Контрольная работа для обучающихся 10 класса «Жизненный путь и творческое наследие М.Ю. Лермонтова»
Контрольная работа «Жизненный путь
и творческое наследие М.Ю. Лермонтова»
(10 класс)
Часть 1. Биографический блок
№1. Запишите полные ответы на поставленные вопросы (20 б.)
Назовите полную дату и место рождения Лермонтова.
Назовите ФИО бабушки, которая занималась воспитанием Лермонтова.
Каково название имения, в котором прошло детство Лермонтова? Укажите его географическое месторасположение.
Назовите учебное заведение, которое посещал Лермонтов с 1828 года.
В 1830 году Московский университет открыл двери юному Лермонтову. На каком факультете обучался поэт?
По какой причине Лермонтов в 1832 году покинул Московский университет? В какое учебное заведение поступил?
Назовите то, что послужило поводом для ареста Лермонтова. Какое наказание было определено 18 февраля 1837 года?
В феврале 1840 года состоялась дуэль. Кто являлся соперником поэта? Какова была причина дуэли? Каков был исход поединка?
В каких литературных направлениях и родах работал Лермонтов. Приведите примеры произведений по родам.
Какими иностранными языками владел поэт в совершенстве?
Какое событие связывает Лермонтова с рекой Валерик?
Когда, где и с кем состоялась последняя дуэль Лермонтова?
Часть 2. Практический блок
№2. Ответьте на вопросы к драме «Маскарад» (5 б.)
Назовите фамилию главного героя драмы?
Что дама в маске даёт Звездичу на память о себе и своих чувствах?
Почему баронесса Штраль пребывала в ужасе?
Каким образом Арбенин решил отомстить Нине за мнимую измену?
Кто из героев был устроителем маскарада?
№3. Назовите по приведённым строкам произведение (5 б.)
«И над вершинами Кавказа/ Изгнанник рая пролетал./Под ним Казбек, как грань алмаза, / Снегами вечными сиял».
«Как он, гонимый миром странник, но только с русскою душой».
«И так я слишком долго видел/ В тебе надежду юных дней, \И целый мир возненавидел, /Чтобы тебя любить сильней».
«Ночь тиха. Пустыня внемлет богу и звезда с звездою говорит».
«И вижу я себя ребёнком, и кругом /Родные всё места: высокий барский дом / И сад с разрушенной теплицей».
Часть 3. Творческий блок (20б.)
№4. Произведите анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Нищий» по
опорным вопросам. Ответ должен быть грамотно оформленным и связным.
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
Опорные вопросы
1)Какова композиция стихотворения? По какому принципу оно построено?
2)О чём стихотворение? Каковы его ключевые образы?
3) Найдите в стихотворении старославянизмы. Какой характер они присваивают тексту?
4)В чём лирический герой укоряет свою возлюбленную?
5)Кто является адресатом этого стихотворения?
Шкала оценивания
«5»- 48-50б.
«4» - 38-47б.
«3»- 25-37б.