Квест «Помоги Глазастику изучить раздел «Синтаксис» (Русский язык в 5 классе)
Тема: Квест «Помоги Глазастику изучить раздел «Синтаксис».
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений (обобщающий урок по
теме «Синтаксис»)
Форма урока: урок-практикум
Цель: обобщение и систематизация знаний по теме "Синтаксис".
Задачи: Образовательные:
· обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные при изучении темы «Синтаксис»;
· совершенствовать умения и навыки составления предложения;
Развивающие:
· развивать индивидуальные способности учащихся;
· развивать устную и письменную речь;
· развивать словарный запас, коммуникативные умения.
Воспитательные:
· формировать культуру речи и поведения;
· через разнообразие форм прививать интерес к изучению русского языка.
Технологическая карта урока
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1. Эмоциональный настрой. Приветствие.
-Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Надеюсь, что наш урок будет интересным и полезным.
|
|
2. Определение темы и целей урока.
-У меня для вас есть срочное сообщение.
В городе Синтаксис произошло неслыханное событие. На главной площади приземлился неопознанный летающий объект. Из него вышел настоящий инопланетянин! Маленький, зелёный, с огромными глазами, за что люди и прозвали его Глазастиком! Глазастик что-то пытался сказать любопытным жителям города, но те только растерянно пожимали плечами и разводили руками. Вероятно, они просто не понимали его. И теперь Глазастик обращается за помощью к нам. Вот его сообщение:
-Дня добрый! Вами радоваться видел очень! Помощь нужен ваш! Лететь хотеть домой! |
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
|
-Как вы думаете, ребята, почему окружающие не понимают Глазастика? |
Он не умеет строить словосочетания и предложения.
|
Неслучайно Глазастик прибыл к нам. Мы должны ему помочь вернуться домой! А для этого надо научить пришельца правильно строить словосочетания и предложения. Поможем, ребята?
|
Да, поможем. |
Сегодня на уроке я предлагаю вам пройти квест, тему которого вы определите сами. Что такое квест?
|
Слайд 4 |
Все ваши названия прекрасные, но я предлагаю назвать квест так: «Помоги Глазастику изучить раздел «Синтаксис». Согласны?
|
Предлагают названия.
Слайд 5 |
Каковы цели нашего квеста?
|
Определяют цели. |
Для того чтобы успешно пройти квест, необходимо выполнить задания, которые приготовила для вас и Глазастика фея города Синтаксис Акитаммарг. Она прислала мне свой волшебный сундучок с заданиями. За каждое задание вы будете ставить себе лайки в листе самооценки. Он есть у вас на партах. Что такое лайк? Если вы справитесь с заданием хорошо, то закрашиваете лайк зелёным цветом, если с ошибками, то жёлтым цветом, если не справились совсем, то красным цветом.
Где мы встречаемся в жизни с таким сочетанием цветов? |
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Светофор |
Первое задание «Третий лишний». В каждом ряду отметьте лишнее. Запишите ответы в тетрадь. Задание 1. «Третий лишний» 1. Мороз и солнце, зимнее утро, веет холодом. 2. Зима пришла, день чудесный, кружатся и падают. 3. Ты дремлешь, пушистый снег, закружились в воздухе. 4. В снегу, друг прелестный, сломя голову.
|
Слайд 9
Дети записывают ответы в тетрадь. |
Поменяйтесь тетрадями и проверьте, правильно ли сделано задание. Сверьте с ответами. Поставьте друг другу оценки. |
Слайд 10.
Слайд 11 |
Надеюсь, что вы все справились с заданием хорошо. Верните тетради. Проанализируем ваши ответы. |
Дети отвечают, почему они выбрали эти варианты ответов. |
Итак, что мы знаем о словосочетании. У вас на столах есть схема-кластер с пустыми блоками. Давайте их заполним. |
Слайды 12,13,14 |
Оцените свою работу в листе самооценки. |
Дети закрашивают лайки. |
Скажите, вам ничего не напоминают ответы этого задания? Они взяты из стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро». |
Слайд 15 |
Кто такой А.С.Пушкин? Какое произведение мы с вами изучали в 5 классе? |
А.С.Пушкин – поэт, писатель. «Руслан и Людмила». |
Продолжаем выполнят задания феи Акитаммарг. |
|
СИНТАКСИЧЕСКЙ КОНСТРУКТОР (по вариантам) Составьте предложения, используя союзы.
1 вариант – сочинительные союзы. 1. Загорается на небе луна. С крыш слетает снежок. 2. Приближалась полночь. Рыбаки ещё не вернулись.
2 вариант – подчинительные союзы. 1. Наступает утро. Природа просыпается и оживает. 2. Ты ощущаешь. Кто-то приближается к дому.
Оцените свою работу в листе самооценки.
Выполним синтаксический разбор одного из предложений. Оцени свою работу по алгоритму самооценки.
Что нам известно о предложении. Обратимся снова к кластеру.
|
Слайд 21
1. Загорается на небе луна, и с крыш слетает снежок. 2. Приближалась полночь, а рыбаки ещё не вернулись.
1. Когда природа просыпается и оживает, наступает утро. 2. Ты ощущаешь, что кто-то приближается к дому.
К доске выходит ученик, выполняет разбор.
Заполняем кластер. |
Предлагаю нам всем и Глазастику немного отдохнуть. Вы помните, что у Глазастика большие глаза, да и нашим глазам необходимо отдохнуть. А поможет нам панда. Физминутка "Панда" |
Проводим физминутку. |
Следующее задание «Раскрась по номерам»
Текст. (1)Жили – были где-то далеко снежинки. (2)Родились они в облаке, которое пролетало высоко над землёй. (3)Каждая из них была по-своему красива. (4)Одна была похожа на блистающие искорки, другая снежинка напоминала серебристо-белый иней. (5)Земля нетерпеливо ожидала появления снежинок. (6)Ей тоже хотелось одеться по-праздничному. (7)Но ветер не давал снежинкам медленно спускаться на землю. (8)Он кружил их в воздухе, подбрасывал, заставлял их плясать под свою неугомонную музыку. (9)Снежинки все же опускались на землю и покрывали её белым одеялом. (10)По волшебно преображённой земле расстилался белый ковёр.
Докажите, что это текст. Определите тип текст и стиль речи данного текста. Какова тема текста? Идея?
Как вы помните, Глазастик прилетел к нам с другой планеты, наверное, он не знает, что такое зима и снежинки. Давайте ему расскажем.
Что такое снег? Снег — форма атмосферных осадков, состоящая из мелких кристаллов льда.
Эта зима не радует нас обилием снега, но его можно сделать самим, искусственно. Для этого нужно взять пену для бритья и соду, всё смешиваем, можно даже слепить комочки. В старших классах вы будете изучать науку химию, и узнаете, как ещё можно сделать снег.
Этот текст состоит из предложений. Ваша задача, понять какие они по структуре: простые или сложные.
Номера простых предложений раскрасьте жёлтым цветом. Номера сложных предложений раскрасьте чёрным цветом.
Назовите номера сложных предложений. Если вы всё сделали правильно, то у вас должна получиться…..(собака).
Как вы думаете, почему именно собака? Оцените свою работу. |
Все предложения связаны одной темой. Тема: снежинки. Идея: показать красоту снежинок.
Демонстрирую опыт.
Находят грамматическую основу, закрашивают номера.
Символ года, друг человека. |
Все задания феи Акитаммарг закончились. Как вы думаете, ребята, удалось ли Глазастику с нашей помощью изучить раздел «Стнтаксис»? Он прислал вам сообщение.
Добрый день! Я очень рад вас видеть! Нужна ваша помощь! Хочу улететь домой!
Исправил Глазастик свои ошибки?
Дорогие ребята! Спасибо вам за помощь и за новых друзей! |
|
Посмотрите, ребята. Мы помогли Глазастику не только изучить раздел Синтаксис, но и приобрести новых друзей. Давайте и мы отправим ему сообщение о нашем уроке. У вас на столах есть смайлки. Напишите на экране синквейн о нашем уроке.
Напоминаю вам правила синквейна. Послушаем, что у вас получилось. |
Существительное 2 прилагательных 3 глагола Фраза существительное
|
Давайте соединим все наши сообщения. |
Наклеиваем смайлики на большой телефон. |
В течение урока вы сами себя оценивали. Поднимите руки те, кто собрал больше зелёных лайков! Я надеюсь, что в таком позитивном настроении вы проведёте весь день. Понравился ли вам Глазастик? Действительно, совсем не хочется с ним расставаться. Поэтому домашнее задание: придумать продолжение истории Глазастика. Другое задание – составит синквейн о словосочетании, предложении. |
Домашнее задание. |
Я благодарю вас за урок! До свидания! |
|
Никитина Людмила Анатолиевна
Татьяна
Медведева Татьяна Петровна
Татьяна