Контрольная работа № 1
Вариант 1
Общество в широком смысле слова – это:
а) территория обитания людей; б) производительные силы;
в) совокупность форм объединения людей; г) история человечества.
К числу основных подсистем общества как системы относится:
а) экономика; б) предпринимательство;
в) профсоюз; г) церковь.
Из перечисленного важнейшими институтами общества являются:
1) Б, В, Г, Д, Е. 2) А, Б, В, Д, Е, Ж.
3) А, Б, В, Д, Е. 4) А, Д, Е.
А. Государство. Б. Право. В. Мораль. Г. Природа. Д. Экономика. Е. Политика. Ж. Религия.
К наукам, изучающим общество, из перечисленных не относится:
а) социология; б) география;
в) философия; г) генетика.
Вставьте пропущенное слово:
«В философии достоверное, правильное знание называется…...»
Общей чертой общества и природы является:
а) действие в роли творца культуры; б) наличие признаков системы;
в) сознательная и волевая деятельность; г) независимость друг от друга
Из утверждений А и Б верно:
1) только А; 2) и А, и Б.
3) только Б; 4) ни А, ни Б.
А. Между процессами, которые происходят в сфере материального производства и в духовной сфере общества, нет взаимосвязи.
Б. Политический строй общества может тормозить развитие экономики.
Из утверждений А и Б верно:
1) только А; 2) и А, и Б.
3) только Б; 4) ни А, ни Б.
А. Культура – это все виды преобразованной деятельности человека и общества, а также ее результаты.
Б. Культура биологически присуща человеку.
Среди перечисленного названием одной из основных сфер жизни общества являются:
а) производительные силы общества; б) духовная культура общества;
в) общественные отношения; г) товарно-денежные отношения.
Закончите высказывание:
« Философская категория для обозначения реального существования человека, его наличия в реальном мире – это …»
Какая наука является лишней в перечне наук, имеющих своим непосредственным предметом проблему человека:
а) социология; б) социальная психология;
в) экономика; г) философская антропология.
Закончите высказывание:
«Совокупность норм, определяющих поведение человека в обществе и основанных на общественном мнении, называется ….»
Из утверждений А и Б верно:
1) только А; 2) и А, и Б.
3) только Б; 4) ни А, ни Б.
А. Моральные нормы «не убей», «не кради», «не лги», «уважай старших», «не развратничай» являются общечеловеческими.
Б. Вышеперечисленные моральные нормы признаются как образцы для поведения только в демократических обществах.
Сформулируйте «золотое правило» морали.
Из утверждений А и Б верно:
1) только А; 2) и А, и Б.
3) только Б; 4) ни А, ни Б.
А. Духовность предполагает тесный союз ума, чувств и нравственного поведения.
Б. Духовное богатство не позволяет человеку притупить в себе сострадание.
Дать определение:
а) система – это…
б) институциализация – это…
в) идеал – это…
г) патриотизм – это…
д) мировоззрение – это…
Вы стали свидетелем того, как один человек незаслуженно обидел другого. Какой вариант поведения не соответствует моральному выбору гуманного человека:
а) потребовать от обидчика извинения в адрес пострадавшего;
б) сделать вид, что тебя это не касается;
в) выразить соболезнование тому, кого обидели;
г) разобраться в причинах конфликта.
Охарактеризуйте житейское мировоззрение человека.
Приведите примеры из вашей жизни.
Контрольная работа № 1
Вариант 2
Общество в широком смысле слова – это:
а) весь окружающий мир;
б) человечество в его прошлом, настоящем и будущем;
в) взаимодействие людей в повседневной жизни;
г) группы людей, объединенных историческим прошлым.
К основным признакам общества как системы относится:
а) природные условия; б) отсутствие изменений;
в) общественные отношения; г) этап исторического развития.
Из перечисленного к важным институтам общества не относится:
1) природная среда обитания; 2) мораль;
3) экономика; 4) семья.
К наукам, изучающим общество, из перечисленных относится:
а) анатомия; б) философия;
в) генетика; г) математика.
Вставьте пропущенное слово:
«Главным критерием истины является ……………..»
Общей чертой общества и природы не является:
а) наличие признаков системы; б) процесс постоянных изменений;
в) действие в роли творца культуры; г) цикл как основа существования.
Из утверждений А и Б верно:
1) только А; 2) и А, и Б.
3) только Б; 4) ни А, ни Б.
А. Правовые нормы, существующие в обществе, отражают его социально-экономическое развитие.
Б. Экономика влияет на становление политической сферы.
Из утверждений А и Б верно:
1) только А; 2) и А, и Б.
3) только Б; 4) ни А, ни Б.
А. Культура – это существенная характеристика общества.
Б. В процессе жизнедеятельности человек формируется как культурно-историческое существо.
В росте образовательного уровня населения страны, как правило, отражается развитие:
а) экономической сферы общества; б) социальной сферы;
в) политико-правовой сферы; г) духовно-нравственной сферы.
Закончите высказывание:
« Деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее, называется …»
Какая наука является лишней в перечне наук, имеющих своим непосредственным предметом проблему человека:
а) генетика; б) культурная антропология;
в) психология; г) атомная физика.
Закончите высказывание:
« Форма общественного сознания, где находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения людей, называется…»
Из утверждений А и Б верно:
1) только А; 2) и А, и Б.
3) только Б; 4) ни А, ни Б.
А. Категорический императив гласит: «Поступай по отношению к другому так, как другой поступает по отношению к тебе».
Б. Категорический императив гласит: «Поступай по отношению к другому так, как хочешь, чтобы другой поступал с тобой».
Сформулируйте «золотое правило» нравственности.
Из утверждений А и Б верно:
1) только А; 2) и А, и Б.
3) только Б; 4) ни А, ни Б.
А. Чтобы быть духовно богатым человеком, не обязательно совершать добрые дела.
Б. Такие понятия, как милосердие, жалость, сострадание, - пережиток прошлого, они не имеют отношения к духовной жизни человека.
Дать определение:
а) социальный институт – это …
б) общество – это …
в) ценности – это…
г) совесть – это…
д) гражданственность – это…
Вы случайно, не желая того, нанесли ущерб или причинили вред другому человеку. Какой выбор соответствует нравственной позиции гуманного человека:
а) сделать все возможное для устранения зла, ущерба;
б) сделать вид, что ничего не произошло;
в) постараться, чтобы никто не заметил нанесенного тобой ущерба;
г) свалить вину на того, кто пострадал (пусть не лезет, сам виноват).
18. Охарактеризуйте научное мировоззрение человека.
Приведите примеры из вашей жизни.
Контрольная работа № 1
ключ ответов
Вариант 1 |
Вариант 2 |
1. в |
1. б |
2. а |
2. в |
3. 2 |
3. 1 |
4. г |
4. б |
5. практика |
5. истина |
6. б |
6. в |
7. 3 |
7. 2 |
8. 1 |
8. 2 |
9. б |
9. г |
10. бытие |
10. творчество |
11. в |
11. г |
12. мораль |
12. мораль |
13. 1 |
13. 3 |
14. не делай другому того, чего не желаешь сам |
14. не делай другому того, чего не желаешь сам |
15. 2 |
15. 4 |
16. а) система – упорядоченная совокупность элементов, находящихся в связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство; б) институциализация – процесс придания социальным отношениям упорядоченного, организованного характера, завершающийся принятием определенных законов и созданием соответствующих организаций;
в) идеал – совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке; г) патриотизм – ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность и любовь к Родине, своему народу; д) мировоззрение – целостное представление о природе, обществе и человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. |
16. а) социальный институт – исторически сложившаяся форма организации людей, которая регулирует их деятельность и удовлетворяет те или иные фундаментальные потребности; б) общество – исторически развивающаяся совокупность жизнедеятельности человечества в его прошлом и настоящем, включающая все способы и формы человеческого общения; часть материального мира, отделившаяся от природы, но тесно с ней связанная; в) ценности – характеристика определенных идей, принципов, предметов и их свойств с точки зрения их значимости для человека и общества; г) совесть – способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно сформулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный самоконтроль, сознавать свой долг перед другими людьми; д) гражданственность – социально-психологическое и нравственное качество личности, которое сочетает в себе чувство любви к Родине; ответственность за нормальное развитие ее социальных и политических институтов; осознание себя как полноправного гражданина, обладающего правами и обязанностями. |
17. б |
17. а |
18. житейское мировоззрение |
18. научное мировоззрение |
За каждый правильный буквенный или цифровой ответ – 1 балл
(задания №№ 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 13, 15, 17)
За каждое правильное слово – 2 балла
(задания №№ 5, 10, 12, 14)
За каждое верное определение - 1 балл (всего – 5 баллов)
(задание № 16)
За характеристику мировоззрения – 5 баллов
(задание № 18)
Всего – 30 баллов
Уровень оценивания:
Отметка «5» - от 25 до 30 баллов
Отметка «4» - от 19 до 24 баллов
Отметка «3» - от 13 до 18 баллов
Отметка «2» - от 7 до 12 баллов
Наталья Владимировна