Контрольная работа по химии за I полугодие 8 класса

1
0
Материал опубликован 29 March

Контрольная работа по химии за I полугодие 8 класса


СПЕЦИФИКАЦИЯ


1. Назначение КИМ - проверка знаний учащихся по курсу неорганической химии за I полугодие 8 класса, подготовка школьников к итоговой аттестации в 8 классе по химии.

2. Документы, определяющие содержание КИМ

Содержание КИМ определяется на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной основной образовательной программы основного общего образования.

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

Разработка КИМ осуществлялась с учетом следующих общих положений:

КИМ ориентированы на проверку знаний учащихся по химии за I полугодие, которые необходимы для дальнейшего успешного изучения химии и подготовки к итоговой аттестации в 8 классе. Требования к результатам обучения определяются в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

КИМ призваны обеспечивать возможность дифференцированной оценки подготовки учащихся. В этих целях проверка усвоения знаний основных элементов содержания курса химии за I полугодие 8 класса осуществляется на трех уровнях сложности: базовом, повышенном и высоком.

Учебный материал, на базе которого строятся задания, отбирается по признаку его значимости для подготовки учащихся к дальнейшему изучению курса химии.

Содержание заданий разработано по основным темам курса химии I полугодия 8 класса, объединенных в два содержательных блока: «Первоначальные химические понятия», «Кислород. Горение. Водород».

4. Характеристика структуры и содержания КИМ

Работа состоит из 2-х вариантов, каждый из которых, включает 15 заданий и состоит из 2 частей.

Часть 1 содержит 13 заданий базового и повышенного уровня сложности с кратким ответом, подразумевающих запись ответа в виде числа или последовательности цифр.

Часть 2 содержит 2 задания высокого уровня сложности, подразумевающих запись развернутого ответа.

Распределение заданий по частям КИМ представлено в таблице 1.

Таблица 1

Распределение заданий по частям КИМ



Части работы





Число заданий



Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 25



Тип заданий

Часть 1

13

16

64

С кратким ответом

Часть 2

2

9

36

С развернутым ответом

Итого

15

25

100




Распределение заданий по разделам приведено в таблице 2.

Таблица 2

Распределение заданий по разделам

Название раздела

Число заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данного вида деятельности от максимального первичного балла за всю работу, равного 25

1

Первоначальные химические понятия

11

16

64

2

Кислород. Горение. Водород

4

9

36


ИТОГО

15

25

100


Часть 1 КИМ содержит 10 заданий базового уровня сложности и 3 заданий повышенного уровня сложности. Часть 2 содержит 2 задания высокого уровня сложности.

Распределение заданий по уровням сложности представлено в таблице 3.

Таблица 3

Распределение заданий по уровню сложности

Уровень сложности заданий

Число заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данного вида деятельности от максимального первичного балла за всю работу,

равного 25

Базовый

10

10

40

Повышенный

3

6

24

Высокий

2

9

36

Итого

15

25

100


5. Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом

Верное выполнение каждого из заданий 1–10 базового уровня оценивается 1 баллом.

За полный правильный ответ на каждое из заданий 11, 12, 13 повышенного уровня ставится 2 балла; если допущена одна ошибка, то ответ оценивается в 1 балл. Если допущены две и более ошибки или ответа нет, то выставляется 0 баллов.

Максимальное количество баллов, которое можно получить за выполнение заданий части 1, равно 16.

Выполнение задания 14 высокого уровня части 2 оценивается от 0 до 4 баллов, задания 15 – оценивается от 0 до 5 баллов. Максимальное количество баллов, которое можно получить за выполнение заданий части 2, равно 9.

Максимальное количество первичных баллов, которое можно получить за выполнение всех заданий КИМ работы, равно 25.

Итоговая оценка определяется по 5-балльной шкале (таблица 4).

Таблица 4

Шкала перевода суммарного балла за выполнение

КИМ в отметку по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале


«2»


«3»


«4»


«5»

Суммарный балл

0-11

12-17

18-22

23-25


6. Продолжительность выполнения работы

На выполнение всей работы отводится 40 минут.

Рекомендуемое время на выполнение части 1 – 19 минут; на выполнение заданий части 2 рекомендуется отвести 21.

7. Дополнительные материалы и оборудование

В процессе выполнения работы учащийся использует следующие дополнительные материалы:

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;

непрограммируемый калькулятор.

8. Обобщенный план варианта КИМ по химии

Коды элементов содержания представлены в соответствии с разделом 1, а коды требований – в соответствии с разделом 2 кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся для проведения промежуточной контрольной работы по химии за I полугодие в 8 классе.

Уровни сложности задания: Б – базовый, П – повышенный, В – высокий.

Таблица 5

Обобщенный план варианта КИМ по химии

задания

Проверяемые

элементы содержания

Коды проверяе-мых элемен-

тов содержа-ния по кодифи-

катору

Коды требо

ваний к уров

ню подго

товки по кодификатору

Уро

вень сложности зада

ния

Макс. балл за выпол-нение зада

ния

Время выпол-нения зада

ния (мин.)

Часть 1

1

Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование.

1.1

2.6

2.8

2.9

Б

1

1

2

Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.

1.2

1.2

2.2

Б

1

1

3

Простые и сложные вещества. Химический элемент.

1.3

1.1

1.2

2.1

Б

1

1

4

Химические формулы. Качественный и количественный состав вещества.

1.4

1.3

2.3

Б

1

1

5

Относительная молекулярная масса вещества.

1.4

2.7

Б

1

1

6

Вычисление массовой доли химического элемента в веществе.

1.5

2.7

Б

1

1

7

Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формуле бинарных соединений.

1.6

1.2

2.4

2.5

Б

1

1

8

Типы химических реакций.


1.7

2.4

Б

1

1

9

Кислород.

2.1

2.3

Б

1

1

10

Водород.

2.2

2.3

Б

1

1

11

Химические уравнения. Типы химических реакций.

1.7

2.4

П

2

3

12

Кислород. Оксиды

2.1


2.1

2.4

П

2

3

13

Валентность химических элементов.

1.6

2.4

П

2

3

Часть 2

14

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.

1.7

1.3

2.5

В

4

8

15

Горение. Оксиды. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.

1.6

1.7

2.1

1.3

2.4

2.5

В

5

13


9. Условия проведения (требования к специалистам)

Перед инструктажем необходимо предоставить каждому ученику КИМ, бланк ответов, черновик. Далее педагог должен провести инструктаж о порядке проведения контрольной работы. Обратить внимание детей на то, что, если задание окажется сложным – его можно пропустить и перейти к следующему. Если останется время, то можно ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания.

10. Рекомендации по подготовке к работе

Подготовка к контрольной работе по химии за 1 полугодие включает такие основные компоненты как:

ориентация учебного процесса на формирование универсальных и предметных учебных действий.

знакомство учащихся с подобными заданиями в течение учебного года, правилами их выполнения и оформления



КОДИФИКАТОР

элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся

для проведения контрольной работы по химии

за I полугодие в 8 классе

Кодификатор составлен на базе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Кодификатор состоит из двух разделов:

раздел 1. «Перечень элементов содержания, проверяемых в рамках промежуточной контрольной работы по химии за I полугодие в 8 классе»;

раздел 2. «Перечень требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших курс неорганической химии за I полугодие 8 класса».


Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых в рамках контрольной работы по химии за I полугодие 8 классе

Код блока/ контролируемого элемента

Элементы содержания, проверяемые заданиями контрольной работы

Первоначальные химические понятия

1.1

Приёмы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.

1.2

Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.

1.3

Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и неметаллы.

1.4

Закон постоянства состава веществ. Химические формулы. Качественный и количественный состав вещества. Относительная молекулярная масса

1.5

Вычисления по химическим формулам. Массовая доля химического элемента в сложном веществе.

1.6

Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формуле бинарных соединений.

1.7

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Типы химических реакций.

Кислород. Горение. Водород

2.1

Кислород. Получение кислорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства кислорода. Горение. Оксиды.

2.2

Водород. Получение водорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства водорода. Водород — восстановитель.


Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки обучающихся, достижение которых проверяется заданиями контрольной работы по химии за I полугодие в 8 классе

Код требований

Описание требований к уровню подготовки, достижение которого проверяется в ходе контрольной работы

1. Знать/понимать:

1.1

Химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ, уравнения химических реакций

1.2

Важнейшие химические понятия: вещество, простые и сложные вещества, химический элемент, атом, молекула, физические явления, химические реакции, относительные атомная и молекулярная массы, валентность, моль, молярная масса, молярный объём, химическое уравнение, основные типы реакций в неорганической химии (реакции соединения, разложения, замещения, обмена)

1.3

Смысл основных законов и теорий химии: атомномолекулярная теория; законы сохранения массы веществ, постоянства состава

2. Уметь:

2.1

Называть химические элементы; оксиды по систематической номенклатуре

2.2

Объяснять сущность изученных видов явлений (физических и химических)

2.3

Характеризовать качественный и количественный состав вещества по химическим формулам, физические и химические свойства кислорода и водорода, способы их получения

2.4

Определять/классифицировать состав веществ по их формулам, валентность элемента в соединении, типы химических реакций, принадлежность веществ к оксидам

2.5

Составлять химические формулы бинарных соединений по валентности, уравнения реакций соединения, разложения, замещения, обмена, горения

2.6

Обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием

2.7

Вычислять относительную молекулярную массу веществ, массовую долю химического элемента в соединениях

2.8

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с веществами и материалами в повседневной жизни

2.9

Соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов


КИМ

контрольной работы для учащихся 8 класса по химии

за I полугодие

Инструкция по выполнению работы


Работа состоит из двух частей, включающих в себя 15 заданий.

Часть 1 содержит 13 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 2 задания с развёрнутым ответом.

На выполнение работы по химии отводится 40 минут.

Ответы к заданиям 1–10 записываются в виде числа. Ответом к заданиям 11-13 является последовательность цифр.

К заданиям 14–15 следует дать полный развёрнутый ответ, включающий в себя необходимые вычисления по химическим формулам и уравнения химических реакций.

При выполнении работы Вы можете пользоваться Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева и непрограммируемым калькулятором.

Задания рекомендуется выполнять в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.


Желаю успеха!


Часть 1


Ответом к заданиям 1-10 является одна цифра


1. Нагревая пробирку, необходимо:

1) направлять ее отверстием вверх

2) держать ее руками

3) направлять отверстием к себе 

 4) направлять в сторону от всех

2. Выберите химическое явление:

1) растворение соли

2) горение свечи

3) плавление железа

4) намагничивание железа

3. Только сложные вещества содержатся в ряду:

1) Si, O2, CO

2) N2, NO, Br2

3) CO2, NO2, SO2

4) O2, N2, Al

4. Формула мрамора состоит из одного атома кальция, одного атома углерода, трех атомов кислорода. Какова формула мрамора?

1) KCO3

2) CaCO3

3) K2SO3

4) CaSO3

5. Относительная молекулярная масса оксида серы (VI):

1) 80 г/моль

2) 77 г/моль

3) 79 г/моль

4) 76 г/моль

6. Массовая доля кислорода в угарном газе СО равна:

1) 57%

2) 0,57%

3) 0,43%

4) 43%

7. Валентность азота в веществе, формула которого NH3 равна:

1) III

2) I

3) II

4) V

8. Из предложенного перечня типов химических реакций выберите тип для реакции CaO + 2HCl → CaCl2 + H2O

1) замещения

2) разложения

3) обмена              

4) соединения

9. Тлеющая лучинка в сосуде с кислородом:

1) гаснет;

2) вспыхивает;

3) продолжает тлеть

4) сгорает со взрывом.

10. К физически свойствам водорода не относится

1) газ, без цвета, вкуса и запаха

2) хорошо растворим в воде

3) легче воздуха

4) горюч


Ответом к заданиям 11-13 является последовательность цифр (чисел)


11. Установите соответствие между уравнением химической реакции и типом химической реакции:

Уравнение реакции:                          Тип химической реакции:

А) 2H2 + O2 = 2H2O                               1) реакция соединения

Б) 3Mg + 2 AlCl3 = 3MgCl2 + 2 Al         2) реакция разложения

В) 2Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3 H2O               3) реакция обмена

                                                                 4) реакция замещения

12. Установите соответствие между формулой оксида и его названием:

Формула оксида:                                 Название оксида:

А) N2O                                                    1) оксид азота (IV)

Б) NO                                                      2) оксид азота (III)

В) NO2                                                    3) оксид азота (II)

                                                                4) оксид азота (I)

13. Установите соответствие между формулой соединения и валентностью брома в этом соединении:

Формула соединения:                       Валентность брома:

А) CaBr2                                                  1) I

Б) Br2O5                                                  2) III

В) BrF5                                                    3) V

                                                                 4) VII


Часть 2


Ответом на задания 14-15 является развернутый ответ. Ответы записывайте чётко и разборчиво


14. Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций

А) Аl + S = Al2S3

Б) Fe + H2O = Fe2O3 + H2

В) Au2O3 = Au + O2

Г) P2O5 + H2O = H3PO4

        15. Закончите уравнения реакций горения, расставьте коэффициенты:

А) Ca + O2 =

Б) Li + O2 =

В) B + O2=

Г) С4Н10 + О2 =

Д) ZnS + O2 =



Ответы и критерии оценивания


Часть 1

Верное выполнение каждого из заданий 1–10 оценивается 1 баллом.

За полный правильный ответ на каждое из заданий 11, 12, 13 ставится 2 балла; если допущена одна ошибка, то ответ оценивается в 1 балл. Если допущены две и более ошибки или ответа нет, то выставляется 0 баллов.

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Ответ

4

2

3

2

1

1

1

3

2

2

142

431

133


Часть 2

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом

14. Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций

А) Al + S = Al2S3

Б) Fe + H2O = Fe2O3 + H2

В) Au2O3 = Au + O2

Г) P2O5 + H2O = H3PO4

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

2Al + 3S = Al2S3

2Fe + 3H2O = Fe2O3 + 3H2

2Au2O3 = 4Au + 3O2

P2O5 + 3H2O = 2H3PO4


Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы

4

Правильно записаны 3 уравнения реакций

3

Правильно записаны 2 уравнения реакций

2

Правильно записано 1 уравнение реакции

1

Все элементы ответа записаны неверно или отсутствуют

0

Максимальный балл

4

15. Закончите уравнения реакций горения, расставьте коэффициенты:

А) Ca + O2 =

Б) Li + O2 =

В) B + O2=

Г) С4Н10 + О2 =

Д) ZnS + O2 =

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

2Ca + O2 = 2CaO

4Li + O2 = 2Li2O

4B + 3O2= 2B2O3

2С4Н10 + 13О2 = 8CO2 + 10H2O

2ZnS + 3O2 = 2ZnO + 2SO2


Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы

5

Правильно записаны 4 уравнения реакций

4

Правильно записаны 3 уравнения реакций

3

Правильно записаны 2 уравнения реакций

2

Правильно записано 1 уравнение реакции

1

Все элементы ответа записаны неверно или отсутствуют

0

Максимальный балл

5



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.