12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
АБУБАКАРОВА ЛУИЗА МАГОМЕДОВНА788
Россия, Чеченская респ., Грозный

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРАВА»

(ГБПОУ «ГКПТиП»)













КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

МДК 01.02 Психология и андрогогика лиц пожилого возраста и инвалидов

Специальность 39.02.01 Социальная работа








Выполнил студент:

группы 19-Ср-9

2 курса, заочного обучения

_______________________

Проверил (а)____________

_______________________

Работа выполнена

с оценкой _______________

__________________ 2021




Грозный




Перечень заданий для промежуточной аттестации по дисциплине

МДК 01.02 «Психология и андрогогика лиц пожилого возраста и инвалидов»

Задания для проверки профессиональных компетенций по модулю


Задание № 1

Раскрыть вопрос. Роль и место старости в онтогенезе человека

Ответ. Старение является неизбежным элементом развития, как отдельных личностей, так и всего общества. В онтогенезе человека выделяются периоды детства, юности, зрелости и старости. Границы между периодом зрелости и началом старости трудно уловимы. Один из основоположников советской геронтологии И.В. Давыдовский категорически заявлял, что никаких точных календарных дат наступления старости не существует. Обычно, когда говорят о старых людях, руководствуются возрастом выхода на пенсию, но последний далеко не одинаков в разных странах, для разных профессиональных групп, мужчин и женщин. По мнению ВОЗ (Всемирной Организации здравоохранения), более удобным представляется название «стареющие», указывающее на постепенный и непрерывный процесс, а не на определенную и всегда произвольно устанавливаемую возрастную границу, за которой начинается старость. Существует много классификационных схем, которые применяются для оценки возраста отдельных людей и общества в целом. Обычно используют следующую схему:

Допроизводительный возраст

Производительный возраст


Послепроизводительный возраст



Старость

Глубокая старость


0-17 лет;

18-64 года – мужчины;

18-59 лет – женщины;

старше 65 лет – мужчины;

старше 60 лет – женщины;

65-79 лет – мужчины;

60-79 лет – женщины;

старше 80 лет.


В геронтологии оперируют понятиями календарный и биологический возраст.

Календарный возраст – это хронологический астрономический возраст, который определяется на основании даты рождения, документально подтвержденной. Сам по себе календарный возраст не пригоден для исследования динамики и характера старения. Для этой цели в геронтологии используются тесты количественного измерения изменений, происходящих в результате инволюционно-атрофических процессов во всех периодах онтогенеза. Это тесты функциональных изменений в основных системах и тесты для оценки иммунобиологических и психических изменений в организме при старении.

Биологический возраст – это мера старения организма, его здоровья, предстоящей продолжительности жизни. Он определяется набором специальных тестов и показателей. По существу, это функциональный возраст, который зависит от личных качеств и от условий, в которых проходила жизнь данного человека. По мнению одних ученых, это видовая продолжительность жизни, другие считают его максимальной продолжительностью жизни отдельных индивидов из популяции, третьи рассматривают его как соответствие между изменениями в организме и календарным возрастом. Определение биологического возраста очень важно для разграничения физиологического и преждевременного старения, разработки профилактических мероприятий, социального устройства человека, проведения пенсионной политики.

Чем больше календарный возраст человека опережает биологический, тем менее темп его старения, тем больше продолжительность жизни этого человека.

По установленным ВОЗ требованиям, биологический возраст необходимо определять в больничных условиях при полном обследовании всех органов и систем. Когда же это невозможно, то определение можно провести и в поликлинических условиях, но при использовании только тех тестов, которые реально исполнимы. Одна из важных проблем гериатрии – решение вопроса, до какой степени календарный возраст совпадает или отличается от биологического возраста, и необходимость разработки очень четких критериев для их разграничения. Последнее особенно значимо для научных и практических целей геронтологии, профилактики старения, оценки здоровья, трудоспособности и социальной адаптации пожилых людей.

В.В. Безруков отмечает, что критерием оценки адаптационных возможностей человека в онтогенезе служит определение биологического возраста. По его мнению, биологическая перестройка в определенные периоды развития организма (40-55 лет) создает критические ситуации в гомеостазе, которые в основном обуславливают темп и характер старения. В этот возрастной период жизни человек становится наиболее уязвимым в отношении возрастной патологии. В связи с этим наиболее перспективным направлением увеличения продолжительности жизни человека представляют мероприятия, способствующие предупреждению тех риск-факторов, которые провоцируют развитие возрастной патологии и ее вероятностное осложнение в пожилом и старческом возрасте.

Уменьшение количества и интенсивности риск-факторов (курение, алкоголизм, психические стрессы, плохая экология, различные социальные потрясения и т.д.) играет определенную роль в продолжении жизни человека в пределах видовой возможности путем смещения возрастной патологии в более поздние периоды онтогенеза. Однако, по мнению А.В. Токаря, процессы старения находят свои наиболее выраженные клинические проявления на этапах позднего онтогенеза. Старение, недуги и болезни старости – биологически единый процесс. Попытки поиска четких количественных и качественных дифференциальных показателей их, особенно на поздних этапах онтогенеза, как считает А.В. Токарь, вряд ли могут быть успешными.

Виды старения

В современной геронтологии и гериатрии существует проблема физиологического и патологического старения не столько с позиций специфических признаков, сколько с этапов развития процессов, с динамики их течения, с общности и различий в их генезе (развитии).

И.В. Давыдовский утверждал, что старость может быть ранней или поздней по чисто биологическим причинам, но, как правило, всегда своевременна, и только смерть всегда преждевременна.

В.В. Фролькис высказывал мнение, что под физиологическим старением нужно понимать постепенно наступающее и постепенно развивающееся, связанное с видовыми особенностями возрастных изменений, ограничение возможностей адаптации организма к среде, с увеличивающейся вероятностью смерти.

Естественное (физиологическое, нормальное) старение характеризуется определенным темпом и последовательностью возрастных изменений, соответствующих биологическим, адаптационно-регуляторным возможностям данной человеческой популяции.

Замедленное (ретардированное) старение характеризуется более медленным, чем во всей популяции, темпом возрастных изменений. Предельным выражением этого типа старения является феномен долголетия.

Преждевременное (патологическое, ускоренное) старение характеризуется более ранним развитием возрастных изменений или же большей их выраженностью в тот или иной возрастной период. Определение и установление преждевременной старости позволяет не только строить индивидуальные программы, но своевременно применять комплекс профилактических мероприятий, основанных на знании эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) механизмов его возникновения. Установление биологического возраста и является методом диагностики синдрома преждевременного старения.

Преждевременное старение обусловлено как факторами внешней среды (климатическими, профессиональными, социально-экономическими, экологическими, бытовыми и т.д.), так и выраженным воздействием различных, особенно хронических заболеваний на функции определенных систем и органов человеческого организма. Увеличивающаяся заболеваемость и преждевременное старение представляют одну из самых больших тактических задач современной геронтологии. Борьба с факторами, способствующими преждевременному старению, выдвигается до главной стратегической задачи здравоохранения и социальной геронтологии.

В настоящее время геронтологи сходятся во мнении, что преждевременное старение выявляется на 4-5-м десятилетии. Оно имеет отрицательные соматические, социально-психологические и экономические аспекты. Преждевременное старение – одна из причин ранней дезадаптации, ограничения интересов, неудовлетворенности жизнью, дестабилизации личности. Самыми значительными последствиями преждевременного старения является абсолютное уменьшение числа работоспособного населения, которое принимает на себя все расходы на содержание неактивного и старого населения. На данном этапе важнейшей задачей геронтологии является не столько любой ценой продление жизни, сколько научиться рано, распознавать существенные признаки старения и, главное, контролировать их прогрессирование, содействуя упрочению стареющего человека в обществе и семье.

Задание № 2 Женщина пятидесяти лет была уволена в связи с банкротством предприятия. После увольнения находится в депрессивном состоянии. Одна воспитывает 14-летнюю дочь (ребенок-инвалид), также с ними проживает пожилая мать (72года).

1.Определите проблемы членов семьи.

2.Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблемы ребенка.

3.В какие учреждения могут обратиться взрослые члены семьи для решения проблем?

4.Какие специалисты будут задействованы в решении проблем?

Решение:

1. Основные проблемы: у женщины – отсутствие работы, депрессия, наличие дочери – подростка – инвалида детства, малообеспеченность; у дочери - инвалидность.

2. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: ФЗ от 24.11.1995г. №181-ФЗ (с изм. и доп. ред. от 08.12.2020); О занятости населения в РФ: Закон РФ от 19.04.1991г. №1032-1; О государственной социальной помощи 178-ФЗ от 17.07.1999г.; О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг: Постановление правительства РФ от 14.12.2005г. №761.

3. Учреждения: центр занятости населения, центр социальной помощи семье и детям, реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями.

4. Специалисты: сотрудники центра занятости населения, специалисты социальной работы, психологи, педагоги, врачи.

Задание № 3

Заполнить таблицу: Определение причины инвалидности в зависимости от полученного повреждения здоровья (для военнослужащих-контрактников)

Причина инвалидности

Вследствие чего наступила инвалидность (с чем связано повреждения здоровья)

Наличие связи наступления инвалидности с исполнением обязанностей военной службы

Военная травма



Заболевание, полученное в период военной службы



Решение:

Причина инвалидности

Вследствие чего наступила инвалидность

(с чем связано повреждения здоровья)

Наличие связи наступления инвалидности с исполнением обязанностей военной службы

Военная травма

Ранение, контузия, увечье или заболевание, полученные:

-при защите Родины

-при прохождении службы за границей в государствах, где велись боевые действия

-при исполнении иных обязанностей военной службы

- во время пребывания в плену

Связана с исполнением обязанностей военной службы

Заболевание, полученное в период военной службы

Увечье, полученное в результате несчастного случая, или заболевание

Не связано с исполнением обязанности военной службы


Задание № 4 Женщина страдает системным заболеванием крови, признана инвалидом. Воспитывает двух детей одна (ей 42 года, дочери 8 лет, сыну 12 лет), работает воспитателем в детском саду. Денег на жизнь и на лечение не хватает, другой работы найти не может (пыталась не раз).

Муж живет с другой семьей, никакой помощи не оказывает.
1. Определите социальные проблемы семьи.

2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблемы.

3. Какие учреждения занимаются подобными проблемами?

4. Какие варианты решения проблем Вы можете предложить?

Решение:

1.Основная проблема – материальная незащищенность.

2.О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: ФЗ от 24.11.1995г. №181-ФЗ; Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, приняты Генеральной Ассамблеей ООН от 20.12.1993г.; Семейный кодекс РФ; О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: ФЗ от 24.11.1995г. №181-ФЗ; О государственной социальной помощи 178-ФЗ от 17.07.1999г.;

О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг: Постановление правительства Российской Федерации от 14.12.2005г. №761.

3.Варианты решения проблемы:

-помощь в организации лечения, прохождении медико-социальной экспертизы женщиной, оформлении инвалидности (как следствие – получение пенсии и прочих выплат);

-помещение детей (на время лечения матери в стационаре) в кризисный центр или организация их проживания у родственников женщины или в новой семье отца;

привлечение отца детей к выплате алиментов в судебном порядке;

-помощь женщине в поиске дополнительных источников дохода – работы.

4.Учреждения:

Здравоохранения;

Социального обслуживания населения;

Судебные; – Бюро МСЭ.

Задание № 5 Раскройте вопрос: Порядок признания лица инвалидом.

Решение:

Федеральный закон, который защищает права инвалидов, являющихся гражданами России, определил порядок установления инвалидности. Больному присваивает статус «инвалида» федеральная государственная медико-социальная экспертиза в виде:

-федерального бюро медицинско-социальной экспертизы;

-главного бюро медицинско-социальной экспертизы;

-медицинско-социальной экспертизы местного уровня, находящейся в районе, городе, которая считается филиалом главного бюро.

Признание человека инвалидом осуществляется в ходе МСЭК (медико-социальной экспертизы), на которой члены комиссии учитывают состояние больного, оценивая результаты клинических исследований, функциональной диагностики, бытовых условий, социальных, психологических возможностей, профессионально-трудовой деятельности.

Для этого используются критерии, классификации, утвержденные Министерством здравоохранения.

Задание № 6

Пожилая женщина (85 лет) похоронила мужа, детей нет. Осталась одна в однокомнатной квартире, передвигается по квартире с трудом. Хочет жить в доме-интернате для престарелых и инвалидов.

1. Имеет ли она на это право?

2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения вопроса.

3. Какие документы необходимы для помещения в дом-интернат для престарелых и инвалидов?

4. Перечислите основные права граждан, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания.

Решение:

1. Женщина имеет право на то, чтобы жить в доме-интернате для престарелых и инвалидов, т.к. ей больше 55-ти лет и у нее нет детей, обязанных по закону ее содержать.

2. Конституция Российской Федерации (с изм.); О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов. Федеральный закон от 02.08.1995г. № 122-ФЗ О государственной социальной помощи 178-ФЗ от 17.07.1999г; Об утверждении положения об оценке индивидуальной нуждаемости гражданина пожилого возраста и инвалида в социальном обслуживании в отделениях социального обслуживания на дому Центров социального обслуживания населения и Домах-интернатах системы социального обслуживания Республики

2. Документы:

1.личное заявление подается в территориальный орган (отдел) социальной защиты населения;

2.медицинская карта гражданина пожилого возраста или инвалида, направляемого на социальное обслуживание, установленного образца с приложением результатов анализов;

3.заключение клинико-экспертной комиссии учреждения государственной или муниципальной системы здравоохранения о нуждаемости гражданина пожилого возраста или инвалида в постороннем уходе;

4.копии паспорта, справки об освобождении из мест лишения свободы - для лиц, освободившихся из мест лишения свободы;

5.копии страхового медицинского полиса обязательного медицинского страхования и страхового свидетельства государственного пенсионного страхования;

6.справка о размере пенсии за текущий месяц, выданная органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в том числе с учетом всех социальных выплат, и иного дохода;

7.копии справки медико-социальной экспертизы и индивидуальной программы реабилитации инвалида (для лиц, являющихся инвалидами);

8.документ установленного образца, подтверждающий право на внеочередное и первоочередное получение социального обслуживания;

9.справка из наркологического диспансера (для лиц старше 18 лет);

10.справка из организации, осуществляющей функции по управлению объектами жилищного фонда, о наличии жилья (выписка из домовой книги);

11.для граждан, имеющих жилое помещение на праве собственности, - копии документов, устанавливающих право собственности; копия свидетельства о регистрации завещания, договора дарения, справка об отсутствии задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг;

12.для граждан, реализовавших принадлежавшие им на праве собственности жилое помещение, земельный участок в течение года до момента подачи заявления - копия договора купли-продажи.

Факт наличия или отсутствия постоянного жилья у гражданина подтверждается справкой, выдаваемой органом, уполномоченным осуществлять учет государственного и муниципального жилищного фонда. Дополнительно к справке прилагаются иные документы, указывающие причину отсутствия постоянного жилья (о пожаре, стихийном бедствии, признании жилого помещения непригодным для проживания, подтверждающие статус беженца, вынужденного переселенца и др.)

3. Права:

условия проживания, отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям,

уход, первичная медико-санитарная и стоматологическая помощь,

социально-медицинская реабилитация и социальная адаптация,

добровольное участие в лечебно-трудовом процессе,

право на обследование медико-социальной экспертизой,

свободное посещение адвокатом, нотариусом, священнослужителем, родственниками.


































Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.