Контрольная работа по биологии за курс 9 класса (II полугодие)

2
0
Материал опубликован 3 September 2022

Контрольная работа по биологии

за курс 9 класса (второе полугодие)


ЧАСТЬ 1



1. Продолжите предложение, выбрав правильный вариант ответа.

Суть теории самозарождения заключается в том, что она поддерживает идею…

1) зарождение жизни в космосе

2) создания живого высшими силами

3) возникновения живого от живого

4) возникновения живых организмов из неживых тел

Ответ ______________

2. Результат макроэволюции растений – появление новых

1) видов

2) отделов

3) популяций

4) сортов

Ответ _______________

3. Эволюция покрытосеменных растений по пути приспособления к опылению насекомыми – это пример

1) ароморфоза

2) дегенерации

3) идиоадаптации

4) биологического регресса

Ответ ______________

4. Пример экологического видообразования

1) сибирская и даурская лиственница

2) заяц-беляк и заяц-русак

3) европейская и алтайская белка

4) популяции севанской форели

Ответ _______________

5. Какая особенность человека сформировалась под влиянием биологических факторов антропогенеза?

1) изготовление орудий труда

2) совместный труд

3) появление диафрагмы

4) сводчатая стопа

Ответ _______________

6. Кто относится к древним людям?

1) Австралопитек

2) Кроманьонец

3) Питекантроп

4) Неандерталец

Ответ _________________

7. Показателем процветания популяции в экосистеме служит:

высокая численность

колебания численности популяции

связь между особями популяции

связь с другими популяциями

Ответ ____________


8. Количество особей на единицу площади или объема:

плодовитость

плотность популяции

видовое разнообразие

обилие популяции

Ответ _____________

9. Выберите один, наиболее правильный вариант. Найдите название критерия вида в указанном перечне

цитологический

гибридологический

генетический

Популяционный

Ответ _____________

10. Ограничивающим фактором для растений в океане на глубине 6000 метров будет являться:

1) температура

2) свет

3) солёность

4) вода

Ответ _____________

11. Основной причиной неустойчивости экосистем является

1) колебание температуры среды

2) недостаток пищевых ресурсов

3) несбалансированность круговорота веществ

4) повышенная численность некоторых видов

Ответ ______________

12. Усилению парникового эффекта в биосфере способствует

1) появление озоновых дыр в атмосфере

2) опустынивание земель

3) осушение болот

4) развитие промышленности и транспорта

Ответ________________

ЧАСТЬ 2

13. Установите соответствие между высказыванием или достижением и его автором.

А. Впервые осуществил абиогенный синтез органических веществ за счёт энергии электрических разрядов

Б. В 1924 году предложил, что появлению живых организмов предшествует абиогенное образование органических веществ в атмосфере

В. «Положи в горшок зерна, заткни его грязной рубашкой и жди»

Г. Доказал невозможность самозарождения личинок мух в сосудах с мясом, рыбой, угрями

Д. Доказал невозможность самозарождения микроорганизмов в колбе с питательным бульоном

1. Луи Пастер

2. Стэнли Миллер

3. Ван Гельмонт

4. Александр Иванович Опарин

5. Франческо Реди

А

Б

В

Г

Д






14. Установите последовательность эволюционных процессов на Земле в хронологическом порядке

1) выход организмов на сушу

2) возникновение фотосинтеза

3) формирование озонового экрана

4) абиогенный синтез органических веществ

5) появление клеточных форм жизни

Ответ _______________________

15. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите положения теории эволюции, выдвинутые Ч. Дарвином.

1. упражнение органов их развивает, а неупражнение ведет к их атрофии

2. в природе выживают и оставляют потомство наиболее приспособленные особи

3. организмам присуще внутреннее стремление к прогрессу

4. между организмами идет борьба за существование

5. в природе действует естественный отбор

6. живое самопроизвольно происходит из неживого

Ответ ________________

16. Укажите историческую последовательность основных стадий антропогенеза

1) Человек современного типа

2) Австралопитек

3) Кроманьонец

4) Питекантроп

5) Неандерталец

Ответ _________________

17. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Паразитический образ жизни ведут.

1) актиния

2) аскарида

3) красный коралл

4) подберезовик

5) раффлезия

6) ришта

Ответ ______________

18. К продуцентам относят

1) пресноводную гидру

2) кукушкин лен

3) цианобактерию

4) шампиньон

5) улотрикс

6) планарию

Ответ _______________

19. Выберите три варианта. В агроэкосистеме картофельного поля, в отличие от экосистемы луга

1) отсутствуют консументы

2) высокая численность продуцентов одного вида

3) незамкнутый круговорот веществ

4) преобладают растительноядные насекомые

5) отсутствуют редуценты

6) нарушена саморегуляция

Ответ ______________

20. Ниже приведен перечень терминов. Все они, кроме двух, используются в учении о биосфере. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) биокосное вещество

2) ноосфера

3) биологический круговорот

4) ароморфоз

5) гибридизация

Ответ____________




























Спецификация теста по биологии для 9 класса.


1.Назначение работы: определить степень сформированности знаний, основных умений и навыков, оценить качество подготовки учащихся по всем основным темам, изучаемым в 9 классе. Данная контрольная работа охватывает основные содержательные линии курса биологии за 9 класс. Задания контрольной работы различаются по форме и уровню трудности, который определяется способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания. Выполнение заданий контрольной работы предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение, извлечение, классификация, сравнение, объяснение, аргументация и др.

2. Структура работы.

На выполнение тестовой работы отводится 1 урок (45минут). Работа состоит из 20 заданий, которые разделены на две части.


Часть работы

Тип заданий

Количество заданий

Часть 1

Задания с выбором ответа

12

Часть 2

Задания с кратким ответом

8


Часть 1 состоит из 12 заданий. К 1 – 12 заданиям даны 4 варианта ответов, из которых только 1 верный.

Часть 2 задания 14 – 20 (на множественный выбор или на соответствие).

Часть 2 состоит из 8 заданий:

Задание 13 - на установление соответствия.

Задание 14, 16 - на определение последовательности.

Задание 15, 17, 18, 19 - на множественный выбор.

Задание 20 – на исключение «выпадающих» понятий.


4. Распределение заданий итоговой работы по содержанию и видам деятельности.

Распределение заданий по основным содержательным разделам учебного предмета «Биология» представлено в таблице


Содержательные разделы

Число заданий

часть 1

часть 2

Закономерности происхождения жизни на Земле.

1

2

Эволюционное учение.

6

1

Антропогенез.

2

1

Закономерности взаимоотношений организма и среды.

1

2

Экосистема.


1

Биосфера.

1

1

Глобальные экологические проблемы человечества.

1


Итого

12

8

Всего

20

5. Система оценивания.


Максимальное кол-во баллов за одно задание

Максимальное количество баллов

Часть А

Часть В

Часть А

Часть В

Вся работа

1

2

12

16

28

Критерии оценки:

Каждое правильно выполненное задание Части 1 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ученик выбрал (отметил) номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: указан номер неправильного ответа; указаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; номер ответа не указан.

Правильно выполненное задание Части 2 оценивается в 2 балла (2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибок).

Критерии оценки

28-25 баллов – «5»;

24-18 баллов – «4»;

17-14 баллов – «3»;

13-0 баллов – «2».

5. Апробация работы: задания взяты из разных источников. (Интернет ресурсы, сборники заданий по биологии 9 класс; КИМы Биология 9 класс; задания для подготовки к ОГЭ).






Кодификатор элементов содержания работы

для проведения контрольной работы по БИОЛОГИИ

9 класс (второе полугодие)

Кодификатор составлен на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и Требований к уровню подготовки выпускников основной и средней (полной) школы.

В первом столбце таблицы указаны коды разделов и тем, на которые разбит курс. Во втором столбце указаны коды содержания разделов (тем), для которых создаются проверочные задания.


Номер вопроса в тесте

Код контроли-

руемого элемента

Элементы содержания, проверяемые заданиями проверочной работы

1. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле.


А1, В13

1.1

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.


В14

1.3

Этапы развития жизни на Земле.


А2, А7, А8, В15

1.4

Идеи развития органического мира в биологии. Чарльз Дарвин об эволюции органического мира. Современные представления об эволюции органического мира.


А9

1.5

Вид, его критерии и структура. Процессы образования видов.


А3

1.6

Основные направления и основные закономерности эволюции.


А5, А6, В16

1.7

Эволюционное происхождение и основные этапы эволюции человека.

2. Закономерности взаимоотношений организмов и среды.


А11

2.1

Условия жизни на Земле. Экологические факторы.


А10

2.2

Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Биотические связи в природе. Взаимодействие разных видов в природе: конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз.


В17, В18, В19

2.3

Экосистемы. Видовая и пространственная структура экосистем. Роль производителей, потребителей и разрушителей органического вещества в экосистемах, в круговороте веществ и превращении энергии в природе. Пищевые связи в экосистеме. Устойчивость экосистем, их смена. Особенности агроэкосистем.


А12, В20

2.4

Биосфера – глобальная экосистема. Учение Н.И.Вернадского о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь людей. Последствия деятельности человека для экосистем, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.



ОТВЕТЫ


Задания

Ответ

Баллы

ЧАСТЬ 1

А1

4

1

А2

2

1

А3

1

1

А4

4

1

А5

4

1

А6

4

1

А7

1

1

А8

2

1

А9

3

1

А10

2

1

А11

3

1

А12

4

1

ЧАСТЬ 2

В13

А

Б

В

Г

Д

2

4

3

5

1



2

В14

45231

2

В15

245

2

В16

24531

2

В17

256

2

В18

235

2

В19

236

2

В20

45

2

Всего: 28 баллов



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.