Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова (9 класс)
Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с.Городня Конаковского района Тверской области Еремина Лариса Викторовна.
Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова.
Цель:
проверить усвоение материала учащимися.
Ход урока.
I. Мотивация учебной деятельности
- Поднимите руку, кто чувствует, что хорошо подготовился к контрольной работе.
- Что нужно для того, чтобы написать работу хорошо?
II. Постановка цели и задач урока.
III. Выполнение контрольной работы.
Вариант 1
1.Стихотворение «На смерть поэта» композиционно делится на 2 части : в 1 части господствует скорбь по поводу гибели А.С.Пушкина , во второй – гнев по адресу убийцы.
Как можно определить жанр каждой части?
элегия
эпиграмма
эпитафия
памфлет
2. Какие из стихотворений М.Ю.Лермонтова можно отнести к теме родины?
«Молитва», «Бородино» , Когда волнуется желтеющая нива» , «Дума» , «Родина»,
«И скучно, и грустно» , «Пророк» , « Прощая, немытая Россия» , «Тучи».
3.Определите период творчества поэта , к которому относятся стихотворение и поэмы
М.Ю.Лермонтова .
- «Мцыри» , «Демон» , « Что толку жить»
- «Молитва» , «Памяти А.И.Одоевского», «Завещание»
Романтический
Реалистический.
4.С какой целью М.Ю.Лермонтов нарушает хронологический порядок построения
романа «Герой нашего времени» ?
а) стремление к оригинальности ;
б) для того ,чтобы пробудить интерес читателя к герою;
в)постепенное – от «внешнего к внутреннему» раскрытие характера главного героя.
Почему описание внешности , портрет Печорина дан «проезжим офицером», а не М. Максимовичем? Он
а) не наблюдателен;
б) не способен к обобщениям ;
в) не мог быть объективен в описании внешности Печорина;
г) слишком прост , не может понять Печорина , т.к.тот – человек другого круга;
6.С какой целью введены в роман пейзажные зарисовки ?
«Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели…»
«Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин , и слияние теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление»
а) изображение красоты Кавказа;
б) углубление характеристики героя;
в)изменение душевного состояния героя;
г)плавное развитие сюжета.
7. Литературовед В.М.Маркович утверждает «Мы убеждаемся , что в любой ситуации Печорин ведет себя как «явный индивидуалист», по собственной воле, сознательно и целеустремленно идущий путем зла. .
а) Можете вы согласиться с тем, что Печорин в любой ситуации ведет себя как «явный индивидуалист». Обоснуйте свое мнение.
б) Только ли «путем зла» идет Печорин? Нет ли в его жизни примеров «пути добра»?
Вариант-2
1.Стихотворение «На смерть поэта» композиционно делится на 2 части : в 1 части господствует скорбь по поводу гибели А.С.Пушкина , во второй – гнев по адресу убийцы.
Как можно определить жанр каждой части?
а) элегия
б)эпиграмма
в)эпитафия
г)памфлет
2. Какие из стихотворений М.Ю.Лермонтова можно отнести к теме родины?
«Молитва», «Бородино» , Когда волнуется желтеющая нива» , «Дума» , «Родина»,
«И скучно, и грустно» , «Пророк» , « Прощая немытая Россия» , «Тучи».
3.Определите период творчества поэта , к которому относятся стихотворение и поэмы
М.Ю.Лермонтова .
- «Мцыри» , «Демон» , « Что толку жить»
- «Молитва» , «Памяти А.И.Одоевского», «Завещание»
Романтический
Реалистический.
4.С какой целью М.Ю.Лермонтов нарушает хронологический порядок построения
романа «Герой нашего времени» ?
а) стремление к оригинальности ;
б) для того ,чтобы пробудить интерес читателя к герою;
в)постепенное – от «внешнего к внутреннему» раскрытие характера главного героя.
5. Почему описание внешности , портрет Печорина дан «проезжим офицером», а не М. Максимовичем? Он
а) не наблюдателен;
б) не способен к обобщениям ;
в)не мог быть объективен в описании внешности Печорина;
г) слишком прост , не может понять Печорина , т.к.тот – человек другого круга;
6.С какой целью введены в роман пейзажные зарисовки ?
«Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели…»
«Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин , и слияние теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление»
а) изображение красоты Кавказа;
б) углубление характеристики героя;
в ) изменение душевного состояния героя;
г ) плавное развитие сюжета.
7. Литературовед В.М.Маркович утверждает «Мы убеждаемся , что в любой ситуации Печорин ведет себя как «явный индивидуалист», по собственной воле, сознательно и целеустремленно идущий путем зла. .
а) Можете вы согласиться с тем, что Печорин в любой ситуации ведет себя как «явный индивидуалист». Обоснуйте свое мнение.
б) Только ли «путем зла» идет Печорин? Нет ли в его жизни примеров «пути добра»?
IV. Рефлексия.
- Выполнение каких заданий не вызвало у вас затруднений?
- При выполнении каких заданий вы испытали трудности?
V. Домашнее задание.
Подготовиться к семинару по циклу «Петербургские повести» Н.В.Гоголя.
Задания по группам.
Спецификация
Контрольная работа предназначена для контроля и диагностики знаний, полученных после освоения темы «Творчество М.Ю.Лермонтова» в 9 классе. Работа состоит из ряда тестовых заданий, заданий, предполагающих краткий и развернутый ответ, также предусмотрено творческое задание.
Учебник: Литература. 9 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях. Коровина В.Я., Коровин В.И., Збарский И.С. М.Просвещение. 2012 г.
Целевая аудитория: для учащихся 9 класса
Перечень проверяемых умений
работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
знать основные факты жизненного и творческого пути М.Ю.Лермонтова; • знать историко-культурный контекст изучаемых произведений;
знать основные теоретико-литературные понятия.
Система оценивания работы
За верное выполнение 1, 4, 5,6 заданий учащийся получает 1 балл, за неверное выполнение или отсутствие ответа – 0 баллов; при выполнении заданий 2,3 за каждый верно выбранный ответ ставится 1 балл, при выполнении задания 7 выставляется до 5 баллов.
Максимальная сумма, которую может получить учащийся - 30 баллов
% выполнения
|
балл |
оценка |
Выше 85 |
37-30 |
5 |
61-85 |
19-26 |
4 |
41-60 |
13-18 |
3 |
0-40 |
0-12 |
2 |