Игровой тренинг для воспитателей

«Развитие устной речи у детей дошкольного возраста»



Цель: повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей ДОУ по развитию устной речи у детей дошкольного возраста.

Задачи:

- систематизировать знания педагогов по проблеме формирование устной речи детей в игровой форме.

- вооружить воспитателей практическими навыками работы по развитию устной речи детей.


Однажды к древнегреческому философу и мудрецу Сократу привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение. Но пришедший все время молчал. Сократ воскликнул: «Заговори, чтоб я тебя увидел!» Ведь очень часто первые впечатления о человеке складываются у нас под влиянием его речи.

Речь формируется в деятельности. Игра является ведущим видом деятельности, через нее дети отражают полученные знания, впечатления. Игра – естественное состояние ребенка! Игра – всегда инициатива, фантазия, эмоции.

Алексей Максимович Горький писал: «Игра – путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».


Прежде чем мы преступим к игре, предлагаю вам выполнить упражнение "Что нас объединяет?".

«Посмотрите внимательно на всех и подумайте, что нас всех может объединять в нашей профессии?»

Каждый участник с передачей мягкой игрушки называет 1 общий признак (качество) для всех присутствующих». Я начну:

(любовь к детям; гуманизм; интеллигентность; готовность к постоянному саморазвитию; творческий подход к работе; высокая гражданская ответственность; социальная активность; юмор; физическое и психическое здоровье; организаторские способности; находчивость; коммуникативность; грамотная, поставленная речь и четкая дикция).


Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитиюразвитию зрительного восприятия, образных представлений.

В соответствии с этим, я подобрала игры, направленные на активизацию речевой деятельности. А чтобы нам было интересно играть, предлагаю разделиться на две команды и посоревноваться друг с другом.


1-ая игра называется «Эмоции и чувства».

Движения мимики тесно связаны с артикуляцией, поэтому, стимулируя, ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики в частности развитию подвижности мышц губ и щек.

Я раздам вам карточки с названием эмоции. Каждый педагог по очереди изображает выражение лица и произносит фразу «я воспитатель» соответствующую данной эмоции, другая команда должна догадаться и назвать эту эмоцию (радость, злость, испуг, удивление, отвращение, грусть, любопытство (интерес), паника, раздражение, гордость, восхищение, стыд ит. д.) за каждый правильный ответ команды получают балл.


Формирование грамматического строя речи - важнейшее условие совершенствования мышления дошкольников. Грамматический строй - это зеркало интеллектуального развития человека. Это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.



2-я игра называется «Почувствуй разницу».

Смысловое значение слов влияет не только на ударение, но и на употребление слов в речи. Каждой команде нужно будет дать правильный ответ.

(задание 1 команде)

«Я проснулась утром рано и стала собираться на работу. Сначала платье стала (надевать или одевать)

Куртку стала…

Шапку стала…

А потом стала сына (надевать или одевать).

Куртку стала…

Шапку стала…

Надевать что-то, одевать кого-то.

Напоминалка: «Одевают Надежду, надевают одежду».


(задание 2 команде)

Не (ложи или клади) локти на стол…

Я (ложила или клала) тетради в шкаф…

Мать говорит ребенку: «(Ложи или клади) вещи на место»;

Продавец говорит покупателю: «(Ложите или кладите) деньги, вот сюда»;

Один ребенок в детском саду учит другого: «Вот этот кубик надо (ложить или положить) на другой кубик»;

бабушка говорит внуку, который пришел из магазина: «(Ложи или клади) хлеб на стол».


Глагола «ложить» в русском языке нет, он употребляется только с приставками!

Глагол «класть» употребляется без приставок!

Грамотно: кластьположить


3-я игра называется «Зарядка для языка»

Каждый участник команд получает карточку, на которой написано имя и отчество. Вам нужно представиться, сказать быстро ваше имя и отчество.


Глориоза Провна

Шушаника Минична

Эннафа Варсонофьевна

Фессалоникия Якубовна

Вивиана Ионична

Маркелина Ермилинична

Нунехия Амфиохъевна

Антигона Маевна

Геновефа Иркнеевна

Ермиония Питиримовна

Беата Нифонтовна

Домитилла Ювенальевна

Рипсимия Флегонтовна

Вестита Евменьевна

Геласия Доримедонтовна


Для детей все слова, особенно новые, именно так и слышаться, а произносятся с большим трудом. Для этого и нужна артикуляционная гимнастика.


4-ая игра называется «Добавь словечко»

На мой вопрос нужно отвечать быстро, только словами, начинающихся с буквы (К). Какая команда даст больше ответов, зарабатывает балл. Отвечают по очереди по одному слову.

Назовите имя на букву К? (Карина, Катя, Ксюша, Кира, Клеопатра)

Название города на букву К? (Калининград, Краснодар, Киев и т. д.)

Название профессии на букву К? (кондитер, кладовщик, каменщик, кассир и т. д.)

Какое вы знаете животное на букву К? (кабан, крокодил, кошка, кролик, кенгуру, кобра и т. д.)

Назовите блюдо на букву К? (каша, котлеты, кекс и т. д.)

Назовите напиток на букву К? (кофе, какао, коктейль и т. д.)


5-ая игра называется «Правильный ответ»

Каждая команда получает карточку, в которой написаны названия произведений и их авторы. За 1 минуту команды должны решить, в какой возрастной группе они изучаются и написать правильный ответ, далее карточки отдать членам жюри на проверку. (в конце задания правильные ответы выводятся на экран)


Возрастная группа- ___________________________

Сказки.   «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», обр. А.Н. Толстого; «Жихарка», обр И. Карнауховой,«Лисичка-сестричка и волк», обр М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова; «Лиса и козёл», обр. О. Капицы, «Привередница»,  «Лиса-лапотница»,  обр. В. Даля, «Петушок и бобовое зёрнышко»,  обр. О. Капицы    (средняя)

Возрастная группа _____________________________

Сказки. «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди»; «Снегурочка и лиса»; «Бычок — черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова; «Лиса и заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой; «Теремок», обр. Е. Чарушина. (2 младшая группа)

Возрастная группа ______________________________

Сказки и былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок); «Василиса Прекрасная» (из сборника сказок А. Афанасьева); «Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова; «Добрыня 285 и Змей», пересказ Н. Колпаковой; «Снегурочка» (по народным сюжетам); «Садко» (запись П. Рыбникова, отрывок); «Семь Симеонов — семь работников», обр. И. Карнауховой; «Сынко-Филипко», пересказ Е. Поленовой; «Не плюй в колодец — пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского

(Подготовительная группа) 


6-ая игра называется «Расскажи сказку по-другому»

Наша цель научиться рассказывать сказку от начала и до конца от лица героя сказки или предмета. Если команда справится с заданием- получает балл. Я зачитаю образец на примере сказки «Колобок».

Образец:

Сказка «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то, раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик …и т.п. таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.


1-я команда

Теремок

2-я команда

Репка

Итак, мы сегодня говорили, о воспитании звуковой культуре речи, но есть еще множество тем для изучения. Это работа со словом и предложением, работа с текстом, составление рассказа по картине, сюжетным картинкам и многое другое.

Я хочу вам дать несколько советов в виде памятки!


Правила для смелых и упорных педагогов

Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто.

Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.

Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.

После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.

Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.


Закончить наш игровой тренинг предлагаю упражнением «Сердце коллектива»

Знаете ли вы, что у каждого коллектива есть свое сердце. Сердце педагогического коллектива – включает в себя всё, что вы перечисляли в начале педсовета – всё, что нас объединяет. Наш тренинг был посвящен маленькой частичке – воспитанию звуковой культуре речи наших воспитанников, над многим нам еще предстоит работать.

Каждый из вас сейчас на одной половине своего сердца напишет, что было интересно, что получилось, на другой – что мешало, над чем ещё необходимо работать. Затем мы приклеим все наши маленькие сердечки на наше большое сердце. И оно будет нам своеобразным планом работы на будущее.






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации