Консультация для воспитателей логопедических групп «Обучение детей дошкольного возраста монологической речи»

5
0
Материал опубликован 15 December 2020

Консультация для воспитателей логопедических групп детских садов «Обучение детей дошкольного возраста монологической речи».

Подготовила: учитель-логопед

Шимохина Ольга Владимировна

Одной из главных задач логопедического детского сада является обучение детей связной – монологической речи. К моменту поступления в школу дошкольники должны хорошо владеть навыками устной разговорной речи. Устная речь может быть диалогической и монологической.

Диалог – наиболее простой и доступный вид речи, потому что в нем участвует не один, а два и более говорящих. Поэтому обучение связной речи в детском саду начинается с построения диалогов. Специфика обучения дошкольников диалогу заключается в том, что основным собеседником, побуждающим детей к ответу, выступает педагог. Взрослый задает вопросы детям, и они отвечают на них.

Прежде чем перейти к обучению монологической речи дети должны хорошо владеть такими формами диалога как: обращение к воспитателю с вопросом и ответ на вопрос воспитателя; обращение с вопросом к другим детям, ответ на вопрос товарища, диалог между двумя детьми; диалог между взрослым и ребенком; диалог по картинке, в игровой ситуации; диалог в парных играх; групповой диалог.

Монолог – это связное высказывание одного ребенка, в котором что-то сообщается.

Обучение монологу мы проводим в такой последовательности: построение связного высказывания по сюжетной картинке из двух – трех предложений; пересказ художественных текстов по вопросам; дидактические игры; описание игрушек, предметов, картинок; оставление рассказов по сюжетным картинам; пересказ художественных текстов без вопросов; составление детьми рассказов о событиях из своей жизни, по наблюдениям, о своей деятельности, на тему и др.

Как видим, обучение производится от самых простых заданий с постепенным усложнением.

Для построения высказывания из 2 – 3-х предложений лучше брать несложные по сюжету картины в соответствии с темой занятия. Например: «Праздник елки в детском саду» (авт. Е.Радина, В.Езикеева). Вопросы к детям: Кто нарисован на этой картине? Какой праздник празднуют дети? Расскажите, как украшена елка, какими игрушками? Что делают дети? Что делает воспитатель? Что подарили детям? Что будут делать дети с игрушками? Как можно назвать мальчиков? Как зовут воспитательницу?

После того, как дети научатся хорошо справляться с таким заданием можно предложить им составить небольшой рассказ по картине (без помощи логопеда или воспитателя).

Аналогично у нас проводится обучение пересказу художественных текстов. Детям читают рассказ дважды, чтобы они поняли содержание художественного текста, затем воспитатель ставит вопросы, стимулируя детей к повторению отдельных фраз.

Хорошим средством развития монологической речи детей является дидактические игры и упражнения, такие как «Магазин игрушек», «Почта», «Радио», «Чудесный мешочек», «Узнай, о ком (о чем) я думаю», «Что в корзине?», «Подарки» и др. Играя, дети учатся описывать игрушки и предметы, составлять небольшие рассказы по образцу, показанному логопедом или воспитателем.

Обучение монологической связной речи проводит как логопед, так и воспитатель на занятиях. Поэтому их работа находится во взаимосвязи. Планы логопеда и воспитателя перекликаются по темам, чтобы достичь большего результата.

Особо надо подчеркнуть роль игры, игровой ситуации при обучении связной монологической речи. Ребенок с охотой выполнит интересное занятие задание, поиграет в предложенную ему игру. Поэтому мы стараемся на начальном этапе быть инициаторами и руководителями дидактических игр, способствующих развитию связной монологической речи, а затем только участниками.

Пример игры «Магазин игрушек»

Воспитатель говорит: «Дети, сегодня мы с вами будем путешествовать, поедем в Москву. Сели мы все в вагоны. Поезд тронулся: чу-чу-чу. (Дети повторяют). Мы приехали в Москву. Поезд остановился: ш –ш – ш. Мы вышли из вагонов и пошли в магазин детских игрушек. Много игрушек в магазине. Мы будем их покупать. Посмотрите, какие игрушки стоят на полках. (Дети называют игрушки). Я буду продавцом, а вы покупателями. Вы должны зайти в магазин, не называть игрушку, а рассказывать все о ней так, чтобы продавец догадался, какую игрушку вы хотите купить».

«Почтальон принес письмо» (по теме «Детский сад»). Логопед – почтальон раздает всем детям письма (сюжетные картинки о детском саде) и говорит: «Ребята, нам прислали письма дети из московского детского сада. В них они написали о том, что они делают в детском саду. Затем по очереди дети читают свои письма. (Рассказывают по сюжетным картинкам).

В конце первого и на втором году обучения мы, логопеды и воспитатели стимулируем детей к составлению небольших рассказов: описание предмета, игрушек, явлений (название предмета, цвет, размер, из чего сделан, составные части или внешний вид, для чего нужен этот предмет), описание действий других детей: рассказы из личного опыта («Моя семья», «Как я помогаю маме», «Моя любимая игрушка», «Мои родители», «Праздник в семье, в детском саду и др.)

С детьми постарше логопед составляет более сложные рассказы (на заданную тему, по опорным вопросам, продолжение детьми рассказа логопеда или воспитателя).

Основным приемом обучения детей связной речи является образец рассказа педагога. Мы привлекаем к работе с детьми родителей. У каждого ребенка есть индивидуальная тетрадь для работы дома, куда логопед записывает различные задания, в том числе и по развитию связной речи. Например, опиши овощ или фрукт, игрушку по данному образцу; составь маленький рассказ с данными словами; на какую-то тему. Логопед записывает образец в тетрадь.

В вечернее время после сна воспитатель занимается детьми по заданию логопеда. Задания записываются в тетрадь каждый день, и воспитатель фиксирует в ней результат занятий. Воспитатель организует работу с детьми как индивидуально, так и подгруппами по 2 – 4 человека. В вечернее время закрепляется материал, пройденный утром.

Информацию по формированию устной монологической речи и развитию словаря родители могут получить в детском саду в уголке для родителей. В отведенное для работы с родителями время, логопед знакомит мам и пап с успехами работы с детьми, дает консультации н различные темы, знакомит с пройденным материалом, проводит беседы и дает рекомендации, как правильно выполнить то или иное задание по индивидуальной тетради ребенка.

Родители имеют возможность посетить занятия логопеда с их ребенком и самим посмотреть, как проходит учебный процесс в детском саду. Для этого в нашем саду был организован месячник открытых дверей.

Формирование монологической речи – это конечная цель развития устной речи. Овладев ею, ребенок имеет большой активный и пассивный словарь. А работа по развитию и обогащению словаря начинается у нас с момента поступления ребенка в детский сад, и участвуют в этой работе все: и логопеды с воспитателями, в первую очередь, и помощники воспитателей, музработник, изоинструктор, физрук, психолог – все члены взрослого коллектива.

Целенаправленно работа по обогащению и развитию словаря ведется логопедами и воспитателями на занятиях. Материал разбит на темы, которые содержат определенный объем слов: глаголы, существительные, прилагательные, местоимения, наречия, предлоги и т.д. На занятиях дети знакомятся со значением новых слов, учатся правильно их произносить, использовать в речи. Вся работа по обогащению словаря проводится с использованием различных дидактических игр, игровых ситуаций, сюрпризных моментов. Планирование работы осуществляется на основе знания программы воспитания и обучения в детском саду, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, усвоения пройденного материала. Обогащение и расширение словаря может проводится воспитателями в течение всего дня пребывания ребенка в детском саду, в различных режимных моментах, на прогулке и в процессе общения с ребенком. Логопед периодически знакомит родителей с объемом слов по теме, которая закрепляется в данный момент.

Например, тема «Семья»

Существительные: семья, папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат, сын, дочь, дом, внук, внучка.

Прилагательные: родной, младший, старший, большая, старенький, молодой, маленький, большой, дружная.

Глаголы: иметь, есть, жить, дружить, любить, уважать, жалеть, помогать, играть, учиться, работать.

Местоимения: я, меня, моя, нас, мы.

Наречия: дружно, хорошо.

Отрицательная частица: нет.

Предлог: у.

Союзы: и, а.

При составлении словаря – минимума необходимо пользоваться примерным словарем, данным в типовой программе, и руководствоваться следующими принципами отбора слов:

1) Практическая ценность слова для данного этапа обучения. Так, следует включать в словарь уже на первых этапах обучения слова, необходимые для общения, в том числе и те, произношения которых вызывает затруднение, например слова: здравствуйте, встречать, здороваться, встать, знакомиться.

2) Доступность слова по звуковому составу.

3) Частотность употребления слова по данной теме. В активный словарь по изучаемой теме нужно включать слова, способствующие активному общению детей.

4) Тесное единство первой и второй сигнальной систем. При ознакомлении с каждым новым словом следует соблюдать принцип наглядности, обеспечивая непосредственное чувственное восприятие ребенком предмета или явления, обозначенного этим словом.

Количество новых слов на одном занятии на первом году обучения не должно превышать 6 – 8, на втором году – 10 – 12 слов. В словарной работе с детьми используются такие приемы, как показ с называнием, объяснение, повторение, игровые упражнения и ситуации.

Введение нового слова (т.е. его семантизация) на занятии осуществляется в определенной последовательности:

1. Показ и называние предмета, игрушки, действия, качества, обозначаемого данным словом.

2. Показ картинки, на которой изображен данный предмет, и называние этого предмета.

3. Повторение слова детьми (индивидуально, хором).

4. Включение данного слова в предложение. Повторение детьми предложений.

5. Игровые ситуации и упражнения на закрепление данного слова.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации