. Во время массажа внимательно следить за детьми, всегда быть с ними приветливыми; разговаривать, улыбаться, обязательно хвалить их.
6. Массаж проводить в игровых формах: «Погладим наши ручки», «Разомнем наши пальчики», «Разотрем друг другу спинки» и т.д.
ЗАКАЛИВАНИЕ
Закаливание — важное средство физической культуры, с помощью которого последовательно повышается сопротивляемость организма вредным влияниям окружающей среды. Основные виды закаливания: водные процедуры, воздушно-солнечные ванны. Купание в бассейнах дошкольных учреждений можно проводить, начиная с двух лет 2—3 раза в неделю в соответствии с существующей инструкцией. Необходимо обратить внимание на внешнее оформление бассейна.
Типовые помещения, где расположена сама ванна, «озеленить» — поставить большие кадки с зелеными насаждениями вдоль стен, т.е. создать ощущение естественности водоема. Художественный фон изменять в соответствии с временем года. Все водные процедуры должны вызывать положительные эмоции. При появлении у детей посинения, дрожи, раздражительности купание следует прекратить, при недомоганиях, определяемых зачастую визуально, так же не допускать ребенка к занятиям. Во время занятий в воде использовать различные игрушки.
В конце занятий желательно предложить детям послушать медленную, успокаивающую музыку. После выхода из ванны — сауна. Затем получасовой отдых в положении лежа под легким покрывалом в комнате при температуре воздуха 24—26°С. Перед отдыхом (по желанию детей) — прием коктейлей.
1. Обязательно соблюдение постепенности и систематичности.
2. Строго индивидуальный подход.
3. Необходим постоянный контроль врача за состоянием здоровья детей.
4. Сочетать закаливание с другими формами физической культуры; с разнообразными гимнастическими упражнениями, играми, развлечениями.
5. При освещении использовать цветовые гаммы в различных сочетаниях.
6. Все виды закаливания проводить не ранее чем через 30— 40 мин после приема пищи.
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Физические упражнения — это двигательные действия, направленные на изменение физического состояния ребенка. Используются в процессе воспитания детей с раннего возраста на всех физкультурных занятиях: индивидуальных и групповых, во время утренней гимнастики, учебных, физкультминутках, на детских праздниках и т.д. Физические упражнения имеют ряд своих характерных особенностей.
Они проводятся:
• для формирования осанки (благодаря им укрепляются мышцы, способствующие правильному положению позвоночника и стопы);
• для развития органов дыхания (входят в каждый комплекс, укрепляют диафрагму — основную дыхательную мышцу, межреберные мышцы, мышцу брюшного пресса);
• на отдельные части тела (для рук и плечевого пояса, для туловища и шеи, для ног);
• для развития отдельных двигательных качеств и способностей (силы, гибкости, координации, ловкости, выносливости);
• на развитие психики (внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве и во времени). Физические упражнения могут проводиться без предметов и с использованием различных предметов и снарядов. Благотворное влияние физических упражнений на организм детей оказывает музыкальное сопровождение.
Первая группа раннего возраста
1. Детям в возрасте до 1 года 2 месяцев заниматься следует обнаженными.
2. Время для занятий должно быть твердо определено в режиме дня.
3. Начинать занятия следует не ранее чем через 40 мин после еды.
4. Проводить занятия в хорошо проветренной комнате при температуре не менее 20—22°С.
5. Занимаясь с малышом, стараться всегда быть с ним приветливым, разговаривать, улыбаться, хвалить его
6. Прежде чем приступить к занятиям, нужно поговорить с ребенком, настроить его на предстоящие упражнения.
7. Чередовать движения рук, ног и туловища. Повторять движения следует в зависимости от состояния ребенка. Требуется строгий учет индивидуальных особенностей развития каждого ребенка.
8. Движения должны соответствовать двигательным умениям детей (не возрастным, а фактическим), способствовать появлению новых умений, поддерживать и укреплять их.
9. Движения сопровождать речевыми указаниями, комментариями, советами.
Вторая группа раннего возраста
1. План составлять накануне проведения занятий с учетом физического и психического состояния детей, прогноза погоды и т.п.
2. Отдельные занятия должны быть логически связаны между собой.
3. Задачи, направленные на развитие движений детей этого возраста, должны вызывать у них интерес и желание заниматься.
4. На занятиях необходимо создавать условия, побуждающие детей к двигательной активности, содействовать развитию естественных видов движений.
5. Строго следить за тем, чтобы дети не перегружались.
6. Как можно реже использовать соревновательный метод, чтобы не перевозбуждать нервную систему ребенка.
7. Поддерживать чистоту (травяные, наземные, асфальтированные площадки убирать ежедневно в весенне-летний и летне-осенний периоды).
8. Малыши быстро утомляются, поэтому они могут выполнять упражнения с небольшой нагрузкой, чередуя движения с различным напряжением (возбуждающие и успокаивающие).
9. Эмоциональный тонус ребенка при регулярном выполнении физических упражнений поддерживается соблюдением возрастного режима дня.
10. При подборе упражнений, игр выбирать в основном те, которые имеют имитационный характер
11. Положительный эффект занятий будет полным, если они завершатся водными процедурами — теплым душем, обтиранием мягкой тряпочкой или поролоновой губкой.
Первая и вторая младшие группы
1. Знакомить детей с оздоровительными свойствами физических упражнений.
2. Знакомить детей с гигиеническими требованиями типа «Чистые руки», «Чистое лицо» и пр.
3. Определять физическую нагрузку на организм ребенка следует по внешним признакам (покраснение лица, легкая испарина, возбуждение) и объективным методом, которым является частота пульса.
4. На занятиях должно быть сочетание двух и более движений, например упражнение в равновесии, подлезание под дугу и пряжки с места и т.п.
5. В зависимости от характера движений воспитатель распределяет детей на две-три подгруппы и находится с подгруппой, в которой осваивается новое движение и необходима страховка.
6. Учить детей выполнять движения в соответствии с определенным темпом и ритмом.
7. Во время выполнения каждого упражнения необходимо следить за сохранением правильной осанки, для чего чаще обращать внимание на положение тела, на повышение мышечного тонуса.
8. Постоянно обращать внимание на правильность дыхания.
9. Приучать детей после занятий физическими упражнениями делать влажное обтирание; после подвижных игр на улице самостоятельно мыть руки, причесываться.
Средняя группа
1. Спортивный инвентарь должен быть красочным, легким, удобным, чтобы дети испытывали радость от занятий.
2. Одежда должна быть такой, чтобы не допускать ни охлаждения, ни перегревания. Обувь должна быть удобной.
3. Создавать условия для проявления инициативы во время выполнения движений.
4. Какие бы педагогические задачи ни решались в процессе выполнения упражнений, прежде всего они должны иметь оздоровительное влияние на организм ребенка.
5. Особенность заданий состоит в том, что они должны выполняться в том темпе, который наиболее соответствует в данный момент физическому состоянию детей.
Старшая группа
1. Вырабатывать навыки быстрого самообслуживания, необходимые для подготовки к занятиям и после их окончания.
2. Учить детей способам самостраховки при падении.
3. Увеличивать количество упражнений, исправляющих осанку и плоскостопие.
Во всех группах осуществлять медико-педагогический контроль за занятиями.
ПРИМЕРЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ
Упражнение | Суть | Пример (группа) |
С флажками | Дети учатся координировать движения с манипуляциями предметом (флажком). | Подъём рук с флажками И. п.— о. с., руки с флажками внизу. 1—2—3 руки в стороны, вверх, вперёд. 4 — и. п. Повтор: 4 раза. Наклоны И. п.— ноги врозь, руки с флажками вверх. 1 — наклон вперёд, руки с флажками вниз, выдох. 2 — и. п., вдох. Повтор: 6 раз. Повороты И. п. — ноги врозь, руки с флажками вперёд. 1 — поворот налево, левую руку с флажком в сторону, посмотреть на флажок. 2 —и. п. — то же в другую сторону. Повтор: 6 раз. Выпады И. п.— о. с., руки с флажками в стороны. 1 — выпад правой вперёд, поставить флажки на колено. 2 — и. п. 3—4 то же другой ногой. Повтор: 6 раз. (Фрагмент комплекса для старшей группы) |
С мячами | Упражнения подготавливают к более сложным движениям, а также способствуют развитию такого физического качества, как быстрота. | Упражнение №1 1 — поднять руки до уровня груди. 2 — поднять руки вверх. 3 — опустить руки до уровня груди. 4 — и. п. Упражнение №2 И.п. – ноги на ширине плеч, руки вверх, мяч в руках. 1,2 — наклон туловища вправо (влево) 3, 4 — и. п. Упражнение №3 И.п. – ноги на ширине плеч, руки вверх, мяч в руках. Круговые вращения туловищем в разные стороны. Упражнение №4 И.п. – ноги на ширине плеч, руки вверх, мяч в руках. 1 — наклониться, не сгибая коленей, коснуться мячом пола. 2 — коснуться мячом пола за спиной. 3 — коснуться мячом пола перед собой. 4 — и. п. (фрагмент комплекса для средней группы) |
На фитболах | Развитие координации, а также формирование осанки и укрепление мышц ног. | Бабочка Бабочка летает Летом на ветру, Бабочка играет С солнышком в саду. За бабочкой капризной Мне не уследить, Крыльев взмах волшебный Мне не повторить. Исходное положение: сидя на фитболе, руки, согнутые в локтевых суставах, подняты вертикально вверх — «крылья». (вторая младшая группа) |
На степах | Совершенствование двигательных умений и отличная тренировка равновесия. | Упражнение №1 И. п. – ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. 1,2 — встать на степ. 3 — хлопок над головой. 4,5 — и. п. Упражнение №2 И.п. – ноги на ширине плеч, руки к плечам, пальцы сжаты в кулаке. 1 — правая нога на степ. 2 — потянуться вперёд, руки вытянуть, пальцы разжать. Левая нога на полу. 3 — руки к плечам. 4 — и. п. то же с левой ноги. Упражнение №3 И.п. – ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. 1 — правая нога на степ. 2 — левое согнутое колено вперёд, коснуться локтем правой руки. 3 — левая нога на пол. 4 — и. п. то же с левой ноги. (фрагмент комплекса для подготовительной группы) |
Физкультминутки | Эти комплексы упражнений, выполняемые под рифмовку, для активизации организма являются обязательным (!) элементом занятий. | |