Итоговая контрольная работа по русскому языку в формате ЕГЭ (11 класс)
1. (1)Тема мозга неисчерпаема. (2)Так, <…>, выражение «шевелить мозгами» имеет и тривиальный смысл. (3)Японские нейрофизиологи, введя прямо в мозг тончайшие световоды, воочию увидели: нервные клетки действительно «шевелятся» — совершают движение наподобие амёб; и чем напряжённее работа мысли человека, тем это движение живее.
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
Тема мозга неисчерпаема, нейрофизиологи занимаются его изучением.
Японские нейрофизиологи установили, что нервные клетки движутся и чем напряжённее думает человек, тем их движение активнее.
Тончайшие световоды, введённые прямо в мозг, позволили воочию увидеть движение нервных клеток.
Нервные клетки, по наблюдениям японских нейрофизиологов, движутся, и чем напряжённее думает человек, тем их движение активнее.
Японские нейрофизиологи установили, что выражение «шевелить мозгами» имеет и тривиальный смысл.
2. (1)Творчество некоторых художников-анималистов посвящено изображению лошадей. (2)Лошади испокон века были ближайшими помощниками человека, и отношение к коню — кормильцу и верному другу — с глубокой древности было особым. (3) <…> пристальное внимание художников к этим грациозным, красивым и одновременно выносливым животным вполне понятно.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
По-видимому
К сожалению
Поэтому
Потому что
Вряд ли
3. (1)Люди создали надёжное орудие — язык — и с его помощью развили науку и технику, а потом заставили науку и машины улучшать это орудие. (2)Первая серьёзная помощь от механических приспособлений пришла к языку, когда изобрели книгопечатание. (3) <…> случилось около 1450 года, когда немец Иоганн Гуттенберг изобрёл наборные литеры.
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОРУДИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ОРУ́ДИЕ, -я, ср.
Техническое приспособление, при помощи к-рого производится работа или какое-н. действие. О. производства. Сельскохозяйственное о. Орудия труда. Орудия лова (рыбацкие).
перен. Средство для достижения какой-н. цели. О. в руках кого-н. (о том, кто покорно исполняет чью-н. волю).
Общее название артиллерийского оружия (пушка, гаубица, миномёт, мортира и др.). Артиллерийское о. Противотанковое о. Зенитное о.
4. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
цепОчка
обеспЕчение
закУпорить
лгАла
5. В одном из приведённых ниже предложений неверно употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите это слово правильно.
После новогодних поздравлений началась РАЗДАЧА подарков.
Володя — очень ДОВЕРЧИВЫЙ человек, и порой ему это очень мешает.
Неясный свет, ЗЛОВЕЩИЙ и холодный, то утихал, то разгорался.
Директор был очень строгий человек, НЕСТЕРПИМЫЙ к опозданиям и нарушениям.
Гимнаст был среднего роста, КОРЕНАСТЫЙ и широкоплечий.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
свыше ТРЁХСОТ тысяч
ЗАЖГЁМ огоньки
вкусный ФРУКТ
СЛАЩЕ мёда
несколько БАСЕН
7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
А) В конце 19 века существовало мнение, согласно которого 20 век назывался «концом науки». |
1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом |
Б) В своём знаменитом романе «Русском лесе» Л. Леонов воспел лесника как основного хранителя русского леса. |
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
В) На протяжении веков не только фабриковали и подделывали исторические документы, но и географические карты. |
3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
Г) Все, кто стояли в очереди, продолжали молчать. |
4) ошибка в построении предложения с однородными членами |
Д) Рассматривая картину, мне стало интересно, когда она была написана. |
5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
6) нарушение построения предложения с причастным оборотом |
|
7) неправильное построение предложения с косвенной речью |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
забл…стеть
ун…верситет
обм…кнуть
сист…матический
тр…вога
9. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
и…коренить, …делка, и…подлобья
п…едестал, трёх…этажный, суб…ективно
об…скать, сверх…мпульсивный, за…ндеветь
пр…плюснутый, пр…пятствие, пр…теснение
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
вытерп…в
кресл…це
танц…вать
пол…вые
магни…вый
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква А.
брезж…щий
хохоч…щий
стрекоч…щий
держ…щий
пляш…щий
12. В каком ряду НЕ пишется со всеми словами слитно?
в кассе (не) достаёт пяти тысяч рублей; (не) явившийся на ЕГЭ ученик
гулять (не) взирая на дождь; (не) досмотреть фильм до конца
(не) брежный почерк; (не) взлюбил соседа
рукопись (не) отредактирована; (не) зная урока
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова
(ПО)ВЕРХУ противоположного берега (В)ПЛОТНУЮ к самому обрыву подступал старый лес.
(В)ПРОЧЕМ, (В)ВИДУ недостатка времени, не будем отклоняться от предмета лекции.
(ИЗ)ПОД куста черёмухи выпорхнула коричневая птичка, в которой я ТОТ(ЧАС) узнал соловья.
(С)НАРУЖИ вдоль стены были посажены кусты, ТАК(ЧТО) заглянуть внутрь было нельзя.
Возле домика перед грядками маленького, ЗА(ТО) (НА)РЕДКОСТЬ заботливо возделанного огородика стоял мужчина.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Невелик был стари(1)ый город Тана, улицы в нём были пыль(2)ы, узки, дома не только деревя(3)ые, но также глиня(4)ые и белокаме(5)ые.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает мороз и хлопьями осыпается лёгкий серебряный иней.
Среди луговых трав встречаются и анис и ромашка и зверобой и тысячелистник.
В Японии растут вечнозелёные деревья и кустарники с твёрдыми и блестящими листьями — камелии.
День был совершенно ясный тихий и жаркий.
Солнце стояло прямо над лесом и беспрестанно пекло ему спину и голову.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Лёня (1) выхватив видеокамеру (2) стал снимать картины дождя и записывать звуки струй (3) барабанивших по листьям (4) бананового дерева.
17. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Солнце светило довольно ярко (1) однако (2) северный ветер не предвещал потепления. Вовсе некрасивых цветов (3) как известно (4) не бывает.
18. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Могучее дерево (1) в широком размахе (2) которого (3) ничто не напоминало посаженный дедом маленький дубок (4) давало густую тень.
19. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Эта травка цветёт и обновляется всё лето (1) но цветёт она такими мелкими белыми цветочками (2) что их не разглядишь (3) и поэтому (4) когда посмотришь вдоль села (5) ровная яркая зелень ласкает глаз.
20. Прочитайте текст и выполните задания 20-25
(1)Все знают, что часовая стрелка на циферблате движется, но увидеть, как она движется, нельзя. (2)То же происходит и с языком. (3)Он изменяется. (4)Но мы не чувствуем, как это происходит. (5)Сейчас в нашей истории наступил такой момент, когда мы видим, как меняется русский язык. (6)И это не может не пугать. (7)Мы так хотим во что бы то ни стало отойти от предшествующей эпохи нашей жизни, построить новые общественные отношения, новую экономику, что нам даже хотелось бы иметь новый язык. (8)Когда-то говорили «отмежеваться», теперь – «дистанцироваться», нам надоело выражение «сойти с ума» – мы говорим «крыша поехала». (9)Или разонравилось слово «встреча», стали говорить «тусовка».(10)Русский язык, по словам А.С. Пушкина, «переимчив и общежителен», он легко принимает иностранные слова, если они нужны. (11)И в этом нет ничего страшного, когда всё делается в меру. (12)А мера утеряна. (13)В нашей речи возникают «сэндвичи», «ленчи», «дисплеи». (14)Обычно меняются 20-30 слов в год, а у нас сейчас появляются, может быть, 20 слов в неделю. (15)Кроме того, немаловажно, из каких источников появляются новые слова языка. (16)Сейчас, например, идёт поток слов из довольно сомнительных источников, в частности уголовного жаргона: «разборка», «халява». (17)Многие печатные органы используют «непечатные» слова, которые, кстати, так и называются, потому что их печатать не надо. (18)В Думе несколько лет обсуждался «3акон о русском языке». (19)Закон, конечно же, нужен. (20)Но если серьёзно говорить о законе, то должен быть и механизм наказания за его нарушение. (21)Однако представляется несерьёзным предложение создать филологическую милицию, учредить штрафы за ошибки в русском языке. (22)Что ни говори, делает язык народ, а его трудно заставить подчиняться административным нормам в отношении языка. (23)Были уже такие тщетные попытки. (24)В своё время, в XIX, да и в XX веке, образцовый язык давала художественная литература. (25)Если человек не знал, как правильно говорить, то он открывал Тургенева и там находил ответ. (26)Сейчас, конечно, не художественная литература формирует наш языковой вкус. (27)Тон задают теперь в первую очередь телевидение и радио. (28)Это касается и произношения звуков, и ударения, и интонации. (29)А современным дикторам нравится американская интонация. (30)И молодёжь начинает им подражать. (31)Бывает, ведущий бог знает что и как говорит, а людям нравится. (32)Это относится, безусловно, не ко всем передачам, каналам, дикторам, но многие из них подвержены моде.(33)Мы сейчас недовольны языком, но здесь очень важно разобраться – язык в этом виноват или что-то другое. (34)Ведь язык подчиняется людям, которые им пользуются. (35)Он приспосабливается к потребностям общества. (36)Если в нашем обществе сегодня существует потребность думать о будущем, о крепкой семье, о счастье детей – то язык пойдёт в эту сторону, будет давать нам средства для этого. (37)Если у нас главное – как, не работая, заработать миллион, секс, насилие, наркотики, то язык повернётся сюда. (38)За что его ругать? (39)Он отражает состояние общества. (40)Так что не язык надо сейчас исправлять.
(По В. Костомарову)
20. Какое утверждение соответствует точке зрения автора, выраженной в тексте?
1) Нужно отмежеваться от предшествующей эпохи и создать совершенно новый язык.
2) Нужно оберегать язык от каких бы то ни было изменений и сохранять его таким, каким он был в предшествующую эпоху.
3) Негативные изменения в обществе ведут к негативным изменениям в языке.
4) Негативные изменения в языке ведут к негативным изменениям в обществе.
21. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 33 – 40?
1) повествование
2) описание
3) рассуждение и повествование
4) Рассуждение
22. Укажите значение слова ТЩЕТНЫЕ в предложении 23.
1) бесцельные
2) безуспешные
3) старательные
4) вредные
23.Среди предложений 33 – 37 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
24.«…Статья известного языковеда В.Г. Костомарова посвящена не собственно лингвистическим, а скорее социальным проблемам. Задача автора – дать объяснение некоторых явлений и их оценку. При этом В.Г. Костомаров часто прибегает к вводным словам, выражающим его отношение к проблеме. Важную роль играют такой приём, как А_____ (например, в предложениях 36 – 37), и троп - Б _____ (в предложениях 1 – 4). Выразить авторскую оценку явлений помогают такие лексические средства, как В_____ («сэндвичи», «ленчи», «дисплеи» в предложении 13), Г _____ («что ни говори», «бог знает что»), риторический вопрос и другие».
Список терминов:
1)метонимия
2)сравнение
3)сравнительный оборот
4)ирония
5)разговорные слова и фразеологизмы
6)заимствованные слова
7)литота
8)риторический вопрос
9)синтаксический параллелизм
Часть 2
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.