12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кузнецова Ольга Александровна193
Россия, Пермский край, Пермь

Контрольная работа по теме "Лексика. Культура речи" 5 класс составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Задания контрольной работы ориентированы на проверку достижения планируемых результатов по теме "Лексика".  Проверяется усвоение теоретических сведений, понимание сути лексических понятий, таких как "многозначные слова", "синонимы", "омонимы", "антонимы", "переносное значение слов". 

Предлагаются задания с выбором ответа и задания, предполагающие практическое применение изученного на конкретном языковом материале. 

1 вариант

1. Дайте определение терминам: «однозначные слова», «омонимы», «лексика».

Приведите по одному примеру. (6б)

2. Укажите лишнее слово в ряду синонимов:

Бежать, мчаться, катиться, нестись (1б)

3. Найди в каждой группе слов омонимы, выпиши их. Придумай и запиши предложения с двумя омонимами из текста. (5б)

Птичья клетка, потерять ключ, ручная вышивка, журчащий ключ, ручная кладь, нервные клетки.

Приведи свои примеры омонимов (2 примера) - 2б

4. Запиши антонимы к словам (8б):

Утро, длинный, умный, день, маленький, смеяться, тогда, нашел.

5. Найди в толковом словаре учебника «Русский язык» одно однозначное и одно многозначное слово. Выпиши их лексическое значение. (2б)

6. Устно образуй словосочетания. Запиши те, которые будут иметь переносное значение. (1б) Горячий (молоко, печь, время)

7. Запиши синонимы к словам (7б):

Разговор, еда, мощный, небольшая, веселиться, метель, смотреть.

8. Определите, в каких примерах выделенные слова имеют переносное значение (3б):

А) строить дом; Б) убить время;

В) тяжелый характер; Г) часы бегут;

Д) мягкое кресло; Е) острый нож

9. Выберите пары антонимов (3б):

А) смелый – грубый;

Б) мудрость – глупый;

В) щедрый – скупой;

Г) рассеянность – сосредоточенность;

Д) благородный – подлый;

Г) отзывчивый - вспыльчивый

Контрольная работа по теме «Лексика. Культура речи», 5 класс.

2 вариант

1. Дайте определение терминам (3б): «многозначные слова», «синонимы», «лексическое значение слова».

2. Укажите лишнее слово в ряду синонимов:

Метель, пурга, ураган, буран (1б)

3. Найди в каждой группе слов омонимы, выпиши их. Придумай и запиши предложения с двумя омонимами из текста. (6б)

Включить плиту, хищная рысь, тень дуба, мраморная плита, перевести лошадь на рысь (бег), тень сомнения.

Приведи свои примеры омонимов (2 примера) – 2 б

4. Запиши антонимы к словам (8б):

Подниматься, вверх, горячий, добро, узкий, близко, свет, нагреть.

5. Найди в толковом словаре учебника «Русский язык» одно однозначное и одно многозначное слово. Выпиши их лексическое значение. (2б)

6. Устно образуй словосочетания. Запиши те, которые будут иметь переносное значение. (1б) Легкий (пальто, характер, рюкзак)

7. Запиши синонимы к словам (7б):

Большой, жара, бросать, медленный, умный, бежать, горе.

8. Определите, в каких примерах выделенные слова имеют переносное значение (3б):

А) твердая воля; Б) бегут ручьи;

В) горят костры; Г) зерно пшеницы;

Д) золотое кольцо; Е) ледяной взгляд

9. Выберите пары антонимов (3б):

А) угрюмый - веселиться;

Б) гигант - карлик;

В) робкий - смелый;

Г) холодный - вспыльчивый;

Д) благородный - подлость;

Г) скромный - хитрый

                                                Ответы 
  Вариант 1.

1. Однозначные слова - слова, с одним лексическим значением. (Например, айсберг)

Омонимы - слова, одинаковые по написанию или произношению, но разные по лексическому значению. (Например, ключ)

Лексика - весь словарный запас языка. (Например, брошюра)

2. Катиться

3. Птичья клетка - нервные клетки;

потерять ключ - журчащий ключ;

ручная вышивка- ручная кладь.

Миша потерял ключ от входной двери. Мы наткнулись в лесу под сенью деревьев на прозрачный журчащий ключ.

Очки, балл-бал.

4.Утро - вечер, длинный-короткий, умный-глупый, день-ночь, маленький-большой, смеяться-плакать, тогда-сейчас, теперь,  нашел-потерял.

5. Самостоятельно

6. Горячее время.

7.Разговор-беседа, еда-пища, мощный-сильный, небольшая-средняя, веселиться-радоваться, метель-вьюга, смотреть-видеть.

8. б), в), г)

9. в), г), д)

Критерии оценивания для 1 варианта:

36-38 б. "5" 

35-27 б. "4"

26-19 б. "3"

18 б. и ниже "2"


Вариант 2

1. Многозначные слова - слова, имеющие два и более лексических значений.

Синонимы - слова, разные по написанию, но близкие по лексическому значению.

Лексическое значение слова - то, что слово обозначает, его содержание.

2. Ураган.

3. Включить плиту- мраморная плита;

хищная рысь - перевести лошадь на рысь (бег);

тень дуба - тень сомнения.

Мама включила электрическую плиту. Мраморные плиты украшают дорожки в саду.

Бабочка, ручка.

4.Подниматься - спускаться, вверх- вниз, горячий - холодный, добро-зло, узкий-широкий, близко-далеко, свет-тень, нагреть-остудить.

5. Самостоятельно.

6. Легкий характер.

7. Большой- гигантский, жара-зной, бросать- кидать, медленный-продолжительный, умный- начитанный, бежать- передвигаться, горе-беда.

8. в, г, д

9. б,в,е

Критерии оценивания для 2 варианта:

33-35 б. "5"

32-25 б "4"

24-17 б. "3"

16 б. и ниже "2"

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.