Контрольная работа по химии «Неорганическая химия»
Предмет: Химия
1 курс
Раздел: Неорганическая химия
Разработала: Фоминых Елена Николаевна
Контрольная работа выполняется в письменном виде после изучения
раздела «Неорганическая химия»
Для проведения теста требуется таблица растворимости, периодическая система Д.И.Менделеев, таблица «Определение катионов и анионов».
Вариант 1
1. Установите, к какому классу принадлежит вещество AgNO3 и дайте ему название.
2. Запишите формулы следующих веществ и укажите вид химической связи:
А. фторид лития
Б. оксид кальция
В. оксид углерода (IV)
Г. фтор
Д. хлорид железа (III)
3. Назовите сложные вещества и определите степени окисления каждого элемента в следующих соединениях:
А. MgO
Б. СаCO3
В. KNO3
Г. NaHCO3
Д. O2
4. Определите смещение равновесия в реакции СО2 + С ↔ 2СО - Q при повышении температуры, используя алгоритм
Алгоритм определения смещения равновесия под действием температуры
1. Определите, какая реакция (прямая или обратная) идет с поглощением тепла (-Q), а какая с выделением (+Q);
2. Если прямая реакция идет с выделением тепла, повышение температуры будет способствовать смещению равновесия в сторону обратной реакции;
3. Если прямая реакция идет с поглощением тепла, повышение температуры будет способствовать смещению равновесия в сторону прямой реакции
5. Осуществите превращения:
Са → СаО → Са(ОН)2 → СаСО3
Запишите уравнения химических реакций.
6. Определите тип реакции N2 + 3H2 = 2NH3 + Q по разным классификациям.
7. Дайте характеристику элементу - марганец по положению его в периодической системе Д.И.Менделеева
План характеристики:
Порядковый номер, группа, подгруппа, период;
Строение ядра: атомная масса, заряд ядра, количество протонов, нейтронов, электронов;
Электронная формула, графическая схема, распределение электронов по энергетическим уровням
8. Запишите уравнения реакций в молекулярной, полной и сокращенной ионной форме
между растворами следующих веществ: хлоридом алюминия и гидроксидом калия.
9. Расставьте коэффициенты с помощью электронного баланса в уравнении химической реакции:
N2 +О2 →NО
10. Соотнесите понятие и определение:
1.Вещество | А) мельчайшая химически неделимая частица химического элемента |
2.атом | Б) сумма атомных масс всех атомов, входящих в данную молекулу |
3.относительная молекулярная масса | В) то, из чего состоят физические тела |
| Г) наименьшая частица вещества, обладающая его основными химическими свойствами |
11. Соотнесите понятие и определение:
1.Электроотрицательность | А) Условный заряд атома в молекуле, вычисленный в предположении, что молекула состоит из ионов и в целом электронейтральна |
2.Валентность | Б) Способность атомов в соединениях притягивать к себе электроны |
3.Степень окисления | В) атом, молекула или ион, принимающие электроны |
4. Окислитель | Г) Свойство атомов химического элемента присоединять определённое число атомов других химических элементов |
| Д) атом, молекула или ион, отдающие электроны |
12. При понижении давления химическое равновесие смещается в сторону исходных веществ в системе
1) 2CO(г) +O2(г) →2CO2(г) + Q
2) N2(г) + O2(г) →2NO(г) – Q
3) SO2Сl2(г) → SO2(г) + Cl2(г)- Q
4) H2(г) + Cl2(г) → 2HCl(г) + Q
13. Установите соответствие между реагирующими веществами и продуктами их взаимодействия.
РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА | ПРОДУКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ |
А) СО2 + Н20 | 1) СаСО3 |
Б) СО2 + СаО | 2) СаС03 + Н20 |
В) СО2 + Са(ОН)2 | 3) Са(НСО3)2 |
| 4) Н2СО3 |
14. Назовите, чему равно:
А) количество протонов в атоме;
Б) количество энергетических уровней
В) количество орбиталей на s- и f-подуровнях
Г) максимальное количество электронов на 2 и 4 энергетических уровнях
15. Перечислите виды химической связи
16. Вычислите массовую долю (в %) каждого элемента в гидрокарбонате натрия (NaHCO3).
Инструменты оценки
Вариант 1
№ пункта | Критерии оценивания | Баллы |
1 | Средние соли, нитрат серебра | 10 |
2 | А. LiF - ионная Б. CaO - ионная В. CO2 – ковалентная полярная Г. F2 - ковалентная неполярная Д. FeCl3 – ковалентная полярная | 20 |
3 | А. Mg+2O-2 – оксид магния Б. Са+2C+4O3-2 – карбонат кальция В. K+1N+5O3-2 – нитрат калия Г. Na+1H+1C+4O3-2 – гидрокарбонат натрия Д. O20 | 20 |
4 | В сторону прямой реакции (вправо) | 10 |
5 | 2Са + O2→ 2 СаО СаО +Н2О→ Са(ОН)2 Са(ОН)2 + К2СО3 → СаСО3 + КОН | 15 |
6 | Соединения Экзотермическая Обратимая ОВР | 8 |
7 | 1.25, 7 группа, побочная подгруппа, 4 период 2.55, +25, 25 р+, 30 n0, 25 e- 3. 1s2 2s2 3s2 3p6 4s2 3d5, | 4 5 6 |
8 | AlCl3 + 3KOH = Al(OH)3 + 3KCl Al3+ + 3Cl- + 3K+ + 3OH- = Al(OH)3 + 3K++ 3Cl- Al3+ + 3OH- = Al(OH)3 | 15 |
9 | N2 +О2 →2NО Определена степень окисления, составлены схемы переходов электронов, подведён электронный баланс, расставлены коэффициенты | 20 |
10 | 1.В 2.А 3.Б | 10 |
11 | 1.Б 2.Г 3.А 4.В | 10 |
12 | 1 | 10 |
13 | А.4 Б.1 В.2 | 10 |
14 | А) порядковому номеру (заряду ядра); Б) номеру периода В) s- 1 и f-7 Г) 2 - 8 и 4 - 32 | 20 |
15 | Ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная, металлическая, водородная | 10 |
16 | Mr (NaHCO3 ) = 84 W (Na) = 27,4% W (H) = 1,2% W(C) = 14,3% W(O) = 57,1% | 25 |
«5» - 217-228 баллов «4» - 160- 216 баллов «3» - 114-159 баллов «2» - меньше 114 баллов |
Вариант 2
1.Установите, к какому классу принадлежит вещество Na2SO4 и дайте ему название.
2. Запишите формулы следующих веществ и укажите вид химической связи:
А. хлорид натрия
Б. водород
В. оксид серы (VI)
Г. хлорид бария
Д. фтороводород
3. Назовите сложные вещества и определите степени окисления каждого элемента в следующих соединениях:
А. CuCO3
Б. F2
В. KHSO4
Г. AgNO3
Д. N2O5
4.Определите смещение равновесия в реакции 2Mg + O2 = 2MgO + Q; при повышении температуры, используя алгоритм
Алгоритм определения смещения равновесия под действием температуры
1. Определите, какая реакция (прямая или обратная) идет с поглощением тепла (-Q), а какая с выделением (+Q);
2. Если прямая реакция идет с выделением тепла, повышение температуры будет способствовать смещению равновесия в сторону обратной реакции;
3. Если прямая реакция идет с поглощением тепла, повышение температуры будет способствовать смещению равновесия в сторону прямой реакции
5.Осуществите превращения: P → P2O5 → H3PO4 → Na3PO4
Запишите уравнения химических реакций.
6. Определите тип реакции Zn(тв) + 2НCl → ZnCl2 + H2 (г) + 154 кДж по разным классификациям.
7. Дайте характеристику элементу - кобальт по положению его в периодической системе Д.И.Менделеева
План характеристики:
Порядковый номер, группа, подгруппа, период;
Строение ядра: атомная масса, заряд ядра, количество протонов, нейтронов, электронов;
Электронная формула, графическая схема, распределение электронов по энергетическим уровням
8. Запишите уравнения реакций в молекулярной, полной и сокращенной ионной форме между растворами следующих веществ: нитрат алюминия и гидроксид натрия.
9. Расставьте коэффициенты с помощью электронного баланса в уравнении химической реакции:
N2 +H2 → NH3
10. Соотнесите понятие и определение:
1.молекула | А) совокупность атомов, имеющих одинаковый заряд ядра |
2.относительная атомная масса | Б) наименьшая частица вещества, обладающая его основными химическими свойствами |
3.химический элемент | В) существование одного и того же химического элемента в виде двух или нескольких простых веществ, различных по строению и формам |
| Г) масса одного атома, выраженная в атомных единицах массы (а. е. м.) |
11.Соотнесите понятие и определение:
1.растворы | А) распад электролитов на ионы при их растворении |
2.окисление | Б) однородные системы двух или более веществ |
3.восстановление | В) процесс присоединения электронов |
4.электролитическая диссоциация | Г) процесс отдачи электронов |
| Д) способность атома элемента к оттягиванию на себя электронной плотности |
12. При повышении давления равновесие смешается вправо в системе
1) 2СО2(г) → 2СО(г) + О2(г)
2) C2H4(г) → С2Н2(г) + Н2(г)
3) РС13(г) + С12(г) → РС15(г)
4) Н2(г) + С12(г) →2 НС1(г)
13. Установите соответствие между реагирующими веществами и продуктами реакции.
РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА | ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ |
A) Si + Mg | 1) KN03 + СО2 + Н2О |
Б) К2СО3 + HNO3 | 2) Mg SiO3 |
В) K2C03 + ВаСl2 | 3) Mg2Si |
| 4) ВаС03+КСl |
14.Назовите, чему равно:
А) количество электронов в атоме;
Б) количество нейтронов в ядре атома
В) количество орбиталей на p- и d-подуровнях
Г) максимальное количество электронов на 1 и 3 энергетических уровнях
15.Перечислите виды кристаллических решеток
16.Определите в % массовую долю каждого элемента в бертолетовой соли КClO3.
Инструменты оценки
Вариант 2
№ пункта | Критерии оценивания | Баллы |
1 | Средние соли, сульфат натрия | 10 |
2 | А. NaCl - ионная Б. H2 - ковалентная неполярная В. SO3 – ковалентная полярная Г. BaCl2 - ионная Д. H2F - bjyyfz | 20 |
3 | А. Cu+2 C+4O3-2 – карбонат меди Б. F2 – фтор В. K+1H+1S+6O4-2 – гидросульфат калия Г. Ag+1N+5O3-2 – нитрат серебра Д. N2+5O5-2 оксид азота (V) | 20 |
4 | В сторону обратной реакции (влево) | 10 |
5 | 4P + 5O2→ 2P2O5 P2O5 +3Н2О→ 2H3PO4 H3PO4+ 3NaОН → Na3PO4 +3Н2О | 15 |
6 | замещения Экзотермическая необратимая ОВР | 8 |
7 | 1.27, 8 группа, побочная подгруппа, 4 период 2.59, +27, 27 р+, 32 n0, 27 e- 3. 1s2 2s2 3s2 3p6 4s2 3d7, | 4 5 6 |
8 | Al(NO3)3+ 3NaOH = Al(OH)3 + 3NaNO3 Al3+ + 3 NO3- + 3Na+ + 3OH- = Al(OH)3 + 3Na++ 3 NO3- Al3+ + 3OH- = Al(OH)3 | 15 |
9 | N2 +3H2 → 2NH3 Определена степень окисления, составлены схемы переходов электронов, подведён электронный баланс, расставлены коэффициенты | 20 |
10 | 1.Б 2.Г 3.А | 10 |
11 | 1.Б 2.Г 3.В 4.А | 10 |
12 | 3 | 10 |
13 | А.3 Б.1 В.4 | 10 |
14 | А) порядковому номеру (количеству протонов, заряду ядра); Б) атомная масса – количество протонов В) p-3 и d-5 Г) 1 - 2 и 3 - 18 | 20 |
15 | атомная, ионная, металлическая, молекулярная | 10 |
16 | Mr (КClO3 ) = 122 W (К) = 32% W (Cl) = 28,7% W(O) = 39,3% | 20 |
«5» - 212-223 баллов «4» - 156 -211 баллов «3» - 111 -155 баллов «2» - меньше 111 баллов |
Вариант 3
1.Установите, к какому классу принадлежит вещество CuCO3 и дайте ему название.
2. Запишите формулы следующих веществ и укажите вид химической связи:
А. хлор
Б. сероводород
В. соляная кислота
Г. оксид калия
Д.сульфид железа
3. Назовите сложные вещества и определите степени окисления каждого элемента в следующих соединениях:
А. KMnO4
Б. NaClO3
В. Н2
Г. Fe(NO3)3
Д. ZnO
4.Определите смещение равновесия в реакции CH4 + 2O2 = CO2 + 2H2O + Q при повышении температуры, используя алгоритм
Алгоритм определения смещения равновесия под действием температуры
1. . Определите, какая реакция (прямая или обратная) идет с поглощением тепла (-Q), а какая с выделением (+Q);
2. Если прямая реакция идет с выделением тепла, повышение температуры будет способствовать смещению равновесия в сторону обратной реакции;
3. Если прямая реакция идет с поглощением тепла, повышение температуры будет способствовать смещению равновесия в сторону прямой реакции
5.Осуществите превращения: C→ CO2 → H2CO3 → Na2CO3
Запишите уравнения химических реакций.
6. Определите тип реакции Ca(OH)2 + 2HCl = CaCl2 + 2H2O по разным классификациям.
7. Дайте характеристику элементу – цинк по положению его в периодической системе Д.И.Менделеева
План характеристики:
Порядковый номер, группа, подгруппа, период;
Строение ядра: атомная масса, заряд ядра, количество протонов, нейтронов, электронов;
Электронная формула, графическая схема, распределение электронов по энергетическим уровням
8. Запишите уравнения реакций в молекулярной, полной и сокращенной ионной форме между растворами следующих веществ: сульфат меди и гидроксид калия.
9. Расставьте коэффициенты с помощью электронного баланса в уравнении химической реакции: СО+O2=CO2
10. Соотнесите понятие и определение:
1.изотопы | А) заряженные (положительно или отрицательно) частицы, в которые превращаются атомы в результате отдачи или присоединения электронов |
2.аллотропия | Б) совокупность атомов, имеющих одинаковый заряд ядра |
3.ионы | В) существование одного и того же химического элемента в виде двух или нескольких простых веществ, различных по строению и формам |
| Г) разновидности атомов, имеющие одинаковый заряд ядра, но разные массовые числа |
11.Соотнесите понятие и определение:
1. химическое равновесие | А) распад электролитов на ионы при их растворении |
2.электролит | Б) состояние системы, при котором скорость прямой реакции равна скорости обратной реакции |
3.восстановление | В) изменение концентрации вещества в единицу времени |
4.скорость химической реакции | Г) процесс присоединения электронов |
| Д) вещества, распадающиеся в растворе или расплаве на ионы и проводящие электроток |
12.Давление не влияет на состояние химического равновесия следующей химической реакции
1) 2SO2 + O2 → 2SO3
2) 3Н2 + N2 → 2NH3
3) CO + Cl2 → COCl2
4) Н2 + Cl2 → 2HCl
13. Установите соответствие между реагирующими веществами и продуктами их взаимодействия.
РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА | ПРОДУКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ |
А) Са(ОН)2 + H2SO4 | 1) СаО + Н2О |
Б) Са(ОН)2 + H2SO3 | 2) Н3РO4 |
В) Р203 + Н2O | 3) CaSO4 + Н2O |
Г) P2Os + Н2O | 4) CaSO3 + Н2O |
| 5) Н3РO3 |
14. Назовите, чему равно:
А) заряд ядра в атоме;
Б) количество нейтронов в ядре атома
В) количество орбиталей на s- и d-подуровнях
Г) максимальное количество электронов на 1 и 2 энергетических уровнях
15.Запишите схему строения атома
16.Вычислите массовую долю (в %) каждого элемента в гидрохлориде кальция (СaОHCl).
Инструменты оценки
Вариант 3
№ пункта | Критерии оценивания | Баллы |
1 | Средние соли, карбонат меди | 10 |
2 | А. Cl2 - ковалентная неполярная Б. H2S - ковалентная полярная В. HCl– ковалентная полярная Г. K2O - ионная Д. Fe2S – ковалентная полярная | 20 |
3 | А. K+1Mn+7O4-2 Б. Na+1 Cl+5O3-2 В. Н20 Г. Fe+3(N+5O3-2 )3 Д. Zn+2O-2 | 20 |
4 | В сторону обратной реакции (влево) | 10 |
5 | С + O2→ CO2 CO2 +Н2О→ H2CO3 H2CO3+ 2NaCl→ Na2CO3+ 2HCl | 15 |
6 | Обмена необратимая не ОВР | 6 |
7 | 1.30, 2группа, побочная подгруппа, 4 период 2.65, +30, 30 р+, 35 n0, 30 e- 3. 1s2 2s2 3s2 3p6 4s2 3d10, | 4 5 6 |
8 | CuSO4 + 2KOH = Cu(OH)2 + K2SO4 Cu2+ + SO42- + 2K+ + 2OH- = Cu(OH)2 + 2K++ SO42- Cu2+ + 2OH- = Cu(OH)2 | 15 |
9 | 2СО+O2= 2CO2 Определена степень окисления, составлены схемы переходов электронов, подведён электронный баланс, расставлены коэффициенты | 20 |
10 | 1.Г 2.В 3.А | 10 |
11 | 1.Б 2.Д 3.Г 4.В | 10 |
12 | 4 | 10 |
13 | А.3 Б.4 В.5 Г.2 | 10 |
14 | А) порядковому номеру (заряду ядра); Б) атомная масса – число протонов(порядковый номер) В) s- 1 и f-5 Г) 1 - 2 и 2 - 8 | 20 |
15 | Атом Ядро (+) Электроны (-) Протоны (р+) Электроны | 10 |
16 | Mr (СaОHCl ) = 92 W (Сa) = 43,5% W(O) = 17,4% W (H) = 1,1% W(Cl) = 38% | 25 |
«5» 215-226 баллов «4» - 158-214 баллов «3» - 113-157 баллов «2» - меньше 113 баллов |