Вариант 1
Весь словарный состав языка – это …
Раздел лингвистики, который занимается составлением словарей,– это …
Что такое лексическое значение слова? В какой части слова заключено основное лексическое значение всех однокоренных слов?
Какие слова называются однозначными, какие – многозначными? Приведите примеры однозначных и многозначных слов.
Назовите ряд, в котором приведены:
а) слова, входящие в одну тематическую группу;
б) синонимы;
в) антонимы;
г) омонимы.
1) Белый – черный; толстый – тонкий; грустный - радостный;
2) Косить (траву) – косить (глазом); (ткацкий) стан – стан (врага);
3) Бегония, гладиолус, лилия, гвоздика, гортензия.
4) Красивый, смазливый, миловидный, прелестный.
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите корни в словах, подчеркните и объясните орфограммы.
На капюш…не разош…лся ш…в.
Ш…фер наш…л на ш…ссе ж…лудь.
Из-за двери слышались ш…рохи и чей-то ш…пот.
Ж…нглер вчера обж…г руку, у него сильный ож…г.
Щ…голь в щ…гольском костюме щ…лкнул каблуками.
Прочитайте предложение. Есть ли в нем омографы, омофоны или омоформы?
Не моя вина, что скисли все вина, просто у бочек были слишком тонкие бочки!
Распределите словосочетания по группам : а) с буквой и после приставки; б) с буквой ы после приставки.
Раз…скать друга, под…тожить сказанное, с…грать на рояле, грустная пред…стория, об…скать преступника, пред…дущий день, по…грать с братом, сверх…тересный фильм, от…скать пропавшие ключи, получить вы…грыш, на…грать мелодию, веселый роз…грыш.
Контрольная работа по разделу «Лексикология»
Вариант 2
Раздел лингвистики, изучающий словарный состав языка, – это …
То, что слово обозначает, - это …
Что такое грамматическое значение слова? Какая часть слова выражает грамматическое значение?
Чем переносное значение слова отличается от прямого значения? Приведите примеры переноса значений, основанных на сходстве и на смежности предметов.
Назовите ряд, в котором приведены:
а) слова, входящие в одну тематическую группу;
б) синонимы;
в) антонимы;
г) омонимы.
1) Подниматься – спускаться; грустить – радоваться; беднеть – богатеть;
2) Колоть (иголкой) – колоть (дрова); Ласка (матери) – (проворная) ласка;
3) Железо, медь, алюминий, серебро, золото.
4) Злой, лютый, сердитый, ярый.
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите корни в словах, подчеркните и объясните орфограммы.
Обж…ра любит ш…колад.
В кош…льке только ч…рствый ч…рный хлеб.
Пч…лы летают над ж…лтыми цветами.
У Ж…ры от крыж…вника сильная изж…га.
Реш…тку и ж…лоб почистили щ…ткой.
Прич…ска с ч…лкой выглядит ч…порно.
Прочитайте предложение. Есть ли в нем омографы, омофоны или омоформы?
Порок любой в себе храни хоть до скончания дней,
Но за порог души своей пускать его не стоит.
Распределите словосочетания по группам : а) с буквой и после приставки; б) с буквой ы после приставки.
Сверх…тересный фильм, от…скать пропавшие ключи, получить вы…грыш, на…грать мелодию, веселый роз…грыш, раз…скать друга, под…тожить сказанное, с…грать на рояле, грустная пред…стория, об…скать преступника, пред…дущий день, по…грать с братом, .