Контрольная работа по разделу «Синтаксис» (Русский язык, 5 класс)
Контрольная работа по разделу «Синтаксис»
Вариант 1
1. Соотнесите:
Диалог
Монолог
А) Участники общения активно обмениваются репликами.
Б) Это текст на определенную тему, который строится по плану, замыслу его автора.
В) Имеет разновидности, которые определяются ситуациями общения и стилями речи.
Г) Один участник общения говорит (пишет), остальные - слушают (читают
Д) Характерен для устной речи. Если включается в художественное произведение, то используется для передачи устной речи героев.
Е) Реплики связаны между собой и дополняют друг друга по смыслу.
Ж) Встречается как в устной, так и в письменной речи.
2. Какие слова пропущены в данных предложениях? Перечислите их через запятую.
Синтаксис – раздел лингвистики, который изучает _______________________________________.
В морфологии изучаются ________________ формы слов, а в синтаксисе – ______________ связи.
Вместе морфология и синтаксис составляют _______________ языка.
3. Дайте определение понятию
Предложение – это
4. Дополните схему
По цели высказывания предложения различаются
5. Найдите неверное утверждение. Запишите исправленный вариант.
А) Подлежащее и сказуемое образуют грамматическую основу предложения.
Б) Сказуемое отвечает только на вопрос что делает?
В) Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей.
Г) Если в предложении две или более грамматических основ, оно называется сложным.
6. Найдите предложения, в которых есть пунктуационная ошибка. Запишите исправленный вариант.
А) Москва – столица России.
Б) Конфеты – не еда.
В) Андрей, Катя, Сережа – вот мои друзья.
Г) У тебя руки – точно лед.
7. Спишите предложения, расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения. Постройте схемы однородных членов.
А) Солнце светит но не греет.
Б) На столе лежат фрукты и овощи ягоды и грибы.
В) Саша читает газету или журнал.
Г) От елки пахло и хвоей и воском и мандаринами.
8. Выпишите предложения с вводными словами. Расставьте недостающие знаки препинания.
А) Поезд мчит меня к счастью.
Б) К счастью на всем протяжении река имеет большую глубину.
В) Ты верно чем-то расстроен?
Г) Это уравнение решено верно.
9. Выпишите предложения с обращениями. Расставьте недостающие знаки препинания.
А) Березы белоствольные растите веселей.
Б) Шумит земля привольная ветвями тополей.
В) Пусть спокойно в нашей школе спит до осени звонок.
Г) Здравствуй солнце здравствуй лес.
10. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Постройте схемы предложений с прямой речью.
А) Мама сказала С добрым утром Леночка!
Б) С добрым утром Леночка сказала мама.
Контрольная работа по разделу «Синтаксис»
Вариант 2
1. Соотнесите:
Монолог
Диалог
А) Один участник общения говорит (пишет), остальные - слушают (читают).
Б) Это текст на определенную тему, который строится по плану, замыслу его автора.
В) Имеет разновидности, которые определяются ситуациями общения и стилями речи.
Г) Участники общения активно обмениваются репликами.
Д) Характерен для устной речи. Если включается в художественное произведение, то используется для передачи устной речи героев.
Е) Реплики связаны между собой и дополняют друг друга по смыслу.
Ж) Встречается как в устной, так и в письменной речи.
2. Какие слова пропущены в данных предложениях? Перечислите их через запятую.
Синтаксис – раздел лингвистики, который изучает _______________________________________.
В морфологии изучаются ________________ формы слов, а в синтаксисе – ______________ связи.
Вместе морфология и синтаксис составляют _______________ языка.
3. Дайте определение понятию
Словосочетание – это
4. Дополните схему
По эмоциональной окраске предложения различаются
5. Найдите неверное утверждение. Запишите исправленный вариант.
А) Если в предложении есть только одна грамматическая основа, оно называется простым.
Б) Сказуемое отвечает на вопросы что делает? каков? какой? что такое? кто такой?
В) Второстепенные члены предложения распространяют, дополняют и уточняют главные и другие второстепенные члены предложения.
Г) Подлежащее всегда выражено существительным в именительном падеже.
6. Найдите предложения, в которых есть пунктуационная ошибка. Запишите исправленный вариант.
А) Леопард – хищник.
Б) Вера – есть сила жизни.
В) Компьютер – не игрушка.
Г) Сказочник – это автор сказок.
7. Спишите предложения, расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения. Постройте схемы однородных членов.
А) Дети встали умылись позавтракали.
Б) Аня нашла не рыжик а мухомор.
В) Сейчас придут Лена и Сережа.
Г) И воробьи и синицы и галки собрались у кормушки.
8. Выпишите предложения с вводными словами. Расставьте недостающие знаки препинания.
А) Вот-вот казалось будет схвачена тема.
Б) Все казалось ему родным и близким.
В) Графиня весьма кстати воротилась в гостиную.
Г) Кстати слой глины в этом месте был гораздо тоньше, чем над всей крышей.
9. Выпишите предложения с обращениями. Расставьте недостающие знаки препинания.
А) Мой друг отчизне посвятим души прекрасные порывы.
Б) Умчались вы дни радости моей.
В) Татьяна то вздохнет то охнет.
Г) Свищет ветер в шелковом шелесте снежного шума.
10. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Постройте схемы предложений с прямой речью.
А) Мы поедем к бабушке объяснила мама.
Б) Мама объяснила мы поедем к бабушке.