Контрольная работа по биологии в 6 классе за 1 четверть
Описание контрольных измерительных материалов
для проведения контрольной работы по биологии за 1 четверть
6 класс
1.Назначение контрольной работы за 1 четверть по учебному предмету «Биология» - оценить уровень общеобразовательной подготовки учащихся 6 классов в соответствии с требованиями ФГОС как итог промежуточной аттестации. Контрольная работа позволяет осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе овладение межпредметными понятиями и способность использования УУД в учебной, познавательной, социальной практике. Результаты четвертной контрольной работы в совокупности с имеющейся в общеобразовательной организации информацией, отражающей индивидуальные образовательные траектории обучающихся, могут быть использованы для оценки личностных результатов обучения в проможуточной аттестации по предмету «Биология».
2.Содержание и структура четвертной контрольной работы определяются на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования и содержания учебника, включённого в Федеральный перечень на 2016/2017 учебный год: В.В. Пасечник «Биология. Многообразие покрытосеменных растений».
3.Четвертная контрольная работа по биологии основана на системно-деятельностном, компетентностном и уровневом подходах в обучении. Предусмотрена оценка сформированности следующих УУД:
Регулятивные действия: целеполагание, планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.
Общеучебные УУД: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; определение основной и второстепенной информации, моделирование, преобразование модели.
Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно- следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Контрольные измерительные материалы четвертной контрольной работы направлены на проверку сформированности у обучающихся естественнонаучных требований:
- формирование целостной научной картины мира;
- овладение научным подходом к решению различных задач;
- овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
- овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями окружающего мира;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
- формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.
КИМ четвертной контрольной работы направлены на проверку сформированности у обучающихся предметных требований:
- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, овладение понятийным аппаратом биологии;
- приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека;
- освоение приемов выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Ключевыми особенностями четвертной контрольной работы по биологии в 6 классе являются:
• соответствие ФГОС основного общего образования;
• соответствие отечественным традициям преподавания учебного предмета
«Биология»;
• учет национально-культурной и языковой специфики многонационального российского общества;
• отбор для контроля наиболее значимых аспектов подготовки как с точки зрения использования результатов обучения в повседневной жизни и продолжения образования.
Тексты заданий в вариантах четвертной контрольной работы учитывают формулировки, принятые в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования.
4. Варианты четвертной контрольной работы состоят из 10 заданий, которые различаются по содержанию и проверяемым требованиям. Задания 1,3,5,7,8,10 основаны на изображениях конкретных биологических объектов, статистических таблицах и требуют анализа изображений и статистических данных, характеристики объектов по предложенному плану, классификации и/или систематизации объектов по определенному признаку, применения биологических знаний при решении практических задач. Задание 9 предполагает заполнение пропусков в тексте биологического содержания с помощью терминов из предложенного перечня. Задание 2 требует применить знание строения объекта и написания термина. Задание 4 на умение определять понятие и обобщать. Задание 6 на умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
5. Кодификаторы проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки:
Таблица 1
Код |
Проверяемые элементы содержания |
1 |
Строение и многообразие покрытосеменных растений |
1.1 |
Строение семян однодольных и двудольных растений. |
1.2 |
Виды корней. Типы корневых систем. Строение корня. Условия произрастания и видоизменения корней. |
1.3 |
Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега |
1.4 |
Внешнее и внутреннее строение листа. Видоизменение листьев. |
6. Типы заданий, сценарии выполнения заданий Таблица 2
№ задания |
На что направлено |
1 задание |
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. |
1часть |
Показать строение по заданию с помощью стрелок. Умение различать части целого на рисунке. |
2 часть |
Применить знание строения объекта и абстрактно написать в форме термина. |
3 часть |
Назвать целое на схеме-рисунке. |
2 задание |
Умение определять понятия, создавать обобщения. Умение выделять из текста процесс объекта. |
3 задание |
Умение классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. Направлено на выявление умения применять знания лабораторных работ по микроскопическому строению органов. |
4 задание |
Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. |
1 часть |
Умение делать вывод на основе анализа текста и таблицы статистических данных. |
2 часть |
Умение анализировать предложенные объекты и делать выбор. |
3 часть |
Умение анализировать предложенные объекты и делать выбор. |
5 задание |
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. Умение выбрать из предложенного текста и вставить пропущенные термины. |
6 задание |
Умение определять практическое значение растений, определять по рисункам названия растений. |
7. Распределение заданий проверочной работы по уровню сложности
В таблице представлена информация о распределении заданий проверочной работы по уровню сложности. Таблица 3
Уровень сложности заданий |
Количество заданий |
Номера заданий |
Количество баллов |
Базовый |
6 |
1 (1,2,3 части); 2;4 (2,3 части) |
2;1;2;1;1;1 |
Повышенный |
4 |
3; 4 (1 часть),5;6 |
8;2;3;8 |
Итого |
10 |
29 |
9. Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом.
Правильно выполненная работа оценивается 29 баллами.
Правильный ответ на задание 1 оценивается в 5 баллов: часть 1– 2 балла, часть 2 – 1 балл, часть 3 – 2 балла (если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов). Правильный ответ на задание 2 оценивается 1 баллом. Полный правильный ответ на задание 3 оценивается 8 баллами. Каждая ошибка уменьшает ответ на 1 балл. Правильный ответ на задание 4 оценивается в 4 балла: 1 часть – 2 балла (если допущена 1 ошибка – 1 балл); 2 и 3 части по 1 баллу. Полный правильный ответ на 5 задание оценивается 3 баллами (каждый неправильный ответ уменьшает ответ соответственно на каждый балл). 6 задание оценивается в 8 баллов. Каждый неверно указанный ответ уменьшает результат соответственно на балл.
10.Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Таблица 4
Отметка по пятибалльной шкале |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Первичные баллы |
0-10 |
11-17 |
18-24 |
25-29 |
11. На выполнение проверочной работы по учебному предмету «Биология» дается 45 минут.
12. Дополнительные материалы и оборудование не предусмотрены.
13. Рекомендации по подготовке к проверочной работе: повторить материал за 1 четверть §1-8
Вариант 1
1 Задание
1. Покажите стрелками на рисунке части зародыша семени двудольного растения: почечку, стебелёк.
2. Где находятся питательные вещества для развития зародыша в семени фасоли?
Ответ: _______________
3. Выпишите цифру, которая обозначает корневую систему однодольных растений. Напишите её название.
Ответ: цифра - _____; название _______
2Задание. Пикировка – это отщипывание кончика корня при рассаживании молодых растений с помощью заострённого колышка-пики. На кончике корня имеется образовательная ткань, зона деления, корневой чехлик, который защищает верхушку корня. Вероятно, кончик корня перестанет расти, но усилится рост боковых корней. Следовательно, растение будет больше получать питательных веществ и будет сильным, здоровым, урожайным. На какой процесс влияет пикировка?
Найдите в приведённом списке и подчеркните название этого процесса.
Список слов: Размножение, расселение, развитие, питание, распространение.
3 Задание
Рассмотрите микроскопическое строение корня и предложенные названия зон и тканей. Определите последовательность зон и тканей, начиная снизу. Запишите ответ в таблицу.
Название зон |
Название тканей |
Определите последовательность зон и тканей корня, начиная снизу |
1) проведения |
А) всасывающая |
|
2) деления |
Б) образовательная |
|
3) роста |
В) проводящая |
|
4) всасывания |
Г) покровная |
Ответ:
Расставьте цифры зон, начиная снизу корня |
||||
Расставьте буквы, обозначающие ткани данных зон |
4 Задание.
1.Ты уже изучил, что кожица листа имеет устьица. Они выполняют транспирацию и газообмен. У исследуемых видов растений, липы и сирени, в городе увеличивается число устьиц на 1 мм2 листовой поверхности, повышается процент закрытых устьиц, причем, это в большей степени выражено у растений примагистральных посадок по сравнению со скверами. Данные анализа показывают, что увеличение процента закрытых устьиц у исследуемых растений зависит от степени загрязнения районов города. Следовательно, увеличение количества закрытых устьиц может рассматриваться как защитная реакция растений на высокое содержание промышленных газов в воздухе. С другой стороны, увеличение количества устьиц на листовой пластинке и степени их закрытости можно рассматривать как приспособительный механизм древесных растений к условиям техногенного загрязнения городской среды. У нас около школы растёт липа и сирень. У тебя есть микроскоп. Как определить с помощью листьев и микроскопа: чистый воздух или загрязнённый в том районе? Сделай вывод на основе таблицы.
Растения пришкольной территории |
Число устьиц на 1мм² |
Место произрастания |
|
Фактические данные |
|||
Всего устьиц |
Закрытых устьиц |
||
Липа |
720 |
543 |
Вдоль забора у федеральной трассы |
Липа |
580 |
486 |
В центре пришкольной территории, вдали от трассы |
Сирень |
456 |
216 |
На западной части школы вдали от трассы |
Сирень |
498 |
372 |
У забора рядом с федеральной трассой |
Ответ: ______________________________________________________________
2. Ученик рассмотрел гербарий простых и сложных листьев, сделал несколько рисунков и подписал их. Какой тип листа ученик обозначил буквой В?
А) |
Б) |
В) |
Ответ: ____________
3. Ученик рассмотрел внешнее и внутреннее строение (под микроскопом) растительных почек и сделал рисунок. Какую почку ученик подписал под буквой (А) и какую под буквой (Б)?
А) |
Б) |
Ответ: А _______________, Б __________________
5 Задание.
Вставьте в текст «Жилка листа»» пропущенные слова из предложенного списка слов. Цифры запишите в таблицу.
В листьях растений существует проводящая система – это сосудисто-волокнистые пучки (жилки). В жилке по ____________ (А) передвигается вода с минеральными веществами от корня вверх по растению. Это мёртвые клетки. По __________ (Б) жилки передвигаются от листьев к корню органические вещества. Это живые клетки. Прочность листу придают сильно вытянутые клетки механической ткани - ___________ (В).
Список слов:
1. Вакуоль
2. Волокна
3. Ситовидные трубки
4. Кожица
5. Сосуды
Ответ:
А |
Б |
В |
6 Задание. Практическое значение растений велико. В первой строке картинок показаны растения и их части. Напишите названия растений около каждой буквы в ответе. Рассмотрите ниже примеры практического значения. Напишите в ответе около каждого растения название его частей, которые использует человек.
А |
Б |
В |
|
||
Ответ: А – растение ___________, части: _____________,
Б – растение ____________, части __________,
В – растение ___________, части _____________
Вариант 2
1Задание
1. Покажите стрелками на рисунке части зародыша семени однодольного растения: семядолю, стебелёк
2. Где находятся питательные вещества для развития зародыша в семени пшеницы?
Ответ: ______________
3. Выпишите цифру, которая обозначает корневую систему двудольных растений. Напишите её название.
Ответ: цифра _______; название ________________
2Задание
Часто огородники прищипывают верхушку побега огурца. Таким образом, удаляют образовательную ткань, конус нарастания. Интенсивно начинают расти боковые побеги. Количество плодов увеличивается, урожайность высокая. Какой процесс доказывает опыт по прищипыванию верхушки побега огурца?
Найдите в приведённом списке и подчеркните название этого процесса.
Список слов: Размножение, цветение, питание, вставочный рос, верхушечный рост.
3Задание.
Рассмотрите микроскопическое строение листа и предложенные названия его тканей и функций. Определите последовательность тканей и функций, начиная сверху. Запишите ответ в таблицу.
Название тканей листа |
Название функций |
Определите последовательность тканей и их функций, начиная сверху |
1) столбчатая |
А) защита, пропуск световых лучей |
|
2) покровная (сверху) |
Б) фотосинтез |
|
3) губчатая |
В) защита, транспирация, газообмен |
|
4) покровная (снизу) |
Ответ:
Расставьте цифры тканей, начиная сверху листа |
||||
Расставьте буквы, соответствующие данным тканям листа |
4Задание.
1. Цвет листьев зависит от степени освещённости. У теневыносливых растений крупные хлоропласты расположены в них так, что не затеняют друг друга. Листья таких растений более тонкие и имеют тёмную зелёную окраску, т.к. имеют больше хлорофилла. У светолюбивых растений листья более светлой окраски, в них меньше хлорофилла. А можно ли те и другие листья встретить на одном и том же дереве? Ответ объясните.
Ответ: да, нет (подчеркните нужное). Объяснение: _________________________
2. Ученик рассмотрел гербарий стеблей разных растений, определил расположение листьев на них, сделал несколько рисунков и подписал их. Какой тип расположения листьев на стебле ученик обозначил буквой А?
А) |
Б) |
В) |
Ответ:__________
3. Ученик на гербариях листьев рассмотрел расположение жилок. Какой тип жилкования ученик обозначил буквой А и какой буковой Б?
А) |
Б) |
Ответ: А _______________, Б __________________
5 Задание.
Вставьте в текст «Виды корней»» пропущенные слова из предложенного списка. Цифры запишите в таблицу.
Семя – это зачаток будущего растения. Из зародышевого корешка семени развивается ____________ (А) корень. Когда растение окучивают, от стебля отрастают ________ (Б) корни. А они, ______ (В), могут отрастать и от тех и от других корней. Чем больше корней, тем лучше растение питается, тем больше будет урожай.
Список слов:
1. Стержневая
2. Придаточные
3. Мочковатая
4. Главный
5. Боковые
Ответ:
А |
Б |
В |
6 Задание. Практическое значение растений велико. В первой строке картинок показаны растения и их части. Напишите в ответе около каждой буквы названия растений. Рассмотрите ниже на картинках практическое значение (значение для человека) частей растений, используемых человеком. Напишите в ответе около каждого растения названия частей растения, которые человек использует.
А |
Б |
В |
Ответ: А – растение ___________, части: _____________,
Б – растение ____________, части __________,
В – растение ___________, части _____________
Ответы
№ задания и части |
Ответ 1 вариант |
Ответ 2 вариант |
||||||||||||||||
1 задание |
||||||||||||||||||
1 часть |
2 балла. Если одна ошибка – 1 балл. |
2 балла. Если одна ошибка – 1 балл. |
||||||||||||||||
2 часть |
В зародыше семени (в семядолях). 1 балл |
В эндосперме. 1 балл |
||||||||||||||||
2 часть |
2; мочковатая 2 балла. Если одна ошибка – 1 балл. |
1; стержневая 2 балла Если одна ошибка – 1 балл. |
||||||||||||||||
2 задание |
Развитие. 1 балл |
Верхушечный рост. 1 балл |
||||||||||||||||
3 задание |
8 баллов. Каждый неправильный ответ вычитается 1 баллом. |
8 баллов. Каждый неправильный ответ вычитается 1 баллом. |
||||||||||||||||
4 задание |
||||||||||||||||||
1 часть |
1.Около федеральной трассы у липы и сирени больше закрытых устьиц у сирени и липы, значит, воздух более загрязнённый. 2.Вдали от трассы устьиц закрытых меньше у липы и сирени, значит воздух чище. 2 балла, если написаны оба вывода. 1 балл – если один вывод. |
Да. На верхушке дерева – светлой окраски листья, внизу – тёмной. 2 балла. Если допущена 1 ошибка – 1 балл. |
||||||||||||||||
2 часть |
Простой. 1 балл |
Мутовчатое. 1 балл |
||||||||||||||||
3 часть |
А – вегетативная (листовая). Б – генеративная (цветочная). 2 балла. Если ошибка – 1 балл. |
А – Сетчатое (перистое). Б – Дуговое. 2 балла. Если 1 ошибка – 1 балл. |
||||||||||||||||
5 задание |
3 балла. Если 1 ошибка – 2 балла. Если 2 ошибки – 0 баллов |
3 балла. Если 1 ошибка – 2 балла. Если 2 ошибки – 0 баллов |
||||||||||||||||
6 задание |
А – пшеница. Части: стебли, плоды. Б – морковь. Части: корнеплоды, листья. В – подсолнечник. Части – плоды. 8 баллов. Если ошибки, то вычитается за каждую по 1 баллу. |
А – соя. Части: семена Б – лён. Части: семена, стебли В – крапива. Части: листья, стебли. 8 баллов. Если ошибки, то вычитается за каждую по 1 баллу |
||||||||||||||||
Итого |
29 баллов |
29 баллов |
Рудниченко Галина Николаевна
Чухрий Вера Васильевна
Елена Владимировна
Чухрий Вера Васильевна
Данильченко Ольга Васильевна
Чухрий Вера Васильевна
Медведева Татьяна Александровна
Чухрий Вера Васильевна
Медведева Татьяна Александровна
Медведева Татьяна Александровна
сердюк валентина ивановна
Шарипов Зульфат Фаритович
Чухрий Вера Васильевна