Консультация для воспитателей «Развитие речевых коммуникаций педагога как фактор эффективности развития речи детей дошкольного возраста»

7
0
Материал опубликован 4 June 2021

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №25 «Солнышко»



Консультация для воспитателей

«Развитие речевых коммуникаций педагога как фактор эффективности развития речи детей дошкольного возраста»



Подготовила: учитель-логопед

Семячкина Г.Е.


Н.В. Гоголь писал: «В нем (в русском языке) все тона и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких, он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно».

Многие недооценивают устную речь, относятся к ней небрежно. Это невнимание к культуре устной речи, правилам произношения и ударения привело к тому, что большая часть нашего общества не умеет правильно и красиво говорить. На улице, в транспорте, в магазине мы часто слышим грубую речь с вульгарной интонацией, неряшливым произношением, массой неправильных ударений и речевых ошибок. Не случайно ученые говорят о кризисе литературного языка, особенно в сфере устного общения.

Поэтому так велика ответственность воспитателей и родителей за культуру собственной речи.

Постоянно имея перед собой образец правильной речи, ребенок невольно начинает подражать ему, усваивая тем самым норму литературного произношения.

Грамотная устная речь способствует легкости общения между людьми, придает речи коммуникативное совершенство.

Грамотная речь - зеркало, которое наиболее ярко отражает степень общего интеллектуального развития человека.

Часто можно услышать так называемый просторечный стиль, режущий слух: «кажный», «канпот», «колидор», - встречающейся как в речи детей, так и в речи взрослых. Разговорный стиль придает высказыванию несколько сниженный, бытовой характер:

«Скока повторять одно и то же»

«Сёдня вы хорошо работали»

«Ничё не надо трогать»

«Щас будете заниматься»

«Не раздевай пальта»

«Вот здеся у меня картинки»

«Отседова можно сделать вывод»

«Я подготовилася к аттестации, открытому занятию»

«Я уже оделася, а ты всё стоишь без носок»

Не стоит, очевидно, доказывать, что речь взрослого должна быть правильной, в меру эмоциональной и доходчивой. Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка. Постоянно имея перед собой образец правильной речи, ребенок невольно начинает подражать ему, спонтанно усваивая тем самым норму литературного произношения, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.

Ученый, профессор МГПИ им. В.И. Ленина М.М. Алексеева, посвятившая основные исследования проблемам речевого развития дошкольников, автор учебных пособий для ВУЗов по теории и методике развития речи детей, отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи".

Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Педагог должен разговаривать с детьми понятно и доступно, короткими фразами, а не громоздкими; правильно и точно подбирать слова; не допускать многословия; не употреблять слова-сорняки («это самое», «ну», «вот так», «так сказать» и др.); исключить всякого рода огрубленные выражения, избегать просторечий.

Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов, а также и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

Такие исследователи, как А.И. Максаков, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, уделяли особое внимание созданию развивающей речевой среды в детском саду как фактору развития речи детей. По их мнению, дошкольным работникам должно быть вменено в обязанность создать такую обстановку, внутри которой "речь детей могла бы развиваться правильно и беспрепятственно".

В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) Способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.


Практическая часть.

Задание 1. Подскажите слово.

Кошка мяукает, а воробей…

Соль в солонке, а масло…

У лошади хвост лошадиный, а у собаки..

У ребенка рука, а у собаки …

Медведь спит в берлоге, а волк…

У кошки котята, а у слонихи…

Корова мычит, а собака…

Цыпленок желтый, а курица…

Курица кудахчет, а утка…

Заяц пушистый, а слон…

У коровы рога, а у козленка…

У голубя перья, а у лисы…

Воробей маленький, а орел…

У зайчихи зайчонок, а у индейки …

Клест – зимующая птица, а лебедь…

Олень – рогатый, а волк…

Воробей чирикает, а ворона…

Сокол летает, а страус…

У белки дупло, а у лисы...


Задание 2. Подберите похожие по звучанию слова.

Быстро подобрать схожее по звучанию слово в быстром темпе:

Спички

Врач

Значок

Ключи

Стол

Халат

Елка

Белка

Зайцы

Огурец

Яйцо

Дворец

Гвоздь

Папка

Ковёр

Нора

Топор

Ворона

Пирог

Трава


Задание 3. Подберите прилагательные ассоциации.

В качестве словесной ассоциации необходимо использовать только прилагательные, к примеру: стол – круглый, пруд - большой.

Список –

Звезда –

Кругозор -

Лекция –

Дом –

Воззвание -

Действие -

Критика –

Книга -

Закон -

Счастье -

Пища -

Дефицит -

Шрифт –

Интерес -

Библиотека -

Страна -

Собака -

Жизнь -

Физика -

Город –

Убеждение -

Музей -

Пример -

Приказ -

Воспитание –

Принцип -

Группа –


Задание 4. Подберите антонимы, синонимы.

Из предложенных слов необходимо составить антонимические группы, включив в них слова, противоположные по смыслу:

Антонимы:

Правдивый Макро

Экспорт Старательный

Микро Плотный

Авангард Прозрачный

Нерадивый Арьергард

Эксцентрический Упитанный

Мутный Опрятный

Рыхлый Субъективный

Стремительный Лживый

Тощий Концентрический

Неряшливый Медленный

Объективный Импорт

Синонимы:

Из данных слов необходимо составить синонимические группы, включив в них близкие по смыслу слова:

1. Властелин. 2. Быстрый. 3. Материк. 4. Воля. 5. Портьера. 6. Владыка. 7. Истинный. 8. Свобода. 9. Континент. 10. Властитель. 11. Наготове. 12. Подлинный. 13. Независимость. 14. Занавеска. 15. Повелитель. 16. Штора. 17. Стремительный. 18. Начеку. 19. Настоящий. 20. Гардина. 21. Господин. 22. Действительный. 23. Настороже. 24. Скорый.


Задание 5. Произнесите слова с правильным ударением.

Досуг, документ, искра, кашлянуть, облегчить, предложить, алфавит, баловать, договор, звонишь, завидно, красивее, каталог, квартал, водопровод, обеспечение, торты, ходатайство, жалюзи, свёкла, столяр, кухонный, премировать, включим, средства, принудить, оптовый, щавель, сливовый.


Задание 6. Исправьте ошибки в пословицах.

После драки много хромых (храбрых).

Одна голова – хорошо, а две – некрасиво (лучше).

Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра (сегодня).

Пришел, увидел, купил (победил).

У каждого своя голова на шее (плечах).

Мало хотеть – надо клянчить (уметь).

Землю красит солнце, а человека – парикмахер (труд).

На всякий урок (час) ума не напасешься.

Бесплатный сыр бывает только у мышки ловкой (в мышеловке).

Испокон века телевизор (книга) растит человека.


Задание 7. Составьте пословицы и поговорки из набора слов.

Язык, голова, болтает, отвечает, а. (Язык болтает, а голова отвечает).

Порознь, а, вместе, хорошо, петь, говорить. (Петь хорошо вместе, а говорить порознь).

Книга, не, манит, к, себе, а, пряник. (Книга не пряник, а к себе манит).

Ум, без, крыльев, птица, без, как, книги. (Ум без книги, как птица без крыльев).

Всегда, пустой, нос, кверху, колос, дерет. (Пустой колос всегда нос кверху дерет).

Дурак, а, умный, любит, учить, учиться. (Умный любит учиться, а дурак – учить).

Зайца, зубы, носят, волка, хвост, бережет, лису, ноги, кормят. (Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет).

За, день, плетень, не, привяжешь, уходит. (Уходит день – не привяжешь за плетень).

Не, капусту, шинкуют, языком. (Языком капусту не шинкуют).

Бранятся, тешатся, только, милые. (Милые бранятся, только тешатся).



Заключение.

 Правила речевой культуры педагога.

Чтобы речь педагога хорошо воспринималась и была примером для подражания:

1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у воспитанников значительного напряжения.

2. Педагог должен говорить внятно.

3. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту.

4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами - логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических - бесцветна.

5. Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.

6. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие воспитанников: воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации